Файл: Г. В. Залевский избранные труды в шести томах Том четвертый Психологическая практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологическая супервизия
287
Обычные методы: домашние задания; анализ заданий, или анализ ин- тервенций: три сферы – знания, умения и мотивация – анализируются, а затем сопоставляются актуальное и желаемое состояния; функционально- системный анализ условий, поддерживающих существование проблемы; наблюдение и интерпретация наблюдаемых данных; брейнсторминг –
«мозговой штурм»; профилактика СЭВ; чейнинг; коучинг; оспаривание иррациональных когниций (мыслей, убеждений и т.д.): цель – когнитив- ное переструктурирование в адекватное действительности направление через провокацию, конфронтацию, сократовский диалог; этнографиче- ский метод; фейдинг: постепенное избавление от старых позиций; описа- ние случая; обратная связь, которая должна быть прямой, однозначной, специфической, а не общей, поведенчески, а не личностно ориентирован- ной, личностно-конструктивной, а не критически-деструктивной, немед- ленной, а не отставленной; тренинг флексибильности (предъявление «сюр- призов»): теперь все может быть по-другому, как вы будете действовать?; остановка мыслей – СТОП!; юмор; гипотетические вопросы: «Что было бы, если бы Ваш клиент именно так поступил, как Вы предполагаете?» и т.д.; упражнение воображения; информация – книги и т.д.; техники инсце- нировки: коллажи, карикатуры, музыка-танцы; коммуникация и коммуни- кативные структуры в групповой динамике; тренинг компетентности (мо- жет включать все остальные методы); конфронтация; контракты; креатив- ные техники (когнитивные методы решения проблем, нахождения альтер- нативных решений); кризисные интервенции (клиент с ножом на психоло- га, угроза суицида, утрата в семье супервизируемого и т.д.); конструктив- ная критика; мысли вслух; супевизия in vivo: внутренний-внешний круг, стенка Гезелла, «наушник в ухо» («bug-in-the-ear»), «открыть ногой дверь»
(«knock-in-the-door»); решетка оценки стиля (managerial Grid); ментальные упражнения; модельное научение; мотивационный анализ; ничегонедела- ние как интервенция – проблемы сами уходят (метод Обломова); оперант- ные методы; органиграммы; тренинг развития организации; передача зна- ний; менеджмент времени; выяснение целей и ценностей; циркулирующие вопросы; метакоммуникация; метафоры и истории; метаплан-техника; микротренинг; анализ процесса; рефлектирующая группа; рефлексия по- средством рефлектирующих вопросов; рефрейминг и релейбилинг; абстра- гирование правил; развитие персонала; плановые игры (клиника, служба занятости и т.п.); упражнения, предваряющие критические ситуации в виде ролевых игр; решение проблемы; промптинг; провокация; ролевой анализ; ролевой коучинг; разрешение ролевого конфликта; ролевая игра: диагно-


Г.В. Залевский. Избранные труды
288
стическая функция, как будто характер, применение в группах, перемена ролей, эффект упражнения; самонаблюдение; самоинструкция; (мей- ченбаум); самоконтроль; шейпинг; симуляции (сценарии); сократовский метод; упражнение с зеркалом; символизирование; контекст-изменения; визуалиционные техники (рисовать, моделировать и пр.).
Необычные методы супервизии: Коломбо-техника: «Извините, я не очень уверен, что правильно понял, поэтому хотел бы еще кое о чем Вас спросить»; «Наверное, Вы удивляетесь тому, как я задаю вопросы, но может ли быть, что…»; Одиссей-свинопас-коммуникация (Одиссей рас- сказывает о своих путешествиях своему сыну); «открытый стул» (оpen- staff-Sitzung) – два супервизора беседуют в присутствии группы, а между ними – пустой стул, на который может сесть любой супервизируемый, если желает принять участие в разговоре; магический театр – через паро- дии, шаржи и т.п.; йохари-окна: групповой метод улучшения восприятия себя через получение обратной связи о восприятии себя другими; пара- доксальные интервенции; скульптурная работа.
Контрольные вопросы
1. Каковы общие представления о методах супервизии?
2. Каковы методы супервизии в контексте бихевиорально-когнитивной пси- хотерапии?
3. Какие методы относят к необычным методам супервизии?
Темы рефератов и курсовых работ
1. Методы супервизии в психоанализе.
2. Методы супервизии в гештальттерапии.
3. Методы супервизии в гуманистической психотерапии.
4. Методы супервизии в когнитивно-поведенческой психотерапии.
Литература
Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальттерапии. М. : Изд-во Ин-та пси- хотерапии, 2003.
Залевский Г.В. Основы современной бихевиорально-когнитивной психотера- пии и консультирования. Томск : Том. гос. ун-т, 2002, 2006.
Залевский Г.В. Супервизия: практика в поисках теории // Сибирский психо- логический журнал. 2008. № 30. С. 7–13.
Кириллов И.О. Супервизия в позитивной психотерапии : дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2002.

