Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 260
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
231
определенную особь. Элементарий не связаны стихиями, они выше их и сами порождают
свое действие в стихийных аспектах через целый комплекс элементалов. Элементарий
представляет собой как бы переходную ступень между лишенным вовсе личной
индивидуальности элементалом и наделенным ею в полной мере человеком. Элементарий,
порожденный человеческим существом, в момент своей эманации представляет из себя
некоторое количество энергии, находящейся в стационарном состоянии, окруженной другой
стационарной же энергией, лежащей в более низком плане и долженствующей играть роль
посредствующего тела при встрече элементария с соответствующей пассивностью, в
каковое время высшая энергия, играющая роль монады, начнет переходить в динамическое
активное состояние, которое и произведет конкретное действие. Отсюда и вытекают
следующие законы элементария:
I. Длительность и жизнеспособность элементария прямо пропорциональны количеству
единиц работы, эквивалентной стационарной энергии монады элементария, отнесенной к
определенной разности потенциалов двух планов энергии, один из которых соответствует
монаде элементария, а другой тому, в котором совершается действие.
II. Жизненность элементария продолжается лишь до полного исчерпывания энергии его
монады, после чего она входит безличным атомом в общую экономию природы.
III. Стремление, интенсивность и скорость реализации являются функциями общей
тональности элементария.
IV. При встрече двух противоположных элементариев происходит их нейтрализация и
порождение нового андро-гинного элементария, в котором будут преобладать тональность и
направление более сильного элементария.
V. Из двух элементариев сильнее тот, который при близости между собой планов их
монад и посредствующих тел будет иметь большее количество единиц работы, или же
планы его монады и посредствующих тел будут более высокими, чем у другого.
Классическим примером элементария являются мыслеформы. «Всякая мысль есть
душа», говорить Бульвер в своем знаменитом романе «Занони».
1
Учение о мыслеформах
может быть синтезировано в следующих отдельных положениях:
1) Мыслеформа состоит из монады, берущей начало в ментале человека и тела из
астрала.
2) Всякая мысль порождает 2 эффекта:
а) систему радиональных вибраций,
в) определенное астральное тело.
3) Ясновидящий воспринимает: самую мысль, как пертурбацию ментала человека,
которая затем выливается в простую или сложную систему вибраций, уже свободную от
него.
Законы бытия и деятельности мыслеформ всецело относятся к области практического
оккультизма, а потому я ограничусь лишь ссылкой на специальный труд Анни Безант,
2
снабженные прекрасными иллюстрациями в красках, дающий все основные сведения о
мыслеформах, за пределами которых начинается область, доступная лишь личным
усилиям ищущего знания.
Элементарии, порожденные грубо-чувственной стороной человека, в традиции
именуются лярвами.
VI. Основы учения о силе вообще
Под силой или объективными динамическим состоянием энергии я понимаю то, при
котором эта энергия, при встрече с соответствующей воспринимающей пассивностью,
оказывает на нее некоторое давление, понимаемое в самом широком смысле этого слова,
1
Bulver. Zanoni. T. II. Стр. 69.
2
«Les Formes-Pensées» par Annie Besant et C.-W. Leadbeater. Traduit de l’Anglais par I. L. S. Avec cinquante
huit illustrations. Paris, Publications Theosophiques, 1905.
232
т. е., что она способна вызвать изменение состояния, в котором эта пассивность до того
времени находилась.
Отдельная силовая линия магнитного поля представляет из себя геометрическое место
точек или траекторию движения абсолютной единицы массы, подверженной действию сил
поля. Известно, что если в поле помещен объект, в нем начнет индуцироваться сила,
приводящая этот объект в движение по направлению силовых линий поля. Воспринятая
объектом энергия есть энергия электрическая, и получается она за счет первоначального
заряда индуктора. Отсюда и вытекает величайшей важности закон: Всякое магнитное поле
способно передавать электрическую энергию; без наличия поля передача на расстояние
электрической энергии невозможна; интенсивность передачи электрической энергии есть
показатель мощности магнитного поля, и обратно. Динамические силы вообще в принципе
возможны лишь в области магнитного поля; через абсолютную пустоту передача
динамической энергии есть nonsense. Из этого общего закона непосредственно вытекает, что
в абсолютно пустом пространстве одно какое-либо тело в принципе движения иметь не
может. Мы можем рассматривать космос, как совокупность мириадов туманностей, за одно
тело высшего порядка, и это последнее, согласно приведенному закону, должно быть в своем
целом недвижно. Из этого же общего закона при помощи простых построений могут быть
выведены все теоремы о неизменяемости положения или траектории центра тяжести
системы под влиянием внутренних усилий. Перейдем теперь к исследованию процесса
передачи полем электрической энергии.
