Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 258
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
220
Эманационный, Мир Творческий, Мир Образования и Мир Реальностей, взаимно друг
друга дополняя, исчерпывают собою космос. Первые три Мира и являются членами
Божественной Тройственной Триады, четвертый Мир с его Сефирой — Царство,
соответствует 10-му Аркану Священной Книги Тота.
«Под Азилутом, системой Мира Эманационного, необходимо понимать Само
Божество, но не в Себе, не в Своей Абсолютности, Которая присуща Эйн Софу или
Абсолюту каббалистов, но в виде Имен Божественных, т. е. счислений, подобно
совокупности Ипостасей, сведенных в Троицу Христом. Под Бриах, Миром Творческим,
или вернее Миром выявления во вне, понимают Присутствие и Действие Божества, из
Которого проистекают votiq или ментальные абстрактные сущности, т. е. души во вне
чувственного состояния и помещенные на вершине. Мир Жезирах, или Образования,
касается тоже этого совокупного течения (выявления монад), претворяющегося в
действие, обладание и наделение Действия Божественного, так как Оно представляется
ангельским иерархиям и изображение которого пространно представлено в
Апокалипсисе Иоанна. Наконец, идет Мир Азиах, Мир утверждения действия или
произведений (истинный смысл ποιηδεωδ касается Божественного Присутствия,
работающего в продлении в системе материальной)».
Исаак Лориа.
1
Системе Сефирот предшествует понятие о Непостижимом Абсолюте, Божественной
Сущности в Ее пралайи, навсегда Недостижимой для ума человека, Эйн Софе, о
Котором, как говорят каббалисты, мы можем только молчать.
Первый Мир — Мир Эманационный, Olam ha Aziluth гласит о Первом
Божественном Тернере как высшем доступном приближении к понятию о
Божественной Нераздельной Триаде; к этому Миру относятся три Сефиры, это:
Корона (I)
Keter רתב
Разум (III) Мудрость (II)
Binah הניב Chochmah המכח
Эти три Сефиры соответствуют первым трем Великим Арканам. Корона есть
символ Божественного Совершенства, поляризующегося в нашем сознании в виде
Абсолютной Мудрости, т.е. истинного знания, знания причинности явлений и их
законов и Абсолютного Разума, т. е. знания форм и внешней цепи причин и следствий.
Корона соответствует Аркану I и, в силу этого, она является синтезом и
первоверховным принципом всех последующих космических законов.
«Она есть Принцип всех принципов, Таинственная Мудрость, Корона всего, что
есть наиболее возвышенного, Диадема диадем».
2
Зогар.
3
Мудрость и Разум соответствуют Аркану II и III, и их соотношения взаимные в
наиболее кратком синтезе выражаются так:
«Зогар сравнивает Мудрость с мыслью в состоянии мышления, Разум с мыслью
сказанной».
Karppe.
4
Мир Творческий, Olam ha Briah воспринимается нами в виде Второго
Божественного Тернера:
1
Isaak Loriah Traité des Révolutions des Ames. Pp. 19—20.
2
ןירתכו ןירמע לכ היב ןכרמעתמד אליעל האלע ארתכ
3
Zohar Part III, fol 288, verso.
4
Étude aur les engines et la nature du Zohar.
221
Правосудие или Строгость (V) Милосердие или Величие (IV)
Dinah ןיד или Geburah הרובג Chesed דסח или Guedula הלודג
Красота или Гармония (VI)
Tiferet תראפת
Соответствуя второму Тернеру Великих Арканов, эти три Сефиры Мира
Творческого, эманирования искр Божества, т. е. творчества Мирового Коллективного
Человека раскрывают законы Духовного Мира и высших сторон человека земли. Как
Строгость, т. е. неумолимая закономерность, автоматичность результатов при
наличии причин, есть производная Разума, так Милосердие, т. е. эластичность
применения закона причинности, является производной Мудрости. Строгость и
Милосердие уравновешиваются и нейтрализуются в Сефире VI —Красоте или
Гармонии Творчества.
