Файл: Г. В. Залевский избранные труды в шести томах Том четвертый Психологическая практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологическая супервизия
263 11. Достаточные знания актуального состояния исследований в области терапии и супервизии и их адекватное использование в процессе супервизии.
Выделяют следующие критерии «хороших» супервизоров с позиции социальной работы в США (Munson, 1993. S. 15, 38–39):
– систематическое знакомство с современной профессиональной ли- тературой и информирование супервизируемых;
– способность к адекватной подготовке письменных сообщений, опи- сания случаев и публикаций;
– хорошая наблюдательность;
– адекватное ведение беседы и коммуникация;
– активный слушатель (помощь при структурировании, а не пассив- ность);
– видение областей компетентности супервизиремых, требующих улучшения;
– творческое внедрение в конкретную практическую ситуацию реле- вантных теоретических знаний;
– конструктивный анализ и редифиниция проблемных случаев;
– опознание образцов (Mustererkennung) (проблем, интеракций, ком- муникаций);
– стимулирование переноса обучения;
– радость от процесса обучения;
– терпение и толерантность относительно супервизируемых, когда они допускают ошибки;
– критика и обратная связь – их давать и принимать;
– готовность к объяснению и аргументированию собственных действий;
– эффективное планирование и решения;
– способность работать в команде;
– приятие собственной роли супервизора (ответственность, власть, влияние, авторитет и т.д.).
Для «хорошего» супервизора в социальной работе характерны
(Leuschner, 1990. S. 118):
– способность к интроспективному восприятию;
– толерантность к напряжениям и неуверенности;
– терпение (ввиду собственной беспомощности);
– развитие собственной теоретической позиции;
– способность к анализу психосоциальных проблем в институцио- нальных и общественных взаимосвязях условий и к учету рамочных условий супервизии;

Г.В. Залевский. Избранные труды
264
– понимание интра- и интерпсихических субъективных перспектив супервизируемого;
– познание и управление взаимозависимой динамикой внутри группы и между группами;
– способность к непредвзятым поискам определения проблем (по об- разцу «плавноплавающего внимания»);
– способность к адекватной диагностике и интервенции;
– применение теоретических знаний к конкретным ситуациям су- первизионной практики;
– адекватная идентификация и дистанция;
– понимание и рефлексия процессов профессиональной социализации.
Критерии оценки «хороших» когнитивно-поведенчески ориентиро-
ванных супервизоров. А. Ляйт и соавт. (Leith et al., 1989) сформулировали из перспективы когнитивно-поведенческой психотерапии (правда, не- сколько узко – в области речевых и слуховых расстройств) 13 умений
«хороших» супервизоров:
1. Построение и сохранение эффективных рабочих отношений.
2. Ассистирование супервизируемому в развитии целей.
3. Помощь (ассистирование) при построении и совершенствовании диагностических умений.
4. Помощь при усвоении и совершенствовании «клинических ме- неджмент-навыков».
5. Демонстрация или сопровождение супервизируемого в клиниче- ской работе.
6. Помощь супервизируемому при наблюдении и анализе диагно- стико-психотерапевтического процесса во время супервизии.
7. Инструктирование по адекватной документации заседаний терапев- тических и супервизорских.
8. В кооперации с супервизируемыми совместное планирование, про- ведение и анализ процесса супервизирования.
9. Помощь при оценке клинической деятельности супервизируе-мых.
10. Содействие в приобретении компетентности представления вер- бального и письменного случаев, сообщений и публикаций.
11. Ведение дискуссии по этическим, правовым и страховым аспектам клинической практики.
12. Выступление в качестве модели профессиональной работы и общения.
13. Демонстрация исследовательской компетентности в терапевтиче- ском или супервизорском процессе.


1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   34

Психологическая супервизия
265
В исследовании (Carifo, Hess, 1987–1988) предложена модель не просто хорошего, но «идеального супервизора» с трех позиций: 1) что он пред- ставляет собой как личность, 2) что он делает и 3) каков его рабочий стиль.
Индивидуальные особенности личности (кто такой идеальный супер- визор?). Хорошему супервизору свойственны: эмпатия, понимание, несомненная расположенность, конгруэнтность, честность, эмоциональ- ное тепло, уважение, открытость, конкретность, флексибиль-ность, го- товность, внимательность, любознательность, открытость.
Реализуемые функции (что делает идеальный супервизор?). Хороший супервизор в состоянии: построить диадические отношения, которые ха- рактеризуются открытостью, доверием, взаимопониманием, взаимоком- муникацией и сотрудничеством; структурировать; быть компетентным как психотерапевт и как супервизор; учитывать данные (в том числе ис- пользовать данные аудио- и видеосъемок); ставить кооперативно ясные цели, использовать различные методы и работать флексибильно; разли- чать в своих действиях супервизию от терапии.
Конкретный рабочий стиль (как работает идеальный супервизор во время сеанcа?). Хороший супервизор создает доверительную, открытую атмосферу; готов поддержать; предлагает структуру и подсказки; избега- ет крайних форм критики или конфронтации; прибегает к различным формам влияния; дает непосредственную, систематическую, конкретную и однозначную обратную связь; открыт вопросам и идеям обучающихся; непреувеличенно директивен и не особенно пассивен; одновременно ориентирован на разум и на чувства; не работает как терапевт с пробле- мами обучающегося.
Итак, приведенные выше попытки представить модель «хорошего» и
«идеального» супервизора свидетельствуют о том, что имеет место тен- денция сближения ее с моделью того же уровня психотерапевта. Но, во- первых, следует различать эти модели, отражающие разные виды деятель- ности, а во-вторых, ни в том и ни в другом случае масштабы этих моделей, как известно, недостижимы, но выступают как указатели направления под- готовки и совершенствования профессионального мастерства.
6.2. Фиксированные формы профессионального поведения

