Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 292

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

375
На пути своей жизни человек долго был рабом, потом он сознал в себе властелина, он
увидел в себе Победителя, гордо шествующего на колеснице, запряженной сфинксами, он
реализовал всю его мощь, он поднялся до затаеннейшей его сущности и тем воплотил его в
себя. Он дошел до конечных ступеней знания и сам стал его олицетворением, он понял
Верховный Закон, достиг Великого Делания, стал истинным властелином, упиваясь в
торжестве своего утвержденного «Я»: «все — Я и это Я — мое Я». И он готов был
провозгласить «Я есть все». Но только что поднял он руку со скипетром своей власти и
знания, он увидел», что он убил себя, его власть стала слишком велика, чтобы мир мог ее
вместить. Он обернулся опять на свое «Я», но на его месте он увидел лишь пустоту; Я
исчезло; нет более Я; нет никакого Я; есть лишь Безначальное и Безымянное «Есмь»...
«Stirb und werde!
Denn, so lang du das nicht hast,
Bist du nur ein triiber
Cast Auf der dunkeln Erde».
Goete.
1
Высшая степень самоутверждения исчерпывающего — утверждение своего Я, — есть
его смерть. Человека не стало в мире, его долгий путь кончен и в миг этой смерти он
возрождается в Мире Реальности.
«Und als letztes und Höchstes: in der Weise frei soil er (der Meusch) sein, das er sein eigen
Selbst vergesse und mit allem, was er ist, zürtick fliesse in den grundlosen Abgrund seine
Urquelle».
Meister Eckehart.
2
«Дух испытывает страдания жизни и смерти до тех пор, пока не отрешится от связи с
природой. Подобно тому как танцовщица, показавшая себя собранной толпе зрителей,
кончает пляску и уходит, так удаляется производящая природа после того как она показала
себя духу во всем своем блеске. Танцовщица уходит, потому что ее видели, а зрители уходят,
потому что они насмотрелись; так же расторгается полным знанием связь духа с природой.
«Я видел, насмотрелся на Нее», говорит дух. «Меня видели», говорит природа — и они
отвращаются друг от друга, и нет более причины для их связи и для происходящего от этой
связи творения».
Санкья Карика.
3
Аркан XX есть учение о воскресении из мертвых, о великом переломе в бытии человека,
об обретении им истинной жизни. Разбив оковы феноменального мира сознанием духа,
постигнув с исчерпывающей полнотой его суету, замкнувшись в своем Я, человек умирает
для этого мира. Если частная смерть есть преддверие будущего существования в новой
форме и при новых условиях, если Посвящение есть приобщение к тайнам Духа, то эта
конечная смерть есть заветные врата Царства Духа и Истинной Жизни. Первородный грех
искуплен, человек вновь вернулся в небесный Эдем, вновь стал деятелем Горнего Мира,
стал звеном Природы Божественной, в Которой каждая часть знает Целое, ибо она есть и
1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   61

часть и Целое. Индивидуальность видоизменяет свою природу, она претворяется из
уединенной Божественной Мысли в модус Единого Божественного Самосознания, который
чувствует свое бытие не только в себе самом, но и в том Целом, Которое в нем выражается.
«Лишь тот может действительно вступить в Бытие Озириса, кто уже сам, как Озирис,
достиг врат вечного миропорядка. Таким образом, высшая жизнь, на какую способен
1
«Умри и будь! Пока ты этого не совершил, — ты лишь пришелец на мрачной земле». — Гете.
2
Meister Eckehart (1260—1327). Schriften und Predigten. Aus dem Mittelhochdeutschen übersetzt und herausg. v.
Herm. Buttner. — «Вот последнее и высшее: человек освобождается тем, что он забывает свою собственную
сущность и сливается с Безбрежной Глубью Первопричины». — Мейстер Экхарт.
3
В более кратком переводе см.: Восточная библиотека. Том III «Лунный свет. Санкья истины» («Санкья
таттва каумуди») Вачаспати-миштры. Перевод с санскрита d-r. P. Гарбе. Русский перевод и предисловие Н. И.
Герасимова. — Карика 59, стр. 164.

