ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральные проекты, действующие в рамках нацпроекта «Образование»: «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда»; «Современная школа»; «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего»; «Молодые профессионалы»; «Новые возможности для каждого»; «Социальная активность»; «Экспорт образования».
2. Сущность и основные виды психолого-педагогического эксперимента.
Основные виды психолого-педагогического эксперимента: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий
Естественный эксперимент проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности, но при этом создается или воссоздается то явление, которое следует изучать. Этот вид эксперимента в силу того, что проводится в обычных условиях деятельности испытуемых, дает возможность замаскировать его содержание, цели и при этом сохранить суть, которая заключается в активности исследователя в изменении условий выполнения изучаемой деятельности. Таким образом, на первой стадии эксперимента исследователь изучает начальное состояние деятельности – поведение несовершеннолетних, уровень сформированности у них характеристик, которые вытекают из содержания научной работы. Затем он один или совместно с коллегами осуществляют преднамеренные изменения в содержании, формах, методах или средствах изучаемого вида деятельности. После проведенных изменений вновь изучается, например, уровень сформированности исследуемых характеристик и делается вывод об эффективности применяемой в естественных условиях системы мер.
Лабораторный эксперимент – это изучение какой-либо реальной деятельности с большой точностью регистрации и замеров в специально организованных, искусственных, лабораторных условиях, часто с использованием аппаратурных методик. В коллективе выделяется группа испытуемых, с которыми работает исследователь, применяя специальные методы исследования, – беседы, тестирование, индивидуальное и групповое обучение и наблюдает за эффективностью своих действий. После завершения эксперимента сравниваются предшествующие результаты с вновь полученными.
Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества. Примером констатирующего экспериментального исследования может служить тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик (тест А. Бине, тест Векслера, ШТУР и др.).
Когда же исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у испытуемых определенных личностных качеств, речь идет уже о формирующем эксперименте. Он ориентирован на изучение динамики развития изучаемых качеств или социально-педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Основной особенностью формирующего эксперимента является то, что в нем сам исследователь активно и позитивно влияет на изучаемые явления.
Билет 8
1. Модернизация российского образования. Изменение технологий образования.
Модернизация – это изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, в частности модернизация образования, задающая стратегию развития образовательной сферы, как с позиции качества образования, так и условий его предоставления.
Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач. Во всём мире на смену преимущественно словесным формам обучения теперь приходит самостоятельное и вдумчивое изучение заранее подготовленных учебных текстов.
Современные технологии в образовании позволяют получать знания дистанционно, в более полном объеме и с меньшими затратами времени и денег. Появились новые способы взаимодействия между преподавателем и учеником. При выборе образовательного учреждения акцент сместился на качество обучения, а не на близость к месту жительства.
Технические устройства (компьютеры, смартфоны, планшеты и так далее) — основа процесса модернизации в системе образования. С их помощью можно качественно изучать материал без привязки к месту занятий.
Дистанционные технологии в образовании позволяют взаимодействовать студентам и преподавателям, независимо от места проживания.
Для этого проводят: вебинары; онлайн-встречи в мессенджерах и сервисах; практику в современных компьютерных кабинетах; доступ к личным кабинетам на специальных сайтах и так далее.
Основные направления модернизации российского образования Концепция определяет следующие направления модернизации российского образования, являющиеся главными:
-
Повышение качества отечественного образования на всех его ступенях (дошкольное, общее и профессиональное), за счет изменения содержания.
-
Формирование в отечественной системе образования эффективных организационно-экономических механизмов, направленных на привлечение и последующие использование высококвалифицированных педагогических ресурсов. -
Развитие и совершенствование системы образования, с ориентацией на открытость государственно-общественному управлению. -
Качественное и своевременное обеспечение всего процесса модернизации необходимой сопроводительной нормативно-правовой базой. -
Повышение профессионализма педагогических работников, а также повышение социального статуса педагога, усиление оказываемой общественной и государственной поддержки педагогам.
2. Применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании.
Статистические методы являются базовым инструментарием обработки данных измерений практически во всех областях научного знания. Наиболее широкое применение они получили в естественных науках, где возникла острая необходимость анализа огромного массива эмпирических данных. В сочетании с методами планирования и моделирования эксперимента статистические методы позволяют выявлять объективные закономерности при проверке различных научных гипотез. Исследования с применением статистических методов по их типу вполне можно разбить на следующие группы: Номинальные переменные (пол, анкетные данные и т.д.). Арифметические операции над этими данными невозможны по причине их специфической сущности. В данном случае традиционный метод их анализа - разбиение на классы согласно отличительным признакам. Данные с количественной (порядковой) шкалой измерения. При анализе ординальных переменных применяется как разбиение на подвыборки, так и ранговые технологии. С некоторыми ограничениями применимы и параметрические методы. Количественные переменные, отражающие степень выраженности замеряемого показателя, как правило, это успеваемость и различные оценочные исследования. При работе с переменными данной группы применимы все стереотипные виды анализа. Таким образом, обилие типов переменных требует использования широкого диапазона применяемых математических и статистических методов исследования. Применению статистических методов предшествует этап формализации задачи (введение символьных обозначений, выбор параметров, установление порядка предположительных процедур, сравнений и т.д.). Например, при формализации объекта (предмета) исследования его определяют как некоторую модель, обладающую диагностическими признаками (параметрами, фиксируемыми с помощью измерительных процедур), при этом определяют совокупность интересующих исследователя диагностических признаков; подбирают измерительные инструменты
, определяют границы вариаций, шкалы оценок; с позиций структурно-функционального подхода определяются связи и компоненты объекта (предмета) исследования. Для разработки моделей (как сравнительных объектов) часто используют методы математического моделирования: составление уравнений, определение функций, имеющих прогностическое назначение; возможно выражение регрессионных связей или конструирование алгоритмов и т. д. Один из наиболее распространенных методологических приемов формализации объекта исследования — это представление его в виде «черного ящика» (кибернетический подход). Предполагается, что точное поведение объекта неизвестно, его структурные компоненты в точности не определены, не выяснены их функции. Идея состоит в том, что варьируют факторы, влияющие наповедение объекта, и измеряют отклики (следствие экспериментального воздействия). Цель эксперимента — определить закономерность зависимости откликов от факторов-раздражителей (экспериментального влияния). Особенностью психолого-педагогических экспериментов является влияние на ход и результаты исследования незапланированных (случайных) факторов, которые трудно поддаются контролю, регулированию и влияние которых подчас может сильно исказить результаты эксперимента, что в ряде случаев может привести к артефактам