Файл: Никифоров Олег Викторович Направление подготовки 40. 04. 01. Юриспруденция (магистр) Магистерская программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ключевые слова: наркотики, наркотические средства, несовершеннолетний, административная ответственность, правонарушение.

Nikiforov O.V.,

Master’s 2rd

Crimean branch of Federation State Education Institution

of Higher Education Russian State University of Justice,

Simferopol, Russia,

killen999@mail.ru

Scientific supervisor: Evsikova E.V.

Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law - Head of the Department for the Organization of Scientific,

Editorial and Publishing Activities

Crimean branch of Federating State Education Institution

of Higher Education Russian State University of Justice,

Candidate of Law, Associate Professor,

Honored Lawyer of the Republic of Crimea,

Simferopol, Russia,

Helen_yevsikova@mail.ru

General characteristics of administrative responsibility of minors in the sphere of drug traffic

Annotation. In this study, the author studies the general provisions on the administrative responsibility of minors in the field of possession and use of drugs, and also points to the prospects for the modernization of legal norms. Thus, the author separately emphasizes that the use of narcotic drugs by minors is presented as an acute social problem of society, and the effectiveness of the mechanism of administrative responsibility of minors in this area is reflected in the implementation of the educational function, since the use of significant punitive measures against minors seems unacceptable.

Key words: drugs, narcotic drugs, minor, administrative responsibility, offense.

Вопросы административной ответственности и предупреждения правонарушений несовершеннолетних является актуальными и требуют кардинальных действий в части противодействия правонарушениям несовершеннолетних и усовершенствования административно-деликтного законодательства в данной сфере7.

Не смотря на политику государства, направленную на борьбу в сфере незаконного оборота наркотических средств, все же ситуация остается на критическом уровне: в январе-декабре 2020 года выявлено 189,9 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. К числу регионов с наибольшими темпами прироста числа зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ относятся г. Севастополь (39,5% за 2020 г.) и Республика Крым (18,3% за 2020 год). Кроме того, значительное число совершенных преступлений были совершены лицами, находящимися в состоянии наркотического опьянения (так, около 15% от общего числа преступлений в 2020 году)8.

Вопрос роста количества лиц, потребляемых наркотические средства, становится сегодня не просто проблемой одного государства, а проблемой общемирового масштаба. Всемирные организации бьют тревогу, указывая на необходимость ведения активной борьбы, направленной на снижение незаконного оборота наркотических средств. Фактически,
можно говорить о том, что наркооборот представляет собой угрозу национальной безопасности Российской Федерации, что также обуславливает актуальность темы исследования.

Особую актуальность приобретает работа с несовершеннолетними в данном направлении. К сожалению, оборот наркотических средств приобретает все большие объемы именно среди данной социальной группы. Привлечение к административной ответственности несовершеннолетних за потребление наркотических средств рассматривается многими исследователями.

Так, например, в исследовании Л.Б. Антоновой и Т.М. Заниной подчеркивается: «В настоящее время, несмотря на все предпринимаемые усилия, для современного общества остается актуальной проблема противоправного поведения несовершеннолетних. Наличие несовершеннолетних правонарушителей свидетельствует о возможности дальнейшего воспроизводства антисоциальных явлений»9.

В исследовании А.В. Жильцова, Е.А. Димитровой и И.В. Кудашова указывается на несколько основных проблем в административно-правовом инструментарии противодействия потреблению несовершеннолетними наркотических средств и психотропных веществ: проблема эффективности юридически значимых последствий применения административной ответственности за немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, проблема целенаправленности, системности и достаточности мер административно-правового характера, применяемые в системе противодействия вовлечению в потребление наркотических средств несовершеннолетних лиц, а также проблема предупреждения повторных правонарушений, связанных с потреблением и хранением наркотических средств несовершеннолетними10. Справедливо согласиться, что в целом совокупность проблем в самом институте административной ответственности несовершеннолетних приводит к неэффективности работы мер административного принуждения.

На сегодняшний день актуальными мерами государственного воздействия на данную проблему являются именно меры профилактического характера.

Так, говорить следует о развитии несовершеннолетних, вовлечении их в мероприятия общественной жизни, обеспечение доступа к посещению различных занятий (культурного, спортивного типа) и пр. Безусловно, необходимость применения организационно-воспитательных мер к несовершеннолетних со стороны государства можно выделить в отдельную, глобальную тему исследования.



В рамках темы данной статьи проведем анализ составов административных правонарушений, к которым может быть привлечен несовершеннолетний. Так, условно всю систему административных правонарушений в сфере наркотических средств, к ответственности за которые могут быть привлечены несовершеннолетние, условно можно разграничить на две большие группы: связанные с потреблением наркотических средств и с распространением.

Итак, к группе административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств можно отнести:

  1. статьей 6.9. КоАП РФ урегулирована ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;

  2. статьей 20.20 КоАП РФ предусматривается ответственность за употребление наркотических средств в общественных местах;

  3. статья 20.22 КоАП РФ имеет следующие особенности: в отличие от ранее рассмотренных, субъектом данного правонарушения может быть только несовершеннолетний, а именно – лицо в возрасте до 16 лет.