376
человек, должна заключаться в том, что он превращается в Озириса. В сознательном
человеке уже в жизни преходящей должен обитать возможно совершенный Озирис. Живя
как Озирис и проделав все, что проделал Тот, человек становится совершенным».
Рудольф Штейнер.
1
Человек возвращается не один в этот мир, ему сопутствует его Божественная Душа,
воскресающая вместе с ним; дотоле она была лишь пассивным архивом его деяний —
теперь же она исполняется бытием его духа и становится его жизнью. Его деяния — его
детище приходит также за ним. Отчужденность между ними падает, он живет вместе со
своим сознанием в своем опыте, утвердившем как его самого, так и его Айшу. С этой
высоты он оглядывается вниз, он начинает созерцать жизнь мира, и под его пламенным
взором все мертвое оживает.
«Теперь, оглядываясь назад, за собою мы видим мертвую жизнь; все имена слетели с
вещей, все виды творчества распались в прах, пока мы стояли у преддверия; стоя во храме,
мы должны, как первозданный Адам, дать имена вещам, музыкой слов, как Орфей,
заставить плясать камни. Стоя в магическом ореоле истинного и ценного, мы созерцаем
лишь смерть вокруг этого ореола; перед нами — мертвые вещи. Давая имена дорогим
мертвецам, мы воскрешаем их к жизни; свет, брызнувший с верхнего треугольника
пирамиды, начинает пронизывать то, что внизу; все, умерщвленное нами в познании и
творчестве, вызывается к жизни в Символе. Теперь, как Маги, мы спускаемся вниз по
пирамиде, и там, где ступаем мы, возвращается право — познанию быть познанием,
возвращается право — творчеству быть творчеством. Мертвая пирамида становится
живой; знание жизни, умение воскресить носит в себе Посвященный в третью ступень».
Андрей Белый.
2
Относительные формы, относительные пути, относительные синтезы — все
группируется стройным хороводом, облекая его бытие, и исполняется им в свою очередь.
Все становится на свое место, все обретает смысл, все проникается сознанием цели. Свет
Конечного Синтеза проникает до конечного дифференцирования, все делает разумным и
сознательным, т. е. — живым. Вот почему достижение конечного этапа человеком есть
воистину воскресение из мертвых, обретение истинной жизни во всей ее полноте.
§ 3. О покидании уз материи
Максимальное развитие отчужденности от мира материи есть полное покидание ее уз.
Эволюция человека в том и заключается, чтобы постепенно перерабатывать материю, в
которой он находится, и тем переходить из одного плана в более высший. Эта переработка
идет одновременно как воздействием сверху, так и воздействием снизу: снизу — это
давление духа, заключенного в воплощенном человеке, сверху — это давление Эа чрез
материю, присущую тому плану, в котором Эа находится. В метафизическом пространстве
это можно представить так. Несколько параллельных горизонтальных плоскостей
разделяют пространство на пояса, на различные планы космоса. Как только активной
деятельностью духа воплощенного человека некоторое количество материи будет
переведено в более эфирное состояние, свойственное высшему следующему за ним плану,
она не только перейдет туда, но и вызовет в том плане повышенное давление, в котором
часть материи второго плана перейдет в первый и тем начнет активно действовать
утоняющим образом на материю первого плана, вызовет вновь активное стремление духа и,
таким образом, получается замкнутый цикл. Изложенное формулируется законом:
Каждому плану вселенной свойственна известная степень конденсации и напряженности
давления материи. Работа духа создает увеличение этого давления, заставляющее часть
материи нижнего плана перейти в высший, и обратно — часть высшего спуститься в
низший. Таким путем образуется частичное смешение соседних планов, влекущее за собой
1
Dr. Rudolf Steiner. Das Christentum als mystishe Tatsache. Leipzig, Verlag von Max Altmann, 1 Aufl., 1910. В
русском издании — Мистерии древности и христианство. Москва, MCMXIII, стр. 104.
2
Символизм. Книга статей. Стр. 112—113.


377
утонение низшего, и только после того, как вся материя первого плана перейдет в материю
второго, наступает переработка материи третьего. Последнее относится к работе одного
какого-либо Эа: так как эволюция совершается одновременной работой всех Эа, то
переработка материи идет одновременно во всех планах, так что масса материи в каждом
плане, за исключением низшего, остается постоянной, в низшем же неизменно
уменьшается до полного уничтожения, после чего человек и покидает вовсе низший план.