Мир образований, Olam ha Jezirah есть Мир, в котором Единое претворяется в
гармонию частностей, познаваемую в Третьем Божественном Тернере, в Трех Сефирах,
гласящих о Существе Целостного Человека:
Слава (VIII) Победа (VII)
Hod דוה Nezach חענ
Форма (IX)
Yesod דוסי
Эти три Сефиры раскрывают нам Совершенство Вседержителя в Его Внешнем
Проявлении. Из постижения закономерности, поразительности глубины и простоты
законов мироздания мы воспринимаем Неизреченную Славу Божию, как из
Божественного Милосердия мы черпаем силу для побед над препятствиями и побед над
самим собой, и воспринимаем величие Победы Божества над хаосом и
несовершенством.
Слава и Победа выливаются в Форму, дивно прекрасную во всем мироздании, по
одному Божественному Совершенству, которой, мы воспринимаем Сефиру Мира
Реальностей, Olam ha Asiah
Царство (X)
Malchut תוכלמ
Божественного Провидения во всех явлениях вселенной.
Такова величественная система Сефирот, трактующая о Тройственном
Божественном Тернере и порождении им Мира Бытия. Истинной Реальностью
является лишь первый Тернер, эволютивный треугольник; второй и третий являются
лишь отражением его в низших мирах в макрокосме и микрокосме С миром материи
соприкасается лишь низшая сторона треугольника; Сефира IX и является как бы
каналом,
по
которому
он
воспринимает
веяние
Божества.
(Приводимая схема расположения Сефир дана Генрихом Кунратом; рисунок
взят мною из соч. Папюс. Каббала. Пер. А. В. Трояновского. Стр. 132.)
222
223
Каббалистическая традиция располагает Сефиры на чертеже во вполне
определенном порядке, выражающем символически следующие законы. Вертикальная
ось таблицы выявляет полярность Сефир по отношению к ней. Сефиры, лежащие на
самой вертикали, андрогины и являются источником последующей и следствием
предыдущей полярности. Крайние вертикальные столбцы представляют из себя
тернеры, что непосредственно явствует из предыдущего толкования. Средний столбец
имеет 4 Сефиры и может быть рассмотрен как сумма двух тернеров: три высших
Сефиры и три низших. Этим выявляется закон полярности Проявления и Пралайи.
Корона, Красота и Форма — Тернер Божественной Пралайи, а Тернер: Красота, Форма
и Царство — Тернер Бытия. Последнее показывает, что таблица Сефир поляризована
как относительно вертикальной, так и горизонтальной оси, т. е. то, что она
квадриполярна, как это и должно было быть предсказано a priori исходя из Аркана IV.
Из прилагаемой схемы видно распределение полярностей.
Эти последние тернеры Сефир по их вертикальным расположениям в
каббалистической традиции носят следующие наименования:
I, IV, IX, X — «Срединная колонна».
II, IV и VII — «Колонна Милосердия».
III, V и VIII — «Колонна Правосудия».
IV, V, VI — «Царь Святой».
VII, VIII и IX — «Госпожа» или «Царица».
Таково в существе учение о Сефиротах, т. е. науки об Арканах в аспекте
семитического Откровения.
Аркан XI
I. Традиционные наименования:
Vis Divina; Vis Humana; Vis Naturalis; Leo dominatus; Сипа
II. Буква еврейского алфавита:
כ (Каф).
III. Числовое обозначение:
Двадцать.
IV. Символическое начертание:
Утреннее солнце ярко освещает своими лучами беспредельное поле, покрытое чудной, сочной, еще
влажной от росы травой, густо и ровно закрывшей землю пушистым ковром. В простой, но
преисполненной величия позе стоит девушка в синем платье, надетом прямо на тело. Правая рука и
правая грудь обнажены. Платье придерживается разноцветной вытканной узкой лентой,
обхватывающей стан девушки два раза, — первый раз в талии, а второй у бедер и спускающейся книзу с
двумя кистями, причем одна несколько выше другой. Ярко-огненные волосы девушки, придерживаемые
жемчужной сеткой, закинуты назад и, сложенные несколько раз вместе, образуют спускающуюся на
спину прическу вроде небольшой косы, которая сохраняет свою форму благодаря пяти серебряным
связывающим ее кольцам. Над головой девушки витает в воздухе светящийся серебряным светом знак
бесконечности (∞). Около девушки сидит на задних лапах лев. Он приподнялся на передние лапы, его
голова закинута назад и девушка легко и свободно раскрывает ему пасть. Она делает это как бы
совершенно шутя, попутно, не обращая даже на это своего внимания; ее голова слегка наклонена вниз и
в сторону от льва, и, глубоко задумавшись, она пристально куда-то смотрит. Лев выражает
беспокойство, его хвост судорожно бьется по земле, но, вместе с тем, он совершенно покоряется девушке,
как бы сознавая, что никакая борьба в принципе невозможна.
