Файл: Никифоров Олег Викторович Направление подготовки 40. 04. 01. Юриспруденция (магистр) Магистерская программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Крымский филиал








ОТЧЕТ

О ВЫПОЛНЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

за 2021-2022 год обучения

Никифоров Олег Викторович

Направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция (магистр)

Магистерская программа «Юрист в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства»

Научный руководитель к.ю.н., доцент Евсикова Е.В.

Форма обучения заочная

Срок обучения с 1.09.2020 г. по 15.01.2023 г.

Тема магистерской диссертации: «Особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психотропных веществ»

Симферополь 2022

Отчет
В соответствии с планом подготовки магистранта мною была написана магистерская диссертация. Подготовленный на защиту доклад о результатах научного исследования отображен в приложении 1.

Магистерская работа выполнена в соответствии с планом, магистерское исследование включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников. В первой главе рассмотрены понятие и характеристика производства по делам об административных правонарушениях в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, новых потенциально опасных психотропных веществ. Во второй главе проводится анализ проблем правоприменительный практики привлечения к административной ответственности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психотропных веществ.


Кроме того, также написаны и опубликованы три научные статьи по теме магистерской работы:

  1. Никифоров О.В. Общая характеристика противодействия административным правонарушениям в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психотропных веществ // Охрана и защита прав и законных интересов в современном праве. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2022. – Т1. – С. 142-147 (приложение 2).

  2. Никифоров О.В. Общая характеристика административной ответственности несовершеннолетних в сфере оборота наркотических средств// Охрана и защита прав и законных интересов в современном праве. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2022. – Т1. – С. 629-635 (приложение 3)

  3. Никифоров О.В. Зарубежный опыт профилактики административных правонарушений несовершеннолетних // Охрана и защита прав и законных интересов в современном праве. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2022. – Т1. – С. 635-646 (приложение 4).

Магистрант полностью подготовлен к защите.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Доклад о результатах исследования

В Российской Федерации за нарушение установленного правопорядка в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также новых потенциально опасных психотропных веществ установлена как административная, так и уголовная ответственность. Реализация задач административной ответственности включает в себя как профилактические, так и карательные функции; административная ответственность в сравнении с уголовной представляется более «облегченным» видом ответственности и наступает она за общественно-опасные деяния, обладающие меньшим характером опасности в сравнении с уголовными. Тем не менее, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации содержит значительное число составов административных правонарушений, которые затрагивают вопросы оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также новых потенциально опасных психотропных веществ. Нередко причинами неэффективности и недостижения целей административной ответственности являются именно процессуальные аспекты, связанные с административно-юрисдикционной деятельностью уполномоченных органов власти.

Целью выпускной квалификационной работы является проведение комплексного анализа правовых норм, регламентирующих особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психотропных веществ, а также выявление ключевых проблем правового характера и обоснование направлений совершенствования имеющихся в законодательстве спорных аспектов.



Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в результате реализации правовых норм, регламентирующих особенности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психотропных веществ.

Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие особенности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психотропных веществ, а также научные исследования отечественных и зарубежных авторов по теме исследования и материалы судебной практики.

Научная новизна исследования состоит в систематизации автором основных положений законодательства, регулирующих особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психотропных веществ, выносимыми на защиту:

1. В законодательстве отсутствуют точные разделения административных деликтов от смежных составов уголовных деяний, что объясняет необходимость внесения изменений в содержание ст. 6.8 КоАП РФ, а именно – дополнить ее понятием «в небольшом размере», а также примечание о том, что такое небольшой размер исходя из положений подзаконных актов (Постановлений Правительства РФ);

2. Нередко добровольной сдаче наркотических веществ предшествует применение принудительных мер, тем не менее на практике лицо после задержания имеет возможность сдать все наркотические вещества, уполномоченный сотрудник делает соответствующую пометку в протоколе и либо освобождается от ответственности. Здесь будет актуальным для практики внести следующее примечание в ст. 6.8 КоАП РФ о том, что если добровольная выдача была осуществлена в процессе административного досмотра, административного задержания и иных мер обеспечительного характера – то ее нельзя считать таковой;

