Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

241
оковы, ибо налагаются новые условия, приводящие к новым законам, которым эти факторы
должны подчиняться. Вот где лежит основание догмы, что: «узнав что-либо из своей кармы,
человек должен нести все последствия, вытекающие из полученных им сведений».
Связанный со всем мирозданием, человек связан прежде всего с той группой элементов,
составляющих высшую единицу, к которой человек непосредственно принадлежит. В силу
этого, человек несет на себе тяготу всей массы самостоятельных карм, следующих
последовательно по порядку синтеза одна за другой групп общей экономии природы.
Свобода и независимость проявления во вне какого-либо элемента состава суть функции
совершенства последнего, т. е. числа, качеств и тональностей его других элементов. Эта
зависимость выражается гиперболой, дающей бесконечную свободу при единичности
элемента в составе и полное отсутствие ее при бесконечности числа его элементов.
Если бы человек был абсолютно независим, т. е. если бы, живя в самом себе, он не был
связан со вне его лежащим миром, — его желания, решения и поступки происходили бы
исключительно из его собственной внутренней сущности. В этом случае его относительная
свобода, как свобода единичного элемента, была бы бесконечной и являлась бы
субстанцией в полном смысле этого слова. В действительности человек связан со всем
мирозданием, и если бы он это вполне сознавал, он вовсе бы не имел свободы, был бы
абсолютно совершенен и являлся бы уже не человеком, а Богом. Мерилом совершенства
человека является не совершенство его сущности, которое бесконечно, а совершенство его
сознания. Человек занимает среднее место между бессознательным атомом, свободно
реющим в пространстве, и Всесознающим Богом, все Содержащим в Себе, а потому
Недвижным. Человеческая свобода не бесконечна, но и не равна нулю; она представляет
некоторую конечную величину, являющуюся функцией развитости сознания.
Чем ниже стоит человек, чем меньше число элементов поглощено его сознанием, тем
легче он под влиянием какой-либо эмоции может всецело отдаться частному стремлению. С
ростом сознания у человека как бы увеличивается масса, т. е. инерция, случайности все
меньше и меньше начинают влиять на его движение по пути эволюции. Когда
недостаточность развития человека ставит его в уровень отдельного элемента, он способен
силой своей собственной воли коренным образом ломать траекторию своего движения, но
такое решение всегда является чисто случайным. Будучи лишен определенных связей с
внешним миром, такой человек, вместе с тем, не огражден от случайных столкновений с его
факторами. Таким образом, самый свободный человек есть полный раб случайностей По
мере расширения сознания на человека налагаются, благодаря приобретению новых
связей, новые стеснения. Свобода человека начинает падать; мощь его воли, хотя и растет
абсолютно, но степень ее влияния на вид пути уменьшается, т. е. человек увеличивает
способность воздействия на вне его лежащее, но теряет власть изменять свой собственный
путь.
Предопределение есть следствие предшествующих усилий и определитель последующих;
по мере роста человека увеличивается и предопределение, которое, начавшись с нуля,
растет до абсолютного решающего начала. Отсюда следует, что с ростом человека растет
и его устойчивость на пути движения. В течение своей жизни человек постепенно
связывает между собой множество отдельных факторов, каждый его поступок делается
следствием столь бесчисленных причин, что элемент случайности все более и более падает.
Человек может дать объяснение только тем факторам, которые спроектированы в его
сознание. Лишь непосредственно ощущая причины и желательность данного следствия по
тем или иным основаниям, человек может вынести сознательное волевое решение. Наряду
с этим, до его сознания доходят и другие побуждения, неведомо где зарождающиеся и
формулируемые и выливающиеся в склонности, тяготения и стремления, причины
которых он не знает, не может даже точно их формулировать, но, тем не менее, не только с
ними считается, но и в большинстве случаев подчиняется им целиком. Эти тяготения,
идущие из внесознательной части существа человека, несмотря на всю их нежность
полновластно царствуют над его поступками. Чем тоньше, чем эластичнее нити какой-
либо связи, тем мощь ее сильнее, тем труднее от нее освободиться «Цепь из цветов труднее


242
порвать, чем цепь из железа», — и эта формула традиции есть действительно один из
основных законов всякой душевной деятельности. Эволюция человека сказывается прежде
всего в том, что он создает себе путем опыта начало, поддерживающее его равновесие. Все
высшее проектируется во все низшее, и в силу этого задача низшего и состоит в том, чтобы
сознать себя, сознать свое место в общей экономии природы, а посему и правильно выяснить
себе свое назначение. И вот, воплощенное сознание начинает прислушиваться к тем
отзвукам, которые неизменно и беспрестанно доносятся из внутренних тайников души.
