Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 263
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
что извне ничто к нему пройти не может, непреодолимая стена преграждает путь всему,
живущему вокруг. С другой стороны, он на каждом шагу чувствовал, что, невзирая на всю
мощь своих познаний, он совершенно не в силах не только оказывать воздействия на
других людей, но и передавать им свои ощущения и мысли даже при наличии полной
готовности к этому с их стороны.
«Лишь только человек выходит из обычного круга идей среды, в которой ему
приходится жить, он должен заранее отказаться от всякого влияния и довольствоваться
узким кругом читателей, самостоятельно пришедших к идеям, аналогичным с теми,
которые он защищает. Одни только убежденные апостолы обладают властью заставить
себя слушать, плыть против течения, изменять идеал целого поколения».
Густав Лебон.
1
1
Психология народов и масс.
250
И вот человек начинает мучаться новой и страшной болезнью. Относительное знание
уже не силах приковывать все цело его дух, не может утолить жгучую жажду души его, ее
пламенное тяготение к Истине Непреложной. Мир бесконечен, но куда бы ни устремлялся
человек, он повсюду видит, что он есть лишь царство майи, есть отзвук Истинного Бытия, а
потому не в нем человек может найти себя.
«Велик мир, но не ему наполнить вместилище духа».
Солонович.
1
«Обратя взор ваш, любезный друг, на мир, увидите вы, что ничто в нем удовлетворить
нас не может».
Эккартсгаузен.
2
Лишь в области чистого синтеза человек подходит к Области Абсолютного. Наука о
Всемирном Синтезе, философия, бросает взор свой во все перипетии мышления
человеческого, во все уголки его сознания, и дает критерий реальности каждого вывода,
каждого положения, каждой из наук; вот почему воистину: «философия есть наука наук».
3
Всякая философия, как наука о вселенском синтезе, всегда и неизменно сводится к
изучению следующих основных проблем:
I. Существование и атрибуты Бога.
II. Начало и цель мира.
III. Сущность человеческой души.
IV. Возможность критериума Истины.
4
Индивидуальность человека сказывается тем сильнее, чем выше синтез конечных
выводов, чем выше и совершеннее элементы мышления. Приходя к одним и тем же
основным проблемам, разные люди дают не только различные решения по форме или по
существу, но, и что самое главное, при тождественности внешнего запечатления каждый
из них воспринимает различное. В силу этого, индивидуальность человека в самом корне
обуславливает весь ход его развития, весь процесс его постижения. Но в то же время по
закону, что всякая идея в своем максимуме носит свое отрицание, — ив данном случае
индивидуальность человека, резкой гранью отмежевывающая его от вне лежащего мира,
вместе с тем, в своем высшем развитии и является тем именно звеном, которое соединяет
отдельного человека с общностью мироздания. Углубляясь в недра самого себя, стараясь
взойти своим испытующим духом в наиболее затаеннейшие тайники существа своего,
человек, постепенно откидывая как таковые одни объективные элементы своего состава за
другими и воспринимая лишь сущность их, приходит к все более и более углубляющемуся
познанию своего «Я».
«Если откладывать в сторону каждое явление этого мира, становящееся объектом
познания, остается нечто что есть истинная сущность познания; знание
1
того, что это
истинное «Я» и есть, истинное познание этого «Я».
Panchadasi.
По мере этого процесса человек как бы находит в своей собственной индивидуальности
другую новую и высшую сторону. Индивидуальность определяет самое существо Атмана с
одной стороны как часть Мирового Целого, а с другой, как абсолютный синтез
дифференциальных элементов этой части. Посему по отношению к человеку
индивидуальность — это закон его самобытности, по отношению к мирозданию — это
закон единства. В первом случае индивидуальность с полной силой выливается в
следующее определение:
1
«Скитания духа». Эта книга в продаже не была.
2
Ночи или беседы мудрого с другом. Стр. 13.
3
Фихте. Wissenschaftslhere.
4
Это подразделение взято из соч.: Джон Вильям Дрэпер. Проф. Нью-Йоркского Университета. История
умственного развития в Европе. Перевод с английского под редакцией А. Н. Пыпина. СПб., 1885, издание
четвертое, О. И. Бакста. Стр. 192.
251
«Principium individuationis idem est quod absolutae specifi-cationis, qua res ita sit
determinata, ut ab alliis omnibus distingui possit».
Leibnitz.
1
Во втором случае индивидуальность, как всеобъемлющее единство, может быть
выражена так:
«Это бесконечный атом, сначала, и до конца все это — Я; это — истина, это — «Я». О
Шветакету! Ты — это».