«Каждая сфера бытия стремится к более высокой сфере, ибо до нее достигают
откровения и предчувствия высшего. Идеал, в какой бы форме он ни проявлялся, есть
лишь предвидение, пророческое прозрение в это высшее существование, к которому
стремится каждое живое существо. Это высшее существование бывает всегда и более
внутреннее по своей природе, т. е. более духовное. И как вулканические извержения
выбрасывают на поверхность тайны земных недр, так же и энтузиазм и экстаз — только
мимолетные взрывы глубин внутреннего мира души, и вся жизнь человеческая только
приготовление и преддверие к этой жизни духа. Ступени Посвящения неисчислимы.
Поэтому бодрствовать должен ученик жизни, тот, который несет внутри себя будущего
ангела; он должен работать над ускорением расцвета своей души, ибо Божественная
Одиссея не более как ряд метаморфоз, где каждая форма, результат предшествовавших
форм, является одновременно и условием для последующих. Божественная жизнь есть ряд
последовательных смертей, когда дух сбрасывает свои несовершенства и свои символы и
отдается растущей силе притяжения, исходящей из Неизреченного Центра всех сил, из
Солнца разума и любви».
Фредерик Амьель.
Разрыв материальных уз — это высшая ступень эволюции человека земли, но уже
задолго до того человек получает возможность сознательно проникать в планы высшие, и
притом двумя путями. Первый — это ясновидение, т. е. способность сознательно
пользоваться силами высших планов, благодаря связи между планами воплощенной души
чрез Эа с планами космоса. Второй путь есть высшая степень этого умения — способность
временно покидать физический организм чрез выделение астросома. В последнем случае
человек почти целиком предвосхищает те переживания, какие он будет иметь после
окончательного разрыва уз материального мира.
Аркан 0 или XXI
I. Традиционные наименования:
Radiatio; Signum; Materia; Furca; Безумный.
II. Буква еврейского алфавита:
ש (Шин).
III. Числовое обозначение:
Нуль или Триста.
IV. Символическое начертание:
Средь заоблачных высот горных вершин, подернутых синеватой дымкой, на краю крутого обрыва
нависшей над пропастью скалы стоит застывшая фигура. Кристальный воздух раскрывает в глубинах своих
сонм утесов, долин и вечных снегов, сплетающихся в общий причудливый узор, постепенно тающий вдали и
как бы расплывающийся в блеклых тонах воздуха. Вечер; солнце еще золотит ледники вершин розовым
светом, но внизу мрак уже начал сгущаться и глубокие долины уже зияют черной бездной. Тишина царит
совершенная, ни один звук, ни одно движение не нарушают безмолвия далей. Странен вид Человека, стоящего
пред пропастью. Он одет в шутовской наряд, но время заставило поблекнуть его когда-то яркие краски и
обратило его в землистый, красновато-желтый саван. На голове его надет дурацкий колпак; он смотрит не на
обрыв, где ему грозит неминуемая гибель, а куда-то в сторону, где ничего не видно. Он не замечает крокодила с
отверстой пастью, притаившегося за обрывом, не обращает внимания на истерзанность своего платья, еще
вдобавок раздираемого псом, следующим за ним по пятам. В правой руке безумного Путника красуется
прочный жезл, на который он не опирается и которым даже не пользуется, чтобы отогнать собаку. Левой рукой
Безумец придерживает конец папки, на которой за его плечами подвешен значительных размеров куль. У ног
его лежит повергнутый во прах обелиск, но он его не замечает.


§ 1. Великий символ Таро, Триада Верховных Арканов: Аркан 0,
Аркан XXI и Аркан XXII
Священная Книга Тота имеет своим символом верховным иероглиф: квадрат, внутри
его треугольник и посредине точка. Система Великих Арканов Таро есть учение о Боге,
человеке и вселенной. Единая Реальность, Первопричина — есть
непостижимое «Не То», Брахман;
1
учение о Нем есть доктрина Аркана 0.