1 ... 26 27 28 29 30 31 32 33 ... 61
§ 1. О великой грани между Арканом X и последующими
Арканами. Второй цикл Арканов как система
принципов Мира Бытия
Аркан XI Священной Книги Тота начинает собой новый цикл Великих Арканов, резкой
гранью отличающихся от предшествующих. Как тернер первых трех Арканов,
трактующий об Ипостасях Божества, возвышается над другими Арканами, так и система
224
первых десяти Великих Арканов господствует над Арканами последующими. Арканы
первого цикла лежат выше времени, лежат выше самого принципа движения. Они
развертывают ряд высочайших доктрин, в которых всякое познаваемое движение, всякое
эволютивное стремление теряется, как теряется течение реки в величавом покое океана.
Именно в силу этого все иероглифы первых десяти Арканов носят на первый взгляд
отпечаток искусственности, начиная с неподвижно стоящего Мага, кончая Колесом, все
они немыслимы в нашей жизни, все они даны в виде запечатленных мгновений, абстрактных
и неестественных положений. В противоположность изложенному, все Арканы второго
цикла содержат в самом существе своем движение. Если первый цикл есть система
принципов бытия, то второй цикл есть система активных деятелей, осуществляющих
жизнь.
Вторым существеннейшим отличием второго цикла Арканов от первого является то,
что все Арканы, начиная с XI-го по XX, в самих себе носят свое отрицание. Иначе говоря,
все Арканы этого цикла: выявлены в бинерах. Содержа в себе движение, и далее более того,
будучи самими движением, каждый Аркан этого цикла является выявленным, с
абсолютным совершенством вихрем. Каждый вихрь есть не только замкнутая и
нераздельная, но и неслагаемая система. Из математической теории вихря известно,
1
что
вихри могут входить во всевозможные соотношения между собой, но при этом ни один из
них не разрушается и не соединяется с другими. В полной аналогии с этим, каждый Аркан
второго цикла, как абсолютный космический вихрь, вполне независимо пронизывая все
мироздание, живет своей собственной жизнью, имеет свою собственную цель.
Два соответствующих друг другу Аркана, сефиротический и деятельный, находятся в
еще более глубокой зависимости, чем та, которая наблюдается между нуменом и феноменом.
Феномен — это лишь зафиксированный облик нумена недвижный и безжизненный; в нем
нет ни воли, ни собственной силы, ни собственного движения. Феномен — это, так сказать,
лишь запечатленный вид на сечение нумена, но не само сечение. Сечение нумена, как
аспект самодовлеющей силы, есть само по себе сила бесконечная; феномен это снимок с
этой силы, это есть лишь некоторое клише, есть отзвук, есть эхо, но не самый звук.
Деятельный Аркан есть тот же самый нумен, как Аркан сефиротический, он также есть
источник силы бесконечной и сам по себе есть самодовлеющая сила. Как тот, так и другой,
имеют одинаково дар творить феномены чрез запечатление своих аспектов. Оба эти Аркана
суть лишь два состояния, две модификации
2
одной и той же перманентной сущности
Вводя элемент движения, мы переходим от Сефиры к Аркану деятельному, устраняя его, мы
возвращаемся к Сефире.
3
§ 2. Об иероглифе Аркана XI. Аркан XI как аналог Аркана I
Аркан XI начинает собой новый цикл Арканов Священной Книги Тота и является
прямым отображением в Мире Бытия Аркана I. Как Аркан I представляет собой учение о
Божестве, Сила и Мощь Которого устрояет мир и течение его жизни, так Аркан XI является
учением о космической энергии, как первоверховной основе вселенной. Как поза Мага
выражает независимость Его самодовлеющего достоинства, так и поза Девушки выявляет
величие господства в мире энергии. Как Маг, так и Девушка имеют над челом своим знак
бесконечности (∞),
как естественный атрибут высшей самодовлеющей силы. На иероглифе
изображена девушка, — это показывает, что она пассивна по отношению к Магу. Она не
женщина, но повелевает над львом. Это раскрывает, что энергия, хотя и пассивна по
отношению к своему высшему источнику, вместе с тем в том плане, в котором она
проявляется, она активна и не требует для своего бытия и проявления действия активности
1
Н Poincaré. Theorie des Tourbillons. Paris, 1893, Г. Гельмгольц Два исследования по гидродинамике.
