Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 244

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

152
Из изложенного вытекает положение: воплощенный человек живет, чувствует и
мыслит исключительно феноменами физического мира.
Все виды человеческого познания существуют лишь постольку, поскольку они
ведут к самоощущению человека, а потому сознание есть совокупность чувствований и
познаний. Различие чувствований и познаний влечет за собой различие сознаний, и
наоборот; отсюда и становится ясным, что каждый мир, определяемый совокупностью
известных видов познаний, утверждает и обратно сам утверждается бытием
соответствующего сознания. План, т.е. случайное, вообще говоря, сечение космоса в
метафизическом пространстве утверждается в бытии атрибутами, присущими тем
феноменам, которые в этом плане проявляются. Отсюда явствует, что разнствование
планов проистекает из различия феноменальных атрибутов, и притом, вообще говоря,
но не по порядку синтеза, а в силу лишь личной обособленности. Наоборот, различие
между мирами, утверждающее различие между сознаниями, проистекает из глубокого
разнствования их в самой сущности. Все это и выражается законом: планы
координируются феноменами, миры координируются сознаниями.
Атман человека есть истинное и абсолютное подобие Духа Вселенского; как
Божество Едино для макрокосма, так Атман един и всеобъемлющ для мира
микрокосма абсолютным же образом. Божество и Атман единосущны по природе,
аналогичны друг другу, единичны по сущности, всеобъемлющи по принципу и
отличны друг от друга лишь тем, что Бесконечность Божества степенью выше, чем
бесконечность Атмана. Все, что лежит ниже Совершенного Человека, лишено
возможности в принципе воспринимать Абсолют в Его Истинной Природе, ибо в его
сознании они не могут быть разделены.
«Иегова (читаем мы во второй главе «Бытия») образовал все животное царство
земной природы и все летающие роды небес вне адамического элемента, т. е. элемента
однородного, откуда вытекает субстанция Адама. Но Иегова создал животных лишь в
принципах, и человеку надлежало переводить их из возможностей бытия в бытие».
Станислав де Гуайта.
1
Аркан VII есть учение о человеке в высшем и абсолютном значении этого слова.
Атман осуществляет творчество своего собственного относительного вообще, но
абсолютного для данного человека, индивидуального мира по точной аналогии с
Творчеством Вселенским. В Аркане VI монада познается в состоянии вполне
выявленной субстанции второго рода, объектированной и обмежеванной среди других
подобных; она занимает совершенно определенное место в целом мироздания, как
конкретная совокупность тональностей духа; в то же время она не обладает даром
самосознания, не ощущает своего бытия и даже не живет, будучи лишь абстрактной
возможностью реальности, но не самой реальностью. Аркан VII учит о великом
переломе в бытии космической семьи монад: каждая из них решается покинуть
светлую область духа, свойственную ее истинной природе, и ценою этой жертвы
претворить себя в реальность, сознать себя и познать свое место в Целом. Дух не может
утратить своей природы, даже если бы он сам этого пожелал; будучи единой
реальностью, он не может ни найти себе преемника, ни связать свою сущность
оковами. Решив углубиться в волны иллюзии, взойти в свои конкретные потенции, он
лишь разрывает свое сознание с сущностью своего бытия и эманирует его в сферу
своих потенциальных возможностей. С этого мига сознание начинает ощущать начало
своего бытия во вне и выше себя, оно отчетливо начинает чувствовать иллюзорность
своих состояний и в то же время исполняется жаждой реальности, тяготеет к духовной
сущности всего человеческого существа.
Ширазский и его значение в истории персидской литературы», равно как — «Sadi's Scroll of Wisdom»
(Wisdom of the East Series).
1
La Clef de la Magie Noire.