Мир есть космическая греза Брахмана, утверждаемая расчленением Его
Самосозерцания на Самосозерцание в Себе Самом в Своей Единой
Сущности, как Вселенском Едином Синтезе и на Самосозерцание в Своей
целостной грезе — в космической беспредельности Своих единичных грез.
Аркан XXI есть учение о Самосозерцании Брахмана в аспекте Единого
Однородного Духа; Аркан XXII— есть учение о Самосозерцании Брахмана в
аспекте Космического Сознания, как совокупности сознания всех монад. В аспекте Аркана
XXI творческое Бытие Брахмана познается в бытии индивидуальных монад, монада —
человек, как образ и подобие Божие, силой своей собственной мощи утверждает как свое
бытие как таковое, так и свои категории, тяготения, качества, возможности и самые их
законы. В этом аспекте космос как таковой представляется абстрактным понятием; он
существует постольку, поскольку он выявляется единичными субстанциями — монадами;
каждая из них создает свой собственный относительный мир, независимо от других живет в
нем и себя познает; космос в его целом есть априорное представление о совокупности этих
относительных миров. В аспекте Аркана XXII Творческое Бытие Брахмана познается в
совокупности Его дифференциальных проявлений. Единичные проявления изменяются в
круговороте, переходят одно в другое, но их космическая совокупность является
абсолютной реальностью, ибо их взаимоотношения, тяготения, категории, качества,
возможности и их законы проистекают непосредственно из Творческой Силы Брахмана и,
действуя на аспекты Его Духа — монады, являющиеся лишь абстрактными
представлениями, их утверждают по законам гармонии в их собственных сознаниях. В этом
аспекте космос познается как Брахман, Единая Реальность, а индивидуальное
самоутверждение монад представляются следствиями Космической Воли Брахмана.
«La substance unique avec deux ordres de propriétés, deux faces, 1’une physique, 1’autre
spurituelle — une unité à deux faces, — semble satisfaire à toutes les exigences de la question».
Bain.
2
«Первый из Сущих есть Вечный, Несотворенный, Бог Творец всех вещей. Второй есть
Его подобие, это есть рожденный им мир, который Он зиждет и питает; он получил
бессмертность от своего Отца, он вечно жив. Бессмертность отлична от вечности: Вечный
не был никем рожден, Он утверждается Самим Собой, или вернее Он Себя вечно творит.
Кто говорит Вечный, говорит Вселенский; Отец вечен в Себе Самом; мир получил от Отца
жизнь текущую и бессмертие».
Гермес Трисмегист.
Арканы 0, XXI и XXII в своем целом представляют собой Верховный Божественный
Тернер. Аркан 0, как учение о Высочайшем Синтезе, есть интеграл этого Тернера; Аркан XXI
как плюсовой член бинера, как тезис, лежит на одной оси аналогии с интегралом. Для
нашего сознания, лежащего бесконечно ниже истинной природы Арканов, оба они
сливаются в один; Аркан XXI становится аспектом Аркана 0, из него проистекает и
рождается, становясь равноправным членом цикла Арканов. Аркан XXII как минусовой член
бинера, как антитеза, имеет лишь мнимое Бытие; проистекая из Аркана 0, он рождается
378
1
Brâhman есть Абсолютное, без постижимого отношения к проявленной вселенной. Brâhma — есть Первое,
производящее вселенную.
2
«L’Esprit et le corps», chap. VII — «Единая Субстанция с двоякого рода проявлениями, как бы с двумя
сторонами, одной физической, другой духовной — двуликое единство — по-видимому является ключом
проблемы». — Бэн.


379
вместе с Арканом XXI как соответствующий ему член бинера, для сознания совмещенного с
циклом Арканов.
«В начале Ормузд, Возвышенный над всем, был неразделен с Верховной Премудростью,
с Чистотой, в Свете мира. Этот Трон Света, Область, в Которой обитал Ормузд, есть То,
Что именуется Первичным Светом».
Зенд-Авеста.
1
«Rex summus lucis, splendor purus, lux magna. Non est mensura, numerus et terminus ejus
splendori, luci et majestati. Totus est splendor, totus lux, totus pulchritudo, totus vita, totus justitia,
totus miserecordia. Creator onmium formarum, pulchrarumque artifex, retinens veró suae
sapientiae, suique obtegens, nee sui manifestus.