Психологическая супервизия
289
Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии.
СПб. : Речь, 2002.
Уильямс Э. Вы – супервизор: шестифокусная модель, роли и техники в су- первизии. М. : Класс, 2001.
Якобс Д. и др. Супервизорство: Техника и методы корректирующего кон- сультирования. СПб. : Б.С.К., 1997.
9. СУПЕРВИЗИЯ: ПРАКТИКА В ПОИСКАХ ТЕОРИИ
Список «школьных» и «внешкольных» супервизий и их описание, ко- торые мы приводим выше, можно продолжить: по моим подсчетам, их не менее полусотни. Но вряд ли это стоит делать, поскольку уже перечис- ленные выше модели супервизии убедительно свидетельствуют о том, что они представляют скорее модели, концепции или теории для суперви-
зии, но не являются собственно теориями супервизии как таковой.
В подтверждение этой мысли сошлемся на некоторые высказывания, например: супервизия в гештальттерапии основана на тех же концепциях, принципах, ценностях, что и сама гештальттерапия (Бу-любаш, 2003).
Имеет место нераздельность супервизии и анализа. Супервизия пред- ставляет собой настолько устоявшуюся часть аналитической работы, что вопрос о ее целях и задачах может показаться смехотворным. Труднее доказать, что супервизия представляет собой некую форму деятельности, по существу, отдельную от анализа (Винер и др., 2006).
По мнению некоторых исследователей, несмотря на некоторые по- пытки, все еще отсутствует сколько-нибудь удовлетворительная рамоч- ная концепция супервизии (Holloway, Jonston, 1985).
Супервизия представляет собой «парадный» пример имеющейся про- пасти между теорией и практикой (Schmelzer, 1997). То, что многие мо- дели супервизии не удовлетворяют претензиям в качестве научных тео- рий и едва поддерживаются результатами эмпирических научных иссле- дований, не является для некоторых авторов поводом сомневаться, так как они исходят из позиции «типичных практиков»; при этом интуиция и личный опыт выступают на первый план, а академические теории стано- вятся необязательными – вплоть до открытой враждебности по отноше- нию к науке. Другие исследователи убеждены, что знание теории лично- сти и теории супервизии служат предпосылкой создания безопасного пространства общения супервизора и супервизируемого, что следует раз- личать между метатеорией и микротеорией, ведь именно последняя стро-


