Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 254

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

200
нанесения граней, а гранение само по себе облекает алмаз духа игрою света. Падение
относительного есть падение сомнения, есть восторжествование над миром бинеров,
над иллюзией вековечной.
«Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не более как полицейская:
он может только привести в порядок и расставить по местам все то, что у нас уже есть.
Он сам не двинется, покуда не двинутся в нас другие способности, от которых он
умнеет. Разум есть несравненно высшая способность; но она приобретается не иначе,
как победой над страстями. Есть высшая еще способность; имя ей — мудрость, и ее
может дать нам один Христос. Если она вступить в дом, тогда начинается для человека
небесная жизнь».
Н В. Гоголь.
1
«Все заключается в уме. Рабство и свобода лежат в уме. Вы можете выкрасить ум в
такой цвет, в какой хотите».
Шри Рамакришна Парамахамса.
2
«Ты у двери, ученик! Внемли теперь истине чистой, высокой и дивной. Ум есть
великий убийца реального. Знание ока— раб майи, в цепях рождаясь, живет, умирает.
Призрачным сном пролетает оно, не оставив следа, как луч луны в ледниках Хамавата.
Все проходит, тонет в вечности, и нет жизни в нем. Оно надменно и гордо, как истый
раб, а потому нет в нем искры Брахмы. Как истлевшая одежда сменяется новой, так и
знание ока теряется и вновь приобретается из жизни в жизнь. Знание сердца, луч
Истины Божественной чрез тебя проходящей, нерушимо живет и крепнет, славя
неустанно своего Творца. Дивный голос тишины из тайников измученного сердца
вещает слово и неизменчиво, не призрачно оно! Оно всегда с тобой, верный страж
чуткости, залог и надежда достижения. Слушай его! В тишине немой беззвучным
словом утешения оно приобщит тебя к Божественному Знанию, даст силу и путь. Бойся
одиночества средь многих! Не союзники, а стена ограждения они тебе. Будь один с
собой и мир пред тобой раскроется; уходи в глубь себя, ибо там ты все найдешь.
Теперь, о чела! Когда ты удостаиваешься приобщиться к немногим, ты должен
победить в себе тело мысли, как победил тело чувств. И как Божественный дар мысли
ты получил в подчинении чувств, так лотос души твоей распустит свои лепестки на
гробнице мыслей. Постигающий должен быть мудрым, но мудрость есть дочь знания
сердца. Ищи мудрость, не заботясь о знании умственном, так как все равно ум Тебя,
Божественного, постичь не в состоянии. И когда мысли и чувства покорно заснут в
небытии, когда стихнет мир вокруг и мир в тебе, когда ни единой волной не будет
потревожена тишь твоей души, ты услышишь из глубин своих величественный Голос
Безмолвия».
Из летописи мира.
3
«Высокую глубину узрит разумно держащее безмолвие сердечное, и дивное
услышит ухо у безмолствовавшего ума».
Преподобный Исихей.
4
«Ум связывает человека, ум же его освобождает. Если я думаю абсолютно свободно,
то, живу ли я в мире или в лесу, в чем моя несвобода или мои оковы? Я дитя Бога, сын
Царя царей, кто может связать меня?»
Шри Рамакришна Парамахамса.
1
1
Христианин идет вперед. Письмо к Щ.....ву. По изд. А. Ф Маркса СПб., 1893, том 5-й, стр. 61.
2
Провозвестие Рамакришны. С предисловием и введением Свами Абхедананды. Книгоизд. «Новый
Человек», СПб., 1914. Стр. 109.
3
Близко к этому отрывку из вечных, но всегда юных архивов вселенной подходят идеи, возможно
почерпнутые из того же источника, изложенные Е. П. Блаватской в ее знаменитой брошюре: «Голос
Безмолвия; Семь Врат, Два Пути». Из сокровенных индусских писаний. Перевод с английского Е.
Писаревой. Калуга, 1912.
4
Добротолюбие. Том II, стр. 186.


