Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 282

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

335
«Внезапно проникающему в разум свету не должно преграждать туда доступ лживой
логикой, которая своими нечестивыми умозаключениями ведет к уничтожению даже
данных сознания».
Йогавасишта.
«Как на возмущенной поверхности текучей воды солнце отражается только
раздробленными искрами, так и в уме мирского человека, бегущего за майей, Бог сияет
только неполным светом».
Шри Рамакришна Парамахамса.
1
Во всяком стремлении или познавании воля, его осуществляющая, вполне ограничена
тесными пределами, а следовательно достижение всякого результата есть прямое следствие
начального положения, от которого человек к нему начинает стремиться. Этой частичной
ограниченной воли человека подчас может оказаться не под силу исполнить то, что от нее
требуется; вот почему такое познание ограничено в своих возможностях. Действительно, в
некоторых случаях человеку приходится разбивать одно целостное познание на ряд
последовательных, разъединенных периодами времени, подчас большими, чем сама
продолжительность человеческой жизни; иначе говоря, по отношению к данному
воплощению, такое познание может лежать и в области невозможного. Если бы человек
был ограничен необходимостью познавать только путем эмпирического разума, его
возможности были бы узко ограничены и его сознание никогда бы не смогло не только
разрешить, но и поставить пред собой конечные мировые вопросы; здесь то на помощь
человеку приходить дар интуиции. Интуиция — это то русло, по которому веяние Высшей
Недосягаемой Силы доходит до человека. Интуиция не есть исключение, не есть особый
случай действия или тем паче нарушение или обход общих законов, наоборот, это есть
основная сущность их всех, их основание и утверждение. Если бы человек познавал
исключительно мощью своего разума, то это имело бы своим прямым последствием то, что
вся эволюция человеческого существа шла бы механическим путем, человек не имел бы
вовсе свободы и вся его жизнь заключалась бы в машинальных действиях по мертвым
недвижным законам. Истинные законы природы тем и отличаются от законов
человеческих, что они живы и эластичны, в самих себе несут свое усовершенствование, в то
время как законы человеческие постоянны и недвижны, а потому мертвы. Пред лицом
Вечной Правды все равны, но равны постольку, поскольку они живы, поскольку они
проявили себя, поскольку искали и нашли; равны не лица, а равны действия; тот, кто
совершил больше, тот и других больше. Пред лицом человеческой правды равны лица, а не
дела, и на каждого налагается не по его деятельности, а по его неподвижности. Вот почему
законы истинные живут и совершенствуются вместе с человеком, они сами следят за ним,
законы же человеческие мертвы и неподвижны и человек сам должен следить за ними и
приноравливаться к ним. Когда человек, стремясь к познанию, ставит пред собой
определенную цель и объектирует в своем существе некоторую ограниченную волю,
присущую комплексу начальных представлений, то у него есть два пути. Во первых, он
может направить эту волю к той цели, которую он стремится достигнуть, — в этом случае
он отдается познанию в разуме. Во-вторых, он может направить эту волю внутрь своего
существа, он может как бы замкнуться в себе самом и, доведя эту волю до крайнего
напряжения, начать стремиться получить ответ из недр своего существа непосредственно.
Таким путем человек, не выходя из группы начальных представлений, силой собственной
своей воли как бы намечает по методу долженствования контур искомой цели, создает
систему натяжений, начинающих активно притягивать к себе эманацию соответствующего
1
Проф. Макс Мюллер. Шри Рамакришна Парамахамса. Стр. 136.