Codex Nasareus.
2
Аркан XXI и Аркан XXII, будучи высшим и единственно реальным космическим
божественным бинером, сами по себе являются высшими синтезами. Аркан XXI как учение о
Самосозерцании Брахмана в Своем Единстве и утверждении Его через индивидуальные
волевые центры, является синтезом первых десяти сефиротических Арканов Священной
Книги Тота. Эти десять Арканов в своей совокупности исчерпывают космогонию
Вселенского Духа, отдельные аспекты Самосозерцания Брахмана, их взаимные связи и их
взаимные друг в друге утверждения; они являются аспектами Аркана XXI, и Брахман
заключает в Себе всю последовательную цепь космических деятелей, учениями о которых
являются эти Арканы. Аркан XXII как учение о Самосозерцании Брахмана в Его грезе о
феноменальной природе и Самоутверждении через совокупность отдельных грез является
синтезом вторых десяти Арканов Священной Книги Тота. Эти десять Арканов в своем
целом исчерпывают Жизнь Вселенского Духа чрез Самосозерцание в совокупности
отдельных грез, их взаимные связи и их взаимное друг в друге утверждение; они являются
аспектами Аркана XXII, и Брахман заключает в Себе всю последовательную цепь
космических деятелей, учениями о которых являются эти Арканы. Стремясь к Высшему
Синтезу, мы должны выявить в нашем сознании, что действительно Аркан XXI содержит в
себе первую декаду Арканов, а Аркан XXII — вторую. В конечном выводе — АРКАН XXI
ЕСТЬ УЧЕНИЕ О САМОСОЗЕРЦАНИИ РЕАЛЬНОСТИ КАК ТАКОВОЙ В
ВЫЯВЛЕННЫХ ЕЮ БИНЕРАХ, АРКАН XXII ЕСТЬ УЧЕНИЕ О САМОСОЗЕРЦАНИИ
РЕАЛЬНОСТИ КАК ТАКОВОЙ В САМОМ СОЗНАНИИ О ПРОЯВЛЕННОМ; АРКАН
XXI ЕСТЬ УЧЕНИЕ О БОЖЕСТВЕННОМ ТЕРНЕРЕ И САМОСОЗЕРЦАНИИ В
ТЕРНЕРАХ, АРКАН XXII ЕСТЬ УЧЕНИЕ О БОЖЕСТВЕННОМ КВАТЕРНЕРЕ И
САМОСОЗЕРЦАНИИ В КВАТЕРНЕРАХ. АРКАН О, ВОССОЕДИНЯЯ ОБА АРКАНА,
ЕСТЬ УЧЕНИЕ О СЕПТЕРНЕРЕ КАК ПОЛНОТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СУБСТАНЦИИ. Это и
есть высочайший конечный синтез всего Царственного Знания.
«Не было ни дня, ни ночи, ни неба, ни земли, ни тьмы, ни света, ни того, что стало, за
исключением Единого, Непостижимого разуму, или Того, Кто есть Брахма, Пуме — Дух и
Прадхана— материя».
Вишну пурана, I, II.
Человек, как подобие Брахмана, познает Его одновременно в обоих аспектах: в Его
Сверхсущем Единстве — в Аркане XXI, и в Его Космической Безбрежности — в Аркане
XXII. По своему седьмиричному существу человек сам по себе есть септернер, что и
является высочайшим определением его бытия как такового: он триедин в Божественном
Мире и квадриполярен в Мире Бытия Своим подобием Брахману человек и замыкает всю
цепь инволютивного Самосозерцания Брахмана и, утверждая свое собственное единство, он
восстанавливает и утверждает Единство и Самосозерцание Брахмана. В силу этого, Наука
Царственная есть учение о Боге, человеке и вселенной как трех нераздельных Ипостасях
Единства Космической Безбрежности.
1
Zend-Avesta. Ч. III, стр. 343.
2
«Codex Nazareus» — сабейская «Книга Адама». Переведена впервые и издана шведским ученым Mathieu
Norberg в 3 томах in—4°, 1815.