Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 294

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

384
Итак, мы логически приходим к необходимости признать существование Вселенского
Деятеля, осуществляющего непрерывность мирового творчества Силой Своего
Собственного Субстанционального Бытия; этот Деятель и есть Мировая Первопричина —
Божество.
Основной закон термодинамики, закон энтропии, является верховным космическим
деятелем, вечно переводящим мир кристаллизированной и свободной энергии в мир
безличной пустоты с потерей в пучинах вселенной всех разностей потенциалов, с
погружением всей мощи этой в неведомое; с другой стороны, второй Верховный Деятель
осуществляет обратную работу, черпая мощь из неведомого; естественно, мы заключаем,
что оба эти Деятеля должны быть связаны единством, а тогда непонятное исчезновение
энергии с одной стороны и неведомое ее появление с другой претворяются в вечное
колебание единой космической энергии от кристаллизированной формы — материи — до
Сверхличной Единой и Однородной Энергии, наделенной Субстанциональностью Бытия и
силой Своей Собственной Мощи осуществляющей этот космический круговорот.
«Этот Вечный не рождается и не умирает, не становится ни больше, ни меньше, Он не
изменяется и не распадается при распадении этого тела, как пространство не исчезает, если
разбивается горшок, Высший Дух, Параматман, отличается от Пракрита (природы) и ее
проявлений; Он не составной и проявляет эту бесконечность деятельности и
недеятельности. Сущность, лежащая в основе представления «Я», проявляется в
состояниях бодрствования и других, как свидетель (зритель, субъект) Буддхи. О, ученик!
Владей своими чувствами; ты сам в себе должен видеть его, этого Атмана, как «это — Я»;
увидь его в покое Буддхи; пересекай по всем направлениям безбрежное море полного
перемен бытия, волны которого есть рождение и смерть, и твердо укрепляйся в Образе
Брахмы в духовном сознании».
Шри Шанкарачарья.
Эта доктрина и лежит в основании всех эзотерических учений о мировом творчестве,
как Самоутверждении Мировой Первоверховной Субстанции в порождаемой Ей же Самой
вселенской иллюзии, майи, сотканной из конкретных феноменальных атрибутов —
запечатленных образов единичных аспектов этой Субстанции. Когда Божество Свое
Самосозерцание сводит в Единый Нераздельный Синтез, наступает пралайя, Ночь Брахмы;
когда же Божество Свое Самосозерцание утверждает в совокупности Своих
феноменальных аспектов, наступает бытие мира — День Брахмы.
«Это Он, это Бхагават в покрове Своей майи проявил под формой, как то, что
существует, так и то, что не существует для наших чувств, и, облекшись качествами, от
которых Верховный Сущий по Природе Своей свободен, создал в начале эту вселенную.
Проникнув вглубь Своих качеств, манифестированных майей так, как если бы Он Сам имел
эти качества, Сущий проявился во вне мощью и энергией Своей Мысли. Так как это тот же
самый огонь, который горит во всяком дереве, где он проявляется, так и Дух Единый, Душа
Мира, таящаяся в каждом из существ, показался таким, как если бы Он был раздельным.
Проникнув в существа, порожденные произвольным соединением тонких элементов, чувств
и сердца, принципов веществ, порожденных качествами, Он проник все представления,
который возникают у каждого из них».
Бхагавата пурана
«Существуют недвусмысленные указания, что материальная вселенная, как мы видим
ее в настоящее время, прогрессирует от какого-то акта творения или от какого-то перерыва
в существовании, время которого может быть приблизительно указано научными
умозаключениями. Она прогрессирует, стремясь к такому состоянию, в котором способная
действовать энергия рассеется по бесконечному окружающему пространству, и тогда вся
материя сделается холодной и безжизненной. Это составляет как бы исторический период
физической науки, на который может более или менее простираться наше научное
предвидение. Но в этом, как и в других случаях, мы не имеем права истолковывать наш
опыт отрицательно и умозаключить, что так как нынешнее положение вещей началось в
известное и определенное время, то прежде этого не было никакого существования. Может


385
быть, что настоящий период материального существования есть только один из
неопределенного ряда подобных периодов Все то, что мы видим и чувствуем, о чем судим и
умозаключаем, есть, может быть, так сказать, только часть одной отдельной пульсации в
существовании вселенной».
Стэнли Джевонс.
1
Течение Дней и Ночей Брахмы непрерывно, хотя оно существует лишь по отношению к
единичным факторам; каждый феномен, заканчивая свое существование, видит в своем
собственном аспекте ночной луч Брахмы; возрождаясь вновь, он видит Его день.
Творчество и уничтожение имеют место лишь по отношению к частным единичным
мирам; в Мире Абсолютном они сливаются в одно Субстанциональное Бытие,
выражающееся в вечной мировой пульсации — во Вселенском Дыхании Брахмы,
вдыхающем и выдыхающем миры.
