Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 241
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
143
ввысь и, растворяясь в нуменальном мире, навсегда уходит из пределов человеческого
восприятия.
Нуменальная сила тем отличается от силы феноменальной, что в то время как
одна конечна абсолютно, другая конечна относительно. Всякая объективная сила
может быть измерена и представлена некоторым эквивалентным ей количеством
работы. В данное время такая сила может быть или стационарной целиком, или
стационарна лишь частью, а частью динамична, но все же произведение секундной
работы на время продления ее действия не может превосходить некоторого
определенного количества. В полную противоположность этому, сила нуменальная
никаким временем в принципе ограничена быть не может, ее действие может
продолжаться бесконечно, а от нас только зависит изменение количества производимой
работы в единицу времени. Так, нуменальная сила — искра человеческого духа есть
бесконечный запас энергии вообще, но могущая проявлять во вне в единицу времени лишь
конечную ее долю, величина которой и характеризует развитие данного человека.
Великое целое мироздания есть грандиозная совокупность бесконечного множества
взаимных влияний, тяготений и натяжений. Свойства, характер, качества и самые
частные законы факторов суть непосредственные следствия тех взаимоотношений,
которыми обладает каждый из них со всеми другими вне его лежащими.
Действительно, каждый отдельный фактор, могущий быть представленным в нашем
сознании существующим a priori как вещь в себе, выявляет во вне только те качества,
которые вызываются влиянием иных факторов, на него действующих. «Вещь в себе»
есть nonsense, если ее понимать как «вещь». Если уничтожить все существующие во
вне и могущие быть познаваемыми атрибуты, субстанция перестает быть в принципе
доступной познаванию, она исключает возможность наложения на нее нашим
сознанием какого-либо модуса, и единственным ее определением становится индийское
«не то»,
1
которое есть классическое определение Божества в пралайе. Итак, мы
логически пришли к тому, что понятие о вещи в себе тождественно с понятием
пралайи.
2
Все это нам и дает право определить каждый отдельный феномен
мироздания как геометрическое место точек пересечения всех линий влияния всех
других вне этого феномена лежащих факторов и на него действующих. Всякое
человеческое исследование, всякое мышление всегда и неизменно придерживается
метода «сознательного неведения». Весь путь постижения и состоит в том, что человек
вмешивается в течение причин и следствий, как последовательное, так и
пространственное, и разбирает их в тех условных сечениях и аспектах, которые ему
надобны в данный момент и которые освещают с наибольшей, исчерпывающей
полнотой отдельные наиболее характерные тональности данной проблемы. После
этого человек переходит к выявлению в своем сознании всей этой проблемы в целом,
начиная с абстрактного синтеза и кончая дифференциальными конкретными
частностями. Так и в данном случае, всю столь грандиозно сложную массу взаимных
соотношений между факторами мироздания мы можем привести к двум основным
видам, которые и синтезируют все возможные a priori частности. Из предыдущего мы
уже знаем, что если два фактора связаны между собой чем-либо, то эта связь
проистекает или из закона аналогии, или закона гармонии. Иначе говоря, в системе
двух таких факторов возможны два случая, или один из них вытекает из другого и
является его отображением в низшем плане вселенной, или же они принадлежат
одному и тому же плану и их взаимное тяготение проистекает из наличности синтеза
в некотором высшем плане. В реальной действительности мы имеем в большинстве
случаев смешение этих двух видов взаимоотношений, но они всегда могут быть
1
Брихадараньяка упанишада.
2
Трансцендентальная философия Канта и его последователей сама пришла к сознанию
невозможности доказательства бытия «вещи в себе», что, как мы видим, правильно. Наряду с этим,
строя всю свою философию именно на этом понятии, она пришла к априорному отрицанию
достоверности всякого постижения вообще, что неверно, ибо невозможность постижения пралайи вовсе
не уничтожает возможности постижения Проявления.
144
разделены в нашем сознании на эти два априорных типа. С уничтожением протяжения
по порядку планов все отдельные феномены начинают синтезироваться во все более и
более общие девизы, которые, в конце концов, и сливаются с общими, породившими
эти феномены, но перманентными в своей сущности нуменами.
