Файл: Г. В. Залевский избранные труды в шести томах Том четвертый Психологическая практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г.В. Залевский. Избранные труды
48
обучения возвести в большое негативное событие (преувеличение), в то время как блестящий ответ в неординарной ситуации считать случайным, а высокая оценка – незаслуженной (преуменьшение).
5. Персонализация: склонность, относить внешние события к самому себе, даже если нет никаких оснований для установления таких взаимо- связей. Клиент/пациент считает себя ответственным за какое-то событие без серьезных на то оснований. Например, за то, что после многих лет болезни, несмотря на заботу о матери, мать умирает от рака.
6. Дихотомическое мышление: тенденция видеть мир «черно-белым», замечать только полярные качества без промежуточных оттенков; весь опыт видится разделенным как бы на две исключающие друг друга части, например, либо он безупречен, либо недостаточен; поступки – чистыми либо грязными, святыми или грешными. Сексуальные отношения – дух захватывающими либо скучными; идеи – гениальными либо тривиаль- ными и т.д. При описании самого себя клиент/пациент использует экс- тремально негативные категории.
Несколько позже Бек (Beck, 1988) дополняет список указанных выше когнитивных ошибок или искажений еще пятью:
1. Туннельное зрение, которое связано с избирательной абстракцией.
Люди воспринимают только то, что соответствует их настроению, хотя воспринимаемое событие может быть более масштабным. Пример: муж, который не видит ничего положительного в отношениях к нему со сторо- ны жены и наоборот.
2. Пристрастные объяснения в тех случаях, когда отношения причи- няют людям боль, то они склонны приписывать друг другу отрицатель- ные чувства, мысли и действия. Например, партнеры могут объяснять конфликты в семье дурным или неуживчивым характером друг друга.
3. Наклеивание отрицательных ярлыков и реакция на них, как на не- что реальное.
4. Чтение мыслей. Партнеры убеждены, что могут читать мысли друг друга и исходят в своих отношениях из этой ложной посылки.
5. Субъективная аргументация: если человек испытывает какую-то очень сильную эмоцию, то эта эмоция оправдана.
Когнитивные схемы. Но оказывается, как выявил А. Бек и другие ко- гнитивные терапевты, под когнитивными ошибками скрывается более глубокий или второй когнитивный уровень, который был обозначен как уровень «когнитивных схем» или «базисных дисфункциональных убеж- дений». Когнитивные схемы – это когнитивные структуры, которые ор-

Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
49
ганизуют опыт клиента и могут формировать основу для индивидуаль- ных случаев предубеждений или искажений, т.е. когнитивных ошибок.
При идентификации когнитивные схемы могут быть представлены в виде пропозиции: «Если…то…» («Если я не окажусь компетентным во всех отношениях, то я просто неудачник»), что похоже на «иррациональ- ные убеждения» А. Эллиса, но без философии долженствования (импера- тивных убеждений). В этом они – Бек и Эллис – отличаются.
Дисфункциональное действие этих двух когнитивных уровней очень убедительно и наглядно демонстрируется на «когнитивной триаде» при депрессии, на материале которой, прежде всего, А. Бек и развивал свою когнитивную психотерапию.
Первый компонент триады – негативное мнение человека (клиента / пациента) о себе самом. Он считает себя дефектным, неполноценным, обездоленным и приписывает все неприятности собственным умствен- ным, физическим и моральным дефектам. Из-за этого он начинает испы- тывать неприязнь к самому себе и думать, что он никуда не годен и ни- кому не нужен. Он решает, что ему недостает качеств, необходимых для того, чтобы быть счастливым.
Второй компонент триады – это тенденция человека (клиен- та/пациента) видеть все происходящее с ним в негативном свете. Он счи- тает, что жизнь проявляет к нему непомерные требования, что на пути к его целям стоят непреодолимые препятствия и что в мире слишком мало радости и удовольствий. Всему происходящему клиент/пациент дает негативную оценку, а взаимодействие с другими людьми рассматривает как источник неприятностей. Часто кажется, что депрессивный больной сначала делает негативные выводы, а уже потом «подгоняет» под них факты.
Третий компонент когнитивной триады заключается в негативном представлении о будущем. Этот симптом есть почти у всех пациентов, страдающих депрессией. Больной считает, что трудности и страдания будут сопровождать его бесконечно. Жизнь представляется ему состоя- щей из непрестанных бед, лишений и разочарований. Думая о предстоя- щем деле, он предвидит неминуемую неудачу (А. Бек, 1998. С. 308–309).
Поскольку эти когнитивные процессы (когниции, мысли) автоматизи- рованы и направляются лежащими в их основе усиленными негативными нереализованными системами убеждений (когнитивными структурами или схемами), то они оказываются и очень ригидными, т.е. трудно корри- гируемыми.