Сделав это и всем своим существом почувствовав непреложность их существования,
человек начинает руководствоваться именно ими. В начале человек в своем воплощенном
сознании еще ставит свою личность вовне от этих внутренних веяний, но эта
обособленность также начинает мало-помалу таять и, в конце концов, человек находит,
что его истинное «Я» лежит именно по направлению, откуда исходят эти веяния. Как
только это случится окончательно, человек сразу уничтожает бурю внутренних раздоров и
противоречий и становится вполне гармоничным существом.
«И нищету понимает он как полное совлечение с себя всего отъединенного, отдание
своего «Я», уничтожение его в слиянии с Единой Центральной Мировой Волей».
Мейстер Экхарт.
1
Это слияние с Космическим Безначальным Бытием представляет собой конечную цель
человека. До той поры в нем вечно враждуют два начала: одно проистекает из
воплощенного сознания и представляет собой чувство обособленности, другое создается
высшими центрами и является прообразом будущего Космического или Божественного
Сознания.
«Чем больше человек отрекается ради Бога от самого себя и становится единым с
Богом, тем больше он Бог и тем меньше он творение».
Мейстер Экхарт.
2
Постольку, поскольку человек чувствует себя обособленным он является существом
свободным с несвязанной волей и посему подвержен всем видам последствий случайностей;
постольку, поскольку человек чувствует себя частью Единого Целого — он идет уверенным
шагом по своему руслу, строго намеченному его же собственной высшей стороной. Чем
больше развивается приоритет космического сознания над чувством обособленности, тем
больше увеличивается связь со вне лежащим миром, тем определеннее становится
жизненный путь человека, тем яснее и отчетливее очерчиваются границы тех последствий,
которые могут быть вызваны случайностями. Все изложенное и приводит нас к следующим
результативным выводам:
I. Степень предопределения жизни человека и устойчивости на пути ее от возможных
случайностей являются непосредственными функциями общей развитости человека и
увеличиваются в строгой гармонии с его ростом.
II. Источник случайностей— это свободная воля воплощенного сознания; равновесие на
пути есть следствие совокупности всего предшествовавшего опыта; посему задача человека
заключается в осуществлении гармонии личной частной воли с космическими законами.
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   61

§ 5. Мессианство
«Я прославил Тебя на земле, совершив дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И
ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел Тебя прежде бытия
мира».
Евангелие от Иоанна, 17:4-5.
«Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине».
1
Проповеди и рассуждения, стр. XIII.
2
Проповеди и рассуждения, стр. 120.

243
Там же, 18:37.
Понятие о предопределении непосредственно выливается в общую проблему о
мессианстве. Каждый человек, воплощаясь на земле, должен исполнить ту или иную
очередную работу, выполнить те или иные задачи; эта миссия носит различный характер в
зависимости от степени развития человека. Если человек развит мало, его миссия еще
весьма смутно очерчивается предопределением и касается почти исключительно его
личности, ибо встречи и столкновения его с людьми являются для них чисто
эпизодическими. С ростом человека его жизнь начинает терять исключительность личного
характера, ибо она затрагивает уже целую группу лиц, а посему миссия им исполняемая
становится групповой миссией. Развиваясь еще выше, человек безмерно расширяет свои
связи, тяготения и взаимоотношения. Появление на земле такого человека есть уже целое
событие мировой жизни, ибо он томлением своего духа, своими стремлениями и
вожделениями создает столь мощные аккорды вибрации, что они распространяются
повсюду и все заставляют трепетать. Таков характер крупной исторической миссии
человека; в мощном течении, возбужденном мессией, его собственная личная жизнь
совершенно уже тонет и отходит на второстепенное место. Миссия и ее последствия
отождествляются лишь с именем автора, она становится не принадлежностью данного
человека, а страницей мировой истории. Этот последний вид миссии в своем максимальном
развитии и представляет из себя то, что понимается, собственно говоря, под мессианством,
как Миссии космической и Божественной. В этом высочайшем развитии миссии личность
автора уже совершенно отождествляется с его учением, становится уже вселенским идеалом,
становится целью конечной, которая одинаково влечет всех людей, кто бы они ни были.