153
«Благодаря Ему, имеющему форму Вечного Сознания, познаются все вещи,
начиная с аханкары и вниз до тела, вожделения и т. д., как сосуды (духа, который сам
по себе существует и без сосуда). Этот Дух Пуруша, Сущий, Атман (сущность всех
вещей) есть Вечное, Постоянное, Безусловное, Абсолютное Блаженство, Которое
постоянно Себе равно и есть Самосознание, Глаголом (словом, Логосом) Которого дух
жизни приходит в движение».
Шри Шанкарачарья.
«Об этом сказал один языческий мудрец другому прекрасное слово: Я ощущаю в
себе нечто, что сияет в моем разуме; я вполне ощущаю, что это есть нечто, а что это, я
не могу постичь, но мне кажется, что если бы я постиг это, я узнал бы всю истину».
Мейстер Экхарт.
1
Монада как Первообраз совокупностью своих потенциальных свойств и качеств
объектирует в метафизическом просторе целостное существо человека, как
исчерпывающее тело духа, его феноменальный аналог. Это существо есть не что иное
как система возможностей Атмана, она рождается вместе с ним и существует
абстрактно, претворяясь в реальность лишь работой динамического сознания. Когда
монада, стремясь к самопознанию и утверждению, эманирует свое сознание во вне
своей единой сущности, это последнее начинает скользить по линиям аналогии,
инволютивно спускаясь до простейших конкретных потенций. При этом происходит
процесс постепенного перерождения сознания и выявления из Атмана инволюционного
септернера принципов
Выявленная и утвержденная монада есть система Атмана и целостного его
существа, как тела духа, взаимно утвержденных и растворившихся друг в друге. Все
абстрактные потенции, лежавшие ранее вне сущности Атмана, входят в нее, становятся
как бы гранями его самосознания, чрез которые он с одной стороны ощущает свою
индивидуальность, а с другой — сообщается со всем вне его лежащим миром. В
гармонии с этим, Атман как бы входит во все качествования своего бытия, проникает
во все виды и формы своих тональностей, отражается в них подобно лучу света и
связывает все их многообразие в одно целое. Эта идея и выражается традицией в
формуле — дух человеческий есть луч Божества пронизывающий материю.
«Атман есть то, что проникает весь мир, но им не проникается; что освещает все
вещи, но все вещи не могут его осветить».
Шри Шанкарачарья
Нисходя по порядку синтеза от Атмана до конкретных дифференциальных
потенций, сознание постепенно изменяет свою природу в самом своем существе. Это
последовательное изменение резко разделяется на семь отдельных участков, каждый из
которых, по вышеприведенному закону, вызывает к бытию соответствующий мир и, в
свою очередь, им утверждается в реальность. При инволюционном нисхождении
целостное сознание человека постепенно задерживается всеми мирами космоса,
каждый из которых, подобно метафизической сети, задерживает те его части, которые
ему соответствуют. В результате этого процесса сознание целостного существа
человека как бы разделяется на семь отдельных своих поясов, каждый из которых
начинает жить как самостоятельное и независимое целое в присущем ему мире.
Разделение целостного сознания влечет за собой иллюзию расчленения
индивидуального духа: каждый вид сознания объектирует в Атмане присущий ему
аспект, становящийся по отношению к данному миру абсолютным Началом. Эти
Начала я буду называть Эа, Е П. Блаватская в своей «Тайной Доктрине» присваивает
им наименование «Лайя-центров».
Доктрина об Эа или Лайя-центрах является краеугольным камнем всего
эзотерического учения о человеке; будучи столь грандиозной важности, она, вместе с
тем, весьма трудно усваивается нашим разумом. Для облегчения понимания я могу
1
Проповеди и рассуждения, стр. 19.


