Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 291
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
380
1 ... 49 50 51 52 53 54 55 56 ... 61
§ 2. Идея об Абсолюте в разуме как комплекс Конечных
Мировых Бинеров. Иероглиф Аркана 0
Во всех исканиях своих, по какой бы стезе он ни шел, человеческий Дух всегда и
неизменно жаждет познать Конечную Причину, ту Первооснову, атрибутами Которой
являются как данная цепь феноменов сама по себе, так и их взаимоотношения, влияния,
средства и сама закономерность движения. Стремясь к синтезу, человеческое мышление
вырабатывает, как первооснову разумно-постигаемого бытия, совокупность Конечных
Дилемм— Принципов, выраженных в бинерах. Чем выше синтез, тем могущественнее эти
бинерные противоречия, тем общее число их меньше, тем более потенциальной силы они в
себе заключают. Все более и более совершенствуя свой синтез, человек, рано или поздно,
приходит к тому, что все отдельные частные бинеры растворяются или обобщаются с
этими высшими Конечными Бинерами, в своей совокупности выражающими всю массу
неразрешимых мировых противоречий.
«Каждая мысль о Нем, чтобы не быть недостойной Все-совершеннейшего, должна
простираться в бесконечность».
Эккартсгаузен.
1
Человеческий разум рождается с началом сравнивания, противопоставления и выбора;
его цель есть синтез, и он заканчивается там, где сравнение невозможно, невозможен и
выбор, а есть лишь одно противопоставление; оно именно и является первым и последним
днем разума. Разум приводит человека к своей последней грани, различной для различных
людей, но незыблемой в принципе; за этой гранью начинается область ignorabimus.
Утверждение противопоставления в виде некоторого частного бинера есть созидание в
разуме конкретной разности потенциалов, определяющей некоторое ей свойственное
протяжение. Это протяжение представляет собой некоторый a priori существующий путь
мышления, оно является как бы геометрическим местом точек цепи представлений,
исходящих из одного полюса и постепенно трансформирующихся в другой. Утверждение
такого бинера есть накопление потенциальной энергии, которая может черпаться или из
низших сторон существа человека путем опыта, или из высших — путем интуиции.
«Мы имеем два источника идей: ощущение и размышление».
Локк
Всякая сила имеет своим источником разность потенциалов. Весь познаваемый мир
есть мир энергии, а все формы и явления суть ее различные модификации. Мир разума, как
совокупность бинеров, есть, в свою очередь, мир той же энергии, и именно этот признак
осязательно указует на их тождество, на то, что мышление есть творчество. Живя в мире
формы, времени и меры, человек ощущает себя в разуме, а потому цель всякого познания,
каков бы вид его ни был, есть преложение его данных в разум. Но куда бы человек ни шел,
куда бы ни стремился, он всем существом своим испытывает тяготение Неведомого и
Непостижимого. Это Неведомое — Конечная Первопричина всех вещей — отделена от
человека гранью сонма космических противоречий. Чем больше стремится к Ней человек,
тем дерзновеннее эти противоречия спорят друг с другом, тем сложнее и необъятнее
становятся бинеры Вселенского Синтеза. Непостижимость Божества есть следствие
бессилия человеческого умиротворить и связать между собой бинерные представления о
Нем в своем разуме. Божество — это синоним совокупности всей массы мировых
противоречий.
«Бог есть нечто Сущее — это неправда; Он есть нечто Преизбыточное, Он Сверхсущее
Небытие».
Мейстер Экхарт.
2
1
Ночи или беседы мудрого с другом, стр. 49.
2
Проповеди и рассуждения, стр. 147.
381
«Когда говорят, что все вещи возникли из «Ничто», вовсе не хотят говорить о «ничто» в
буквальном смысле слове, ибо никогда бытие не может возникнуть из небытия. Но под Не-
Бытием понимается То, Что не может быть выражено ни по Своим причинам, ни по Своей
Сущности; Это, одним словом, Причина причин, это Ее мы называем Первобытным Не-
Бытием (דומדק ןיא), ибо Оно внутри вселенной, из Него мы не только воспринимаем
материальные объекты, но также Мудрость, на Которой мир основан. Если теперь спросят
— какова сущность Мудрости и каким образом Она содержится в He-Бытии или Верховной
Короне, — никто не сможет ответить на вопрос, ибо в He-Бытии нет никаких
качествований, никаких модусов Бытия. Не может быть тем паче понято, как Мудрость
существует отождествленной с Бытием».
Авраам бен Дауд.
1
Чем выше бинер, тем более высокую грань Божества он раскрывает в разуме; каждая
совокупность представлений, объединяясь в своем конечном синтезе, тем самым становится
аспектом Общемирового Синтеза, т. е. Божества. Вот почему противопоставление бинерных
относительных синтезов на конечной грани разума есть, вместе с тем, противопоставление
отдельных аспектов Божества друг к другу. Несовершенность синтеза есть расчленение
Божества; относительность мышления приводит к забвению Его Всеобщности; введение в
разум элемента борьбы есть внесение его в космос. На пути веков все Откровения во всех
Посвящениях неизменно выражались в антиномиях;
2
именно здесь, когда разум с
очевидностью для себя самого сознается в бессилии, его оковы рушатся и высшие стороны
человеческого существа впервые получают возможность воспринимать непосредственно
сознанием духа.