Чхандогъя упанишада.
Живя и развиваясь в Мире Бытия под сенью микрокосмического аспекта
индивидуальности, человек, по мере углубления синтеза своих познаний, достигает своей
сущности, своего Атмана и сливается с высшим макрокосмическим аспектом. Всякое
движение совершается постепенно и всякий конечный результат выявляется на всем пути
приближения к нему. Вот почему и в данном случае, еще задолго до слияния с своим
Атманом, в человеке развивается сознание макрокосмическое, создается в Горнем Мире его
Божественная Душа, своим лучом достигающая низшего сознания и сообщающая этому
последнему способность уже в настоящем его состоянии воспринимать целостность
макрокосма во всем его величии.
«Источником и мотивом всего человеческого развития является живая
индивидуальность, человеческий вмещающий в себе весь мир микрокосм. В этой своей
универсальности и глубине человеческая природа есть живая истина. Познание истины
есть познание Целого, познание же Целого можно черпать лишь из глубины
индивидуальности, оно представляет собой вполне индивидуальное и потому темное
самопознание — полную противоположность так называемому ясному, систематическому,
умственному познанию, опирающемуся на логические принципы и доказательства.
Последнее настолько же поверхностно и ограничено, насколько первое глубоко и
всеобъемлюще».
Гаман.
2
Макрокосмическое сознание — есть сознание Божественное и постольку, поскольку
человек обладает им, он приобщается духом своим к Вселенской Правде, к Вечной
Незыблемой Истине. Вот почему справедлива мысль, что Истина обитает внутри каждого
человека, что человек всегда на пути своем имеет в себе самом критерий Истины, и притом
критерий абсолютный. Обладая прообразом Совершенного Космического Сознания,
человек имеет возможность оценивать свои деяния, предпринимать решения и совершать
поступки не только при свете своего собственного индивидуального миросозерцания, но и
при чувствовании их космической ценности. Для того, чтобы прислушаться к этому голосу,
человек должен лишь приблизиться к своей незыблемой сущности, все более и более
углубляясь в недра самого себя и постепенно откидывая все то, что подвержено
изменениям.
«Cum se mens novit, suam substantiam novit, et cum de se certa est, de substantia sua certa
est.
3
He стремись выйти из себя самого, взойди в себя, правда обретается во внутреннем
человеке (in interiore homine habitat Veritas) и если ты найдешь изменчивую душу,
превзойдешь себя самого (et si animam mutabilem inveneris, transcende te ipsum».
4
Блаженный Августин.
Вся цель человека и состоит в искании этой внутренней правды и стремлении к
истинному гению человека, обитающему в недрах его души. Повсюду и всегда он должен
1
«Принцип индивидуальности есть синоним абсолютной спецификации, сущность чего сливается в
строгое ограничение и оторванность каждой вещи от всех других». —Лейбниц.
2
См. Куно Фишер. История новой философии. Том III. Лейбниц, его жизнь, сочинения и учения. Перевод
Н. И. Полилова. СПб., 1905. Стр. 695.
3
DeTrin.X, 19.
4
DeVera Rell.39—72.
252
стремиться отойти от внешнего хаоса, замкнуться в себе, напрячь все силы своего разума и
духа на пламенное стремление к вечности и ясно сознать, что для постижения высшего
нужно иметь соответственные высшие качества, которые способны выносить Горний Свет,
все же остальное должно быть отодвинуто на задний план, должно быть подчинено строгой
дисциплине и направлено исключительно на служение высшим сторонам.
«Изида сообщает Свое Священное Учение тем, кто стойкостью в жизни, скромный,
умеренный, далекий от чувственных удовольствий, сладострастия и страстей, стремится к
слиянию с Божественной Сущностью; тем, кто настойчиво упражняет свой дух строгими
молитвами в храмах и суровым воздержанием, приводящими к познанию Первого и
Высшего Существа, познать Которое можно лишь духом и искать Которое призывает нас
Богиня в Ней Самой, в Святилище, где Она обитает».
Учение египетских жрецов по Геродоту.
1
Научившись воспринимать великую мощь, исходящую из его же собственного духа,
человек сразу перерождается. Пред ним раскрываются совершенно новые горизонты,
открывается доступ к достижению новых задач. Космическое сознание, молниеносно
быстро развиваясь, охватывает все существо человека, пронизывает все его
многоразличные сферы, проникает во все самые затаеннейшие уголки сознания.