2
На плане физическом этой идее соответствует понятие о двух состояниях тела — аморфном и
кристаллическом, как углерод, фосфор, сера и т. д.
3
Процесс эманирования этих принципов во вне и претворения их в деятельные силы и есть тот процесс
порождения Элохимов, о котором трактует Каббала.
в этом низшем плане. Синее одеяние Девушки показывает, что всякая сила Мира Бытия,
имеет своим источником и своей сущностью ментальный мир. Лев, как царь и сильнейший
из животных, есть естественный символ внешнего проявления силы. Его покорность и
подвластность девушке выражают, что всякое внешнее проявление зиждется и
осуществляется мощью внутренней сущности. Широкое ровное поле знаменует собой, что
для всякого проявления силы необходимо наличие соответствующего простора.
§ 3. Основы учения о космической энергии
«С научной точки зрения дух и материя совершенно различны. С философской точки
зрения они составляют одно. Дух и материя различны, как различны между собой вода и
снег. — А ведь последние вовсе не различны, ибо снег не что иное, как вода. Когда
колебания духа становятся более интенсивными, он обращается в материю, а когда
колебания материя становятся неуловимее, она обращается в дух».
Инайят-Хан.
1
I. О двух видах энергии: энергия кинетическая и потенциальная
Основой теоретической механики, как известно, является закон Роберта Майера о
постоянстве в мироздании суммы кинетической и потенциальной энергий. Между тем,
общепринятое определение этих двух видов энергии противоречит истинному существу
явлений. В самом деле, мы говорим, что масса М обладает потенциальной энергией T
1
тогда,
когда, будучи предоставлена самой себе устранением сдерживающих препятствий, она
разовьет
некоторую
скорость,
причем
.
T
2
1
=
Mv
2
Из этого определения и вытекает представление о потенциальности энергии
как о ее стационарности и замкнутости, т. е. невозможности активного во вне
проявления. Между тем, вполне очевидно, что изложенное может иметь место лишь тогда,
когда М находится в некотором силовом поле, порождаемом индуктором А. Иначе говоря,
существует положение, что потенциальность состояния энергии в некотором факторе есть
достаточный признак существования некоторого постороннего силового поля
Потенциальность состояния энергии сама по себе есть фикция, ибо в действительности в
факторе в данный момент вовсе никакой энергии нет. Последнее очевидно, ибо с
устранением силового поля никакого кинетического движения не воспоследует, и вся
бывшая в этом факторе потенциальная энергия превратится в нуль; Т
1
= 0. Итак, закон
Роберта Майера всегда должен прилагаться не к одному движущемуся фактору, а к
совокупности такового с индуктором А того поля, в котором этот фактор движется. В
том виде, в каком этот закон обыкновенно выражается, он предполагает постоянство всех
в мире не только самих индукторов, но и интенсивности и напряженности их полей. Вполне
понятно, что таковой закон может быть справедливым лишь в некоторых частных случаях.
Так, он вполне применим к земному притяжению и силе тяжести на земле вообще, но
совершенно не приложим к астрономии, где индукторы силы тяготения — космические
тела по отношению друг к другу передвигаются.
Поясним сказанное примером: пусть мы имеем некоторое тело в космическом
пространстве, находящееся в поле двух планет. Пусть в некоторый момент времени t
1,
эта
система находится в равновесии, т. е. пусть наше тело находится как раз на мертвой точке
этих двух полей, и пусть она имеет некоторую дифференциальную скорость dv. Посмотрим,
что будет происходить с этим телом в дальнейшем. Исаак Ньютон в своих «Principia
Naturalis Philosophiae Mathematica» дает эту так называемую «задачу о трех телах», в
следующем виде: «Для известного момента даны положения трех взаимно
притягивающихся тел. Определим их положения и движения для любого данного момента».
1
Проф. Инайят-Хан. Суфийское послание о свободе духа Стр. 69.
225