Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 256
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
209
возможность расчленить условно то, что абсолютно расчленено быть не может, ибо
«в Боге возможность и действительность неразделимы, возможность не предшествует
действительности. Бог творит Самого Себя, как Собственный Результат, но Результат
этот так же вечен, как и Само Творчество».
1
Отдельные Дни, Периоды или Этапы
Мирового Творчества, не существуя в действительности в целостном мироздании,
являются, вместе с тем, истинными и абсолютными реальностями в мире
человеческом: изучение Мирового Творчества есть изучение свойств человеческого
сознания, в той причинной последовательности, какая диктуется абсолютно
совершенным разумом.
«Почему, если все законы однообразны, не применим мы к творению вселенной тех
же самых суждений, которые мы вынесли из наших деяний? Почему мы его не
рассмотрим как Мысль Бога, потому что мысль человека выявляется в его делах
грубых и материальных?»
Сен-Мартен.
2
«Сказать, что мир вышел из небытия — значит провозгласить чудовищнейший
абсурд».
Элифас Леви.
3
«Творение не только не продолжалось шесть дней, но даже не начиналось во
времени, ибо само время есть лишь качество вещей, явилось вместе с вещами и есть
лишь длительный образ Вечности».
Филон.
4
«Задача всей философии — это заставить природу выявить разум или разум
природу».
Шеллинг.
«Философия есть законодательство человеческого разума».
Кант.
«Философия видит человека в природе и природу в человеке».
Поль Жане.
5
Мир вечен и незыблем в своем целом, но вечно создается в частях своих; всякий
человек, кто бы он ни был, всегда находится в периоде творчества; приобретение им
новых сведений, дознание идей и законов есть постепенное созидание его целостного
существа, потенциально присущего монаде. Изучение космогонических теорий
представляет из себя первую степень к познаванию человека.
6
§ 3. О Великом Вечном Мгновении Rota или Taro
«Вселенную, одну и ту же для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей; она
была всегда и будет вечно живым огнем, возгорающимся и угасающим в определенной
мере — игрой, в которую Зевес играет с Самим Собой».
Гераклит Эфеский
1
Мартенсен.
2
Tableau Naturel, стр. 25.
3
Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 159.
4
Ευηθες πανυ´ το´ οι´εσθαι´ εζ η´µε´ραις, η καθα´λου χρο´νω χο´σµον γεγο´νεναι. Legis Alleg. Ουτο´ς ου´ν (ο´ κο´σµος)
ο´ νεω´τερος υιο´ς ο´ αι´σθητο´ς, κινηθει´ς, τη´ν χρο´νου φυ´σι´ν α´ναλα´µψαι´ και´. α´νασχει´ν ε´ποι´ησεν. Quod Deus sit
immutabilis —∆ηµι´ουργο´ς δε´ και´ χρο´νου Θιο´ς. Ib.
5
«Histoire de la Philosophie. Les problèmes et les écoles» par Paul Janet et Gabriel Séailles. Paris, 1887.
6
Эта доктрина с полной отчетливостью выражается Яковом Бёме. Все этапы космогонии он
рассматривает не как имевшие место один раз, но как вечное бывание, предшествование и последование
между ними надо понимать только в метафизическом смысле, а никак не во временном.
210
«В действительности нет ни появления, ни исчезновения, нет никого заключенного
в оковы, нет периода ученичества, нет никого жаждущего освобождения, никого
освобожденного, — это абсолютная истина.
Gaudapadacharya.
«Что с ним? Остановился он? Разбился он в куски? Разлетелся он в порошок?
Погиб он? Растаял? Поглощен он бездной? Подвергся он внезапному распаду? — разум,
будучи обращен вовнутрь, не находит ни малейшего следа мира вещей в свободных
глубинах самого себя, этого необозримого океана блаженства, порождаемого познанием
Я».
Svarajyasiddhi.
«Во Мне, вечно Едином и не имеющем подразделений, нет ни действия, ни
бездействия как может действовать Тот, Кто есть Единое «Я, полный и все
наполняющий, подобно эфиру?»
Шри Шанкарачарья.
1
В мире времени нет, нет самой последовательности, прошедшее, настоящее и
будущее в нем сливаются в единое вечное мгновение. Происходя из свойств сознания
человеческого, категории эти в мире не существуют, и потому все деления мира по
самой природе своей относительны и существуют только лишь в сознании
человеческом.