Мессия перестает быть человеком, ибо он выше людей, он сразу обхватывает все we
движения и стремления. Его собственная жизнь по отношению к нему самому навек для
других недоступна и каждый человек, всматриваясь в него, лишь отражается в его
бесконечности и видит в нем лишь свой собственный идеализированный облик, видит свою
конечную цель. Перестав быть человеком и своей всеобъемлемостью вознесясь над ней,
Мессия, вместе с тем, близок каждому человеку, каждому говорит нечто, ибо в нем есть все
ритмы и все гармонии.
«Очень трудная задача учить других. Человек может стать истинным духовным
учителем только, когда он ощутил Бога и когда Бог поручил ему учить людей».
Шри Рамакришна Парамахамса.
1
Всякая работа человека по самому существу своему синтетична. Хотя человек всегда
черпает силу сверху, все же самое это восприятие становится бесцельным и даже
невозможным, если он затем не перестраивает весь механизм своего сознания в обратном
порядке и, опираясь на факты, даваемые непосредственным опытом, не доходит до
обратного слияния с синтезом. Вся трудность развития и заключается именно в том, что
во всяком постижении человек должен уметь соединять данные интуиции с данными
опыта низших сторон согласно общим законам разума. Это показывает, что всякий
познающий должен иметь развитыми не только самые разнообразные, но даже с первого
взгляда исключающие друг друга стороны своего сознания. Действительно, ограничиваясь
интуицией, человек становится беспочвенным идеалистом, рано или поздно осужденным на
крах, когда настанет неотвратимая необходимость согласовать интуитивные выводы с
непреложными объективными фактами; наоборот, считая интуицию простым
беспочвенным мечтанием и отдавшись всецело области объективного мышления, человек
тем самым осуждает себя на невозможность увидеть и создать что-либо, кроме объектов и
форм собственного мышления.
Если развитие отдельного человека идет одновременно и сверху и снизу, то тем паче
жизнь более высшего существа, каким является человечество, должна подчиняться этому
общему закону. И действительно, достаточно заглянуть в анналы Клио, чтобы убедиться,
что мировая история всегда делилась, как будет делиться впредь, на периоды накапливания
1
Провозвестие Рамакришны, стр. 116.


244
фактов и на периоды их обобщения и синтеза. В первых периодах мощь духа и разума в
целостном человечестве не менее велика, чем во вторых, но сила их распределена на многие
и многие миллионы людей, из которых каждый в отдельности является в лучшем случае
совершенно исполненной частью гигантского механизма. Каждый из отдельных людей не
сознает, не может сознавать и не должен сознавать истинного и абсолютного значения своей
работы, так как дарование ему этого сознания противоречило бы мировому закону
экономии природы, который сводится к тому, что минимальная затрата энергии должна
давать максимальные результаты. «Воистину человечество подобно ткачу, работающему
на станке времен с изнанки» — как сказал еще Ламартин. Но, в то же время, вглядываясь в
жизнь человечества, мы невольно приходим к признанию, что человечество в целом своем
всегда и неизменно имеет ясное представление о цели и смысле своей работы. В такие
периоды наблюдается необыкновенное обилие утопических учений, которые с быстротой
молнии передаются и воспринимаются; они являются верованиями, но верованиями чисто
политическими и социальными.