в контексте супервизии
Стереотип изолирует субъекта от «игры прежнего опыта», воздей- ствует на последующий опыт замораживающе, дезадаптивно, неконтек-

Г.В. Залевский. Избранные труды
266
стуально, и для совладания с ним требуется более богатый опыт, в том числе и общения с субъектом, у которого имеется опыт психотехниче- ского обращения с противоречиями (Перлз, 1993. С. 132).
Проблемы эффективности психотерапии самым тесным образом свя- заны с категорией фиксированных форм поведения (и механизмами, ко- торые за ними скрываются) в нескольких планах и во всей ее динамике – от этапа анализа поведения и формулировки проблемы, пове-денческо- когнитивной диагностики до профессионального поведения психотера- певта и клиент-терапевт отношений (Лазарус, 2001). В общем ФФП (и то, что за ними скрывается) следует считать тем, что некоторые авторы
(Kanfer et al., 1991. S. 68) называют «блокадами изменений» (Änder- ungsblockaden) и считают, что «снятие блокад изменениям и открытие
новых средств и путей составляют собственно ядро психотерапевтиче-
ского мероприятия» (курсив мой. – Г.З.).
Под фиксированными формами поведения понимается широкий спектр форм поведения человека (индивидуальной системы) или группы людей (групповой системы), которые биосоциально, в плане культурных норм, принятых в данном обществе для лиц определенного возраста, пола и статуса, стали уже неадекватными, но повторяются и в ситуациях, объ- ективно требующих их изменения; при этом уровень и степень осознания и принятия необходимости этого изменения могут быть разными (Залев- ский, 2004, 2007).
Лучшей демонстрацией того, что представляют собой фиксированные формы поведения, причем как на уровне отдельного человека (индивидуаль- ной системы), так и на уровне микро- и макрогрупп людей (групповых си- стем – семьи, производственных коллективов, общественных и государ- ственных объединений, этносов, общества и государства в целом) – их при- рода, многообразие проявлений и место в жизни людей, – являются ситуа- ции социальных изменений, катаклизмов – революций, перестроек и т.п.
Спектр фиксированных форм поведения очень широк. Вся наша жизнь проходит в двух видах активности – изменяемых и неизменяемых
(или трудноизменяемых), т.е. фиксированных формах поведения, за- стывших, косных или ригидных стереотипов. Их взаимоотношения яв- ляются одной из кардинальных проблем биологии и психологии, а также родственных им наук – физиологии, общей и социальной психологии, психологии личности и психопатологии.
Сегодня можно выделить следующие объяснительные модели приро- ды и сути ФФП: нейродинамическую, энергетическую, филогенетиче-


Психологическая супервизия
267
скую, личностно-средовую, диспозиционную, стрессогенную, патогене- тическую, психодинамическую, научения (бихевиоральная и когнитив- ная), акциональную структурно-уровневую и системную.
Нейродинамическая моедель ФФП связывает их природу и причины про- явления с инертностью нервных процессов, особенно с ее ростом в силу раз- ных причин – астенизации (утомление, нервное истощение), патологизации (в результате мозговых нарушений) и т.д. Но выявленные много-много-значные связи между особенностями нервных процессов и психологическими / лич- ностными особенностями человека (В.М. Русалов, В.С. Мерлин) позволяют говорить лишь о большем или меньшем косвенном обусловливании и непря- мых корреляциях. Так, например, при персеверациях как одной из форм ФФП наличие выраженной или патологической инертности нервных процессов, как правило, опосредствуется ослаблением или расстройством функции произ- вольного внимания и «представления о цели действия» (Э. Крепелин).
Энергетическая модель ФФП (стереотипы, привычки, установки, ру- тина и т.п.), которая встречается уже в работах В.М. Бехтерева, исходит из общего принципа экономии энергии. Ссылки на принцип экономии имеют место и в работах грузинской школы психологии установки
Д.Н. Узнадзе. Установка, получив соответствующую объективным об- стоятельствам организацию и возможности, включает в себя готовые, приобретенные опытом схемы и, соблюдая принцип экономии, обеспечи- вает удовлетворение потребности. Но, как известно, фиксированная уста- новка, соблюдая тот же принцип экономии, не приводит к удовлетворению потребности. Известный русский ученый А.А. Ухтомский, разработавший учение о доминанте, очень ярко демонстрирует примерами из науки, как принцип экономии, заложенный в самой сути доминанты, хорошо работа- ющий в условиях стереотипных, привычных, обусловливает ФФП в усло- виях новых, «не совпадающих с доминантой». «Я считаю своим долгом, – писал Ухтомский, – говорить о том, что многие доктрины и теории в своих выводах и исканиях заранее предопределены тем, что установлены на по-
кой и на наименьшее действие с самого начала; действительность заранее усекается ради прекрасных глаз теории» (1973. С. 390).
Филогенетическая модель ФФП в чем-то, несомненно, близка «энер- гетической». Наблюдения этологов и эксперименты зоопсихологов сви- детельствуют о том, что фиксированные формы поведения проявляют и животные. И чем ниже на филогенетической лестнице находятся живые существа, тем вероятнее проявление ими таких форм поведения. Ин- стинкт, направляющий поведение животного, приспособлен к жизни ор-