Г.В. Залевский. Избранные труды
50
Откуда появляются у человека «когнитивные схемы», автоматические мысли и когнитивные ошибки? Бек (Beck, 1979, 1998) полагает, что они являются результатом многих взаимодействующих факторов: врожденных, которые могут быть усилены или ослаблены опытом (травмами, получен- ными в детстве, стилем семейного воспитания, неадекватным опытом научения навыкам преодоления трудных ситуаций и решения проблем).
Иначе говоря, А. Бек поддерживает теорию социального научения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

2.3. Когнитивно-социальные теории научения
2.3.1. «Модельное научение» А. Бандура (A. Bandura)
К когнитивно-социальным концепциям следует, прежде всего, отне- сти теорию научения Бандура (Bandura, 1969, 1977, 1986), поскольку он для объяснения обучения новому поведению и преобразованию старых стереотипов поведения использовал понятие когнитивных схем, цен- тральное для когнитивных психотерапевтов, а также учитывал социаль- ные условия, в которых происходит научение. Методы научения по мо- дели связаны, в большей степени, с именем А. Бандура. Они, скорее все- го, занимают промежуточное положение между классическими и когни- тивными теориями научения.
Пере и Збинден (Perrez, Zbinden, 1996) определяют обучение по об- разцу (модели) как процесс, при котором вероятность появления опреде- ленных форм поведения человека повышается, если он соответствующее поведение наблюдает у другого человека (образец, модель). Райнекер
(Reinecker, 1987. S. 62) под модельным научением понимает такое науче- ние, когда человек свое поведение изменяет на основании поведения дру- гого человека (модели) в направлении этого модельного поведения. Мо- дельное поведение может быть представлено непосредственно, а также через фильм или описание. Имеются эмпирические данные, что модель- ное научение может играть роль и в развитии психических расстройств.
Так, исследователи в лабораторных условиях дали возможность взрослым обезьянам наблюдать за поведением своих соплеменников, которые стра- хом реагировали на игрушечных змей. Лабораторные животные, которые до этого не проявляли страха в отношении игрушечных змей и которые еще не видели настоящую змею, демонстрировали после наблюдений сравнительно сильную и стабильную реакцию страха. Модельное научение может быть использовано и психотерапевтически, например, при тренинге

Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
51
социальной компетентности, при котором другие участники или психоте- рапевты демонстрируют благоприятное вербальное или невербальное по- ведение в ролевой игре. В терапии страха нередко психотерапевт выступа- ет в качестве модели, чтобы мотивировать пациента к конфронтации с вы- зывающими страх ситуациями и тем самым ускорить терапию.
Пример. Так, терапевт в рамках программы терапии страха перед жи- вотными демонстрирует, как можно общаться с животным (например, он позволял ползти по своей руке пауку), прежде чем привлекал к этому пациента. Таким образом, можно в трехчасовом сеансе провести пролон- гировано эффективную терапию.
2.3.2. Другие методы социально-когнитивного научения
Сообщение/передача знаний. Наряду с обучающими процессами на основании опыта и наблюдения для просвещения и терапии психических и психосоматических расстройств также важным оказывается информи- рованность клиента (наличие соответствующих знаний). Посредством целенаправленного информирования с опорой на предварительные зна- ния возможно уменьшение напряжения в связи с расстройством и облег- чение участия пациента в терапевтических мероприятиях.
Пример.Больной шизофренией с параноидной симптоматикой был убежден в том, что его должны отравить. Его мать интерпретировала его отказ есть приго- товленную пищу, как проявление агрессии против нее. Она пыталась прибегнуть к «здравому смыслу» больного сына, крича и укоряя его в том, что она так много сил тратит на приготовление пищи. Как результат – ухудшение симптоматики у больного, так что его пришлось положить в стационар. И только, когда по улуч- шению состояния сына, получив разъяснения от специалиста, почему сын так себя ведет, мать несколько успокоилась, и оба согласились с необходимостью принимать сыну назначаемые ему лекарства.
Но надо помнить и о вреде ложной информации.
Ожидание (наказание, избегание, угашение). При построении систем- ных моделей в них уже de facto были включены и некоторые аспекты когнитивных концепций научения, в том числе и «ожидание». Согласно мнению когнитивных теоретиков научения (и, прежде всего, Tolman,
1932), научение состоит не в образовании S-R-связей, а в образовании
ожиданий (выделено мной. – Г.З.). Эти ожидания относятся к взаимосвя- зи окружающих событий и изменений среды (например, в появлении УС,
БС, С+) с собственными реакциями. Согласно Толману, организм науча- ется не связям между стимулами и реакциями, а научается способности


