Файл: Г. В. Залевский избранные труды в шести томах Том четвертый Психологическая практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Г.В. Залевский. Избранные труды
242
стью супервизируемого, стимулирующая его личностный и профессио- нальный рост – преимущественно поддерживающая функция (с обучаю- щими элементами). При этом должно быть обращено внимание на разли- чие между супервизией и терапией.
Супервизор в роли психотерапевта (фасилитатора):
– исследует чувства супервизируемого во время терапевтической сессии;
– исследует чувства супервизируемого во время супервизорской сессии;
– исследует чувства супервизируемого по поводу определенных тех- ник и интервенций;
– побуждает исследование супервизируемым самого себя по поводу его чувства доверия супервизору или беспокойства по поводу проведен- ной сессии;
– исследует защиты или аффекты супервизируемого терапевта в су- первизорской сессии;
– оказывает адекватную эмоциональную поддержку.
Супервизор в роли консультанта:
– фокусируется на системе «терапевт – клиент»;
– предлагает супервизируемым альтернативные интервенции и тера- певтические гипотезы;
– поощряет размышления супервизируемого терапевта о терапевтиче- ских стратегиях и интервенциях;
– поощряет дискуссии с супервизируемым о проблемах мотивации клиента;
– заботится о супервизируемом во время супервизорской сессии;
– разрешает супервизируемому структурировать супервизорскую сессию.
Супервизор как эксперт:
– контролирует достижение целей, сформулированных в суперви- зорском контракте;
– проверяет, осуществил ли терапевт интервенцию, обсуждавшуюся на предыдущей сессии;
– отслеживает прогресс клиента;
– дает супервизируемому обратную связь по поводу знания теории, следования ей и его личностным качествам;
– помогает супервизируемому оценить свои сильные и слабые стороны;
– оценивает прогресс терапевта;
– контролирует соблюдение этических стандартов;
– при необходимости конфронтирует обучаемого с определенным ма- териалом.

Психологическая супервизия
243
Надзирающее лицо (куратор, монитор) – консультант. Суперви- зор берет на себя функцию надзирающего/отслеживающего лица по от- ношению к работе супервизируемого; референтные критерии – следова- ние этическим, профессиональным и учрежденческим правилам или ра- бота по «правилам цеха/фирмы». Типичное распределение ролей в аме- риканской традиции социальной работы; акцент: административная функция. Ослабленная версия: профессиональный консультант – супер-
визируемый: Супервизор оказывает помощь супервизируемому в каче- стве эксперта; супервизируемый перекладывает частично ответствен- ность на консультанта, который помогает концептуализировать работу; смесь из образовательной и административной функций.
Коллега – коллега (интервизия). Супервизор и супервизируемый на коллегиальном уровне обмениваются опытом и пытаются оказать друг другу помощь – в зависимости от акцента скорее поддерживающая, обу- чающая или административная функция (взаимный контроль в смысле
«peer review» – «разговор равных»).
Супервизор как стимулятор («instigator») задает стимулы, ставит рефлективные вопросы, помогает при функциональном анализе взаимо- связей; это может принимать «эмансипаторно-объяснительные» черты.
Супервизор как помощник в разрешении проблем («facilitator of
problem-solving») не берет на себя проблемы супервизируемого, а под- сказывает проверенные шаги самого процесса решения проблем, как ими лучше пользоваться.
Супервизор как поддерживающий и стимулирующий («supporter
and challenger»). Образование отношений «сам себе супервизор» (Self- managment-Supervisor) представляет собой особую комбинацию эмпати- ческой поддержки при одновременном стимулировании других и новых перспектив и способов действия (особенно в плане обращения с суще- ствующими проблемами).
Супервизор как менеджер (Висконсинский тренинговый проект по клинической супервизии) осуществляет связь между важными опорными точками лечебного процесса: персонал учреждения, где он работает, ад- министрация, клиенты, налогоплательщики, общество. В соответствии со своей ролью супервизор транслирует указания администрации (сверху вниз), сообщая цели и намерения организации и вдохновляя персонал следовать этим целям. Клинический супервизор может также извещать персонал об изменениях в правилах и внутреннем распорядке организа- ции, обеспечивая защиту прав персонала. Администрацию клинический


