Файл: Г. В. Залевский избранные труды в шести томах Том четвертый Психологическая практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 241

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сохранение
жизни и получение удовольствия (выделено мной. – Г.З.). По отноше-

Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
43
нию человека к этим ценностям можно определить, насколько рацио- нально его мышление. Все, что способствует поддержанию жизни и по- лучению удовольствия (счастья), можно определить как рациональное.
Все, что направлено против выживания и счастья, является иррациональ- ным. Основные жизненные цели человека: прожить собственную един- ственную жизнь как можно более счастливо, несмотря на несовершен- ство человеческого организма, природы и социального мира.
Ответственный гедонизм. Философская направленность РЭТ – это от- кровенный, но ответственный гедонизм. В отличие от слепого инстинк- тивного гедонизма фрейдовского «Оно», в РЭТ гедонизм управляем и имеет индивидуальные особенности. В то время как в концепции «Оно» всеми нами управляют одни и те же импульсы, согласно РЭТ, людям присущ активный поиск разнообразных приятных переживаний, поиск удовольствия. РЭТ не предписывает, как и за счет чего получать удо- вольствие, но подчеркивает, что получение удовольствия и сохранение жизни являются основными целями жизни. Но удовольствие не может и не должно продолжаться непрерывно, Если вы, например, получаете удо- вольствие от чего-либо, что имеет отрицательные побочные эффекты, то удовольствие будет не очень долгим. Так, если вы злоупотребляете алко- голем или наркотиками, возможно вы получаете кратковременное боль- шое удовольствие, но за этим следует более длительное и тяжелое абсти- нентное состояние. Так как кратковременное удовольствие может созда- вать препятствия для достижения другой основной цели – сохранения жизни, то РЭТ учит умеренности – ответственному гедонизму.
Этика (нравственные принципы). РЭТ-философия утверждает, что построить справедливые отношения с окружающими можно на основе человеческого благоразумия и предвидения последствий наших дей- ствий. Что нравственно, а что нет, решается в каждой конкретной ситуа- ции; абсолютно правых и неправых не бывает. В действительности, оценка своих и чужих действий категориями абсолютной правоты или ошибочности ведет к чувствам вины, стыда, к тревоге и депрессии, либо враждебности и нетерпимости к другим. РЭТ помогает клиентам исполь- зовать разум при решении этических проблем и дилемм, помогает разви- вать недогматическую и неабсолютистскую, но социально зрелую фило- софию жизни. Нравственные принципы формируются, исходя из ответа на вопрос: «Не повредят ли мои действия другим людям?», менее удачен вопрос: «А не нарушает ли это общепринятые правила и нормы?». Нрав- ственные поступки всегда выгодны и окружающим, и себе. Итак, нрав-


Г.В. Залевский. Избранные труды
44
ственные заповеди схожи с известным золотым правилом: «Поступай
так, как хотел бы, чтобы поступали другие» (выделено мной. – Г.З.).
Этический гуманизм. Сам Эллис, вне сомнения, атеист. В нескольких своих работах он постулирует, что в то время как религия (как философия жизни) может быть рациональной, религиозность (как необоснованная догматическая и абсолютисткая вера) есть не только опиум для народа, но и важная причина психопатологии. Он утверждает, что религиозность – это принятие абсолютистских понятий правоты и ошибочности, это вера в вечные муки в аду за допущенные ошибки, что ведет к чувствам вины и стыда, тревоге и депрессии, а также к агрессии и нетерпимости.
Хотя Эллис – несомненный гедонист, гуманист и атеист, тем не ме- нее, и он считает, что можно сохранять приверженность религии и быть при этом хорошим специалистом по РЭТ, Это демонстрируют многие священнослужители Христианства и Иудаизма, хотя они и не разделяют атеизма Эллиса. Также не обязательно клиентам отказываться от религи- озных убеждений, хотя полезно отказаться от крайних форм религиозной ортодоксальности для того, чтобы получать больше удовольствия от жизни, чтобы стать более терпимым к себе и окружающим.
Клиент приходит к РЭТ-специалисту со своей индивидуальной фило- софией, которая, видимо, не срабатывает, не функционирует в обыденной жизни и приводит к проблемам и болезням. РЭТ-психолог-консультант и психолог-психотерапевт пытается помочь принять такую новую филосо- фию жизни, которая может способствовать снижению эмоционального дистресса и более счастливой жизни. Цели РЭТ-философии – сформиро- вать убеждения и привычки, способствующие достижению следующих целей: сохранения жизни (здоровья), достижения удовлетворения жиз- нью, умения ладить с людьми, поддержание теплых отношений с близ- кими людьми, стремление реализовать себя как личность.
II.
Рационально-эмотивная
базисная
теория
(РЭТ-теория).
GABCDE – модель. У людей есть определенные цели, к которым они все- гда стремятся (G – goals). Целью человека обычно является получение удовлетворения: от общения с самим собой; от общения с другими людьми; от общения с близкими/избранными; в работе и финансах; в других видах деятельности (занятии искусством, литературой, спортом, играх и т.д.). На пути к осуществлению этих целей встают препятствия, которые в РЭТ называются Негативными Активизирующими Событиями
(A – activating events). При этой встрече у человека есть выбор между адекватной и неадекватной эмоциональной реакцией и соответствующим


Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
45
поведением. Эти эмоциональные реакции и поведение называются След- ствиями (C – consequences). В большинстве случаев люди адекватно реаги- руют на A. Основным источником адекватных или неадекватных чувств и поведения являются не активизирующие события (А), а рациональ- ные/реалистичные или иррациональные/нереалистичные Убеждения (B – beliefs). В одном случае – это: «Я недоволен тем, что у меня в этот раз ни- чего не вышло (не сдал экзамен, не получил работу, не познакомился или кто-то покинул и т.п.). Надеюсь, в следующий раз я добьюсь успеха, добь- юсь своего. Да, я предпочитаю получать одобрение значимых для меня людей, Но если они отвергают меня, то это еще не конец света – я поста- раюсь получить их одобрение в следующий раз». В другом случае – «Я не должен был потерпеть поражение и оказаться отверженным. Это ужасно.
Я не могу этого вынести. Я ничтожество, я заслуженно наказан. Я останусь навсегда неудачником и ко мне всегда будут плохо относиться!».
Иррациональные убеждения (когниции) являются чаще всего реакция- ми на неблагоприятные Активизирующие События, имевшие место как в детстве, так и в более позднем возрасте. Но, воспроизведенные и повто- ренные много раз, они превращаются в Базовую философию (базовые убеждения или дисфункциональные личностные конструкты по Д. Келли), которая представляется и ощущается как абсолютно верная и оказывает на характер производных убеждений. Из своей большой коллекции базовых убеждений, составляющих базовую философию – философию долженство- вания («должномании, или обязумия») – А. Эллис выделил три, посчитав, что все остальные являются их вариантами (1998, С. 202):
– «Я должен добиваться успеха и получать одобрение значимых дру- гих, а если я не делаю того, что должен и обязан, значит, со мной что-то не в порядке. Это ужасно, и я полное ничтожество».
– «Вы – люди, с которыми я общаюсь, мои родители, моя семья, мои родственники и сотрудники – должны относиться ко мне хорошо и быть справедливыми! Просто ужасно, что вы этого не делаете – гореть вам за это в адском огне!».
– «Условия, в которых я живу – окружающая среда, общественные отно- шения, политическая обстановка, – должны быть устроены так, чтобы я с легкостью, не прилагая усилий, получал все, что мне необходимо. Разве не кошмар, что эти условия трудны и причиняют мне огорчения! Я никак не могу быть счастливым; я или навсегда останусь несчастным, или убью себя!».
Почему людям часто бывает так трудно отказаться от тех «должен» и
«обязан», которые они сами себе навязывают и наносят тем самым себе