Почувствовав свою общность с мирозданием, человек начинает совершенно иначе
относиться ко всему тому, что он до сих пор видел и познавал. Противоречия и
несоответствия, оторванность и единичность отдельных элементов его состава начинают
сразу претворяться в гармоническое целое. Непонимание противоречий и препятствий и
происходящие вследствие этого болезненность жизни постепенно исчезают бесследно, океан
бурь душевных выливается в спокойное чувство величавого бытия, страдания духа
сменяются ясным сознанием беспредельности красоты и совершенства творения.
«Пока человек находится далеко от рынка, он слышит только глухой шум его, но когда
он приходит на базар, он перестает слышать этот шум, но отличает уже отдельные звуки:
тот покупает картофель, тот хлеб и т. д. До тех пор, пока человек далеко от Бога, он
находится среди шума и смуты разума, доказательств, споров, но как только он
приближается ко Всемогущему, все рассуждения эти, все споры прекращаются и он
постигает все Тайны Божий живо и ясно».
Шри Рамакришна Парамахамса.
2
«Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь», —
сказал Екклезиаст.
3
Это справедливо, но лишь до известного предела. Счастье — это
загадка, даже для тех людей, кто будто бы знает, что они ждут от него. Чувство довольства
есть наиболее относительное из всех чувств, и притом в каждом отдельном случае человек
испытывает его лишь мгновение, ибо один лишь шаг отделяет его от пресыщения и
разочарования. Довольство — это игра случая и продукт мгновения, эта минута забытья,
когда человек, достигнув одной цели, не видит дальнейших; это миг, когда человек
останавливается между прошедшим и будущим, подобно гробу Магомета, висящему меж
небом и землей. Истинное счастье — есть покой, есть сознательное удовлетворение, но этот
покой отличен от обыденного счастья. Тот один лишь миг, а этот вечность, тот есть
забвение, а этот жизнь, тот есть нирвана,
4
есть уничтожение, а этот есть бытие, непреложное
и истинное. Покой — это отсутствие движения, когда в человеке нет борьбы и устремлений,
а посему покой возможен лишь тогда, когда человек лишен всего или все уже объемлет. А
потому покой способны дать лишь глупость совершенная и мудрость абсолютная.
«Не размышлять ни о чем — вот рецепт счастливой жизни».
1
Histoires d’Hérodote. Traduction nouvel par P. Giguet. Paris, 1881.
2
Проф. Макс Мюллер. Шри Рамакришна Парамахамса. Стр. 109.
3
1:18.
4
Как ее ошибочно принято понимать у нас, ибо в действительности нирвана есть приобщение к
Абсолютному Бытию.
253
Софокл.
1
«Истинное счастье и блаженство человека состоят только в мудрости и познании
Истины».
Спиноза.
2
Глупость не дает стремлений, она ничем не задается, ничего не требует, но ничего и не
дает. Ее покой есть лишь отсутствие движения, есть пустота зияющая в сердце, есть ничто.
Мудрость истинная вне себя искать ничего не может, ни к чему не может тяготеть; она есть
истинный покой, но пустоты в покое нет том. Постигнув все, все растворив и все объемля,
мудрец живет в себе самом и ничего во вне не ищет. Раз нет стремлений, нет борьбы, нет
встречи с внешними препятствиями, нет и не может быть ни боли, ни страданий. Вот
почему как глупость, так и мудрость дарят покой, одна как пустота, другая как полнота,
одна как мрак, где ни к чему движение, другая же как свет, где все движения свершены
давно. Полный мрак и полный свет, глупость полную и мудрость совершенную, человек
здесь не может обрести. Как та, так и другая, во всей чистоте своей живут лишь в Горнем
Мире, и, если бы человек смог постичь одну, он тем бы приобрел бы также и другую.
«Нет познания «Я» совершеннее моего, нет неведения, превосходящего мое. Кто познает
таким образом, тот величайший последователь Брахмана».
Naishakarmyasiddhi
На всем пути своем человек не глуп лишь только и не только мудр; как глупость, так и
мудрость живут в нем, а посему покоя человек не зрит нигде. Вот почему, желая горю и
тоске предел найти, утолить пылающую жажду духа своего, человек имеет лишь один исход
— стремиться вечно дальше, все новым обладать, затем его бросать и дальше все
стремиться.
«Разум делает человека блаженным и счастливым и дает истинное спокойствие духа.
Мудрые живут, сохраняя душевное спокойствие и постоянство, а не как нечестивцы, дух
которых обуревается противоположными страстями и которые стало быть не имеют ни
мира, ни покоя».
Спиноза.
«Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум».
Притчи Соломона, 3:13.
«Сверхъестественные дары Богообщения, получаемые душой здесь, служат залогом
небесных дар. Уже в настоящей жизни такой человек переживает блаженство и веселье,
подобные вечной радости в ожидаемом веке».