2
В его целом нет жизни, нет движения, нет следовательно ни развития,
ни разрушения, не было творчества и не будет конца. Мир вечен не безграничностью
протяжения во времени, а самым отсутствием этой категории в его бытии как
таковом, а потому он как и Абсолют в своем целом недвижен.
«Верховный Владыка, Кто вечно Неизменный творит, сохраняет и разрушает
миры Актом Своей Воли, делает Себе, о женщины, игру из Мира Незыблемого и мира
движения; сохранение и разрушение суть виды Его Мощи».
Бхагавата пурана.
3
«Бог создает мир теперь точно так же, как Он делал это в первый день сотворения
мира, в этом то как раз и заключается Его богатство».
Мейстер Экхарт.
4
«Абсолютное никогда не возносится и не падает; Оно никогда не остается в покое.
Оно не бытие, не небытие, не далекое, не близкое, не Я, не ты. Оно светит как солнце.
Оно сохраняет три мира как Вишну, как Шива Оно все разрушает. Создавая, Оно
принимает образ рожденного из лотоса Брахмы. Все, что есть, все, что было, все, что
будет — каждый объект в трех формах времени — Оно, Оно — все! О,
Совершеннейший из познавших! Когда Оно принимает форму трех миров и всего, что
в них есть, я говорю, что Оно прошло через Акт Сознания. Если три мира
действительно существуют, старайтесь всеми силами, чтобы они стали теми мирами,
так как «три мира» в Нем, лишенные реального содержимого — простой звук».
Йогавасишта.
«Единый, Единственный Бог, Джапардана, принимает название Брахмы Вишну и
Шивы, согласно тому, что Он творит, хранит или разрушает... Он есть причина
творения, сохранения и разрушения».
Вишну-пурана, I, II, 62.
«Для Тао ни один пункт времени не далек».
1
«Вивека Чудамани».
2
Ряд любопытных мыслей по этому вопросу см. П. Д. Успенский Tertium organum. СПб., 1911. Стр.
24—37.
3
7 книга, II, 39.
4
Проповеди и рассуждения, стр. 4.
211
Чуанг-цзе.
1
Мир — это гигантский, грандиозный вихрь, он царствует над временем и над
пространством, он все в себе содержит и в каждый миг того, что мы называем нашим
временем, всегда и неизменно творится он и вновь нисходит в небытие.
«Он есть Единый и Предвечный Брахма,
Ни Сат (Бытие), ни Асат (не Бытие),
Повсюду Он Един Неограничен.
Его стопы и руки — силы неба,
Его глаза — всевидящи, а уши
Всему внимают, и сидит в средине
Он мирозданья, обнимая все.
Он освещает мир, и чувства наши
Суть отраженья Света лишь Его.
Собою Он все существа объемлет;
К твореньям не будучи привязан.
Он качеств не имеет, но всему
Он сообщает качества в природе;
Он сущность и явление всего;
Он Неподвижен, но дает движенье;
Непостижим никем и над природой
Возвышен, вечно обитая в ней;
Далек от нас, но в нас живет сокрыто;
Он — Неразделен, но во всех вещах
Присутствует Его Святое Тело;
Он — Разрушитель и Хранитель всех;
Он — Света Свет, Возвышенный над тьмою;
Он —мудрость, мудрый, мудрости познанье;
2
Он — в сердце всех на свете существует.
Итак, тебе, Арджуна, Я поведал
О Кшетре, Жнане-мудрости, и Жнайе.
Кто служит Мне и внемлет сим словам, —
С Моей Природой будет воедино.
Познай еще, что Дух или Пуруша
И вещество Пракрити — безначальны,
И что природа черпает из недр
Самой себя все качества Пракрити.
Природа действует своею силой.
И созидает все явленья тела,
А Дух дает нам ощущенья плоти
И радость нам и горе сообщает.
Когда же Дух с природою сольется,
Он качества ее воспринимает,
И порождает доброе и злое.
Пуруша — Дух Единый, Высочайший,
Великий Бог, в Пракрити обитая,
Ей служит Покровителем Всесильным,
Свидетелем, Владыкою ее.
И даже Воплощенный, Невредим Он
Для действий разрушающих природы».
Бхагавадгита.