201
«Есть высшая молитва совершенных — некое восхищение ума, всецелое
отрешение его от чувственного, когда неизглаголанными воздыханиями духа
приближается он к Богу, Который видит расположение сердца, отверстое подобно
исписанной книге, и в безгласных образах выражающее волю свою».
Пр. Нил Синайский.
2
Космическое сознание разнствует с сознанием узко человеческим и возвышается
над ним не высшей развитостью частных свойств, но самым существом своим.
Космическое сознание представляет собою ту грань, в которой чистый разум человека
сливается с его чувствованием. Разнствование между собой сферы их деятельности в
этой высокой области падает и они сливаются в один общий их синтез,
представляющий собой абсолютное начало познавания. Это начало есть созерцание.
«Всем нам свойственна таинственная поразительная склонность возвращаться из
смены времени к нашему внутреннему духовному «Я» от всего того, что приходит в
наше «Я» из внешней среды. В этом «Я» под формой неизменности мы удовлетворяем
своему желанию созерцать вечность. Это созерцание есть глубочайший правдивейший
опыт, от которого зависит решительно все, что мы знаем и предполагаем относительно
Сверхчувственного Мира. Это созерцание убеждает нас в том, что есть Нечто,
существование Которого для нас вполне достоверно, и что все остальное представляет
собой одни только явления, хотя мы и употребляем в применении к ним слово
«существует». Оно отличается от чувственного созерцания тем, что имеет своим
источником свободу, что Оно чуждо всякому человеку, свобода которого настолько
стеснена подавляющей силой окружающих объектов, что не в состоянии вызвать в
человеке сознание. Даже у тех людей, которые лишены этой свободы самосозерцания,
существует нечто приблизительно похожее на это, некоторый посредственный опыт,
при помощи которого они только чувствуют существование своего «Я». Существует
какое-то глубокое ощущение, которое тщетно стараются познать и развить в себе. Это
интеллектуальное созерцание выступает тогда, когда мы теряем в своих собственных
глазах значение объекта, когда мы, замыкаясь в сфере нашего собственного «Я»,
отождествляем созерцающее «Я» с созерцанием. В момент подобного созерцания
исчезает для нас категория времени и продолжительности; не мы существуем во
времени, а время, или вернее, не время, а абсолютная вечность существует в нас. Весь
мир исчезает в нашем созерцании, а не мы исчезаем в созерцании объективного мира.
Отто Вейнингер.
3
Созерцание — это то состояние человеческого существа, когда оно в
действительности и в полной мере уподобляется Божеству. Все видеть, все сознавать,
все чувствовать, все переживать, всюду быть, со всем отождествляться — это то
состояние, в котором человек воистину становится образом и подобием Божиим.
«Где кончается тварь, там начинается Бог. И Бог не желает от тебя ничего
большего, как чтобы ты вышел из себя самого, поскольку ты тварь, и дал бы Богу
быть в тебе Богом».
Мейстер Экхарт.
4
В созерцании нет н не может быть чувства, ибо здесь нет обособленности; «tat twam
asi»
5
претворяется в действующий, реально ощущаемый принцип.
1
Провозвестие Рамакришны. Свами Абхедананда. Стр. 110.
2
Добротолюбие.
3
Пол и характер, стр. 146. Заключение сравни со слов. Ледбитера — стр. 232—233.
4
Проповеди и рассуждения.
5
«Ты — это». Известная индусская формула мирового единства. Ряд весьма интересных мыслей об
этой формуле, как основе новой трансцендентальной логики см. в труде П. Д. Успенского «Tertium
organum».


202
«В экстазе душа созерцает действительные события и отождествляется с тем, что
созерцает».
Плотин.
Обладая космическим сознанием, человек торжествует над всеми препятствиями,
рамками и ограничениями, но этого достичь он может лишь в состоянии покоя, в
глубоком созерцании, когда мысль его находится в состоянии как бы величайшего сна:
«Как покоится дитя или великий брамин, достигший величайшей степени экстаза
— когда он уснувший не чувствует никакого желания и не видит никаких снов, это
состояние, при котором только одного Атмана желает, состояние, при котором он
достигает своего желания, состояние, при котором он без желания».
Брахмана ста тропинок.
1
«Тогда дух вобрал в себя все силы, так что тело перестало существовать для него,
тогда не действовала ни память, ни рассудок, ни внешние чувства, ни силы, которым
надлежит поддерживать и совершенствовать тело. Так должен человек освободиться
от внешних чувств, обратиться внутрь и погрузиться в забвение всех вещей и себя
самого».
Мейстер Экхарт.
2
Великий дар созерцания возносит дух человека в высочайшую область сознания,
где он без чувств и сожалений, без горечи и страдания зрит жизнь. Видя океан
движения, он, вместе с тем, обретает душой своей покой глубокий, сладостный,
неизъяснимый, тот царственный покой вершин Олимпа, где обитают Боги с их
совершенной мудростью. Этот дар созерцания —
«Сделает так, что будучи одним, он станет множественным, и будучи
множественным, станет одним; одарит его ясным и небесным слухом, превосходящим
слух людей; сделает его способным понимать своим собственным сердцем сердца
других существ и других людей, постигать всякую душу, страстную и спокойную,
гневную и мирную, заблуждающуюся и мудрую, постоянную и вечно изменчивую,
величавую и узкую, возвышенную и низменную, стойкую и колеблющуюся, свободную
и рабскую; дает ему власть вызывать в своих воспоминаниях свои разнообразные
временные состояния давно прошедших дней, такие, как одно рождение, два рождения,
три, тридцать, сорок, пятьдесят, сто, тысячу или сто тысяч рождений, свои рождения
во многих зонах обновлений, в многих зонах как разрушений, так и возрождений,
вызывать в памяти свои временные состояния прошедших дней во всех их видах и во
всех подробностях».
Слова Гаутамы (Будды).
«Если бы ты мог иметь крылья, парить в воздухе между небом и землей и оттуда
видеть твердость земли, воды океана, течение рек, легкость воздуха, чистоту огня, бег
звезд и движение неба, их окружающего, о мой сын! какой это великолепный вид, ты
бы себя мог почувствовать недвижным, ты мог бы познать в одно мгновение
недвижное движение, проявление Невидимого в порядке и красоте мира!
Таков славный конец того, кто следует мудрости: стать Богом!»
Гермес Трисмегист.
3
«Сэр Эдвин Арнольд писал о божественном состоянии, когда «отдельные капли
сливаются в сияющем море». Но кто прошел сам этот чудесный опыт, знает, что, как
ни парадоксально это может показаться, ощущение в действительности совершенно
противоположно тому, что говорит сэр Эдвин Арнольд, и, что гораздо ближе, это
можно описать, сказав, что океан каким-то образом вливается в каплю! Это сознание
1
Взято из: Ольденберг. Будда, его жизнь, учение и община. Стр. 68.
2
Проповеди и рассуждения, стр. 16.
3
Так заканчивает Гермес повествование своему сыну Тату о великом видении Пэмандера —
Космического Духа. Я не привожу этот фрагмент целиком, ибо он был уже несколько раз напечатан на
русском языке.