Г.В. Залевский. Избранные труды
244
супервизор информирует о влиянии правил, процедур и административ- ных решений на моральное состояние персонала, его действия и позиции, так как им впоследствии придется доводить эти решения до персонала.
Супервизор как администратор (Висконсинский тренинговый про- ект по клинической супервизии) поддерживает развитие и использование механизмов, улучшающих качество работы, осуществляет ориентацию и тренинг новых работников, проводит оценку их действий и процедур.
В его компетенции – мониторинг случаев, лечебных планов, справочных процедур, вопросы завершения терапии и другие виды ответственности за обеспечение и получение клиентами квалифицированной помощи.
Кроме того, как администратор клинический супервизор осуществляет мониторинг соответствия стандартов (правил) и контрактных соглаше- ний, наблюдая за тем, чтобы действия учреждения соответствовали при- нятым стандартам помощи.
Очень важно, чтобы клинический супервизор был вовлечен организа- цией (учреждением) в процесс принятия решений. Кроме того, клиниче- ский супервизор дает ответы на трудные вопросы. В частности, он изуча- ет жалобы клиентов и отвечает на них, предоставляя информацию для адекватного рассмотрения ситуации, действуя как агент, пытающийся учесть интересы всех заинтересованных сторон.
Внутри организации (учреждения) клинический супервизор стимули- рует активность персонала, вовлеченного в принятие важных решений об оценке программ, их развитии и продвижении вперед. В целом он помо- гает организации функционировать, обеспечивая более эффективное управление.
4.2. Супервизорские стили
Стиль – это манера, в которой супервизор работает с супервизи- руемым терапевтом, психологом и отвечает им. Выделяют три основных эффективных и три неэффективных стиля работы супервизора (Friedland- er, Ward, 1984). К числу эффективных относят:
стиль, ориентированный на решение проблемы (задачи), который фокусируется на структурированном, целенаправленном и тщательном подходе к супервизии;
межличностно-сензитивный стиль, который фокусируется на от- ношениях между супервизором и супервизируемым терапевтом, поддер- живает взаимодействие и обращается к потребностям в отношениях;


Психологическая супервизия
245
располагающий стиль, характеризующийся теплом, помощью, дру- жеским поведением по отношению к супервизируемому терапевту, под- держкой и открытостью.
К числу неэффективных супервизорских стилей принадлежат:
аморфный стиль, характеризующийся недостаточной ясностью в отношении супервизии и связанных с ней надежд терапевта, а также ма- лой структурированностью и руководством. Структура и руководство обычно позволяют облегчить работу супервизируемых, особенно на пер- вых порах. Не структурирующий ситуацию супервизор не помогает но- вичку-супервизируемому удовлетворить потребность в руководстве. Су- первизор должен признавать потребности начинающих терапевтов в ру- ководстве и действовать в соответствии с нею;
неподдерживающий стиль, который характеризуется холодностью, отчужденностью, а иногда и враждебностью. Подобный супервизор не- редко приписывает проблемы супервизии сопротивлению супервизируе- мого, забывая о своем участии в проблеме. Поддержка супервизируемого является важным элементом фасилитации развития терапевта в суперви- зорских отношениях. Супервизируемый терапевт, который чувствует недостаток поддержки и избыток критики, в ответ начинает проявлять защитное поведение и демонстрирует различные формы сопротивления.
В рамках супервизорских отношений супервизируемый терапевт не является ответственным за регулирование этих отношений, это ответ- ственность супервизора;
терапевтический стиль, при котором супервизор склонен приписывать событиям в терапии значение личных проблем супервизи-руемого терапевта.
У супервизируемых обычно не возникает проблем, когда им говорят, что они на сессии делают что-то неправильно. Гораздо большей проблемой для них становится ситуация, когда причиной терапевтических событий супервизор считает личностные проблемы терапевта, им не нравятся попытки корректи- ровать их в лечебной манере прямо на супервизорской сессии. Возможно, причина в том, что супервизируемые боятся как правоты супервизора, так и ситуации, когда их несогласие будет расцениваться как сопротивление. Это похоже на «двойной зажим» (doublе bind, по Г. Бейтсону).
Для диагностики стилей авторы Висконсинского тренингового проек- та по супервизии предложили краткий перечень характеристик (Supervi- sory Styles Inventory), относящихся к тому или иному стилю. Эти харак- теристики были основаны на работе М. Фридлендера и Л. Варда
(Friedlender, Ward, 1984), посвященной основным супервизорским стилям


Г.В. Залевский. Избранные труды
246
и выделившей такие стили, как ориентированный на решение задачи, межличностно-сензитивный и располагающий.
Стиль, ориентированный на решение задачи: целенаправленный, кон- кретный, ясный, практичный, структурированный, оценивающий, пред- писывающий, дидактичный, тщательный, сфокусированный.
Межличностно-сензитивный стиль: опека, восприимчивость, интуи- ция, рефлексия, креативность, ресурсность, терапевтичность, высокая вовлеченность.
Располагающий стиль: супервизор приятен в общении, дружелюбен, гибок, открыт, позитивен, внушает доверие, проявляет тепло и поддержку.
Каждая из характеристик оценивается по семибалльной шкале, что позволяет выявить по сумме баллов преобладающий стиль.
Опросник «Supervisor Rating Form» (Schiavone, Jessell, 1988) оценива- ет такие характеристики супервизора, как экспертность – поведение, направленное на оценку компетенции терапевта; притягательность – поведение, на основании которого супервизируемый чувствует симпатию к себе и ощущение собственной ценности; справедливость – поведение, поддерживающее в супервизируемом ощущение правды и реальности.
Контрольные вопросы
1. В чем суть понятия «супервизорские роли»?
2. Какие супервизорские роли может брать на себя супервизор?
3. Что такое супервизорские стили?
Темы рефератов и курсовых работ
1. Административная функция супервизора.
2. Супервизор – супервизируемый: отношения в психологическом образова- нии.
3. Супервизор – супервизируемый: отношения в практике консультирования и психотерапии.
4. Супервизорская практика в перинатальной психологии.
5. Личность супервизора и стили супервизорской практики.
Литература
Винер Дж., Майзен Р., Дакхэм Дж. Супервизия: Практика в поисках теории.
М. : Когито-Центр, 2006.
Залевский В.Г. Штрихи к портрету профессионального психолога // Сибир- ский психологический журнал. 1998. Вып. 8–9. С. 116–117.