IV. Первое приближение к Закону Аналогии. О связях между
феноменами одного и того же нумена
Всякая вещь в мире есть великая сложность. Всякая сложность — есть
определенная система взаимоотношений и взаимных влияний, переведенная из мира
возможностей в мир реальностей наличием реальных факторов в узловых точках
силовых линий и линий влияния. Это можно выразить таким образом: во всякой
системе есть два элемента: состав членов и система их взаимного расположения и
взаимных влияний. Закон Аналогии в первом приближении человеческим сознанием
воспринимается так: если два фактора выявлены одним и тем же нуменом, то система
взаимоотношений отдельных членов этих факторов в обоих случаях остается
тождественной, или, общнее, подобной, так как всегда можно провести третье
посредствующее сечение, проекции на которое двух этих систем будут совпадать. В
случае параллельности двух плоскостей получается равенство этих систем Отдельные
члены в обоих сечениях различны, но каждый из них в низшем сечении подобен высшему,
т е. между этими двумя членами имеет силу тот же закон аналогии, но еще в более
конкретной форме, ибо он распространен на меньший объем познаваемого. Таким
образом, мы переходим к подобию уже элементов отдельных членов основной системы,
затем к элементам более низкого порядка и так до бесконечности.
Время и пространство суть величины одной и той же природы, т. е. одного и того
же порядка. Как то, так и другое одинаково условны и одинаково существуют, как и
одинаково не существуют. Когда мы говорим о синтезе различных и многообразных
систем мироздания, мы тем самым переходим от трехмерного восприятия мироздания
к четырехмерному, ибо мы вводим новый элемент, новое протяжение, а именно
глубину,
1
т.е. порядок планов; иначе говоря, во всяком синтетическом рассуждении мы
неизменно трактуем о четырехмерном пространстве. Мы только что рассматривали
Закон Аналогии по отношению именно к этому четвертому измерению; по отношению
к первым трем измерениям Закон Аналогии выливается в законы гармонических
сочетаний и, наконец, в самом примитивном своем аспекте, в виде законов
перспективы и геометрического подобия, когда мы наши наблюдения узко
ограничиваем физическим миром. Равноправность протяжения во времени с
протяжением в пространстве со всей силой очевидности вырастает пред нашими
взорами при применении к этому протяжению Первоверховного Закона Аналогии.
Мысль, что человеческая история, прогресс и эволюция движется по спирали,
проистекает из седой древности и общеизвестна. Когда какой-либо фактор кончает
один« завиток спирали и переходит в другой, он этим самым пере-. ходит из одного
плана в более высший и в нем должен вновь пройти те же этапы, как и раньше, но уже
согласно с новыми условиями, характеризующими этот высший план, после чего он
переходит в следующий, третий и т. д. Если мы будем теперь рассматривать состояние
одного и того же нумена в расстоянии некоторого времени, определяемом величиной
полного завитка спирали и скоростью по нему движения, то мы, в сущности говоря,
будем рассматривать не один, а два феномена. Действительно, время — это понятие по
1
...«Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что
широта и долгота, и глубина и высота». — Послание an. Павла к Ефесянам, 3:18.
145
существу человеческое. В мире его нет и быть не может; это есть лишь категория
восприятия человека, а отнюдь не нечто реально существующее. Прошедшее,
настоящее и будущее в мире навсегда слились в одно великое мгновение и посему в
мире, как в целом, есть все, но мы лишь воспринимаем одно его сечение, двигаем его, и
самый процесс этого передвигания называем течением времени.
1
Считая время
действительно существующим, человек неизменно впадает в глубокую ошибку,
чреватую самыми печальными последствиями. Человек принимает различные
самостоятельно существующие феномены за одни и те же. Двигаясь во времени,
человек встречает неизменно все новые и новые комплексы феноменов, но забывая о
том, что они связаны с предыдущими лишь законом аналогии, он считает их
связанными законом тождества. В гармонии с изложенным, под словом «феномен» мы
будем понимать нечто законченное, определенное и неподвижное. Чрез введение
элемента времени мы перейдем от познавания феномена к познаванию эволютивной или
инволютивной цепи феноменов. Выяснив это, мы видим, что два феномена, отделенные
между собой целостным завитком спирали, имеющей некоторый временный масштаб,
находятся в таких же условиях, как и в общем случае эволютивного ряда феноменов, к
которому и был приложен нами Закон Аналогии. Иначе говоря, Закон Аналогии
распространяется и имеет силу одинаково, будем ли мы его интерпретировать чисто
пространственно, или будем вводить добавочный элемент времени. Последний, как
дополнительный, легко и свободно всегда простым логическим построением
отстраняется и не может оказывать никакого влияния ни на технику нашего
мышления, ни на ход наших логических рассуждений.
V. Второе приближение к Закону Аналогии. О связях между
членами бинеров
Всякая наблюдаемая нами эволютивная или инволютивная цепь феноменов
определяет собой некоторую траекторию, по которой двигался нумен производитель.
Откидывая детали, свойственные тем планам, в которых феномены находятся, мы
можем себе представить некоторую перманентную общую для всех этих феноменов
сущность, являющуюся наивысшим доступным для нашего сознания сечением нумена.