1
Взято из: Musings of Chinese Mystic. (Wisdom of East Series.)
2
Сравни с учением Маймонида и Моисея Кордуеро в Зогаре.
212
«Бог никогда не отдыхает в Делах Своих, но Его Природа — это вечно производить,
как огня жечь и снега испускать холод».
Филон.
1
«Бог творит все дни, как это написано:
2
«Бог обновляет каждый день Свое
творение». «Каждый день творятся новые духи».
3
Талмуд.
4
«Единство, Принцип и Первоисточник (корень) всех вещей существует во всем, как
Принцип и Первоисточник. Нет ничего, что не имело бы исходного принципа; принцип
не выявляется из него. Он сам по себе свое основание, потому что у него нет других.
Единство, которое есть принцип, содержит все числа и не содержится ни в каком. Оно
рождает их все и не рождается ни из чего другого. Существует Единый Творец или
Владыка всех этих вселенных. Место, число и протяжение не могут сохраняться без
Творца. Порядок не может существовать без места и измерения; необходимо должен
быть Господин. О Мой сын! Дай Богу Имя, которое подходит наилучшим образом,
назови Его Отцом всех вещей; ибо Он Един и Его чистое Действие — это быть Отцом.
Если ты хочешь, чтобы Я употребил смелое выражение — Его Сущность — это
рождать и творить. И как ничто не может существовать без Творца, точно так же Он
Сам не существовал бы, если бы Он не творил беспредельно... On есть то, что есть, то,
чего пет, ибо то, что есть — On проявил, то, чего пет On держит в Себе Самом... On
пе имеет тела и имеет много тел, или вернее все тела, ибо пет ничего, что бы не было
в Нем, и все, что есть — это Он Единый. Вот почему Он имеет все имена, ибо Он есть
Единый Отец, и вот почему Он не имеет имени, ибо Он Отец всего. Всякая вещь есть
1 ... 25 26 27 28 29 30 31 32 ... 61
часть Бога, а потому Бог есть все. Творя все, Он творит Самого Себя, никогда не
останавливаясь, ибо Его активность не имеет предела, и точно так же, как Бог
безграничен, творение не имеет ни начала ни конца».
Гермес.
5
Вселенная вечно создается и вечно разрушается; она не имеет границ ни во времени,
ни в пространстве, но в каждый данный миг она рождается из Непроявленного
Абсолюта и вновь в Нем растворяется. Источник всякого движения, этот Абсолют
находится в вечном покое, ибо протяжения по всем продлениям для Него сливаются в
одно вечное, настоящее, здесь. Лишь для познания вещей, для изучения духа своего,
человек расчленяет единое вечное мгновение на абстрактные этапы мирового
творчества, которые в действительности, как принципы эволюционирующего бытия,
вечно взаимно переплетаясь, ткут мировую жизнь.
6
Это и есть доктрина Аркана X. Весь цикл первых десяти Арканов и совершает это
необходимое для нашего сознания расчленение Нераздельного на абстрактные,
относительные в принципе, но абсолютные для человеческого сознания части, каждой
из которых и соответствует один Великий Аркан первой декады.
«В обширном колесе Брахмана, Источнике и Опоре всех воплощенных духов, Эго
принуждено странствовать, причем оно мыслит себя отдельно от своего Правителя».
Шветашватара упанишада, I, 6..
1
Παυ´εται ου´δε´ποτε ποιω´ν ο´ Θεο´ς, α´λλ ωσπερ ι´διον το´ και´ειν πυρο´ς και´ χιο´νος το´ ψυ´χειν, ου´τω και´ Θεου´ το´
ποιει´ν.
Legis. Alleg., I. По изд. Mangey кн. I, стр. 44.
2
סיר קבל סישדח רמאנש סוי לכב ארוב ה׳ב׳קה
3
ןיחור ןיארכנ אמוי לכב
4
Haguiga 19 и Midrasch Kumoth 3.
5
Hermès Trismégiste à son fils Tat. Traduction par Louis Menard. Paris, Didier et C-ie, 1867. Стр. 34, 37 и
291.