336
аспекта Атмана. Когда это притяжение достигает достаточной Силы, Атман эманирует
соответствующий луч, который, прорезав мглу, освещает в человеке то, к чему он
стремится; это познание второго рода и есть познание с помощью интуиции.
«При свете разума можно сказать многое о началах, которые выше разума; но их
интуиция лучше дает при отсутствии, чем при посредстве мысли. С этими идеями бывает
то же, что с идеей о сне, о которой до известной степени можно говорить в состоянии
бодрствования, но которую вполне познать и постигнуть можно лишь при посредстве сна. В
самом деле, подобное познается лишь через подобное; необходимым условием всякого
познания является то, чтобы субъект был подобен объекту».
Порфирий.
1
«В состоянии духовной интуиции разум видит непознаваемые предметы при посредстве
света, который на них проливает Первоединый, и, видя эти предметы, он реально видит
Непознаваемый Свет. Но так как разум сосредоточивает все свое внимание на освещенных
предметах, он неясно видит Начало, их озаряющее; если же, наоборот, он забывает видимые
предметы, чтобы созерцать лучи, делающие их видимыми, он прозревает самый свет и
Начало света. Но разум созерцает Непознаваемый Свет не во вне себя, он уподобляется
глазу, который, не восприняв никакого внешнего и чуждого света, даже не заметив его,
внезапно поражается ему одному свойственным лучом, который исходит из него и является
ему среди мрака; то же происходит, когда глаз, не желая видеть другие предметы, смыкает
свои ресницы и свет свой извлекает из себя самого, или под давлением руки видит свет,
живущий в нем самом. Тогда, не видя внешнего, он все-таки видит, он даже видит больше,
чем во всякое другое время, ибо он видит свет. Другие предметы, которые он созерцал
раньше, хотя и освещенные, не были, однако, самим светом. Равным образом, когда разум
будто бы закрывает глаза на внешние предметы и, сосредоточась на себе самом, ничего не
видит, он не видит лишь чуждого света, горящего на чуждых формах, но он видит свой
собственный свет, который вдруг загорается внутри чистейшим сиянием. Нужно, чтобы
душа, изучающая Бога и ищущая постигнуть Его, образовала о Нем какую-либо идею; еще
необходимо, чтобы она погрузилась в глубины Божества, зная как Велико То, с Чем она
хочет соединиться, и убежденная, она в этом единении обретает блаженство до тех пор, пока
она вместо того, чтобы созерцать себя или Непознаваемый Мир, сама не сделается
предметом созерцания и не загорится блеском Первых Идей, Источник которых над нами».
Плотин.
2
Познание в разуме и познание интуицией между собой равноправны; как то, так и
другое одинаково даются не даром, а являются результатом работы и напряжения сознания.
Различие состоит лишь в технике познавании: при познании в разуме, человек должен
сделать силой своей воли ряд построений по перемещению плоскости сознания; при
познании с помощью интуиции эта плоскость сознания только перестраивается, как бы
видоизменяется без перемещения силой той же самой воли. Вообще же говоря, познания
этих двух видов обыкновенно переплетены между собой и при всяком познавании в разуме
человек пользуется интуицией, а при познании силой интуиции он довершает его в разуме.
Чем выше человек, тем более способен он познавать интуицией; более того, самое его
развитие состоит прежде всего в том, что он преобразует метод своих познавании, все более
и более пользуясь интуицией.
1
Начала теории Неведомого.
2
5-я Эннеада. Книга V.


337
1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   ...   61

§ 2. Об интуиции
«На небе знать — то же, что видеть.
На земле — то же, что вспоминать.
Счастлив тот, кто проник в мистерии,
Он познал Источник и Конец жизни».
Пиндар.
В познании нет и не может быть элемента случайности, каким бы путем или методом
человек ни познавал. Классификация есть колыбель всякой науки вообще; интуиция как
первоосновной источник всякого знания также не может не зиждиться на этом законе.
Когда человек приступает к какому-либо конкретному познаванию, то он должен не только
ясно сознать свою цель, но и строго ограничить ту систему представлений и
умозаключений, которая является в этом познании начальным этапом. Если сказанное
составляет уже необходимое условие при познании в разуме, то тем большее значение оно
имеет при познании интуицией. Познавая в разуме, человек еще может, совершая свои
логические построения и составляя частные синтезы, базироваться вначале лишь на части
первоисходных представлений, а уже затем достроить остальное. Наоборот, при познании
интуицией, человек необходимо должен поставить в своем сознании задачу в ее полном
целостном объеме. Исполнение этого требования не только является необходимым для
свершения интуитивного познания, но более того, оно выражает собой самую сущность
процесса. Это именно и выражается законом, лежащем в основе всего учения об интуиции.
«При всяком интуитивном познании человек должен ясно формулировать свою цель и
обнять в своем сознании всю систему представлений, которая к этой цели ведет. Он должен
твердо очертить эту первоначальную систему, совершенно оторвать ее от всего остального
мира, всю силу своей воли сосредоточить на желании данной цели и в момент высшего
напряжения этой воли он должен в порыве ввысь оторваться и от цели и от начальной
системы, стремясь вглубь своей собственной сущности. Мгновение спустя он уже будет
иметь ответ, а если же его не последует, то это покажет лишь то, что средоточие было
исполнено не с достаточной полнотой и совершенством».
«Прежде чем душа найдет возможность постигать и дерзнет припоминать, она должна