154
привести следующий пример из области физики. — Луч света последовательно
проходит ряд поставленных друг за другом полупрозрачных вогнутых зеркал. Каждое
из этих зеркал будет давать изображение светящейся точки. Зеркала — это Хе"
различных миров, луч света — это луч Атмана, отдельные изображения — это Эа
различных миров. Подчиняясь Закону Аналогии, каждое отдельное Эа, как сам Атман
и Божество в Его Целом, познает себя в своем отражении. Каждое Эа является сечением
Атмана, а потому Атман познает себя в своих сечениях через свои же собственные
манифестации.
«Тот, кто познает все через себя самого, но которого никто не видит, тот, кто
оживляет буддхи и другие (Эа), но сам не оживляется ими, — тот и есть сам Атман».
Шри Шанкарачарья.
Существо человека в его целом состоит из ряда отдельных душ, расположенных по
двум общим законам: во-первых, каждая высшая душа проектируется на все низшие и
обратно — сама по себе она есть комплекс души этого плана как таковой плюс
проекции душ высших планов', во-вторых, каждая душа, имея в своем плане свое
собственное сечение луча Божественной Сущности, тем самым является законченным
и жизнедеятельным существом, могущим входить независимо от душ других планов во
взаимоотношения в этом плане с другими такими же душами.
«Каждая высшая сила посылает свои лучи в виде долгого, непрерывного ряда ко
всем согласованным с ней низшим, а с другой стороны низшее может достичь высшего,
проходя через все отдельные ступени. Низшее так связано с высшим, что его влияние
простирается до самых крайних точек ряда, подобно тому, как качается на всем
протяжении шнурок, если прикоснуться только к его концу.
Корнелий Агриппа.
1
Луч, исходящий из Божественной Сущности, для каждого отдельного индивидуума
поляризуется в луч Мира Нагорнего и луч Мира Бытия: второй выявляет отдельные
души, одухотворяемые другим лучом, первый и совершает это одухотворение, и, вместе
с тем, как бы является каналом, по которому Макрокосмическое Сознание
Божественной Души изливает свое влияние на души земного человека. Иначе говоря,
полярность человеческого духа в виде макрокосма и микрокосма есть не что иное, как
полярность этих двух лучей Божественной Сущности. По мере того как человек
совершенствуется н у него усиливается космическое сознание, он в полной гармонии с
этим процессом приобретает все большую и большую связь со своими Эа и тем
получает возможность сознательно воспринимать их действие на душу воплощенную и
даже активными воздействиями усиливать их влияние. Всякое развитие космического
сознания идет одновременно и гармонично, как по вертикальной траектории
нисхождения искры духа человеческого, так и по всем горизонталям, лежащим в
различных планах вселенной.
Мы можем резюмировать учение об Эа различных миров следующими словами:
Искра человеческого духа постепенно и последовательно выявляла из себя одни
оболочки за другими и тем открывала себе возможность спускаться из одного плана в
другой и, наконец, достигнуть материального существования. В каждом из этих миров
оставался запечатанный облик, имеющий свое собственное сечение луча, исходящего из
Божественной Сущности, а потому эти запечатленные образы являются вполне
одухотворенными и жизнедеятельными существами. Душа человека земли, т.е. то,
что сковано узами материи, есть лишь часть всей его души, но, вместе с тем, в этих
оковах заключена и частица всех высших планов, как бы захваченных бессмертной
искрой во время своей инволюции.
«Когда Бог сотворил мир, Он утвердил над нами семь небес и образовал под
нашими ногами такое же количество земель (миров). Ибо, как каждое из этих небес
1
Philosophia Occulta.


имеет свои созвездия и исполнено ангелами своей особой породы, точно так же есть это
и на земле, которая внизу. Помещенные одни над другими, они все населены, но
существами различной природы, как это было сказано относительно небес».
Зогар.
1
Существо целостного человека интерпретируется в
традиции следующим символом, носящим название
«великого квадратного пентакля». Квадрат разделен на 7
столбцов и на 7 горизонтальных полос. Горизонтальные
полосы — это миры: ади, анупадака, атма, буддхи,
манас, кама и стхула.
2
Первый столбец — это луч
Атмана, и для каждой отдельной полосы столбцы,
начиная с первого, будут характеризовать те же 7 миров.
Каждая горизонтальная полоса — это существо
человека, свойственное тому плану, к которому эта
полоса относится. Так, в полосе стхула все 7 планов, в
полосе кама все кроме стхула, в полосе манас все кроме
кама и стхула и т. д. Последний член горизонтальной
строки определяет вид сознания, т.е. Эго, сознаваемое в этом плане. Во всех мирах эти
сознаваемые Эго являются сечением, свойственным этому плану, общего всем планам
луча Атмана, т. е. они всегда будут находиться в первом столбце. Сознание Атмана,
лежащего за пределами этого квадрата, есть Божественная Душа человека. На этом
пентакле мы можем проследить все, что происходит с человеком и его сознанием при
различных условиях и обстоятельствах. Прежде всего мы видим, что человек
привязывается к каждому отдельному плану последним членом горизонтальной
строки. Иначе говоря, чем больше человек сумеет парализовать его влияние, тем
больше он уподобляется выше за ним лежащему существу. Воплощенный человек
имеет 7 планов, он может чувствовать вибрации во всех столбцах, но, вместе с тем, он
никогда не может их воспринять в чистой форме и познает методом аналогии. Во время
полной экстериоризации человек может вполне отождествляться с сущностью
восприятий шестипланного человека, но он должен всегда перелагать все им
воспринятое в сознание физического мира. Вот почему он никогда и не может слиться с
Эа до тех пор, пока он окончательно не покинет физического плана. Движение человека
Бытия — это движение его сознания, а потому сознание есть сечение луча Мира
Горнего, взятое во времени.
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   61