203
широкое, как море, «с центром везде, с окружностью нигде»— есть великий факт. Но
когда человек достигает его, ему кажется, что его сознание расширилось настолько, что
оно может взять все это в себя, а не то, что оно погружается в что-то другое».
С. В. Ледбитер.
1
«Все, что выражается словами и предлагается людям в образах это только призыв к
Богу. Знайте, что в Боге только Бог, знайте, что ни одна душа не сможет возвратиться к
Богу, пока не станет Богом, как была Богом раньше до своего создания».
Мейстер Экхарт.
2
«Дух человека божественен, индивидуальность вечна. Высшее счастье —
трансформация человека в Бога».
Джордано Бруно.
3
Созерцание — это не только цель человека, но и самый его путь. Где бы он ни стоял
на нем, все равно всегда и неизменно он несет в себе все свое грядущее величие.
«Вера в себя, вера в человеческую личность есть вместе с тем вера в Бога, ибо
божество принадлежит человеку и Богу, с той разницей; что Богу принадлежит оно в
вечной действительности, а человеком только достигается, только получается; в
данном же состоянии есть только возможность, только стремление».
Владимир Соловьев.
4
«Кто действует согласно с Тао, становится одним с Тао».
Лао-цзы.
5
«Кто видит Дух, во всех вещах разлитый,
Недвижимый, но двигающий все,
И познает, что Брахма Высочайший
Во всех вещах вселенной одинаков, —
И в собственной душе Его познает,
Пойдет путем тот света и бессмертья».
Бхагавадгита.
«Разве ты не знаешь, что ты стал Богом и сыном Единого, как и Я Сам?»
Гермес Трисмегист.
Этот внутренний таинственный Свет Незримый и является тем живительным
лучом, который возрождает человека, дает ему новую жизнь неисповедимым для него
самого путем и потому воистину является Lux Occultata et Lux in Occulta.
Аркан X
I. Традиционные наименования:
Testamentum, Kabbala, Fortuna, Regnum Dei, Ordo, Sphinx, Rota Fortunae, Колесо
счастья.
II. Буква еврейского алфавита:
י (Йод).
III. Числовое обозначение:
Десять.
IV. Символическое начертание:
1
«Some Notes on Higher Planes. Nirvana», напечатанные в «The Theosophist», July, 1910.
2
Проповеди и рассуждения, стр. XXIX—XXX.
3
Gli Eroici Furori.
4
Чтения о Богочеловечестве. Т. III, стр. 25.
5
Взятие из «The Sayings of Lao-Tzu». (Wisdom of the East Series )


204
Средь исполинских утесов и диких ущелий мечется во все стороны хаос облаков; свирепствует гроза
с неслыханной грозной мощью; непрестанные удары грома сливаются в общий грандиозный гул.
Облачные массы трепещут в порывах урагана, со свистом проносятся и все время меняют свой облик;
они пронизываются фосфорическим светом молний и лилово-фиолетовые тона расцвечивают
пространство какими-то странными аккордами красок. И чудилось мне, что на этом дымчатом фоне,
непрерывно озаряемом молниями, порой виднеются какие-то смутные очертания чего-то живущего;
какие-то тени, какие-то лица мелькали пред взором моим, я старался разглядеть их, но они все так
устремлялись, что я видел одно лишь мелькание.
Из-за голой неприветливой скалы, из пропасти, невидимой рукой была поставлена в мой кругозор
странная фигура: колесо с вписанной гексаграммой внутри быстро, с молниеносной скоростью,
вращалось на оси, поддерживаемой двумя шестами. И, странное дело, чудилось мне, что это движение
происходит как-то сразу в обе стороны. Я стал вглядываться и при новых вспышках молний увидел
Сфинкса, неподвижно сидящего на вершине колеса с мечом в правой руке, приподнятым кверху, справа
взбирался киноцефал — Германубис с жезлом Меркурия, слева низвергался Тифон, скромный крокодил
с неуклюжей пастью. Молнии погасли, — и когда чрез несколько минут они сверкнули вновь, я видел
все ту же фигуру: снова неподвижно сидел Сфинкс, снова стремительно взбирался Германубис и снова
низвергался Тифон...
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   61