Положения этой сущности в различных планах определяют некоторое геометрическое
место точек, носящее наименование оси или линии аналогии, которая в своем
простейшем виде в трехмерном пространстве и представляется в виде траектории
простейшего доступного движения. В действительности мы наблюдаем эту ось в более
сложном виде. Простейший вид возможен лишь при наличии абсолютной
независимости самого нумена от других ему подобных и при устранении всяких
препятствий, как активных по отношению к феноменам от других таких же, так и
пассивных от действия трения, т.е. косности тех планов, в которых эти феномены
проявляются. Сложность грандиозная линий аналогии, а потому и сложность
взаимных соотношений отдельных членов одной и той же цепи, и приводит к тому, что
вполне сознательно пользоваться Законом Аналогии может только человек, достигший
весьма высокой степени развития.
1
Впервые с полной отчетливостью эта идея была выражена Кантом, считавшим время такой же
субъективной формой нашего восприятия, как пространство. По его учению — мы сами создаем время
для удобства восприятия внешнего мира в зависимости от свойств нашего воспринимательного
аппарата. Этот взгляд получил блистательнейшее подтверждение с открытием «принципа
относительности» Эйнштейном, который воочию показал условность всех наших представлений о
природе времени. Если понятие: «одновременно» не имеет никакого реального смысла по отношению к
различным динамическим системам, и величина временных протяжений находится в функциональной
зависимости от скорости движения системы, то, очевидно, время не является нуменалыюй категорией
вселенной, а представляемся лишь свойством человеческого сознания, его модусом, его орудием
познавания. — Все эти доктрины в настоящее время превосходно разработаны трудами М. Аксенова и
Германа Мииковского.
146
Из теории бинера известно, что таковой может быть перенесением плоскости
восприятия преобразован в систему двух факторов, одинаковых по знаку, но
различных по величине, и представляющих собой два феномена одного и того же
нумена, но лежащих в различных планах. В этом случае, как мы уже знаем, Закон
Аналогии вполне проявляет свою мощь. Очевидно, что существо явлений мироздания
не может зависеть от техники наших рассуждений и восприятий, от тех или иных
условных методов мышления. Иначе говоря, будем ли мы систему двух феноменов
одного и того же нумена представлять в виде двух величин равных по знаку, но
различных по величине, или наоборот, в виде двух величин, равных по величине, но
противоположных по знаку, — все равно их взаимные соотношения не изменяются,
ибо они совершенно не зависят от техники нашего мышления и существуют сами по
себе как таковые. Отсюда непосредственно явствует частный закон, являющийся
вторым приближением к Закону Аналогии. Две величины равные и противоположные
по знаку, т. е. члены бинера, подобны друг другу. В том частном случае, когда плоскость
восприятия проведена так, что при противоположности знаков величины их не равны,
— один член бинера аналогичен другому.
«Гармония состоит в равновесии, а равновесие зиждется на аналогии
противоположностей».
Элифас Леви.
1
Действительно, мы имеем: равенство в частном случае и подобие в общем
(равенство на посредствующей плоскости) системы силовых линий и линии влияния и
траекториальную аналогичность составляющих членов.
VI. Третье приближение к Закону Аналогии. О связях между
тернерами
Из общей теории тернера известно, что одна и та же пара Йод-Хе выявляет
бесконечное множество различных Bay, каждое из которых в своем собственном, ему и
лишь ему одному, свойственном плане Хе" выявляет низшую пару Йод'-Хе'. Мы
можем выразить следующим образом порождение бинерами своих Bay.
Самодовлеющий источник силы, воспринимаемый человеческим сознанием в виде
динамических самодовлеющих бинеров, порождает бесконечную цепь своих Bay, каждое
из которых, соприкасаясь со Всемирным Пассивным Началом, пробуждает в нем
гармонирующие с ним свойства, переводит их из мира возможностей в мир
реальностей, создавая тем себе поле и арену действия, отражается в нем и тем
порождает свой запечатленный отпечаток в виде некоторого определенного феномена,
само же продолжает идти, как нумен, по своей инволютивной траектории, после чего,
завершив свой цикл, оно вновь, как таковое, переходит в нуменальный мир Каждое Bay,
как, вообще говоря, всякий феномен, имеет согласно закону би-нера свой антипод, а
раз таковой имеется в действительности, то согласно закону тернера, должны
существовать соответствующие ему и его породившие Йод и Хе. Вот здесь то и вступает
в силу третье приближение к Закону Аналогии; оно гласит: два феномена, находящееся
в бинерной зависимости и аналогичные один другому, имеют свои Иод и Хе, которые, в
свою очередь, аналогичны друг другу. Это и есть последнее доступное человеку земли
приближение к Закону Аналогии.
