Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 266
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
255
неисповедимыми путями начинает воспоминать давно забытые страницы своей
бессмертной жизни. Древний мир с совершенством знал это, и все его мистерии
запечатлевали в душе неофита огненными знаками его переживания в этот великий
момент.
«Душа в минуты смерти испытывает то же, что испытывают те, кто посвящается в
великие таинства. Слова, выражающие эти понятия, сходны: говорят τελευταί (умереть) и
τελείσδαί (быть посвященным). Сначала это блуждание наугад, извилистый путь, тревожное
и бесконечное шествие в потемках. Перед последней минутой страх достигает крайнего
предела: мороз по коже, дрожь, холодный пот, ужас. И вдруг взорам открывается
волшебный свет. Переходят к местам открытым и лугам, где звучат голоса и происходят
танцы; священные слова, божественные видения внушают священное благоговение».
Плутарх.
1
Оставшись наедине с самим собой в холодной тишине и жутком мраке погребального
склепа, забыв о суете людской, неофит скоро исполнялся тягостным томлением. Леденящая
жуть пронизывала все его существо, он слышал множество различных голосов в душе
своей, он слушал их, и чередой неслось пред взором внутренним его все то, что когда-либо
было с ним связано. Мысль цепенела, сознание проваливалось куда-то вглубь, дух трепетно
вибрировал и все существо его горело как в огне. Чувства таяли, образы неслись, сменяясь
странно как-то друг за другом, и каждое видение былое с жуткой ясностью вставало перед
ним; он видел прошлое, но что-то уже иное оно будило в нем. Хаос страстей его уже не
тревожил; из глубины бездонной нового сознания он воспринимал отзвуки минувшего, но,
вместе с тем, видел ныне в них лишь дымку бледную тумана; они неслись, и в их хороводе
бесконечном он вспоминал и дружбу и любовь, зрил ненависть и тяготу вражды, но все это
безжизненным, лишенным света пред ним являлось. Он вновь переживал свой долгий путь,
он жил былой жизнью, но ныне все чужим ему казалось. И свет и тьма, борьба и
вожделенья, разлуки горечь, боль тоски, веленья сердца, радость ласки, стремлений высь,
печаль и скорбь, победы счастье, жуть разочарованья, надежда, страх, боль и радость, все
сплелось между собой, все отошло, все замерло, все погрузилось в бездну. Простор великий,
новая свобода, стремленьям высь, хотеньям цель, — другими стали, новое пришло и
пустота, и жуть, и страх пред неизвестным проникли в душу. Тьма вокруг глухая, тусклая и
пустота в душе исполнили все существо его томленьем...
Во мраке черном светоч дивный, искрящий пламень духа в нем трепетать стал, и
жуткое томление, надежда смутная, отчаяние и скорбь зажгли в нем вновь сознание. Оно
воспрянуло и в мраке безысходном, средь мертвой тишины, оно постигло дар неоценимый
надежды твердой, пламя веры в грядущее, великое...
Средь тишины немой, средь жуткой пустоты Могучий Светоч вдруг возжегся, — то с
Горних Высей Дух Великий своим лучом проник дух страждущий в смятении. И белый
свет, холодный как кристалл, могучий и победный, зарею новой все осветил. Покой, покой
живой, могучий, сладостный до самозабвения, проник в сознанье. И вновь все озарилось,
вновь из тишины восстали отблески былого, и жизнь могучею струей из Духа Сильного к
ним потекла. И быстро, в длинном хороводе, купаясь в свете новой жизни, они прониклись
мощью силы и стали ясными, светлыми, живыми. И оглянулся человек, увидел вновь он
жизнь свою и радость тихая в нем засветилась. Он новое постиг, постиг свой новый гений и
крылья мощные сознание развернуло вширь, и в царственном полете узрело вновь все до
сих пор закрытое. Поднявшись ввысь и новые познавши связи, найдя мир новый в
существе своем, все старое тем озарил он и мощь великую отовсюду восприял.
«И случилось с ней тут, что забыла она все, что когда-либо носило имя, и так далеко
отошла от себя и от всякого творения, что должны были ее вынести из церкви, и лежала
она до третьего дня, и не сомневались, что она умерла. И не будь духовника, ее похоронили
бы. И когда она приходит в себя, и духовник просил сообщить ему, что она узнала, она
1
О бессмертии души.
256
отвечает: «Что я нашла, того никто не выразит словами». «Все ли есть у тебя, чего ты
желаешь?» — «Да, я была утверждена».
Мейстер Экхарт.