§ 3. Основы учения о септернере
Самодовлеющая сила, познаваемая в тернере: утверждение, противопоставление и
результат, выявляет из себя свою творческую мысль и идею творимого объекта, в свою
очередь познаваемую в тернере: принципа идеи, принципа существования бинеров и их
гармонии, которая и соприкасается с полем, где должно явиться творчество, и в нем
самом порождает идею творимого объекта; это философское построение и есть
септернер. Итак — септернер раскрывает путь и его законы, по которым из
самодовлеющей субстанции порождается идея атрибута. Септернер показывает
человеку, как связываются между собой принципы различных планов, как один
следует и рождается от другого; он указывает на то, что каждое действие каждой силы
в каком-либо плане вытекает и является непосредственным следствием из силы выше
155
1
Zohar. Part. Ill, fol. 9, verso и 10, recto, отдел אוקיו.
2
Этим индусским названием в Каббале соответствуют, иешида (верховное единение души с Богом),
лапа (Божественная Жизнь, влитая в душу), нешама (Божественная Душа), руах (душа деятельная),
нефеш (душа инстинктивная), куш ха гуф (жизненный флюид), гуф (тело материальное); аналогично у
древних египтян мы видим: атму (Душа Божественная и Вечная), пута (Первоисточник
интеллектуализма), себ (начало жизненное), анху (разум — начало различения), кхаба (тень), ба (дыхание
жизни), кха (тело).

156
лежащей. Септернер есть непосредственное следствие Закона Аналогии; тот и другой
гласят об одном, но с тем лишь различием, что Закон Аналогии указывает принцип, а
закон септернера раскрывает самый процесс и течение инволирующего действия
самодовлеющей силы. Если какой-либо процесс эволирующим или инволирующим
образом происходит последовательно в целом ряде планов, то никогда и ни при каких
условиях в одно и то же время больше двух рядом стоящих членов этой междупланной
цепи в состоянии неустойчивого равновесия находиться не могут. Если один и тот же
нумен должен последовательно пройти ряд своих феноменальных состояний, то его
состояние в данный момент может познаваться или через один феномен или через два
соседних, но ни в каком случае не через большее число феноменов в первом случае, когда
состояние нумена совпадает с доступным познаванию феноменом, т. е. когда последний
является членом принятой классификации, и во втором случае, — (вследствие того,
что наша способность познавания представляется прерывной функцией минимального
масштаба, в котором мы еще различаем разность меж планами) когда состояние
нумена непосредственно недоступно познаванию, вследствие того, что он занимает
как бы промежуточное место между планами принятой классификации. В нашем
случае действие этого общего закона выразится в том, что в момент, когда конечный
член инволютивного септернера проявляется в свойственном ему плане — первый
тернер устраняется от непосредственного действия, связь низшего с ним
прекращается, и в тот же миг конечный член септернера переживает процесс,
известный под именем перемещения оси равновесия.
Подобно тому, как при интерпретации мистерии рождения Йода из Хе" мы считали
систему Йод-Хе-Вау-Хе" находящейся лишь в мгновенном равновесии в пространстве
дифференциально малого плана, представленного на приложенной нами диаграмме
отрезком dy, так и в данном случае, мы этот процесс перехода конечного члена
септернера представим в виде такой же диаграммы. Самодовлеющий тернер I вместе с
порожденным тернером силы II проектируется в низший план в виде Йода,
заключающего в себе мощь тернеров выше лежащих, в том объеме, в котором этот
план может вместить. Этот последний Йод является тоже принципом, но уже
гармонирующим с низшим планом, а потому динамически стремящимся в нем
реализоваться. Вследствие: этого, последний член септернера находится лишь в
мгновенном равновесии и стремится перейти в силу творящую в четырех стихийных
аспектах, что им и осуществляется на протяжении дифференциально малой части
инволютивной цепи dy. Первичный тернер для спроектировавшихся четырех аспектов
силы в их сознании отождествляется со вторичным тернером, т. е. познается, и иначе в
принципе никак познаваем не может быть, как в сечении своем в виде вторичного
тернера. Вследствие этого первичный тернер как таковой для сознания перестает
существовать самостоятельно. Септерпер Мира Принципов претворяется, в септернер
Мира Бытия в виде тернера силы и кватернера осуществления. Последнее справедливо
одинаково — будем ли мы рассматривать макрокосм в его целом или отдельный
микрокосм.
«Всякая вещь в природе, хотя сама по себе и составляет триаду, обладает
четверным приложением на плане внешнем».
Томас Генри Бургон.
1
Царство Духа— это мир тернеров, но когда дух, инволируя, касается Майи, — он из
тернера претворяется в септернер, ибо в его существе хотя и остается тернер, но ему
является отражение в Мире Бытия, его стихийный аналог кватернер.
Асклепиос. «Люди следовательно не все одинаково чувствуют, о Трисмегист?»
Гермес. «Все? — нет, о Асклепиос! — Они начинают заблуждаться, как только они
позволяют цепи образов увлечь себя без искания истинной причины вещей. Именно
1
Свет Египта или наука о душе и о звездах. Перевод и издание В. Н. Запрягаева. Вязьма, 1910.