1
Они имеют свое оправдание и право на существование,
так как они создают иллюзию, бесспорно облегчающую труд; с другой стороны, уводя
работу сознания отдельных индивидуумов целиком на земную плоскость, они раз навсегда
отнимают у них в принципе возможность понять то, чему еще не настало время. Периоды
перелома всегда сопровождаются большими волнениями, войнами и т. п., проистекающими
из напряжения духовного, равно как катастрофами и необычайно усиленной
деятельностью факторов природы, обыкновенно спящих. И вот, наконец, наступает момент
полного истомления, какого-то жуткого затишья, которое неизменно предшествует урагану.
Приходит день, и неожиданно является человек, открыто и громко провозглашающий
то, что уже давно назрело, что уже смутно чувствовалось всеми его окружающими. Его
учение с необыкновенной быстротой охватывает мир, оно потрясает его до самых корней,
потрясает до судорожных болей, и в этих болях мир преобразовывается и как бы вновь из
себя самого рождается. Этот человек всегда бывает один, но как крик неосторожного
путника в горах может вызвать горный обвал, землетрясение и целое народное бедствие,
так и здесь, в этом периоде истории, голос даже простого человека, одушевленного
сознанием правоты и необходимости его дела, уже может создать чудеса. Но такой человек
не бывает простым; вся духовная сила в мире сосредоточивается в нем, он становится
могучим центром, и всякая душа, какова бы она ни была, звучит с ним в унисон, потому
что в нем есть все ритмы, все гармонии. Его голос грохочет, он воспринимает мольбы
миллионов исстрадавшихся душ, он черпает силу в их страданиях, в их опыте, он чувствует
себя в каждой из них, проходит с каждым запутанный клубок его жизни и удесятеряет силу
каждого. Вот почему такой пророк перестает быть человеком, он становится естественным
олицетворением души всей планеты, он связан со всеми неразрывными узами, он живет во
всех мирах, он является Богом. И вот Божественный Посланец дает миру свое учение, и
сразу все чувствуют, что это есть венец, результат и синтез всей работы предшествовавшего
цикла, который, вместе с тем, намечает контуры будущего; перед человечеством
открываются новые горизонты, ему дается новое поле деятельности, ставятся на очередь
новые проблемы.
В явлении Мессии его собственная личность уже не является его индивидуальной
принадлежностью, а представляет из себя лишь олицетворение суммарного комплекса тех
тональностей, синтезом которого является учение Мессии.
2
Каждый Мессия индивидуален,
но
эта
индивидуальность
безгранично
многосложнее
и
многограннее,
чем
индивидуальность отдельного человека. Как ни близки между собой два мессианских
учения, как бы ни сходились они своими отдельными следствиями, все равно они всегда
остаются разделенными пропастью, навек не переступаемой. Та же самая частная идея, как
бы проста она ни была, в различных учениях всегда имеет различный характер по той
простой причине, что ее собственное место среди других подобных же элементарных идей
различно. С другой стороны, даже взятая сама в себе отдельная конкретная идея при
1
См Густав Лебон Психология социализма.
2
См. «Histoire du dogme de la Divinité de Jesus Christ» par Albert Réville Pans, Felix Alcan, editeur, 1907.


245
различных порядке и последовательности синтезирования составляющих ее элементов
приобретает различные тональности. Чем выше по степени своего синтеза данная идея,
тем в большем числе конкретных полярностей она может быть выражена Развивая эту
мысль, мы естественно приходим к тому, что истинная наука о Боге, человеке и вселенной
может быть вообще говоря выражена в бесконечном множестве аспектов, но это однако
справедливо лишь по отношению ко всему космосу. В самом деле, никакой синтез взятый
сам по себе без наличия соответствующих ему и его утверждающих элементов, немыслим;
он делается реальным лишь при полной выявленности всей совокупности его единичных
потенций. Иначе говоря, явления Мессий и течение мировой жизни между собой
неразрывны Столько, сколько жизнь вырабатывает подлежащих синтезированию
аспективных комплексов элементов, и только столько, может быть синтезов, а
следовательно Мессий. Планетная история человечества в силу этого и делится на
отдельные циклы, каждый из которых независимо от других познает в свойственном ему
аспекте Абсолютное Синтетическое Учение, а потому имеет своего собственного Мессию;
1
каждый Мессия, как синтез исканий, стремлений и томлений духа всех поколений людских
целого цикла, является по отношению к ним Адамом Кадмоном.