1
Посвящение есть великий миг перехода сознания в высшую плоскость. Выполнив свое
назначение в высшем мире, выявив и сознав себя в низинах, человек гордым духом своим
возносится в заоблачную высь, где обретает связи с новым миром, получает возможность
чувствовать иными чувствами, переживать иные переживания. Сознание есть дыхание
Атмана, этого высшего и абсолютного Эго, сознание само по себе координирует Эго
относительное. Переход сознания в высший мир есть изменение Эго, есть слияние его с
высшим центром, есть объединение с новым безмерно более могучим источником мощи.
Это великое таинство и есть Посвящение. В нем именно человек завязывает связи с новым
миром, проникается его величием и объединяется с высшим центром. Эта высшая сила
отдает свою мощь в низины, полноту своего сознания претворяет в рамки низшего
сознания и этим осуществляет Первоверховный Закон Жертвы.
«Я поднимался к небесам, и навстречу мне из Высшего Неба спустился Дух Отца... Я
чувствовал, как Он проник в меня, воплощаясь... Подобно смерчу из вод океанских бездн и
облачных вихрей далекого неба, я превратился в крутящийся ураган, ибо Отец проникал в
сына, и совершалось величайшее в этом мире таинство жертвы и воплощения — слияния
двух Я в одно неизмеримое величие любви».
Солонович.
2
Посвящение с могучей силой преобразовывает все существо человека. Его сознание
становится иным, он воспринимает дар синтетического мышления, становится вполне
сознательным служителем Абсолютного Знания. Сомнения и неуверенность исчезают
бесследно, он с полной ясностью сознает свою миссию и начинает напрягать все свои
усилия к наилучшему ее исполнению, не считаясь ни с какими препятствиями, с радостью
терпя все лишения и невзгоды, спокойно встречая как лицемерную преданность, так и
открытую ненависть со стороны людей. Будучи посвященным, такой человек спокойно
радуется счастьем лицезрения правды и видит ее царство на земле сквозь тьму внешних
противоречий.
«Разумей Бога как имеющего в Себе Самом все Свои Мысли, весь мир в целом. Если ты
не можешь стать подобным Богу, ты не можешь Его понять. Подобное понимает подобное.
Возвысь себя на высоту бесконечную, возвышающуюся над всеми телами, проходящую
через все времена, сделайся вечностью — и ты поймешь Бога. Ничто не мешает тебе сознать
себя бессмертным и знающим все: искусство, науки и чувства всего живого. Возвысься над
всеми высотами, снизойди ниже всех глубин, сделайся подобным в себе всем чувствованиям
всех вещей сотворенных: воде, огню, сухому и влажному. Представь себе, что ты сразу
повсюду, на земле, в море, в небе, что ты никогда не родился, что ты еще эмбрион, что ты
молод, стар, мертв и по ту сторону смерти. Познай все сразу: времена, разделения, вещи,
качества, количества и ты познаешь Бога».
Гермес Трисмегист
«Тогда человек совершенный и посвященный отныне, ставши свободным и чувствуя
себя непринужденно, празднует мистерии с венцом на голове. Он живет в обществе людей,
чистых и живых, он видит, как на земле толпа непосвященных и неочищенных
погружается, давя друг друга, в тину и во мрак и из страха смерти медлит во зле, по неверию
в блаженство на том свете».
Плутарх.
3
1
Проповеди и рассуждения, стр XXVIII.
2
Скитания духа.
3
О бессмертии души.
257
Такой человек начинает понимать, что истинная задача и призвание его состоит в том,
чтобы, не осуждая и даже не судя других людей, исполнять свой собственный долг — по
мере сил своих приближаться к познанию Вселенской Правды, проникаться Ею и
исполнять Ее повеления.
«Творить истинное, которое угодно Богу — приносить Богу жертву праведности».
Текст VI династии Египта.
В гармонии с изложенным человек познает также и то, что хотя он сам по себе и есть
призванный цезарь мира сего, но, тем не менее, он является таковым лишь постольку,
поскольку он связан с высшими сферами. Оторванный от Всеобщего Источника,
замкнутый в своем собственном узком сознании, человек не способен был бы ничего
постичь, если бы он вечно не воспринимал высшей помощи. Источник Вселенской Правды
и Абсолютной Истины лежит в недрах человека, лишь из глубины себя самого он может Ее
постичь, но сам по себе он есть лишь путь, есть канал, по которому эта Вселенская Правда
проникает во внешний мир, ибо Она выше человека и живет в безграничности океана
миров. Лишь через откровения этих высших сфер, лишь через их небесную помощь он
возносится, в эту высь, где он может духом своим черпать Нерушимую Правду.
«Познать Богов по Их Откровению — это владеть Истиной».
Надпись на Дельфийском храме.
Такова есть истинная цель и назначение человеческой жизни.
