Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 261
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
236
воспринять, умея более совершенно приспосабливаться к конкретным обстоятельствам и
людям, с которыми ему приходится сталкиваться. Только после того как он научится
вполне видоизменять технику своего сознания согласно любым, теперь условно принятым
законам восприятия, мышления и самой логики, он постигнет великий дар умения жить и
мыслить в той или иной плоскости относительности, выбранной в данный момент волей
из-за каких-нибудь высших соображений. Самая ужасная и пагубная ошибка людей, столь
бесконечно много приуготовлявшая страданий и разочарований, столь много толкавшая их
на преступления, жестокость и насилия над другими людьми, есть тяжкое заблуждение, что
все люди мыслят одинаково и по одной логике. Насколько трудно восторжествовать над
этим заблуждением свидетельствует факт, что даже высокоразвитый человек, зная, что
истина имеет бесчисленное множество граней, хотя и допускает разнствование мыслей,
восприятий и логики у различных людей, все же делает это чисто абстрактно, а на деле
невольно стремится не объединить, а уничтожить эти противоречия. В самом себе он
продолжает быть инертно консервативным, и если под влиянием новых восприятий,
мыслей и идей и меняет свои взгляды, то все это, однако, всецело происходит лишь от
причин, вне его лежащих. Сам по себе он продолжает подчиняться определенной технике
мышления и тем лишает свое сознание всякой эластичности. Только истинный адепт
обладает вполне великим искусством при всякой появившейся потребности перестраивать
весь механизм своего сознания под влиянием одной своей воли. Перестроив свое сознание до
полного совпадения с сознанием другого человека, он тем самым получает возможность
пережить те же ощущения, получить те же восприятия, получить тот же опыт, что и
этот человек.
«У великой Екатерины было свойство весьма немногих людей, являющееся в
большинстве случаев одним из признаков гениальности и объясняющее необычайную
плодотворность деятельности царицы — она умела заключить в себе целый мир самых
противоположных интересов, не имеющих ровно никакого между собой отношения Она
умела отдаваться каждому из этих интересов всецело и с необыкновенной легкостью
переходила от одного к другому, в течение нескольких часов производила смену самых
разнородных занятий».
Всеволод Соловьев.
1
Если человек не может вполне сродниться с данной идеей, она проходит, не оставив в
его душе никакого следа, как луч луны на ледяной поверхности; но если, наоборот, он будет
перестраивать свое сознание так, чтобы оно вполне обхватило эту идею, она, как сильная
кислота на металле, оставит раз навсегда отпечаток своего контура, после чего уже человек
своими собственными силами имеет возможность изучать ее в деталях, углублять
анализировать и познавать ее связи и взаимоотношения со всей массой других идей.
«Только тогда можно изобразить и оценить поступки людей, когда все психологические
предпосылки, вызвавшие тот или иной образ действий, известны нам из собственных
переживаний. Понять человека — значит носить его в себе. Надо уподобиться тому
духовному миру, который хочешь постигнуть. Поэтому плут великолепно понимает только
плута, простодушный — простака же, но он никогда не в состоянии понять плута. Позер
видит объяснение поступков людей только в позе и вернее поймет другого позера, чем
наивный человек, существование которого кажется в свою очередь неправдоподобным.
Словом, понять человека— значит быть этим человеком
Попять человека — значит быть этим человеком и, вместе с тем, быть самим собой
Но, как видно было из приведенных примеров, гений объемлет в своем понимании гораздо
большее количество людей, чем средний человек. Гете будто бы сказал о себе, что нет того
порока и преступления, к которому он не питал бы некоторой склонности и которого он не
мог бы вполне понять в какой-нибудь момент своей жизни. Гениальный человек сложнее,
богаче, он личность многогранная Чем больше людей человек вмещает в своем понимании,
1
Великий розенкрейцер, стр 4.
237
тем он гениальнее, и — следует прибавить — тем отчетливее, интенсивнее отражены в
нем эти люди. Слабое, лишенное яркости, отражение духовного мира окружающих людей
не приведет его к созданию сильных, могучих образов, охваченных пламенным порывом;
его образы будут бледны, без мозга и костей. Творчество гения всегда направлено к тому,
чтобы жить во всех людях, затеряться в них, исчезнуть в многообразии жизни; в то время
как философ стремится найти других людей в своем собственном духовном мире, свести их
к единству, которое неизменно будет его собственным единством».
Отто Вейнингер.