«Должно представлять себе Великое Существо Верховным Владыкой мира, более
мелким, чем атом, столь же блестящим, как чистейшее золото, таким, которое можно
понять лишь умом, погруженным в самое отвлеченное созерцание. Одни поклоняются Мне
в элементарном огне, другие — в Ману, Господе творений, третьи — в Индре, четвертые —
в чистом воздухе, пятые — в Вечном Брахме. Это Тот Бог, Который, даровав тело всем
существам, образованное из пяти элементов, заставляет их последовательно переходить от
рождения к возрастанию, от возрастания к разложению в движении, подобном движению
колеса»
Maнy.
§ 4. Аркан 0, как учение о Вселенском Синтезе
Все существо человека, освещаемое сознанием, все средства общения с внешним миром,
все силы в нем живущие, чувства, эмоции и самые законы их жизни, развития и
деятельности, одинаково имеют лишь относительное бытие, лишь условную ценность.
Живя в себе самом внутренним движением, осуществляемым относительным
перемещением частей своих, человек вечно изменяет в свете своего собственного сознания
не только вид, качества и интенсивность составляющих его элементов, но и самый состав
их, который в разделении большего промежутка времени может стать совсем иным. Среди
всей этой грандиозной массы тяготений и свойств, наклонностей и отдельных
многокрасочных обликов испытующий разум человеческий и непосредственное внутреннее
сознание приводит, тем не менее, человека к убеждению в единстве первоисточника,
который и претворяется в этот многообразный сонм. Атман человека, неведомый и
непостижимый в своей истинной природе, в своих целях, тем не менее познается на всяком
пути искания, во всякой деятельности, во всех сторонах человеческого существа. Познавая
атрибуты, человек тем самым выявляет в своем сознании одни за другими отдельные
свойства — аспекты субстанции, и последовательно строит на них эволютивную цепь
относительных синтезов, благодаря чему и приближается постепенно к Синтезу
Абсолютному.
«Я обращаюсь к тебе с этой речью, о Тат! для того, чтобы ты стал посвященным во Имя
Высшего Бога. Если ты это поймешь, то То, что кажется Невидимым, для тебя будет
повсюду Проявленным. Если бы Он был Проявленным, Он бы не был Богом; все
проявленное сотворено, потому что оно выявлено, эманировано; Невидимое существует
всегда без необходимости в манифестировании. Оно есть всегда и делает все вещи
видимыми. Невидимое, потому что Оно Вечно, проявляет все, не раскрывая Себя.
Несотворенное, Оно эманирует все вещи в проявлении; проявленность присуща только
твар-ным явлениям, она есть не что иное, как рождение. Тот, Кто Един и Несотворен, в силу
этого Невыявлен и Невидим, в то же время манифестированием всех вещей выявляется в
проявлении и через него становится Видимым для тех, кто хочет Его найти».
1
Основы науки, стр. 698.


386
Гермес Трисмегист
«Я учу о бесконечности вселенной как результате действия Бесконечной Божественной
Силы, ибо было бы недостойно Божества ограничиться созданием конечного мира, в то
время как Оно обладает возможностью творить все новые и новые миры. Я утверждаю, что
существует бесконечное множество миров, подобных нашей земле, которые я представляю
себе, как Пифагор, в виде небесных тел, похожих на луну, планеты и другие звезды. Все они
населены; бесконечное их множество в безграничном пространстве образует вселенную. В
последней существует Всеобщее Провидение, благодаря Которому все живое растет,
движется и преуспевает в своем совершенствовании. Это Провидение или Сознание я
понимаю в двояком смысле: Во-первых, наподобие того, как проявляется душа в теле, т. е.
одновременно в Целом и в каждой отдельной части; такую форму я называю природой,
тенью, Проявлением Божества; затем Сознанию присуща еще одна форма Проявления во
вселенной и над вселенной, именно ни как часть, ни как душа, а иным, непостижимым для
нас образом».
Джордано Бруно.
1
«Все мы — не больше, как огромная процессия созданных фантазией существ. Мы
бродим повсюду, бродим вокруг прекрасного светила Солнца, которое Начальник
процессии держит в руках своих. Мы — безжизненные игрушки, пешки на той шахматной
доске, где расположены Дни и Ночи. Начальник церемонии заставляет нас ходить, бегать,
останавливаться, рождаться, умирать»...
Кяийяма.
2
«Все видимые существа вселенной суть выражения и образы возможностей и образов
Бога точно так же, как мы рассматриваем все наши произведения, как чувствуемые
выражения нашей мысли и наших внутренних возможностей».
Сен-Мартен.