6
Эта доктрина Аркана X с особенной яркостью разрабатывалась у древних халдеев, где она стала
краеугольным камнем всей философско-религиозной системы. Так Диодор Сицилийский (II, 30)
свидетельствует: «халдеяне говорили, это по своей природе мир вечен, что он не имел никогда начала и
не будет иметь конца», см. также: «La divination et la science des présages chez les chaldéens» par Francois
Lenormant. Paris, Maisonneuve ct C-ie, libraires-éditeurs, 1875.
213
Эта доктрина Аркана X отвечает, вместе с тем, на вопрос почему общий уровень
развития человеческих масс так мало изменяется веками, несмотря на развитие
знаний общечеловеческой науки. Человечество есть малый мир — оно недвижно в
своем целом, но живет в частях своих. Одни люди развиваются, заканчивают свой
путь и уходят из его пределов, но на их место вечно приходят новые существа, чтобы
пройти по той же стезе развития. Человечество — одно, но его состав вечно меняется,
а потому оно, как таковое, и получает реальность бытия, благодаря вечности
круговорота его единичных
«Прогресс существует лишь для единичных людей. Но чтобы также все
человечество здесь на земле с течением времени постоянно двигалось вперед и
совершенствовалось, такой цели, как мне кажется, Провидение не имело; по крайней
мере, это еще не так очевидно и далеко не так необходимо для Провидения Божия,
как обыкновенно думают».
Мендельсон.
1
§ 4. Система Сефирот
«Тридцатью двумя путями — чудными, мудрыми, начертал IA, IEBE, Саваоф, Бог
Израиля, Бог Живой и Царь Вечный, Эль Шаддай, Милосердный и Прощающий,
Возвышенный и Пребывающий в вечности, — возвышено и свято Имя Его, — и создал
мир Свой тремя сеферим: сефар, сипур и сефер.
2
Десять чисел, сефиротов невещественных; по числу десяти пальцев, пять против
пяти, но завет единства между ними.
Десять чисел, сефиротов невещественных: десять, а не девять, десять, а не
одиннадцать; пойми разумением, и разумей пониманием, пытай их, исследуй их,
установи вещь как следует и помести Создателя на Его место...»
Сефер Иецира, т. е. «Книга Творения».
3
Первые 10 Арканов Священной Книги Тота представляют из себя целостную и
законченную систему. Относясь к Миру Божественному, эти Арканы в своем целом
исчерпывают все, могущее быть познаваемым. Каждый из них представляет как бы
канал, по которому присущие ему свойства, принципы и аспекты Божества изливаются
вниз и создают Мир Бытия. Семитическое Откровение и дает нам это великое учение в
том аспекте, как оно было воспринято, разрабатывалось и изучалось последователями
Каббалы, таинственного мистического учения, зародившегося, как гласят
каббалистические предания, еще до сотворения мира, и которое было открыто праотцу
Адаму уже во время его пребывания в раю. Каббала как наука о Вечной Истине, о
принципах и свойствах Божества, лежит вне времени и царствует над ним. Каббалисты
были правы в своих преданиях, ибо Истина едина, предшествует рождению человека и
безраздельно царствует во все времена.
1
«Иерусалим».
2
«Первый из этих трех терминов (Sephar) должен обозначать числа, который одни доставляют нам
возможность определить необходимые назначения и отношения каждого и вещи для того, чтобы понять
цель, для которой она была создана; и мера длины, мера вместимости и i мера веса, и движение и
гармония, все эти вещи управляются числами.
Второй термин (Sipur) выражает слово и голос, потому что это Божественное Слово, это Глас Бога
Живого, Кто породил существа под их различными формами, будь они внешними, будь они
внутренними; это его надо подразумевать в этих словах: «Бог сказал: «да будет Свет» и стал Свет».
Наконец, третий термин (Sepher) обозначает писание. Писание Бога есть Плод творения. Слово Бога есть
Его Писание, Мысль Бога есть Слово. Так, мысль, слово и писание суть в Боге, лишь одно, тогда как в
человеке они суть три». — «Cuzary», 4, §25.
3
Перевод с еврейского подлинника Н. А. Переферковича.
214
«Каббала есть не что иное, как философия наиболее чистая и самая священная;
однако, философский язык не таков, как у Каббалы».
Моисей Ботрильский.