1
Пресуществление в состав человека в противовес отождествлению, совершающемуся
мгновенно, происходит в течение более или менее долгого промежутка времени,
простирающегося подчас на многие и многие годы, а иногда и вовсе не успевает
завершиться до смерти человека. Действительно, как много отдельных мыслей, идей и
впечатлений, которые даже много времени спустя после их первоначального
возникновения остаются странными, чуждыми и непонятными! Огромное большинство
людей только тем занимается, что спорит, а между тем, наличие спора есть прямое
доказательство того, что ни тот, ни другой человек не понимают данного вопроса. Вполне
очевидно, что огромная масса восприятий человека не проникает в глубь его существа,
носит вполне поверхностный характер и отнюдь не является сознанными потенциями его
Атмана. Разум человека служит передаточной инстанцией между непосредственными
восприятиями и проявленной сущностью человека, которая есть его состав.
«В действительности мысль людей преобразуется не влиянием разума. Идеи начинают
оказывать свое действие только тогда, когда они после очень медленной переработки
преобразовались в чувства и проникли, следовательно, в темную область бессознательного,
где вырабатываются наши мысли».
Густав Лебон.
2
«Поле интуитивных восприятий и впечатлений через чувствительность (impressions
sensibles), о котором мы не можем иметь сознания, есть поле, лишенное пределов: ясные
представления занимают лишь точки в бесконечно малом количестве, которые сознание
освещает. Отсюда выходит, что на бесконечной карте мира мысли лишь только некоторые
редкие места освещены, и мы по ним только должны созерцать и сознавать нашу
собственную природу».
Кант.
3
Мозг, как внешнее орудие разума, является непосредственным хранителем отдельных
впечатлений, которые получает человек и которые он частью мог еще и не перевести в свое
внутреннее сознание. Со смертью человека, с разрушением мозга, теряется навсегда все не
пресуществленное в его внутреннюю сущность; вот почему древними индусами за знанием
чисто рассудочным, за «знанием ока», отрицалась реальность; только внутреннее, вполне
прочувствованное знание, которое строго проанализировано человеком во всех своих
частях, истинная мудрость, «знание сердца», почиталось истинным и неотъемлемым
богатством человека.
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 ... 61
§ 2. О принципе равновесия
Сумма всех внешних усилий, действующих на всякий фактор или равна нулю в случае
покоя, или же сводится к некоторой равнодействующей, величина которой находится в
функциональной зависимости с движением. Действительно, по началу д'Аламбера, мы
всегда можем привести движение к состоянию покоя путем добавления соответствующих
сил. Самый процесс возникновения движения может быть понимаем как
непосредственный результат увеличения или уменьшения действующих на тело с
1
Отто Вейнингер. Пол и характер. Стр. 91—92.
2
Психология народов и масс, стр. 6.
3
Антропология. § 5.
238
некоторой стороны усилий, благодаря чему наступает нарушение равновесия, которое тело
в силу принципа равновесия начинает исправлять путем создания некоторого движения,
эквивалентного потерянной или приобретенной силе системы. Принцип равновесия может
быть формулирован в простейшей форме в следующих словах: «Каждое тело во вселенной
находится в равновесии под влиянием действующих на него усилий; как только это
равновесие нарушается, возникает движение, эквивалентная сила которому дополняет до
нуля геометрическую сумму всех других действующих на тело сил». Эти элементарные
вполне очевидные положения приводят нас к чрезвычайно важным выводам.
Известно, что понятие о времени представляет собой в своей абстрактной форме вполне
реальный принцип, имеющий место во вселенной как некоторый вид протяжения,
1
но в то
же время его масштаб относителен и зависит от каждого отдельного индивидуума. Из
изложенного выше непосредственно явствует, что если человек движется во времени, то он
постоянно теряет свое равновесие, но, вместе с тем, вечно его восстанавливает. В чем же
состоит эта потеря равновесия? Разумеется, в получении впечатлений из внешнего мира и
приобретении все новых и новых элементов, входящих в человеческое сознание. Это и
показывает, что движение человека во времени есть следствие общения человека с внешним
миром, а скорость этого движения есть непосредственная функция интенсивности этого
общения.
Другой причиной относительности временных масштабов является степень
совершенства так называемого «мгновенного сознания». Чем более человек развит, тем
легче он ориентируется во всякой новой представшей перед ним проблеме, тем скорее
осваивается с ней и приходит к возможности того или иного вывода. Различие этой
способности быстрого ориентирования и составляет важнейший атрибут понятия о
мгновенном сознании, под которым я разумею тот объем представлений и соотношений
между ними причинных и последовательных по времени или по месту в сознании, которые
человек в одно мгновение, т. е. в наименьшее, еще сознаваемое им количество времени,
может одновременно обхватить. Вполне понятно, что чем совершеннее у человека его
мгновенное сознание, тем большее количество сведений он может почерпнуть в единицу
времени, а потому оно и определяет относительный вообще, но абсолютный для данного
человека временной масштаб. Действительно, будучи лишены восприятий извне, мы вовсе
теряем представление о течении времени.