Аркан 0 есть учение о Мировом Абсолюте, о Верховной Вселенской Первопричине, об
Источнике бытия всего. Его учение есть совокупность трансцендентальных доктрин,
лежащих выше чем самый принцип разума, а потому это Верховное Учение и раскрывается
Священной Книгой Тота в виде совокупности крайних противоречий, запечатленных на
иероглифе этого Аркана. Действительно, он раскрывает пред нами горнюю высь, что
одинаково может свидетельствовать как о победе и господстве над землей, так и об
оторванности и отчужденности от нее. На краю обрыва скалы стоит Путник — но кто
может сказать, стоит ли он перед концом долгого пути или вскоре погибнет в бездне? Он
одет в лохмотья — но разве они не украшают одинаково пророка и бродягу? Он смотрит
вдаль, как бы не видя пропасти, зияющей около его ног, — что одинаково может указывать
как на безумство Путника, так и на достижение полной власти, для которой опасностей
быть не может. За плечами в мешке у Путника лежат атрибуты Мага: меч, чаша и сикл;
Путник несет их как ненужный скарб, но почему, — потому ли, что он не знает об истинной
цене своей ноши, даже не подозревает о ней, или потому, что он слишком много знает, чтобы
ощущать необходимость в этих внешних признаках власти? У обрыва лежит во прахе
обелиск, — эмблема и хранитель мудрости; Путник не смотрит на него, но потому ли, что
он, как глупец, не знает цены ему, или потому, что, постигнув все, он знает и то, о чем гласит
обелиск, а потому для него он есть лишь мертвый камень? За обелиском виден
притаившийся Тифон — огромный крокодил с отверстой пастью, лохмотья одежды
разрываются собакой, но Путник не обращает на это никакого внимания — потому ли, что
он не понимает опасности, потому ли, что он пренебрегает ей? Весь иероглиф Аркана О,
таким образом, исполнен бинерных противоречий, даже более того, он есть сам по себе
классически выраженный бинер. — Ясной, определенно сознаваемой гранью Аркан 0
расчленяется на бинер: безумец и Совершенный Маг. Это есть высшая бинерная
полярность,
вкладывающаяся
в
рамки
человеческого
разума;
большей
противоположности, большего противоречия человек себе в принципе представить не
может; этот бинер является для него высшим доступным аналогом Первопричины, Которая
есть прежде всего совокупность всех антиномий.
1
Комментарий Abraham ben Daoud на Sepher letzirah. См изд. Rittangel, стр 65 и след.
2
Сказанное уже освещалось нами с различных сторон.
382
§ 3. О Дыхании Вселенском
Общей для всего цикла Арканов является доктрина о том, что мир есть феноменальное
отражение Единого Нуменального Духа в волнах майи, т. е. по тем протяжениям, которые
соответствуют бытию конкретных групп тональностей, присущих виду проявления духа в
каждом отдельном случае. Феноменальный мир есть прежде, всего мир относительного
движения, мир вечного кругооборота форм — частных λογος’ов, обусловливающих бытие
конкретных феноменов. Мир относительного рождается и зиждется Миром Абсолютного, а
потому движение относительного имеет своим генезисом Мир Абсолютный. Абсолютное в
Себе Самом недвижно по принципу, но, будучи Источником всякого движения, Оно
порождает его изменением Самосозерцания; Божество в Себе Самом одновременно сознает
нераздельный синтез и синтез как совокупность частностей; Оно Едино и Всеобъемлюще, и,
противопоставляя один этот аспект Самосознания другому, Оно и порождает
феноменальную природу как звено между этими аспектами. В этом противопоставлении
Божество вечно варьирует тональности совокупного синтеза через вечное изменение не
только порядка, но и самых законов последовательности и этим порождает жизнь, т. е.
вечную трансформацию феноменальной природы. Это движение в Абсолюте,
преобразование Самосозерцания Божества есть Дыхание Вселенское, Мировая Пульсация.
«Бесконечное Бытие подобно светлому кристаллу, который принимает в себя все цвета
и испускает их опять; однако это не портит и не уменьшает его прозрачности и чистоты.
Оно подобно бриллианту, который поглощает свет, окружающий его, и сияет в темноте,
испуская его».
Ману.
«В самой сущности нет действия. Ибо хотя силы, посредством которых она действует,
вытекают из основы души, в самой основе — одно глубокое молчание. Только здесь покой
и обитель для того рождения, для того, чтобы Бог Отец изрек здесь Свое Слово, ибо эта
обитель по природе своей доступна только Божественной Сущности».
Мейстер Экхарт.
1
«Ничто не истекает из Самого Бога — Его Субстанция совершенно не изменяется.
Ничто не выходит из Него и ничто в Него не возвращается. Все, что начинается, что
появляется, разделяется, растекается и проходит, — все это начинается, появляется, течет и
проходит в тени Его. Сам по Себе Он Непреложен в Свете Своем и пребывает спокойным,
как старое вино, которое не пенится, а спокойно покоится на дрожжах своих».