1 ... 31 32 33 34 35 36 37 38 ... 61
§ 7. О гениальности и ее двух видах
Развивая самосознание своей индивидуальности, человек приближается к общности
мироздания, начинает понимать, что разные люди всегда видят разную правду и разную
истину; в гармонии с этим происходит и обратный процесс: развивая космическое сознание
и сближаясь с другими людьми, человек этим самым утверждает свое собственное,
присущее только ему одному индивидуальное бытие. Эволюционируя на своем пути,
человек автоматически выходит из рамок ближайших местных условий и все более
приобщается к вселенской карме. Постепенно воспринимая в свое существо всю сумму
работ предыдущих поколений, он начинает безмерно превосходить окружающих его людей
и, в силу этого, представляется оторванным от их жизни. Такой человек как бы лежит вовне
течения причин и следствий окружающей среды, он целиком живет сам по себе, не только
не подчиняется ее частным законам, но, наоборот, сам их создает — это и есть истинное
определение гения. Гениальность — это предвосхищение величия человека, это — прообраз
его космического господства и творческой мощи. Если талант есть порождение народа,
ближайшей среды, окружающей человека, и представляет собой высшую степень развития
некоторых ее свойств, то явление гения, наоборот, есть следствие высших причин, и его
образ на фоне истории всегда был подобен внезапно возжегшемуся солнцу.
«Универсальность является характерным признаком гения. Гений это тот человек,
который знает все, не изучив ничего».
Отто Вейнингер.
1
Гениальность есть истинная аристократия духа, это именно то состояние, когда,
встретившись с низшей средой, высшая сила развертывает в ней все свое величие. Всякая
среда, какова бы она ни была, представляет из себя лишь материал, которому гений дает ту
или иную форму. Жизнь человеческих обществ не является следствием суммарных
стремлений толпы, ибо они всегда противоречивы и сами себя обессиливают; наоборот, все
они как в целом, так и в отдельных случаях управляются тем высшим центром, который
есть душа народа.
1
Пол и характер, стр. 96—97.
258
«Жизнь народа, его учреждения, его верования и искусства суть только видимые
продукты его невидимой души. Для того чтобы какой-либо народ преобразовал свои
учреждения, свои верования и свое искусство, он должен сначала переделать свою душу;
для того, чтобы он мог передать другому свою цивилизацию, нужно, чтобы он был в
состоянии передать ему свою душу».
Густав Лебон.
1
Эти изменения, хотя и совершаются в действительности целостностью народной души,
вместе с тем с внешней стороны осуществляются через посредство единичных людей.
Именно эти избранники собирают, как в фокусе, всю народную мощь, накопленную иногда
на пути целых веков и, направляя ее туда, куда хотят, вызывают то или иное изменение
народной деятельности. Вот почему, хотя течение мировой жизни совершается
совокупностью всей массы усилий всех отдельных людей, но в то же время этот процесс
остается непосредственно скрытым от глаз историка, и пред его взором восстают, как
активные деятели, лишь отдельные титаны человеческой мысли, духа или чувства. Именно
эти гении управляют ходом мировой истории, поддерживая его в том или ином
направлении, и вызывают те или иные изменения. Вот, почему явление каждого гения — это
конец старой эры и начало новой.
«Кто замечает, воспринимает, созерцает, ощущает, мыслит, говорит, действует, создает,
сочиняет, выражает, творит, сравнивает, разделяет, соединяет, рассуждает, угадывает,
передает, думает так, как будто все это ему диктует или внушает некий дух, невидимое
существо высшего рода, тот обладает гением; если же он делает все это так, как будто он сам
существо высшего рода, то он есть гений. Отличительный признак гения и всех дел его есть
появление; как небесное видение не приходит, а является, не уходит, а исчезает, так и
творения и деяния гения. Невыученное, незаимствованное, чего нельзя выучить, нельзя
заимствовать, внутренне-особенное, неподражаемое, Божественное — есть гений;
вдохновение есть гений, называется гением у всех народов, во все времена и будет
называться, пока люди мыслят, чувствуют и говорят. Гений блещет, гений творит, не
воспроизводит, а творит, равно как и сам он не может быть воспроизведен, а существует.
Неподражаемость есть отличительный признак гения, мгновенность, откровение, явление,
данность; что дается не людьми, а Богом или сатаной».
Иоанн Каспар Лафатер.
2
Основным признаком гениальности является самобытность, оригинальность,
независимость и невозможность ему подражания. Эти свойства налагают на весь облик
гения по сравнению с обыденным человеком совершенно особенную окраску. В то время
как всякий человек ищет подтверждении своим словам во вне себя и, убедившись в их,
ценности, всегда стремится убедить других, гений, наоборот, имеет критерий истинности
в себе самом и не только не нуждается во внешних подтверждениях своих выводов, но,
наоборот, чуждается общения с внешним миром. Этот вывод и приводит нас к возможности
дать следующие градации гениальности: гениальность может быть потенциальной и
активной.