2
Состав человека есть результат всех влияний и воздействий, имевших место между ним
и вне его лежащим миром. Всякая новая встреча, новое столкновение, а вследствие этого и
новое отождествление нарушают то равновесие, которое установилось перед этим между
элементами в составе человека. Это нарушение тотчас же вызывает соответствующее
движение, вызывает развитие бинерных свойств и качеств, и, наконец, общую
переориентировку элементов, благодаря чему равновесие вновь устанавливается на
некоторое время — до новой встречи, до новых отождествлений, до новой
переориентировки. Итак, человек по отношению к внешнему миру всегда представляет из
себя замкнутую систему, выведенную лишь на дифференциально малую часть из этого
состояния.
Когда происходит какая-либо встреча, человек соприкасается с новым фактором не
всем своим составом, а лишь только той сравнительно ничтожной его частью, которая
наиболее с ним гармонирует. Под действием объекта или непосредственно силой Атмана в
составе создается полный аналог этого объекта, и вот здесь наступает критический миг: с
1
Гениальный творец нового для Европы вида искусства — магии звука, Рихард Вагнер
в цикле своих музыкальных мистерий воплотил целый посвятительный круг знаний
сокровенных. — Так, в своем высочайшем произведении «Парсифаль» Вагнер выражает
доктрину о природе времени, претворяющемся в сознании совершенного человека в вид
свободно доступного протяжения
«Парсифаль. Далеко мы, — а я едва иду...
Гурнеманц. О, да, мой сын, — в пространстве время здесь!»
См. Рихард Вагнер. Парсифаль. Драма-мистерия. Перевод Виктора Коломийцева. Москва, 1910. Стр 20.
2
См. М. Аксенов. Опыт метагеометрической философии.
239
одной стороны мы имеем налицо объект, с другой стороны общий весьма сложный состав, в
котором часть элементов ориентирована так, что их совокупное расположение с его
связями и взаимоотношениями представляет из себя как бы полное отображение объекта
Это явление подобно тому, как под действием магнита элементарные частицы железа
ориентируются в определенном направлении, но после устранения магнита они вновь
возвращаются в первобытное состояние. Так и в рассматриваемом нами процессе
отождествления и растворения имеется некоторая критическая точка. Если объект уйдет из
сферы влияния на состав до достижения этой критической точки, элементы сознания вновь
раздифференцируются на инертные атомности, никакого растворения не произойдет и при
повторном действии объекта процесс будет происходить точно так же, как если бы этот
процесс имел действие только впервые. Наоборот, если процесс переориентировки успеет
достигнуть критической точки, все совершенно изменяется. Для того, чтобы понять какую-
либо идею, необходимо выявить в своем сознании все ее составляющие отдельные элементы
и соотношения. Если хоть что-нибудь будет пропущено, идея как таковая не будет
постигнута, а будут разобраны лишь отдельные частные группы элементов. Под
критической точкой в процессе отождествления высшего с низшим я подразумеваю тот
момент, когда все элементы объекта вызвали свое отображение в массе состава, и притом в
той последовательности и при тех взаимных соотношениях, которые имеют место в
объекте в действительности Как только критическая точка достигнута, совокупность
ориентированных элементов состава как бы фиксируется и закрепляется точно так же, как
если бы намагниченное железо было сразу превращено в сталь. С этого момента в составе
человека выявляется вполне отображение объекта познания, которое и становится Адамом
Кадмоном соответствующих элементов и утверждается в независимом бытии.
Вполне понятно, что во время критической точки наступает полное равновесие между
составом и объектом, перейдя которое, объект впервые растворяется в составе. Итак, будем
ли мы рассматривать один какой-либо объект или целую систему, будем ли мы их брать в
состоянии покоя или в состоянии движения, — всегда принцип равновесия имеет свою
силу. Мы пришли также к тому, что равновесие всегда предшествует каждому действию и
сохраняется после его завершения. Два фактора, входящие между собой в соприкосновение,
всегда помогают друг другу переориентировать свой состав так, чтобы в частном аспекте,
где происходит их взаимодействие, наступило равновесие
Таким образом, принцип равновесия не только управляет каждым фактором
мироздания в его собственной сущности, но и вызывает взаимоотношения с другими
факторами, осуществляет процесс переориентировки элементов и совершает самое
растворение через привлечение сил высших планов.