соединиться с Безмолвным Глаголом, и тогда для внутреннего слуха будет говорить Голос
Безмолвия».
Из восточной мудрости.
«Пусть они узнают, что лучшее и благороднейшее, к чему можно прийти в этой жизни,
это молчать и дать Богу говорить и действовать в тебе. Когда все силы отрешены от своих
дел и образов, изрекается то Слово. Поэтому и говорит он: «Среди молчания было сказано
мне тайное Слово».
Мейстер Экхарт.
1
«Заставь свое Я пребывать в религиозном молчании, чтобы Сам мог быть услышан, и
тогда уйди в глубины твоего разума и слушай, что говорит Всеобъемлющий, Безличный,
Называемый гностиками Пучиной...»
Станислав де Гуайта.
2
«Est Deus in nobis et sunt commercia Coeli;
1
Проповеди и рассуждения, стр. 16.
2
La Clef de la Magie Noire.

338
Sedibus aetheriis spiritus ille vivat».
Ovid.
1
«Нелепо было бы справляться, откуда происходит это интуитивное знание, как если бы
это было нечто зависящее от места или движения. Оно не откуда ни приближается и не
направляется никуда; оно является или не является вовсе. Так что, бесполезно было бы
преследовать это знание в намерении открыть его тайные родники, но в безмолвии следует
ждать, пока оно внезапно над нами не загорится, внутренне приготовляясь к священному
зрелищу, как глаз терпеливо ждет восхода солнца. Не при посредстве воображения или
размышления, которое само обязано извне заимствовать свои принципы, мы представляем
себе Непознаваемые Силы, т. е. То, Что находится над нами: но при посредстве врожденной
нам способности Их созерцать, позволяющей нам говорить о Них здесь».
Плотин.
«Вот ступени лестницы, по которым экстаз поднимается, дабы предстать во всем
ослепительном блеске своего апофеоза:
1) Направление своего внимания на один какой-нибудь факт сознания, будь это
ощущение внешнего или внутреннего мира, деятельная мысль или вибрирующее чувство.
2) Возрастающее помутнение и охлаждение всех других ощущений, всех других мыслей,
всех других прошедших и настоящих чувств.
3) Бурное стремление всех энергий к одному пункту, как бы под влиянием притяжения
непреодолимого бедствия.
4) Исчезновение всех форм внешней и внутренней чувствительности.
5) Параличи и еще чаще каталепсия всех мышц, а вследствие этого долгое и судорожное
пребывание в одном и том же положении, что, большей частью, выражает крайнее
уничижение или крайнюю экзальтацию.
6) Неудержимое стремление вверх, хотя бы одними глазами.
7) Появление образов, соединяющихся в одной картине, или же одного образа,
соединяющего в себе все красоты рисунка и красок.
8) Конечный результат, одно, потрясающее ощущение, поглощающее ощущение, в
которое превращаются все остальные аффективные силы.
9) Испускание из этого единичного пункта световых лучей, переходящих в молнии.
10) Восторг или экстаз».
Паоло Мантегацца.
2
«Все сколько-нибудь знакомые с процессом художественного творчества хорошо знают,
что художественные идеи и образы не суть сложные продукты наблюдения и рефлексии, а
являются умственному взору разом в своей внутренней целости (художник видит их, как
это прямо утверждали про себя Гёте и Гофман), и дальнейшая художественная работа
сводится только к их развитию и воплощению в материальных подробностях».
Владимир Соловьев.
3
Принцип, лежащий в основе этого закона, тот же самый, который покоится в основании
общих законов проектирования и выявления; как там, так и здесь результат является
мгновенно за нанесением последней грани. Именно поэтому всякое проявление сущности,
вообще говоря, выражается и познается с помощью интуиции, а она сама есть в то же время
синоним проявления. Познание сущности и познание формы тем, прежде всего, отличаются
друг от друга, что знание формы доступно каждому и постигается скрупулезным
исследованием, ведение же сущности есть высший дар и он доступен лишь избранным, и
именно в возможности обладания им проявляется божественность сущности человека.
Знание формы само по себе не может привести к познанию синтеза, ибо для восприятия его
1
«Есть в нас Божество и существуют сношения с Небом;
В эфирных высотах живет этот Дух».
Овидий.
2
П. Мантегацца. Экстазы человека. Издание Ф. Павленкова, С.-Петербург, 1890.
3
Чтение V о Богочеловечестве. Т. III, стр. 67.