Гениальность — это прежде всего синоним громадного развития индивидуальности. В
силу этого, деятельность гения, его мышление и построения всегда чрезвычайно насыщены
присущей ему индивидуальностью, а потому очень трудно доступны восприятию другими
людьми. Гений всегда выше современности, и не по форме, а по самому существу, вследствие
чего, даже при отсутствии индивидуализации, его мышление было бы доступно лишь
немногим избранным. Наконец, имея самосознание, гений имеет пред самой такую бездну
всевозможных проблем и вопросов, что он не чувствует себя вправе заняться учительством,
как в силу естественной скромности, проистекающей из сознания наличия огромной массы
неведомого, так из естественного стремления к его познанию. Благодаря всему этому, всякий
гений сознает сам с полной ясностью, что он не может быть понят людьми и что всякая
1
Психология народов и масс.
2
Lavaters Physiognomik. Fragmente. LXII, s. 156.
259
проповедь, кроме отрыва от работы, принесет лишь новые страдания. Вместе с тем, он
понимает также и то, что трудность общения проистекает не из легкоустранимых
препятствий, а из глубочайших и непреложных причин, изменить которые он не в силах.
Вот почему действительно справедлива мысль, что естественная гениальность есть
гениальность потенциальная, т. е. скрываемая человеком и существующая лишь для него
самого. Таких гениев гораздо больше, чем можно думать, но, вполне понятно, история не
может знать о них. Примером сказанного вида гениальности является Гаман, облик
которого прекрасно нарисован в следующих словах:
«Гаман никогда не доказывает, не говорит общепонятно, а всегда выражается
своеобразно, словно оракул; форма объективного изложения совершенно противна его
природе. Поэтому влияние Гамана распространялось лишь на очень небольшой круг
людей».
Куно Фишер.
1
Каждое истинное знание сказывается прежде всего в ясном и отчетливом самосознании
своей ценности. Вот почему всякий большой человек всегда ясно сознавал ценность
даваемого им учения, не только с относительной точки зрения, но и даже в значительной
степени и с абсолютной. Вот почему, одним из главнейших признаков гения является
непреклонная убежденность в истинности и правоте своего учения. Имея критерий в себе
самом, и притом более строгий и возвышенный, чем предлагаемые людьми, такой гений вовсе
не считался с встречавшей его критикой и излагал свое учение, как истинный посол
Нерушимой Правды, который исполняет свое дело, не заботясь о результатах и
последствиях, ибо они всецело в руках Всемирного Разума. Таким гением, например, являлся
Спиноза, вся жизнь которого была страдной и тернистой стезей между лютой ненавистью и
безумием человеческих стад.
«Они всегда так будут говорить о нем. Чтобы понять Спинозу, для этого необходимо
слишком долгое и упорное умственное напряжение. И его не понял никто, кому в его Этике
осталась неясной хотя бы одна строка, никто, кто не постиг, каким образом этот человек
мог быть так глубоко внутренне убежден в своей философии, как это он часто и решительно
высказывал. Еще в конце жизни он писал: «Я не предполагаю, что нашел лучшую
философию, но я знаю, что я познал истинную философию. И если ты меня спросишь, как я
могу быть в этом уверен, то я отвечаю: в силу той же уверенности, с которой ты познаешь,
что три угла треугольника равны двум прямым, ибо истина уясняет одновременно и себя
самое, и заблуждение».
Фр. И. Якоби.
Переходя ко второму виду гениальности, гениальности активной, мы должны
заключить a priori, что, будучи внешним проявлением потенциальной гениальности,
активная должна иметь потенциальную возможность проявляться в некотором бинере. Для
того, чтобы гений решился выступить на арену истории, необходимо, чтобы существовал
какой-либо импульс; этим импульсом и является сознание миссии, т.е. ясное понимание
необходимости исполнения того или иного конкретного предназначения. Оба члена бинера
активной гениальности одинаково зиждутся на этом основном принципе, но, вместе с тем,
именно начиная с него они становятся между собой различными. Чувство своей общности с
мирозданием может быть у человека в двух видах. Во-первых, человек может сознавать себя
некоторым вполне определенным фактором общей экономии природы, который исполняет
присущую ему работу исходя исключительно из своих собственных побуждений,
конкретные свойства которой вытекают из его индивидуальности. Конечный результат
является автоматическим продуктом всех действий и противодействий, а потому каждый
человек, раз он выполняет свою работу, может о результате не заботиться. Во-вторых,
человек может сознавать себя лишь орудием Высшей Воли и, в силу этого, относя свою
индивидуальность на задний план, он может в каждом отдельном случае давать решения,
1
Куно Фишер. История новой философии. Том III, стр. 666.