Сифра Дзениута.
«Мировое Проявление происходит по закону, который мы выражаем словом
«Vivartha»,
2
т. е. Причина, производя Свое действие, остается тождественной Сама Себе,
другими словами: действие не изменяет Причины, Которая его производит. Таков Закон
Проявления
(Манифестации)
в
противоположность
закону
превращения
(трансформации)».
Браман Чаттерджи.
3
Утверждение Субстанции во вне Своей Собственной Сущности в порожденной Ей же
Самой цепи атрибутов есть классический вид нуменального движения, пульсации. При
изучении цикла Арканов мы уже выявили в своем разуме ряд законов и принципов, следуя
по которым эта пульсация протекает. Аркан X своей доктриной о Великом Вечном
Мгновении уже раскрыл нам, что Мировое Творчество происходит всегда и непрерывно в
вечном нарождении одних миров и разрушении других.
1
Проповеди и рассуждения, стр. 12.
2
Санскритское слово Vivartha (по латыни vortex) значить вихревое движение.
3
Сокровенная религиозная философия Индии, стр. 30.
383
«Действие Бога есть осуществление вечного предопределения воли; у Бога нет деления
времени».
Абеляр.
1
«У Бога нет ни прошлого, ни будущего, одно только настоящее» — говорит Дон Кихот
Санчо Пансе.
2
Где есть форма, ограниченность и относительность бытия — там есть и
ограниченность бытия во времени. Время как протяжение феноменального пространства,
обусловливающее самую природу его, есть необходимо присущая ему категория, без
наличия которой самое понятие о феноменальности бытия теряет смысл. Порядок планов
или миров в метафизическом пространстве обусловливается степенями свободы, т. е.
наличием большого или меньшего числа координатных стеснений. Всякое ограничение,
понижающее порядок фактора, должно как бы химически взойти составляющим членом во
все его категории, причем в категориях однородных этот стесняющий фактор тоже,
естественно, будет однородным. При переходе из одного плана или мира в другой
изменяется, как мы знаем из Аркана VIII, не число стеснений, каковое может зависеть
также и от угла зрения, но именно глубина, сочность, яркость качеств. Грань между
нуменальным и феноменальным мирами совершенно определенна и непреложна: мир
феноменов — это мир частных Логосов, мир конкретных форм, существующих как
таковые, так как реальность их бытия есть modus vivendi бытия самих конкретных
феноменов; мир нуменов это мир по существу однородный, но заключающий в себе в
потенциальном виде всю массу возможных разделений через порождение относительных
граней. Эта форма, эта ограниченность в относительном мире по самому существу своему не
может не простираться, согласно только что сказанному, по всем координатным
направлениям, т. е. и по временному протяжению. Все, что относительно — смертно, все
что абсолютно — вечно. Все, что знает наш низший манас, малый разум, все познается
нами временно — все уйдет в Лету, забудется как мгновенный слепок с величественного
хода мировой жизни. Вселенная наша ограничена в существовании как в прошлом, так и в
будущем. Постоянно и бесповоротно происходит процесс обезличения энергии через
рассеяние в космическом пространстве теплоты, что выражается законом Карно-
Клаузиуса: «энтропия вселенной стремится к своему максимуму», — материя вечно
переходит в энергию, энергия вечно развивается. Это приводит нас признать логическую
необходимость Божественного Творчества как Акта, который связал эти гигантские массы
энергии в атомную материю. Творчество не могло быть только первичным, ибо тогда самое
бытие мира было бы невозможно. Действительно, в каждой конкретной части вселенной, т.
е. в определенном объеме космического пространства, как бы велик он ни был, могло бы
быть заключено только определенное количество кристаллизированной энергии в виде
атомной материи. Как бы это количество велико ни было, все равно при вечности
вселенной оно уже должно было быть израсходовано и рассеяно в космических пустынях.
3
Повышая порядок нашего рассуждения, как бы интегрируя его, мы логически заключаем,
что единое первичное космическое творчество есть логический nonsense с точки зрения
элементарных основ механики. Необходимо в космическом просторе должен иметься
Деятель, который восстанавливает это вечно нарушаемое равновесие. Этот Деятель должен
быть Активен и Самодовлеющ, Его Бытие должно обладать Субстанциональностью, ибо
только в этом случае Он способен осуществлять Свою миссию, так как извне Своей
Собственной Сущности Он ниоткуда в принципе даже одного килограммометра энергии
получить не может. И действительно, астрономия раскрывает пред взором нашим
образования в космических пространствах туманностей, являющихся генезисом будущих
миров; эти гигантские вихри рождаются из ничто, из космического эфира, существование
которого в форме самостоятельной субстанции ныне наукой окончательно опровергнуто.
4
1
См. Hausrath. Pater Abelard.
2
Мигуэль Сервантес Сааведра. Дон Кихот. СПб., 1901, книга IX, глава 8.
3
См. Клерк Максвелл. Theory of Heat. Стр. 245 и Стэнли Джевонс. Основы науки. Стр. 692.
4
См. труды Лоренца, Эйнштейна, Минковского, Планка и др.