Психологическая супервизия
247
Залевский Г.В. Супервизия/супервизорство: проблемы и дефиниции (по ма- териалам зарубежных исследований). Сообщения 1–5 // Сибирский психологиче- ский журнал. 1998–2002. Вып. 7–9, 13–17.
Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии.
СПб. : Речь, 2002.
5. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА (ДЕВИЗЫ) СУПЕРВИЗИИ
В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ
БИХЕВИОРАЛЬНО-КОГНИТИВНОЙ ТЕРАПИИ
И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1. Думать поведенчески (Think behavior).
2. Думать решенчески (Think solution).
3. Думать позитивно (Think positive).
4. Думать шажками (Think in small steps).
5. Думать флексибильно (Think flexible).
6. Думать фьючерно (Think future).
Ф. Кэнфер и соавт. (Kanfer, Reinecker, Schmelzer, 1991. S. 441–420) предложили шесть правил, или девизов, психотерапии и супервизии в рамках современной бихевиорально-когнитивной терапии и консульти- рования с ориентацией на то, что клиент/пациент должен стать в конеч- ном итоге сам себе психологом-психотерапевтом, а суперви-зируемый – сам себе супервизором. Данные правила хорошо показали себя как ди- дактическое вспомогательное средство, особенно в контексте проведения терапевтических и супервизорских групп.
В практике ведения групповых или индивидуальных встреч обычно поступают следующим образом: на первом заседании/сеансе представ- ляется каждое правило отдельно, затем оно обсуждается, приводятся иллюстрации; после этого клиентам/пациентам или супервизи-руемым
(профессиональным психологам и психотерапевтам) предлагается вспомнить ситуации из их обыденной или профессиональной жизни, на которые эти правила/девизы можно перенести непосредственно и там же их и применить. Можно прямо в группе подготовить плакат с этими девизами и вывесить, чтобы они были постоянно перед глазами и напо- минали о себе. При индивидуальной терапии или супервизии можно эти же правила написать на небольшой карточке и держать в поле зрения.
Постоянное применение этих правил образует основополагающие рам- ки терапевтического или супервизорского процесса на все время его осуществления.


Г.В. Залевский. Избранные труды
248
Забегая несколько вперед, хочу отметить, что собственная психотера- певтическая и супервизорская практика позволила сформулировать еще ряд правил, о которых речь будет идти ниже.
Правило первое. Думать поведенчески (Think behavior).
Поведенчески ориентированные супервизоры работают не со сме- лыми понятиями, спекулятивными утверждениями и не с непроверяе- мыми интерпретациями, а с постоянной операционализацией и конкре- тизацией всех проблем супервизии, целями и шагами, направленными на их решения. Их главный призыв: смотри на факты и данные, что вы- ражается в таких вопросах, как, например: «На основании чего Вы ви- дите, что… ?», «Что дает Вам возможность точно заметить, что… ?» и т.п. Ими предпочитаются и возможности прямого наблюдения за тера- певтическими процессами (например, с помощью записей на видеопле- нку, супервизия in vivo) на живых конкретных случаях, что дает более надежную информацию о ситуации и проблеме, чем даже очень по- дробный о них разговор.
В нашей обыденной речи мы описываем или выражаем наши пробле- мы или проблемы других людей часто с помощью понятий, отражающих качества, свойства личности, или других смелых и глобальных конструк- тов. Мы говорим, например, что мы не справимся с определенными зада- ниями или проблемами, поскольку у «нас недостаточно сильная воля, мы слабовольны»; мы чувствуем себя «хроническими неудачниками»; «ока- зываемся постоянно на теневой стороне улицы жизни», хотя хотим быть
«счастливыми». Это непродуктивный способ описания в плане необхо- димых и возможных изменений и развития.
Другой непродуктивный способ определения каждодневных проблем состоит в том, что мы нередко концентрируемся на сопутствующих явле- ниях, результатах или последствиях нашего поведения, а не на самом поведении, которое и приводит изначально к данным результатам: мы жалуемся, что «слишком толстые», «всегда у нас нет времени» или «не- успешны в своей профессии», вместо того чтобы обратить внимание и учесть именно то конкретное поведение, которое, в конце концов, и сде- лало возможным наступление «конечных результатов», на которые мы сейчас жалуемся.
Правило «думать поведенчески» предлагает в этой связи как можно конкретнее описывать проблемные ситуации и потенциальные их реше- ния в поведенческих понятиях и терминах. Поскольку цель любой психо- терапии, в первую очередь, – это изменение поведения, то и акценты те-