Если магнитное поле способно передать энергию индуктора в какую-либо точку,
подверженную действию сил поля, то это показывает, исходя из общего принципа
непрерывности вселенной, что каждая силовая линия поля есть тот путь, по которому
может скользить абсолютная единица энергии, находящейся в стационарном состоянии.
Такой перенос энергии совершается во времени, а посему некоторое количество мгновений
каждая такая единица энергии будет предоставлена себе самой, а посему она необходимо
должна быть в это время замкнутым вихрем. Будучи таковым, единица энергии обладает,
вместе с тем, пульсацией, а посему геометрическое место точек круговых сечений,
проходящих через центр тяжести вихря и перпендикулярных линий тока, и представляет
собой поверхность, получаемую вращением синусоиды вокруг своей продольной оси.
Индуктор
эманирует одну единицу энергии за другой через промежуток времени равный половине
периода пульсации, благодаря чему порождаемый единицами энергии синусоидальные
поверхности совпадают, т. е. в пространстве возникают непрерывно следующие друг за
другом волны, имеющие одинаковые µ (амплитуда колебания) и λ (длина волны). Каждый
отдельный, эманируемый индуктором энергетический вихрь является вполне определенной
величиной: это есть наименьшее количество энергии, которое индуктор способен
эманировать во вне при помещении в его силовое поле наименьшего количества массы. Эта
единица энергии является атомом энергии, определение которого таково: энергический
атом есть минимальное количество энергии, которое может эманировать во вне данный
индуктор и которое находится в устойчивом, замкнутом и самообусловливающем
состоянии и имеет определенные: длину волны, амплитуду колебания и период пульсации.
Всякая объективная познаваемая нами модификация энергии имеет атомное строение.
1
Это и есть основной закон учения о космической энергии.
Под высотой тона какой-либо модификации энергии я понимаю количество атомных
пульсаций, отнесенных к единице времени.
Под вибраций данной объективной энергии я понимаю амплитуду колебания ее
пульсирующих атомов.
Под мощностью вибрации я понимаю отношение вибрации данной объективной энергии
к вибрациям солнечным.
Каждый индуктор при появлении объекта в его силовом поле начинает как бы
бомбардировать его своими дифференциально малыми энергетическими атомами, чем и
1
Об открытиях в этой области современной европейской пауки см Проф. Уильям Рамзай. Элементы и
электроны. Перевод с английского В. В. Дельгаз под редакц. проф. А. Н. Шилова. Москва, 1913.
233
насыщает его и сообщает ему кинетическую энергию. Каждый такой отдельный
энергетический атом представляет собой чрезвычайно своеобразную систему. Он имеет вид
дифференциально маленькой сферы, внутри которой имеется темное ядро, которое
гармонично пульсирует с внешней световой сферой. Темная часть атома является как бы
его управляющим началом и имеет самодовлеющее значение, в то время как внешняя
сфера является как бы световым ореолом и внешним отзвуком основного темного света.
Этот последний, в свою очередь, представляется как бы порождением и внешним
проявлением еще более высшей сущности, недоступной сознательному восприятию.
Аркан XII
I. Традиционные наименования:
Messier, Caritas; Zodiacus; Повешенный.
II. Буква еврейского алфавита:
ל (Ламед).
III. Числовое обозначение:
Тридцать.
IV. Символическое начертание:
Жуткая, неприветливая, песчаная равнина, кое-где поросшая жалким, согбенным к земле кустарником.
Заброшенная дорога вьется с одного края горизонта на другой; все следы занесены на ней песком. Вечер;
быстро сгущаются сумерки; высокий холм кажется как бы врезанным в небо, — так резко выделяются его
очертания на западном небе, освещенном вечерней зарей. Солнце опускается к горизонту; огненный диск уже
не жжет глаза, на него можно смотреть. Он только что коснулся вершины холма и кажется огромной,
искрящейся, только что пролитой лужей крови. На фоне этого кровавого диска резко выделяется темная
фигура. Два обуглившихся ствола дерева, некогда сожженные молнией, с шестью коротко обрубленными
сучьями на каждом из них, поддерживают жердь в виде перекладины, на которой висит привязанный за левую
ногу Повешенный. Правая нога его заложена за левую так, что они образуют крест. Руки связаны за спиной и
вместе с откинутой головой они образуют треугольник вершиной вниз. И чудилось мне, что жизнь еще не
отлетела от Страдальца, чуть заметная дрожь потрясала Его тело, а ясные и бездонные глаза были устремлены
на равнину и встречали каждого, кто дерзнул пойти по дороге. Море бездонное горя и скорби бесконечной
прочел я в тех глазах, и всем своим существом почувствовал, что не о Себе скорбит Страдалец, что я сам есть
виновник, причина и цель Его мук...