VII. Заключение. Общий текст Закона Аналогии
Все изложенное выше мы можем синтезировать в одном общем и абсолютном для
человеческого сознания определении Закона Аналогии: во всяких двух факторах,
выявленных одним нуменом, системы взаимоотношений и влияний их составляющих
1
Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 361.
147
элементов подобны между собой. Элементы, соответствующие другу друг в обоих
факторах, связаны между собой непрерывностью линии аналогии. Эта частная
аналогия выражается таким же законом, и так до бесконечности. Когда эти два
фактора находятся в бинерной зависимости, то они могут быть приведены к первому
случаю и, следовательно, один аналогичен другому. Вместе с тем, они являются
результатом и следствием двух пар Йодов и Хе, которые в свою очередь аналогичны друг
другу. Традиционные интерпретации Закона Аналогии всегда и дают его именно в
последнем своем виде, в виде закона о наличии аналогии между двумя полярными
тернерами. Этот закон и выражается древним символом в виде шестиконечной звезды,
Соломоновой Печати, Мистической Гексаграммы, Лицевой стороны Великого
Пентакля Соломона, Знака Макрокосма.
Аркан VII
I. Традиционные наименования:
Spiritus dominat formam, Victoria, Jus Propnetatis, Curriculum Hermetis,
Колесница Гермеса
II. Буква еврейского алфавита:
ז (Зайн).
III. Числовое обозначение:
Семь.
IV. Символическое начертание.
Широкая открытая местность; вдали на горизонте видны матовые неясные силуэты гор; там
бушует страшная гроза, и во многих местах небосклона темная завеса дождя все закрывает
непроницаемой пеленой; молнии непрерывно блещут, но грома не слышно; он не доносится вовсе за
дальностью расстояния. Передо мной широкое ровное поле; полдень; ярко сияет солнце; воздух
недвижим и все наполнено царственной тишиной. Издалека причудливыми изгибами вьется дорога. По
обеим ее сторонам на всем протяжения поля повсюду видны массы убитых людей и груды
исковерканного оружия. Медленным ровным шагом по дороге движется колесница.
1
В нее впряжены
два сфинкса с клафтами на головах, причем правый (по движению) — черный; на золотом обруче на лбу
видна золотая же обратная пентаграмма; у левого, белого, наоборот эволютивная. Колесница
четырехугольной формы; она покоится на одной оси, на которой одеты колеса с массой же выкованных
глаз; кузов колесницы золотой. Спереди видно изображение солнца, от которого отходят две змеи и
снопы лучей, с каждой стороны по 21-му. Это изображение тождественно с традиционным египетским,
но здесь есть следующее дополнение: на диске солнца имеется изображение чаши с пламенем; это
изображение видно только тогда, когда солнечные лучи падают на этот диск и косо отражаются. Кузов
колесницы несет на себе балдахин при помощи четырех витых эмалевых колонн, из которых передняя
правая — зеленая, задняя — синяя, левая задняя — розовая и передняя левая — белая. Балдахин имеет
вид цилиндрического свода, причем по граням с верхней стороны приделаны кованные золотые змеи,
поддерживающие своими головами ажурное изображение диска, в котором помещается восьмиконечная
пентаграмма, т.е. два квадрата, из которых один повернут к другому под углом в сорок пять градусов, и
причем оба квадрата вписаны в один и тот же круг. Самый балдахин темно-синего цвета, индиго, на нем
виден ряд золотых гексаграмм; с внутренней стороны балдахин лазоревого цвета (небесного) и на нем
ряд серебряных пентаграмм. Балдахин открыт спереди и с боков, а сзади на черной завесе вышито
изображение солнца, восходящего в океане. На колеснице стоит человек; на голове у него серебряная
корона Изиды, а на лбу сияют три луча пламени. Он одет в медные доспехи, и на груди у него видно
изображение такового же восьмиконечного пентакля, как и наверху балдахина, но кроме того, в средней
части, виден стаурус. На спине у него изображен знак Овна; эти доспехи несколько приподняты на
плечах и они как бы поддерживаются двумя лунными серпами, из которых один на правом плече белого
цвета, а другой на левом черного. В правой руке Победитель держит меч и опирается им о пол
колесницы; в левой у него виден жезл в виде шеста, наверху которого помещен щит, а над ним цилиндр с
конусом наверху.
1
Колесница, по-еврейски Меркаба (הבכרמ), есть символическое изображение инволюционной цепи от
Бога через человека до мира явлений Толкование ее, согласно видению пророка Иезекииля (1:1-28),
является центром, вокруг которого группируются все каббалистические учения.