3
Еще до начала всякого познания человек в праве по простой аксиоме, что если есть
следствие, то должна быть причина, заключить, что имеется какая-то Реальность,
Которая Своей Субстанциональной Мощью утверждает все конкретные проявления. Идея
об этой Реальности лежит вне и выше каких-либо гипотез, логических построений, логики и
самого разума. В своей общей форме, т. е. что такая Реальность есть — эта идея
представляет собой аксиому, ибо всякий вопрос или сомнение в этом есть уже проявление
этой Реальности. Сомнение в этой основной идее всякого познания вообще есть или
недоразумение, основанное на непонимании игры слов, или же заведомое для себя самого
ложное утверждение невежества. Все явления мироздания, все законы его, вся космическая
цепь причин и следствий связана Единством Первопричины. Неведомый и Недосягаемый
Параматман есть Космическая Абсолютная Реальность, Субстанция, атрибутами Которой
являются все манифестации мироздания и все его законы.
«Трояко можно сказать о Боге. Первое: Он есть Единая Сила, нераздельно сущая во
всех вещах. Затем: Он есть Единое Добро, совмещающее в Себе все раздельное. Если же вы
хотите познать Бога воистину, то должны признать, что Он есть Нечто Неведомое».
Дионисий.
«Оно есть в Себе Самом пребывающее неизменное Единство и царящая Тишина, но в то
же время и Источник всех обособлений».
Мейстер Экхарт.
4
«К Нему тяготеет все течение событий, как периферия к центру; к Нему сходятся все
радиусы круга времен».
Епископ Феофан Затворник.
1
Delle’ Infinite Universe e Mondi.
2
См. Саади. Сад плодовый. Стр. 7.
3
Tableau Naturel. Стр. 25.
4
Проповеди и рассуждения, стр. 156.


387
«Подобно тому, как ничто бы не могло существовать без Творца, так точно Он Сам не
существовал бы, если бы Он не творил беспрерывно в воздухе, на земле, в глубинах, во
вселенной, во всякой части вселенной, во всем, что существует и во всем, что не существует,
ибо во всем мире нет ничего, чего бы не было в Нем; Он Тот, Кто есть и Тот, Кто не есть, так
как то, что Он не проявил — то, что не есть, — Он заключает в Себе Самом. Таков Высший
Бог в Своем Имени, Невидимом и Проявленном, Который проявляется духу, Который
раскрывается глазам, Который не имеет тела и Который имеет много тел или, вернее, все
тела, ибо нет ничего, что не было бы Им, и все есть Он Единый. Он имеет все имена, ибо Он
есть Единый Отец, и вот почему Он не имеет Имени, ибо Он Отец всего. Что можно сказать
о Тебе, что можно Тебе сказать? Куда я направлю свой взор, чтобы Тебя прославлять, — в
высь, в низины, внутрь или во вне? Нет пути, нет места, которые были бы вне Тебя; не
существует других сущих, все существует в Тебе, все исходит от Тебя, Ты даешь все и не
принимаешь ничего, ибо Ты управляешь всем и нет ничего, что бы Тебе не принадлежало».
Гермес Трисмегист.
«Все явления вселенной,
Все движенья вещества —
Все лишь отблеск Божества,
Отраженьем раздробленный.
Врозь Его лучи скользя,
Разделились беспредельно».
Алексей Толстой.
1
«Иди и смотри; написано: «Я есмь Сам — прежде всех вещей». В первом Я есть, а в
последних из всего Я есмь Сам, весь Целый. Все есть Он, ибо все Его открывает; Он
скрывается во всем сущем; Дыхание Его одушевляет все живущее».
Сифра Дзениута.
Священная Книга Тота — есть учение об Абсолютном Синтезе, о познании Реального, о
Вечной Истине, в отдельных аспектах своих запечатленной на пути веков во всех религиях
и во всех философских системах мира. Великие Арканы Таро представляют собой
отдельные аспекты Единого Знания Царственного, расчлененного согласно требованиям
абсолютного разума с абсолютным же совершенством. Аркан 0 представляет собой учение о
Вселенском Синтезе в Его Собственной Сущности. Его доктрина — есть учение об Эйн
Софе, и в этой чистой форме своей Аркан 0 представляет собой Трансцендентальную
Истину, безмерно возносящуюся над возможностями человеческого познания, символом
чего и является самое цифровое обозначение этого Аркана.
«Бог есть ничто», говорил Дионисий. Под этим можно разуметь то, что у Августина
выражено так: «Бог есть все»; это значит: «в Нем нет ничего». А когда Дионисий говорит:
«Бог есть ничто» — это значит никаких «вещей» нет у Него. Поэтому должен дух подняться
над вещами и всякой вещественностью, над всяким ликом и образом, даже над сущностью
и над подобием сущности. Тогда проявится в нем полная действительность блаженства,
обладать которым дается существу, как творящему разуму».