1
Учение Каббалы, имея непосредственную и тесную связь с древним Египтом, как
на заре еврейской истории, так и впоследствии во времена великолепных Птоломеев,
имело целый ряд блестящих представителей в Александрии во главе с Филоном. С
наступлением средних веков, с прекращением как научных исследований, так и
истинных метафизических изысканий, Наука Царственная вербовала себе адептов в
значительном большинстве из еврейского народа. Арабская, а затем мавританская
культура и была той почвой, на которой развились столпы новейшей Каббалы,
Каббалы писаной: Исаак Альфали, Иосиф Каро, Авраам ди-Ботон, Авраам бен Давид,
Маймонид, Моисей Кордуеро, Исаак Лориа, Симон бен Йо-хай, Саадия Гаон, Моша бен
Нахман, Рабби Яков бен Ашер, Моисей Цесерлес, Моисей Лионский, Меер бен Габаи,
Соломон Альксфец, Исаак Слепой и другие. Таким путем судьбе было угодно, чтоб на
западе древнее учение фиванских иерофантов сохранилось бы в недрах еврейского
народа,
2
который по своей косности, замкнутости, недвижности и уединенности среди
других и был идеально для этой миссии самой судьбой подготовлен. Тем не менее,
низость интеллектуального уровня евреев не могла не сказаться. Унаследовав в
готовом виде самое возвышенное философское учение из всех бывших когда-либо,
евреи сами не понимали истинной ценности вверенного им судьбой сокровища. Они
смешали его с самыми нелепыми заблуждениями, отравили черствым эгоизмом и
дерзновенным
человеконенавистничеством,
многое
исказили
до
полной
неузнаваемости, сведя глубочайшие идеи к бессмысленному абсурду. При этом всякая
последовательность была окончательно нарушена, все перемешалось в одну кучу.
3
Подобно невежественному торговцу стариной, евреи порой на самое почетное место
ставили ничтожную рухлядь, а истинные же сокровища оставались брошенными в
самый темный угол и покрылись толстым покровом пыли веков. Именно в таком виде
предстанет Каббала пред взором искателя наших дней. Но невзирая на все это,
поистине достойно удивления то, как сумели евреи сохранить науку древних святилищ
на пути стольких тысячелетий!
«Это как бы огромная ярмарка, где дорогие и дешевые товары выставлены с
равными заботами и по одной и той же цене; где редчайший жемчуг лежит нередко в
грязной коробке, либо, что еще чаще, в золотых сосудах нет ничего, кроме пыли и
праха. Однако, если всю эту бесформенную массу, наряду со странными, даже
недопустимыми у нас, приемами ее сбыта представить себе в отвлеченном виде, то
нельзя не испытать как бы трепета уважения перед этим океаном идей, сошедшихся
отовсюду, равно принимаемых с неизменной жадностью, даже когда они заставляют
мыслить вкривь и вкось, лишь бы в них слышался призыв к мышлению, лишь бы они
казались поучительными в каком-нибудь отношении, лишь бы стремились, хота на
несколько шагов, приблизиться к горизонту истины, затерянному в бесконечности».
А. С Шмаков.
4
1
Комментарий на Сефер Иециру. Мантуя. 1409, fol. 46.
2
Интересные материалы по вопросу об исторической преемственности Каббалы от египтян до
современных евреев см.: Basnage. «Histoire de Juifs depuis Jésus Christ jusqu’a present», а также — Kircher.
«Oedipus Aegyptiacus». P. 1, T. 2, Clas. 4, Cabalica; «L’Égypte et Moïse» par l’abbé Victor Ancessi. Paris,
Ernest Leroux, éditeur, 1875. — Относительно исторического происхождения книг Ветхого и Нового
Завета см. небольшой, но весьма ценный по обилию материала труд — И. Т. Сэндерлэнд. «Библия. Ее
происхождение, развитие и отличительные свойства. Перевод с английского под редакцией В. Черткова.
Москва, 1908. — О связи Египта с Вавилоном: «Der babyionische Ursprung der ägyptischen Kultur»
nachgewiesen von D-г Fritz Hommel. Литографированное издание, München, 1892. — О влияния Вавилона
на образование Библии см.: Де-лич. «Библия и Вавилон». Перевод А. А. Нольде. СПб., 1906.
3
См. «Théorie du Judaïsme» par l’abbé L. A. Chiarini. Paris, publié par J. Barbezat, MDCCCXXX,
Introduction, стр. 6.
4
Международное тайное правительство. Москва, 1912. Стр. 163.