1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   34

Г.В. Залевский. Избранные труды
290
ится непосредственно в консультационном кабинете при работе с паци- ентом, а первая относится к процессу развития перекрывающихся теорий психологических функций (Клюева, 2008; Мельченко, 1999 и др.).
С супервизией происходит приблизительно то же самое, что с кон- сультативными и терапевтическими подходами. Существует плюрализм, который порой объясняет только часть проблем.
Немецкое общество супервизии в социальной работе, в котором пред- ставлены разные направления супервизии, не является сторонником специ- альной содержательно-теоретической концепции супервизии, но выступает за определенные стандарты, которые позволяют осуществлять квалифици- рованную подготовку и проведение супервизии (Belardi, 1998. S. 127–133).
Анализ соответствующей литературы позволяет сделать вывод: сего- дня теории супервизии не существует, хотя имеются попытки ее созда- ния, на чем мы остановимся ниже.
Какие же теории используют собственно супервизоры? Опрос среди
777 читателей журнала «Supervision» (Супервизия), проведенный не- сколько лет назад, показал, что во главе находятся психотерапевтические концепции: психоанализ, системное консультирование, групповая дина- мика, разговорная терапия, гештальттерапия и др. Это еще раз показыва- ет, что «супервизия все же является лишь веточкой на дереве терапии»
(Hege, 1996. S. 104). Большинство супервизоров редко используют одну концепцию; в среднем используется 2–3 концепции. Вместе с тем почти все опрошенные высказались за «открытость» для различных направле- ний и в плане их концептуальности.
Уже взгляд на историю супервизии обнаруживает со всей определенно- стью, что в ее методическом ориентировании были различные фазы. Вначале была фаза «работа со случаями» (case work) приблизительно до 1970 г., при этом методы супервизии питались из психоаналитической теории. Начиная с
1970 г. пришли методы групповой динамики и групповой психотерапии, например Балинтовский метод. Эта фаза длилась приблизительно до середи- ны 1980-х гг. Для обоих периодов характерно, что не существовало ни само- стоятельного супервизорского метода, ни всеохватывающей методики или теории. Супервизоры заимствовали свой инструментарий из других подхо- дов: психоанализа, групповой динамики и т.д. В большинстве случаев су-
первизор использовал один какой-либо подход, в отдельных ситуациях – много или части многих подходов (эклектический прием).
1990-е годы принесли супервизии новую ситуацию. Появляются по- пытки построить мультипарадигмальные модели. Была предложена мета-

Психологическая супервизия
291
теоретическая модель (интегративная модель для супервизии)
(Schreyoegg, 1994. S. 31–37). В этой модели на общем теоретическом уровне находятся все доступные системы, проверенные на возможность их использования и согласованность с заявленными постулатами (напри- мер, психоанализ, гештальтерапия, психодрама, групповая динамика, организационные теории, групповая терапия, балинтовская группа).
Интегративная структура для супервизии располагает 4 уровнями знаний: праксеологическим, супервизорски-теоретическим, теоретиче- ским, метамодельным.
Пракселогический уровень: указания о том, какие методические меро- приятия и процессуальные правила должен применить супервизор.
Супервизорски-теоретический уровень – уровень целей, формы ре- конструирования, воздействий, стиль взаимодействия, а также указания на действия в различных ситуациях.
Теоретический уровень: использование социально-научных теорий для структурирования практических тем и супервизорских ситуаций.
Уровень метамодельный – уровень антропологических позиций, т.е. опре- деленный взгляд на человека, это познавательно-теоретические позиции, по- нимание человека принципиально как телесно-душевно-духовного субъекта.
Супервизорская работа не может быть исключительно центрирована на одном из этих аспектов, поскольку супервизируемый – целостный человек.
Шмельцер дает анализ современному состоянию исследований су- первизии, возможных причин недостаточности и недостатков в этих ис- следованиях, а также указывает на некоторые перспективы этих исследо- ваний (Schmelzer, 1997. S. 91–104).
Современное состояние исследования супервизии. Исследователь- ская база супервизии в мировой клинической психологии и психотерапии довольно слаба (Ellis, 1991. С. 239): а) имеющиеся исследования довольно слабы концептуально и полны методических недостатков. Большинство теоретических моделей супер- визии не подвергались эмпирической проверке; б) призывы к эмпирически фундированному с теоретическим сопро- вождением исследованию практики остались не услышанными; в) имеющаяся литература содержит скорее грубые рекомендации и опорные пункты для практики, образования и стандартов супервизии; г) существующие модели супервизии были неспособны подтолкнуть исследования и формулирования теорий в силу недостаточной операцио- нализации своих концептуальных выводов;