Всякий синтез сам по себе может быть абсолютным и относительным. Под абсолютным
синтезом я понимаю такой, когда все дифференциальные частности полностью им
исчерпываются, как по величине и градациям, так и по тональностям. Под относительным
синтезом я понимаю лишь частичное обобщение дифференциальных частей, т. е. что этот
последний синтез исчерпывает лишь часть тональностей, а потому он не может
вместить полную глубину всех факторов группы. Постепенно создаваясь, относительный
синтез следует вверх по линиям аналогии и, захватывая все новые и новые гармонические
аналоги, приближается к синтезу абсолютному. В это время группа элементов и их
относительный синтез, хотя и являются факторами мироздания, а потому и принадлежат к
общей его экономии, но в то же время эта связь с целостным космосом носит еще чисто
абстрактный характер; в это время мир элементов группы является относительным; он
замкнут в себе самом и может иметь общение с вне лежащим лишь через посредство своего
относительного синтеза. Когда, развиваясь, относительный синтез доходит до абсолютного,
то этот момент не есть только простое достижение эволюционирующего деятеля своего
конечного состояния, но является глубочайшим перерождением, как всей группы в ее
целом, так и каждого отдельного элемента, входящего в этот синтез. Каждая отдельная
частность получает возможность иметь единение со всем вне ее группы лежащим. До этой
поры каждый элемент мог развиваться лишь до вполне определенной черты, теперь же его
свобода стала безграничной. Вот почему абсолютный синтез действительно наполняет
каждый элемент могучей силой, раскрывает ему путь, дает новые возможности. Обращаясь
к нашей проблеме, мы видим, что Мессия, как истинный и абсолютный синтез, есть не
только абстрактный идеал, но и та могучая сила, которая раскрывает каждому элементу
его группы полноту свободы достижения. Вот почему Мессия есть действительно Спаситель
Мира, ибо Он сбрасывает и уничтожает оковы, дотоле непреодолимо тяготевшие. Отсюда
1
Полная тождественность по сущности учений Великих Посвященных отчетливо выражалась
большинством из них. Тем не менее, человечество к своему несчастью совершенно забыло об единстве Истины.
В XIX веке идея о братстве религий была вновь брошена в мир Бхагаваном Шри Рамакришной Парамахамсой.
В настоящее время имеется весьма обширная литература по этому вопросу на всех языках. «Тайная Доктрина»
Е. П. Блаватской вызвала к жизни ряд интереснейших трудов. На первом месте стоит уже известный труд —
«Les Grands Initiés. Esquisse de l’histoire secrète des religions» — par Édouard Schuré. Paris, Perrin et C°, libraires-
éditeurs, 1905. Это вдохновенное творение имеется на русском языке в прекрасном переводе г-жи Писаревой.
Среди теософической литературы выделяются брошюры — А. Безант. «Братство религий». Перевод Е. П. СПб.,
1912. D-r Rudolf Steiner. «Das Christentum als mystische Tatsache». Leipzig, Verlag von Max Altmann, 2 Aufl., 1910.
(Имеется в переводе на русском языке.) Капитальнейшим трудом по сравнительному изучению религий
является исследование: «Les Bibles et les Initiateurs religieux de 1’humanité» par Louis Leblois. Paris, Librairie
Fischbacher, 1886. Поразительная близость между жизнью, учением и деятельностью Кришны и Христа
служила предметом изучения целого ряда авторов. Весьма любопытны работы Жаколио, почти целиком
посвященные этому вопросу — Louis Jacolliot. «La Bible dans l’Inde, Vie de Jezeus Christna»; «Les Fils de Dieu»;
«Histoire des Vierges»; «Moïse, Manou-Mahomet». Paris, Ernest Flammarion, éditeur.