1 ... 27 28 29 30 31 32 33 34 ... 61
§ 1. Об отождествлении и растворении
В момент своей эманации Атман человека, хотя и заключал в себе все грандиозное
величие будущих возможностей, но все это лежало лишь в области абстрактных
потенциальных принципов, и цель его жизни — это переведение их в область конкретных и
реальных достижений. Человек, подобно Богу творит самого себя, творит свой собственный
мир, и лишь достигнув полного в нем самопознания, начинает воистину объединять единый
чистый дух с бесконечностью дифференциальных манифестаций. На пути своей жизни
человек непрерывно расчленяет себя; двигаясь во времени, существующем абсолютно лишь
для него, он встречается со вневременным миром и потому динамически на него действует.
Всякая активность рождает равную и противоположную себе пассивность, вот почему
человек неустанно всякому своему действию создает равное ему противодействие, бинер
которых и осуществляет верховное назначение человека — «разделяй, соединяя и соединяй,
разделяя», доктрину Аркана I.Дух человека бесконечен, а потому в каждой отдельной
работе участвует лишь часть человеческого существа и двигательной силой является лишь
частный аспект его духа. Будучи подобен многогранному кристаллу, человек в каждом
отдельном случае соприкасается со вне его лежащим миром лишь одной какой-либо своей
частной гранью; другие грани остаются в это время инертными. Это соприкасание
происходит во времени и, кроме того, самая такая грань представляет собой не плоскость, а
поверхность, имеющую свои собственные дифференциальные грани — ее элементы. По
отношению к целостному существу человека эти элементарные грани, как
дифференциально малые величины низшего порядка, обращаются в нуль, но при действии
одной грани они вполне обнаруживают свое существование. Эти дифференциальные грани
суть не что иное, как тональности данной грани существа человека. Состав человека
234
пассивен, активным началом служит Атман. Он является первоисточником как самого
принципа всех взаимоотношений вообще, так и каждого из них в отдельном частном
случае. Переводя состав из одного положения в другое, Атман постоянно вводит его в
соприкосновение со все новыми и новыми факторами. Каждый из них вызывает как бы
раздражение в существе человека, выливающееся в такой импульс, который в полной мере
этому фактору соответствует.
«Я вижу дерево, и в этот момент я в праве сказать, что дерево как таковое (т.е. член
растительного мира) и дерево, живущее в моем сознании (т. е. мое представление о нем) для
моего сознания — вполне тождественны».
После того как такой импульс создан, человек, переходя к другой мысли от данного
конкретного представления, тем самым как бы очерчивает его, делает его совершенным и
законченным (как бы приписывает к нему Хе") и этим отмежевывает аспект реально
существующего фактора от слепка с него, взошедшего в состав единичным аспектом
монады, как некоторая объектированная совокупность ее потенций, а потому уже
независящего от фактора природы. Таким образом, воздействие внешних факторов на
человека выражается лишь в том, что в существе его происходит некоторая
переориентировка, но потребные для этого силы, закономерность последовательности и
самый материал для осуществления этого акта целиком заимствуются из существа самого
человека.
«Я отошел от дерева, его уничтожили, но в моем сознании оно точно такое же, как я его
некогда видел».
Этими двумя этапами и исчерпываются сношения человека с внешним миром Сначала
идет создание импульса, как бы слепка с фактора, а затем разрыв этого слепка с оригиналом
Таким путем человек и переводит фактор из макрокосма в микрокосм.
«Когда силы души приходят в соприкосновение с тварью, они берут и создают ее образ и
подобие, и вбирают это в себя. Так познают они тварь. Дальше этого тварь не может войти в
душу, а душа приближается к твари лишь тем, что она сперва всецело принимает в себя ее
образ. Только посредством осуществленного в воображении образа она приближается к
творениям, ибо образ есть нечто, что душа создает с помощью сил. Будь то камень, человек,
роза или еще что другое, что она хочет познать, она всегда воспринимает образ, который она
прежде получила от них, и, таким путем, она может с ними соединиться».
Мейстер Экхарт.
1
«Все существует для нас через науку. Знать — значит быть. Наука и ее объект
объединяются в интеллектуальной жизни того, кто знает. Сомневаться — значит не ведать.
Таким образом, то, чего мы не знаем, не существует еще для нас».
Элифас Леви.
2
«Познание есть реальное выхождение познающего из себя, или, что то же, реальное
вхождение познаваемого в познающего — реальное единение познающего и познаваемого».