Г.В. Залевский. Избранные труды
46
вред? Ответ: все дело в природе этих «должен» и «обязан», где когнитив- ные, эмотивные и поведенческие элементы теснейшим образом взаимо- связаны (Там же. С. 233).
За выявлением сути B (базовых убеждений, дисфункциональных лич- ностных конструктов, дисфункциональных установок и производных от них убеждений или когниций) следует дискуссия, диспут (D – disputing) по поводу иррациональных убеждений обоих уровней, в результате чего клиент/пациент вырабатывает для себя новую эффективную философию, т.е. систему рациональных, здоровых убеждений (Е – Effective New
Philosophy – эффективную новую философию). Например: «Я предпочел бы преуспевать, быть перфектным и любимым, но это не значит должно и обязательно!»; «Мне бы хотелось, чтобы окружающие были внима- тельны и заботливы по отношению ко мне, но они вовсе не обязаны быть такими!»; «Мне бы хотелось жить в покое и довольстве, но это не значит, что кто-то должен мне это, а для меня это является обязательным!».
2.2.3. Когнитивная терапия А. Бека (A. Beck)
Аарон Бек (1963, 1970, 1979, 1998) – пионер когнитивной терапии и крупный специалист в области терапии, прежде всего, депрессий. Он про- фессор психиатрии и педагогики Йельского и Пенсильванского университе- тов, автор многочисленных книг, в которых рассказывается о применении когнитивной (бихевиорально-когнитивной) терапии в целях предотвращения суицидов, депрессии, тревожности, фобий, а также шизофрении, о чем он докладывал на последнем 29-ом Международном конгрессе Европейской
Ассоциации Бихевиорально-когнитивной психотерапии в конце сентября этого года в г. Дрездене (Германия). Мне посчастливилось слушать его лек- цию, пройти ворк-шоп (семинар-тренинг) у него на этом же конгрессе, а также лично побеседовать по интересующим меня проблемам.
Когнитивная терапия, по Беку, – это краткий, фокусированный вид психотерапевтического воздействия, созданный после того, как была об- наружена взаимосвязь между привычными когнитивными (мыслитель- ными) ошибками и психологическими нарушениями/расстройствами.
Структурно теория когнитивной психотерапии связана с когнитивной психологией, теорией переработки информации, социальной психологи- ей, эволюционной биологией и психоанализом.
Когниции (мысли) – это вербальные или визуальные единицы в пото- ке человеческого сознания, которые связаны с лежащими в их основе убеждениями, установками и представлениями (когнитивными схемами).


Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
47
Основные принципы когнитивной модели психотерапии. В основе ко- гнитивной модели психотерапии лежат 8 принципов (А. Бек, 1998.
С. 307–308), но основным, на наш взгляд, является первый из них, кото- рый говорит о том, что «поведение и чувства человека определяются тем, как он структурирует ситуацию. Например, когда человек считает си- туацию опасной, он чувствует тревогу и принимает меры для того, чтобы защитить себя или же убежать. Когниции запускают определенные эмо- ции, которые либо мобилизуют человека, заставляя его действовать, либо демобилизуют или деморализуют его. Такими эмоциями могут быть тре- вога, страх, гнев, печаль или любовь – их поведенческими коррелятами являются бегство или нападение, отстранение или приближение».
А. Бек (A. Beck, 1976. Р. 315) указывает на ряд когнитивных ошибок, т.е. ошибок в структурировании ситуаций, неадекватного отражения объ- ективной реальности, не позволяющие человеку чувствовать и вести себя так, как бы это ему хотелось.
1. Произвольные (негативные) выводы, несмотря на явный недостаток фактов и доказательств или наличие противоречащих им фактов и дока- зательств (например: «Поскольку коллега со мной не поздоровался, зна- чит, он на меня сердится».)
2. Селективное восприятие, внимание, обобщение: ситуация оценива- ется на основании вырванной из взаимосвязи детали при игнорировании более существенных характеристик ситуации; отсюда, односторонность и, чаще всего, негативность суждений. Пациент, страдающий депрессией, обращает внимание только на негативные аспекты происходящего, тре- вожный человек обращает внимание прежде всего на признаки опасно- стей, а больной паранойей выбирает из своего опыта те случаи, когда с ним плохо обращались.
3. Сверхгенерализация: на основе одного факта или многих отдельных фактов (например, что-то не удалось достигнуть: сдать экзамен, устро- иться на работу, критика шефа, обидное слово близкого человека и т.п.) делаются далеко идущие заключения и выводы, выводятся общие прави- ла, которые переносятся на многие другие ситуации (например: «Я всегда буду неуспешным», «Меня вообще не любят» и т.д.).
4. Максимизация и минимизация (преувеличение и преуменьшение): значение определенных событий и переживаний оценивается искаженно не в пользу чувства собственного достоинства; значение негативного экс- тремально преувеличивается, а положительного – преуменьшается. Так, например, клиент может свой неправильный ответ в обычной ситуации