Макарий Великий.
3
Эволюция человека непрерывна, но траектория его последовательного развития
выражается зигзагообразной линией: на одних ее участках сознание и состав воспринимают
элементы, т. е. утверждают единичные потенции Атмана, а на других претворяют их в свою
плоть и кровь, объединяют в групповые девизы и соединяют со всем приобретенным на
пути предшествовавшего опыта. Чем выше идет человек, тем чаще и сознательнее он
переходит от одного вида деятельности к другому. Наряду с этим, по мере развития
синтезирование единичных представлений не только становится все более и более трудным,
но, рано или поздно, человек убеждается, что он, вообще говоря, может обобщать лишь до
некоторого вполне определенного предела; иначе говоря, он приходит к признанию
возможности целого ряда отдельных мировоззрений, но объединить их в одно целое
представляется ему недоступным. Этот период развития есть эпоха расцвета пессимизма;
человек воочию начинает чувствовать условность всего, в нем зарождается сомнение в
относительности всякой метафизики вообще. Громадное большинство европейских
1
Взято из: Эразм Роттердамский. Похвала глупости. (Moriae encomium sive stultitiae laus). Перевод проф. П.
Н. Ардашева. Юрьев, 1902. Стр. 38—39.
2
Бенедикт Спиноза. Богословско-политический трактат. Стр. 63.
3
Добротолюбие.
254
мыслителей и философов и находятся именно в этом положении. Вот здесь-то и
проявляется впервые во всей своей мощи сознание чистого духа. Человек уходит вглубь
себя, он действительно перестает искать опору во вне, начинает ясно сознавать, что
разрешение восставших вопросов и сомнений может воспоследовать лишь из его
собственного субстанционального начала. Когда человек дойдет до ясного сознания всего
этого — это знаменует собой, что он достаточно созрел для восприятия посвящения.
Посвящение есть миг величайшего переворота эволюции человека; оно кладет предел
всему предшествовавшему циклу переломов и этапов познания, оно окончательно
обрисовывает и выявляет полученные результаты во всей многогранности их тональностей
и вкладывает дух, живый в их совокупность. Оторванность от целого состава единичных
наклонностей, обособленных течений и частичных синтезов прекращается окончательно,
ибо все они становятся членами стройного гармонического существа человека. Весь облик
его видоизменяется: сомнения и разочарования, скептицизм и безнадежность, уныние и
тоска бесследно исчезают, уступая место радостному сознанию своего достоинства,
достигнутых успехов и беспредельности возможностей в будущем. Этот миг смерти старого
человека — раба случайностей и собственных заблуждений, миг слияния с Безначальным
Бытием в сознании себя Его самодовлеющей частицей, миг просветления сознания и
озарения его лучом истинной свободы и есть то, что именуется посвящением.
«Меня во мраке и в пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
В Отчизну Пламени и Слова;
И посветлел мой темный взор,
И стал мне виден Мир Незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.
И с Горней Выси я сошел,
Проникнут весь Ее лучами,
И на волнующийся дол
Взираю новыми очами».
Алексей Толстой.
Обряды и мистерии древних времен — это картинное поэтическое воспроизведение
глубочайших процессов, совершающихся посвящением в душе человеческой. Вполне
сознавая величие этого переворота существа искателя Истины, древние Учителя создавали
обстановку, которая с наибольшим совершенством гармонировала с переживаниями
человека. Пред посвящением неофита вводили в склеп, клали в гроб, для того чтобы
подчеркнуть, что прежняя жизнь с ее волнениями закончилась навсегда и безвозвратно, что
начинается новая эра жизни и деятельности. Этот обряд свято сохранился во всех религиях
древнего мира и всюду совершался почти в тех же формах, которые выработались опытом
предыдущих веков.
«Переступив порог смерти, неофит внезапно возрождался (renatus quodam modo), и день
его Посвящения был первым днем его действительной жизни (natalem sacrorum) ».
Морэ.
1
Мистерии посвящения неофита исходили из глубокого понимания полной аналогии
этого перелома с тем, который отделяет одну жизнь от другой. Видя смерть пред собой,
человек всегда переживает с молниеносной быстротой всю свою жизнь, пред ним проходят
все ее события, он заново переоценивает все свои поступки и решения и в своем сознании
обхватывает все мельчайшие детали. Точно также в минуты великого перелома
человеческого существа — пред восприятием посвящения и наступлением новой эры жизни
— человек переживает все свое прошлое, и не только то, что он получил в этой жизни, но
1
Цари и боги Египта.