Свящ. Павел Флоренский.
3
Второй цикл познавания лежит уже целиком внутри человека Наступает внутренняя
работа, которая есть не что иное, как пресуществление воспринятого вновь в плоть и кровь
существа человека. В первый момент этого второго цикла человек ставит перед собой
дилемму: Полный состав человека как синтез и комплекс всего дотоле воспринятого и новое
познавание, вполне обособленное, независимое, но в силу общего принципа тяготения,
начинающее активно и динамически тяготеть к целостному составу человека. Это
последнее восприятие становится активным и, начав использовать свою динамичность,
вызывает брожение во всем составе человека, которое более сильно в тех элементах состава,
1
Проповеди и рассуждения, стр. 12—13.
2
Éliphas Lévi. Rituel Стр. 378.
3
«Столп и утверждение Истины». Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. Москва, 1914.
Более подробное исследование этого вопроса смотри: Н. О. Лосский. «Обоснование интуитивизма» СПб, 1906, а
также его «Введение в философию». Часть I. Введение в теорию знания.
235
с которыми оно имеет большую связь. Попутно происходит как выявление самоотрицания,
так и нанесение всему целому состава, нового окрашивающего его оттенка, которое,
распространяясь на все отдельные элементы может вызвать и частичные
переориентировки.
«Познание основано лишь на сравнении с прежде познанным; следовательно, познания
не может быть там, где нет больше возможности приобщить вновь воспринятое к прежде
познанному и обобщенному».
Герберт Спенсер.
1
Итак, всякий процесс познавания человека состоит из двух этапов: временное
отождествление с фактором, вне сознания лежащим и затем растворение его в общей
экономии сознания. Это и есть то поглощение общим частного, которое является
отражением частного в общем. Из всего изложенного следует, что так называемое
растворение человеком всего встречающегося на его пути вовсе не есть уничтожение его
собственного существования, но лишь восприятие его слепка, каковой процесс не оказывает
никакого влияния на существование этой отдельной частности как таковой.
Развитие человека состоит не только из растворения инертных факторов природы. На
пути своей жизни, сталкиваясь с самыми многоразличными людьми, человек постоянно
уносит от них те или иные воспоминания, те или иные данные их опыта, их характера и их
индивидуальных особенностей. Эти воспоминания и представляют собой те именно слепки,
о которых только что говорилось. После встречи с каждым человеком мы всегда так или
иначе обсуждаем его поступки, разбираемся в его душе, стараемся проникнуть в его
побуждения, выяснить себе его стремления. Но что все это и представляет из себя, как не
пресуществление внешнего опыта в наш собственный внутренний состав? Итак — жизнь
людей есть постоянное растворение каждого из них взаимно друг в друге. Именно путем
этого постепенного растворения человек и расширяет рамки своего микрокосма до
беспредельности макрокосма, у которого нет ни границ, ни очертаний. Каждый человек на
этом пути своем вполне независим от каждого другого человека, ибо даже всецело
растворившись друг в друге, всякий из них продолжает оставаться тем, что он есть. Вот
почему каждый человек может, стать Богом, может расширить свое «Я» до мировой
всеобъемлемости, нисколько не нарушив этим независимости существования других.
«Мы называем (относительно) универсальным такое существо, которое содержит в себе
большее, сравнительно с другими, количество различных особенных элементов. Понятно,
что чем более элементов в организме, чем больше особенных существ входит в его состав,
тем в большем числе сочетаний находится каждый из этих элементов, тем больше каждый
из них обусловлен другими, и, вследствие этого, тем неразрывнее и сильнее связь всех этих
элементов, тем неразрывнее и сильнее единство всего организма».
Владимир Соловьев.
2
«Чем шире познание, тем глубже самоанализ. Человек должен вмещать в своей
личности как можно более разнородных элементов. Гений, истинный мировой гений, быть
может просто необычайно сложная натура, необычайно богатая составными частями,
обнимающая и сочетающая в себе больше других. Идеал человека — Эолова арфа, чуткая к
малейшей вибрации, дающая отзвук на все в мире».
Юрий Николаев.
3
«Любовь есть сокращение мира до единичного существа и распространение единичного
существа даже до Бога».
Бальзак
Человек по природе своей весьма консервативен, а потому в огромном большинстве
случаев при различных встречах воспринимает лишь малую долю того, чтобы он мог
1
Н. Spencer. First Principles. I, IV. The relativity of all knowledge.
2
Чтения о Богочеловечестве. Т. III, стр. 114.
3
Запросы мысли. С. Петербург, 1908. Стр. 75.