Г.В. Залевский. Избранные труды
52
понимать, «что к чему ведет», т.е. какие ситуации или реакции с какими изменениями среды связаны. При наказании организм усваивает, что его реакция связывается с неприятным состоянием. Он научается ожидать данное неприятное состояние, а отсюда и объяснение поведению избега- ния. Но последствия такого поведения и в том, что оно фиксируется.
Пример.Пациент с социальными страхами ожидает, что он обязательно по- терпит неудачу в общении, особенно с противоположным полом. На основании этого ожидания формируется стабильное поведение избегания (социальная изо- ляция; повышенный интерес к чтению книг и т.д.). Поведение избегания потому остается таким стабильным, что ожидание неприятностей в общении с женским полом не было подвергнуто прямой проверке. Напротив, уход от вызывающих страх ситуаций рассматривается пациентом как подтверждение правильности собственных ожиданий. Важный принцип терапии состоит в таком случае в том, чтобы пациент через конкретный опыт предпринял проверку его ожиданий.
Согласно теории ожидания Толмена, угашение как раз и состоит в проверке взаимосвязей: при классическом обусловливании – взаимосвя- зано предъявление УС в известной форме с БС, при оперантном обуслов- ливании – последует ли реакция R в дальнейшем с определенной регу- лярностью или нет.
Конфликт и конфликтные модели. Здесь свой вклад внес К. Левин еще в
30-е гг. (1931): «конфликт – это ситуация, при которой на индивидуума ока- зывают влияние одновременно несколько стимулов и в противоположном направлении». Существует множество типов конфликтных ситуаций:
1) Приближение-приближение-конфликт: необходимо выбирать меж- ду двумя альтернативами (целями), которые в равной мере привлекатель- ны, но их в одно время нельзя достичь, а потому конфликт – в необходи- мости выбора. Например, между одинаково желаемыми автомобилями
(при условии, что оба невозможно купить).
2) Избегание-избегание-конфликт: необходим выбор между двумя одинаково неприятными альтернативами. Например, алкоголику – идти к терапевту или подвергаться и далее критике и пр.
3) Приближение-избегание-конфликт: выбор в случае объекта, кото- рый любишь и ненавидишь в одно и то же время; есть или не есть пи- рожное – люблю, вкусно. Но ведет к избыточному весу и др.
Атрибуционная теория Вайнера (Weiner, 1974).Под атрибуцией понима- ется приписывание оснований, причин и объяснений определенным событи- ям. Из этих приписываний следуют и соответствующие формы поведения.
Пример.Пациент причину своих социальных страхов связывает с различны- ми факторами – внешними (агрессивность окружения) или внутренними (таким боязливым уродился) и т.д.


Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
53
Концепция выученной беспомощности Селингмена (Seligman, 1975,
1991). Данная концепция является производной от атрибуционной тео- рии. Она предполагает, что люди, склонные к депрессиям, приписывают причины негативных событий внутренним, стабильным, глобальным факторам и приписывают причины позитивных событий внешним, не- стабильным и специфическим факторам. Эта тенденция продуцирует беспомощные атрибуции в том, что человек начинает чувствовать посто- янно ответственность за негативные события и оказывается неспособным порождать позитивные события. Модель Селигмена предполагает, что депрессивный атрибутивный стиль взаимодействует с аверсивным глав- ным жизненным событием, продуцируя генерализованное беспомощное убеждение, а тем самым и депрессию. Он различает между индивидуаль- ной/личностной беспомощностью, когда кто-то убежден в неспособности продуцировать обычные ответы, и универсальной беспомощностью, ко- гда есть убеждение, что негативные последствия не поддаются индиви- дуальному контролю. Селигмен считает, что в модификации беспомощ- ности эффективными могут быть четыре общих терапевтических страте- гии: благоприятная среда/окружение, которая позволит человеку про- явить свои возможности и добиваться успеха; тренинг личностно- го/индивидуального контроля, при котором индивид овладевает специ- фическими навыками большего контроля в необходимых сферах; резиг- национный тренинг, в котором индивиду оказывается помощь в призна- ние его или ее беспомощности в определенных сферах таким образом, что не будет уменьшать негативность беспомощности или редуцировать желательность недостижимой цели; атрибутивный ретренинг, в котором индивид обучается оценивать провалы и успехи в более позитивной и реалистичной форме.
Терапия как коммуникативная ситуация (Margraf, 1996). В данном контексте важным представляется иметь в виду, что коммуникации, об- щение, стили общения могут быть как положительными, так и отрица- тельными. Особенности коммуникации (в семье нуклеарной и своей, в школе и на работе, а также во время психотерапии) в этом смысле во многом определяют развитие проблемного поведения, его фиксацию и эффективность психотерапии. Является коммуникативное поведение по- зитивным или негативным, согласно поведенческо-теоретической пер- спективе, оценивается по тому, насколько соответствующее поведение склонно внести свой вклад в решение проблемы. Так, например, выраже- ние недовольства будет оцениваться позитивно, если оно проявлено в