Вторая группа административных правонарушений в сфере наркотических средств включает в себя связанные с распространением. Так, к данной группе можно отнести следующие составы:

  1. статьей 6.8. КоАП РФ урегулирована ответственность за незаконный оборот наркотических средств;

  2. статья 6.13 КоАП РФ содержит состав административного правонарушения за пропаганду наркотических средств;

  3. статья 6.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил оборота наркотических средств.

Так, например, проанализируем некоторые показатели судебной статистики. В 2020 году по ст. 6.9 КоАП РФ было рассмотрено 99 202 административных дел, из них 86 098 подвергнуты наказанию.

В случае потребления наркотиков несовершеннолетними, не достигшими 16-летнего возраста, к административной ответственности по статье 20.22 КоАП РФ подлежат привлечению их родители или законные представители. В качестве наказания предусмотрен штраф в размере от 1,5 до 2-х тысяч рублей.

Согласно статистическим данным за 2020 год в Республике Крым к административной ответственности привлечено 2910 лиц (в 2019 г.– 1843, +36,6%), из них 47 несовершеннолетних (в 2019 г.– 23, +51%)
11.

Важно заметить, что по общему правилу административная ответственность наступает с шестнадцати лет. Возможность привлечения к административной ответственности в сфере наркотических средств лиц более раннего возраста предусмотрена в ст. 20.22 КоАП РФ, санкция за совершение данного правонарушения предусматривает штраф, который накладывается на родителей. В юридической литературе нередко указывалось на несправедливость подобных административных наказаний, поскольку несовершеннолетний в данном случае не в полной мере прочувствует строгость закона, воспитательная функция права останется нереализованной (или же скорее реализуется в отношении родителей).

Особые сложности составляет именно привлечение к ответственности несовершеннолетнего. Сам по себе институт административной ответственности несовершеннолетних не урегулирован в полной мере, что отражается непосредственно на реализации права. Так, к примеру, чтобы привлечь несовершеннолетнего к ответственности за нахождение в состоянии наркотического опьянения, необходимо направить его на определенные процедуры медицинского характера. Кроме того, надо понимать, что несовершеннолетний – лицо, не обладающее полной дееспособностью, порядок прохождения им медицинского освидетельствования включает необходимость получения добровольного согласия родителей или законных представителей на реализацию данных мер.

Как правило, на практике родителями согласие не дается, поскольку далеко не все хотят соответствующей огласки, связанной с употреблением наркотических средств их детьми; кроме того, проблема современного общества состоит в том, что большинство родителей уверены в максимальной эффективности применения наказания в семейных условиях, нежели в воздействии на несовершеннолетнего аппаратом государственного принуждения (т.е. привлечение к административной ответственности). Таким образом, можно говорить о том, что на практике данный механизм работает крайне редко.

Модернизация правовых положений об административной ответственности несовершеннолетних в целом назрела достаточно давно. Так, проект нового Кодекса об административных правонарушениях РФ, который на данный момент находится на стадии рассмотрения и согласования, содержит правовые нормы, более детально регламентирующие порядок привлечения к ответственности несовершеннолетних. Кроме того, в проекте разработаны новые меры административной ответственности – ограничение досуга и установление особых требований.


По мнению автора данного исследования, несовершеннолетние – социально-уязвимая группа населения, контроль за поведением которой должен осуществляться не только родителями, но и со стороны государства. На сегодняшний день, к сожалению, участились случаи передозировки несовершеннолетних наркотическими средствами, что представляется крайне негативной тенденцией. Социальные стимулы прибегнуть к употреблению наркотических средств (например, в виду возникновения конфликта с родителями, или в виду общения с человеком, имеющим наркотическую зависимость) должны быть слабее в сравнении с механизмом государственного наказания за потребление и хранение наркотических средств несовершеннолетними. Кроме того, правовые нормы института административной ответственности несовершеннолетних на сегодняшний день не проработаны; необходимо проведение качественной модернизации структуры института, порядка и мер ответственности, что в конечном итоге может быть реализовано в принятии нового Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Список литературы:

1. Антонова Л.Б.., Занина Т.М. Проблемы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности за незаконное потребление наркотиков. // Вестник ВИ МВД России. 2018. №4. С. 76-80.

2. Евсикова Е.В. Административная ответственность несовершеннолетних в рамках реформирования административно-деликтного законодательства Российской Федерации / Е.В. Евсикова, А.В. Пономарев. // Юридический вестник ДГУ. 2020. Т.34. - №2. С. 85-92.

3. Евсикова Е.В. Некоторые особенности реформирования административно-деликтного законодательства Российской Федерации – третья волна кодификации / Е.В. Евсикова. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2020. Т.6. №2. С. 350-367.

4. Жильцов А.В., Димитрова Е.А., Кудашова И.В. К вопросу о модернизации административно-правового инструментария противодействия потреблению несовершеннолетними наркотических средств и психотропных веществ. // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. №4 (42). С. 106-114.

5. Доклад о наркоситуации в Республике Крым в 2020 году (утвержден протоколом антинаркотической комиссии в Республике Крым от 25 марта 2021 года №1) [Электронный ресурс] // URL: https://rk.gov.ru/uploads/txteditor/main/attachments //d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/phptag8jI_2020.pdf

6.Состояние преступности за январь-декабрь 2020 г. Сборник МВД [Электронный ресурс] // URL: https://мвд.рф/reports