Мейстер Экхарт.
2
Все Арканы Книги Тота связываются воедино Арканом 0, и цель, стоящая пред нашим
эволютивным сознанием, заключается лишь в том, чтобы убедиться непреложным образом
в тождестве Аркана 0 со всеми Великими Арканами. Сравнивая последовательно каждый
Аркан с Арканом 0, мы будем неизбежно убеждаться в их тождестве, в том, что каждый
Аркан может быть как бы наложен на Аркан 0. Следуя этому пути, мы с очевидностью
убедимся в том, что Аркан 0 действительно является их общим синтезом. Не будучи в
силах обхватить своим сознанием всю совокупность уже познанных нами доктрин и законов
1
Дон Жуан.
2
«Проповеди и рассуждения», стр. 143.


388
на пути толкования цикла Арканов, мы приходим, таким образом, к конечной грани наших
способностей, за пределами которой уже начинается заветная область сознания духа.
I. Аркан 0 заключает в себе Аркан I
Верховной категорией Космической Реальности является Ее Единство; Мировое
Проявление начинается с утверждения Ею «Аз есть», с рождения в Ней Самосознания о
Субстанциональности Своего Бытия. Аркан 0, Великая Реальность эманировал из Недр
Своих Аркан I утверждением Вселенского Единого Духа как Мировой Первопричины,
Единой Субстанции. Начало Проявления, утверждение дилеммы Неба и Земли,
противопоставление Бытию — небытия, Единому Однородному Духу — космического хаоса
чрез выявление Творящего Божества есть рождение Аркана I из Аркана 0, ибо дар
творчества есть высший атрибут Реальности. Утверждение Неба и Земли и связывание их
воедино есть утверждение Божественного Самосознания через порождение принципа
противопоставления относительным делением и создание возможности относительных
миров.
Аркан I гласит о Всемирном Активном Начале, активность есть первый признак и даже
более того — синоним субстанциональности; Мировое Творчество, утверждение
Первопричины в Своих атрибутах есть высшее проявление Субстанциональности. Аркан I
есть учение о микрокосме, о подобии его макрокосму, о божественности достоинства
оживляющей его монады; он есть аспект Аркана 0, потому что Мировое Проявление
связано законом единства и единения всеобщего, что осуществляется законом подобия или
аналогии. Аркан I есть учение о воле; воля есть высшая категория Духа, она присуща
только Ему, ибо все явления и тяготения представлений создают лишь
благоприятствующие возможности, создают поле деятельности, побуждают к решению, но
самого решения сделать не могут. Власть утверждения и отрицания присуща только
субстанции, она одна имеет власть критерия, решения и исполнения своих желаний.
Иероглиф Аркана I — Первоверховный Маг есть тот Человек Совершенный, который
развил свою волю, т. е. достиг мощи решать, не считаясь с феноменальными тяготениями и
препятствиями. Аркан 0 есть также учение о Космической Воле, ибо все Мировое
Проявление есть выявление Божественной Воли и Ее утверждение. Здесь именно Она
достигает максимума мощности к независимости, здесь именно во всем величии
раскрывается субстанциональность духа, выливающаяся в / абсолютность его власти над
волей.
Аркан I представляет Совершенного Человека во всеоружии; он победил все
препятствия, он выявил все вложенные в него потенциально качества и силы; атрибуты
Мага — жезл, чаша, меч и сикл — исполняют во всей полноте свой миссию, реализируют
все свое могущество. Путник иероглифа Аркана 0 имеет также все эти атрибуты, он также
владеет ими, но около себя он сохранил лишь жезл — неотъемлемую эмблему
божественного достоинства своего духа, другие же атрибуты для него не имеют уже цены,
будучи лишь внешними запечатлениями воли. Победитель Аркана I есть венец пути
человека, он постиг великое искусство иметь опору в себе самом, он стал могучей силой,
твердо стоящей на своих ногах. Найдя в себе опору, Великий Маг в себе же самом имеет и
свой критерий; он полон сознания своего достоинства и застыл в вечном мгновении
готовности проявить свою власть. Путник Аркана 0, как показывает его иероглиф, также
стоит у конца пути своего, он также один и его решения проистекают из его собственной
воли, ибо он также опирается на себя самого, также считается лишь с своим собственным
критерием и твердо идет к одному ему известной цели, не обращая внимания на то, что
людям его деяния кажутся безумными.
II. Аркан 0 заключает в себе Аркан II
Аркан II есть учение о Внутреннем Самосознании Божества. Великая Матерь всего
существующего, Изида Божественная, Мировая Первопричина, Высшая Пракрити
(Саптасати) есть Начало Сознания, Генезис Вселенского Разума. Утверждение