§ 3. Первоверховный Закон Жертвы
Путь эволюции человека — это путь непрерывного роста состава, как следствие
непрерывного течения впечатлений. Человек на пути своей жизни может только
приобретать, потеря есть в принципе nonsense. Падение есть лишь потеря власти над
своими элементами, утрата способности их одновременно обхватывать в своем сознании.
Атман человека, как аспект Божества, должен постепенно собрать воедино все элементы
свойственного ему относительного мира. Развитие человека идет по закону пирамиды: чем
большее количество элементов растворено в его составе, тем выше достоинство их общего
синтеза, — совокупного самосознания человека. Весь мир построен по общему эволютивно-
синтетическому плану; во всех гранях его, на всех ступенях сходственные элементы
образуют группы, обобщающиеся в общем синтезе, который в свою очередь является
элементом некоторой группы высшего порядка. Как только состав какого-либо человека
поглотил все элементы, исчерпывающие состав некоторой единичной группы общей
экономии природы, — тем самым в составе человека появляется и этот частный,
единичный, свойственный данной конкретной группе синтез. Но как бы человек ни
сознавал наличия в своем составе данного синтеза, он все равно в это время ощущает не
самый синтез, как некоторую конкретную непосредственно познаваемую реальность, а
240
чувствуешь лишь абстрактную возможность этой реальности. И вот человек ставит своей
целью оживить этот синтез, сделать его истинной реальностью: здесь то и проявляется во
всей своей мощи Первоверховный Закон Жертвы.
Создание мира есть Предвечная Вселенская Жертва Божества. Она вылилась в создание
воли частного, в передачу сознания субстанциональности из Единого Абсолютного Синтеза
бесчисленным, бесконечным лишь относительно, частным синтезам.
Жертва человека — это временное отречение от своего целостного сознания и передача
сознания некоторым отдельным им же самим выбранным элементам, обобщенным в
некотором относительном синтезе. Совершив акт жертвы, человек на время делает
реальным то, что существует в нем абстрактно, и наоборот, делает абстрактностью
свою единую абсолютную реальность. Целостное сознание человека, свойственное ему по его
развитию и по сумме работ им затраченных, в это время является для него совершенно
недосягаемым синтезом; он должен ограничиться узкими рамками им же самим созданного
частного конкретного мира, в нем жить, в нем познавать и в нем осуществлять свою
миссию. Именно в это время человек впервые осуществляет синтезирование элементов в их
групповом принципе. Этот последний перестает быть для него лишь абстрактным
метафизическим понятием, он в полной мере становится живым существом, целостным и
законченным, наделенным своим собственным сознанием и своей собственной
индивидуальностью. Завершив этот частный цикл своей жизни, человек вновь растворяет
синтез относительный в синтезе абсолютном и соединяет вновь полученный опыт со всеми
приобретенными ранее.
«В своей психической организации мы имеем всевозможные задатки характера,
которым обстоятельства не всегда доставляют случай обнаруживаться. Раз они случайно
получили применение, — тотчас же образуется более или менее эфемерная новая личность».
Густав Лебон.
1
В полной гармонии с изложенным о действительной сущности причин, побуждающих
Атмана к выбору определенной инкарнации, — человек и на пути отдельного воплощения
неизменно следует Закону Жертвы. Пользуясь методом «сознательного неведения», он
всегда всецело сосредоточивает силу своей воли и все свои познавательные способности на
одной какой-либо конкретной проблеме. Углубляясь в нее все больше и больше, человек
целиком переносит свое сознание в плоскость ее доктрины, законов и факторов, благодаря
чему и получает возможность ввести ее в свой состав и претворить все составляющие ее
отдельные элементы в целостную систему.
§ 4. Взаимоотношения между частью и целым.
Предопределение и предначертание
«Astra inclinant, non necessitant».
2
Девиз астрологии
Человек является элементом по отношению к своему Адаму Кадмону; в силу этого он
имеет два аспекта: с одной стороны он существует сам по себе, с другой он является частью
целого. Будучи частью мироздания, человек тем самым подчиняется его общим законам;
эта мысль и выражается традиционной формулой, что человек несет на себе бремя
вселенной кармы, что над ним тяготеет первородный грех, т. е. обязанность нести
последствия за решение, сделанное некогда Космическим Адамическим Элементом.
3
Каждая связь, каждый вид взаимоотношений налагают на факторы новые обязанности и
предначертывают подчинение новым видам законов. Независимость — есть синоним
отсутствия соприкосновения; как только появляются взаимоотношения — появляются и
1
Психология народов и масс, стр. 19.
2
«Звезды склоняют, но не заставляют».
3
Эта идея подробно разрабатывалась Исааком Лориа и рядом других новейших каббалистов. См. также A.
Franc. La Kabbale.