3. В обществе периодически поднимается вопрос о введении специального федерального закона, разрешающего лечение лиц, страдающих наркозависимостью и представляющих повышенную общественную опасность, без их согласия на основании решения суда – что было бы актуальным направлением совершенствования законодательства. Справедливо заметить, что при выявлении административных правонарушений по ст. 6.9 КоАП РФ, сотрудники правоохранительных органов ограничены в своих действиях недостаточной проработкой правовых вопросов, требующих дальнейшего совершенствования;


4. В юридической литературе нередко указывалось на несправедливость административных наказаний, которым подвергаются родители в случае недостижения виновным возраста административной ответственности, поскольку несовершеннолетний в данном случае не в полной мере прочувствует строгость закона, воспитательная функция права останется нереализованной (или же скорее реализуется в отношении родителей);

5. Особую сложность составляет именно механизм привлечения к административной ответственности несовершеннолетнего. Как правило, на практике родителями согласие не дается, поскольку далеко не все хотят соответствующей огласки, связанной с употреблением наркотических средств их детьми; кроме того, проблема современного общества состоит в том, что большинство родителей уверены в максимальной эффективности применения наказания в семейных условиях, нежели в воздействии на несовершеннолетнего аппаратом государственного принуждения (т.е. привлечение к административной ответственности);

6. В практической деятельности нередко проблематичным становится определение точного времени и места потребления, особенно, когда лицо при даче объяснений ссылается на ст. 51 Конституции РФ. Все это, в конечном счете приводит к путаницам в ходе привлечения к административной ответственности за потребление наркотических средств субъектов, а также становится причиной дальнейшего обжалования вынесенных решений судебных органов. Так, представляется целесообразным внести некоторые изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ, исключив ч. 2 и 3 ст. 20.20 КоАП РФ (а именно положения о потреблении наркотических средств в общественных местах), изменить положения об ответственности за наркотические средства в ст. 6.9 КоАП РФ, а также ужесточить административные санкции;

7. Отсутствие в законодательстве предельно допустимых в организме содержания следов наркотических веществ (например, если лицо потребляло медицинский препарат или продукт пищи) ставит под сомнение всю правовую систему противодействия наркообороту в России. Так, в результате анализа материалов судебной практики было установлено, что существует немало примеров привлечения к административной ответственности лиц, когда при приеме некоторых препаратов медицинского характера, а также некоторых пищевых продуктов в исследуемом образце крови может быть отображено наличие следов наркотических средств. Целесообразным для решения этой проблемы было бы вернуться к разработанным нормам, предложенным медицинскими образовательными организациями и закрепить их на законодательном уровне;


8. В результате неточностей правового регулирования со стороны законодателя формируется неоднозначная судебная практика в сфере привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.13 КоАП РФ (Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ). Представляется целесообразным предложить внести некоторые изменения в законодательство, в частности, в ст. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» добавить определение пропаганды наркотических средств, которая бы отражала такие признаки, как распространение идеи привлекательности образа жизни, связанного с употреблением и наркотических средств и психотропных веществ, а также культивирования наркосодержащих растений. То есть представляется логичным дать четкое обозначение в отношении тех действий, которые можно понимать под «пропагандой наркотических средств»;

9. Также нельзя не обратить внимание на некоторые «разбеги» в штрафных санкциях за совершение административных правонарушений в сфере наркооборота. Несправедливость административного закона выражается в том, что максимальный размер так называемого «корпоративного» административного штрафа, предусмотренного в отношении юридического лица за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 6.13 КоАП РФ), составляет до одного миллиона рублей, а в случае с физическими лицами – от четырех до пяти тысяч рублей. Практическая значимость исследования обуславливается возможностью использования выводов исследования для дальнейшего совершенствования материальных и процессуальных норм, регламентирующих особенности производства по делам в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психотропных веществ.