Файл: Никифоров Олег Викторович Направление подготовки 40. 04. 01. Юриспруденция (магистр) Магистерская программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20.

Законодательство стран Запада под административной ответственностью предусматривает другие отношения по сравнению с Российской Федерацией. По нормативно-правовой базе государств Западной Европы все противоправные деяния подпадают под понятие «уголовное правонарушение», но в нем выделяются проступки, которые не влекут таких последствий как судимость. Нормами уголовного права во многих странах мира преследуются не только преступления, но и деяния, которые, согласно российскому законодательству, не считаются преступлениями.

Например, в праве таких стран как Франция, Англия, ФРГ четкого разграничения между понятием «преступление» и «административное правонарушение» не существует. Французским уголовным правом принята следующая классификация правонарушений: простое нарушение (contrevention), проступок (déliсt), преступление (crime). По своему юридическому содержанию «нарушение» согласно французскому законодательству приближено к российскому понятию «административное правонарушение. К «нарушениям» французское уголовное право относит, в частности, нарушение ПДД и связанный с ними причиненный ущерб, мелкое хулиганство и другие нарушения общественного порядка, то есть множество деяний, которые согласно российскому законодательству отнесены к административным правонарушениям.

Характерной особенностью французского законодательства является то, что любое противоправное действие является объектом регулирования Уголовного кодекса. Дела, рассматриваемые органами административной юстиции, заканчиваются не наказанием какого-либо лица, а упразднением административного акта или его изменением. В этом случае административная ответственность понимается не как ответственность граждан, а как ответственность государства должностных лиц.

Еще одна особенность французской модели ювенальной юстиции – судья занимается не только правонарушителями, но и несовершеннолетними, находящимися в потенциально опасных социальных ситуациях, для предупреждения противоправного деяния. Значительная часть всей работы судьи проходит не в зале суда, а в его кабинете21. Там судья пытается наладить контакт с ребенком, а затем совместно с ним ищет пути выхода из сложившейся ситуации, привлекая к этому процессу различные социальные службы. К формальной судебной процедуре судья прибегает довольно редко, когда все другие возможности исчерпаны. Именно поэтому французское ювенальное правосудие иногда называют «кабинетным правосудием»
22.

Важное место в сфере профилактики правонарушений среди детей занимает Управление юридической защитой молодежи (ЮЗМ), принадлежащее Управлению министерства юстиции Франции. Основными задачами управления – воспитание несовершеннолетних и предупреждение совершения ими правонарушений, воспитание и обучение несовершеннолетних, совершивших правонарушения, а также работа с совершеннолетними, не достигшими 21 года, или имеющие определенные проблемы в жизни. Кроме того, управлению принадлежит функция контроля над административной, финансовой и педагогической деятельностью служб юридической защиты молодежи. Ювенальная юстиция Японии основывается на основе «Шоненьо» – нормативно-правового акта 1949 г., регламентирующего порядок защиты и реализации конституционных прав всех несовершеннолетних (таковы лица в возрасте до 20 лет), сосредотачивая основное внимание на несовершеннолетних правонарушителях.

Система ювенальной юстиции Японии состоит из следующих частей: служба пробации; семейные суды; пенитенциарные учреждения для детей и молодежи. На отдельных этапах производства по ювенальным делам подключается прокуратура. «Шоненьо» имеет четко выраженное защитное, а не карательное движение. Да, в законе не содержится ни одного положения о наказании несовершеннолетнего, речь идет лишь о необходимости его перевоспитания. Юридические термины, использованные в «Шоненьо», также подтверждают защитный характер этого документа. Например, вместо термина «преступление, совершенное несовершеннолетним лицом» используется термин «преступление, свидетельствующее о необходимости защиты несовершеннолетнего лица». Вместо термина «судебные слушания по делу» использован термин «процесс защиты несовершеннолетнего лица». А суть наказания, по мнению законодателя, в том, что несовершеннолетний должен пройти процесс перевоспитания, даже если он этого не желает.

Особое место в предупреждении правонарушений в Японии занимает полиция, в частности патрульно-постовая служба, которая постоянно взаимодействует с населением. Эффективным средством профилактики правонарушений есть так называемые «пункты связи с полицией», в которые входят члены добровольных ассоциаций граждан. Каждый пункт охватывает около 50 семей, всего таких пунктов около 700 тыс23.

Крупнейшая общественная организация в сфере предупреждения правонарушений и сотрудничества с органами полиции – «Федерация предупреждения преступности», состоящая из 50 ассоциаций на уровне префектур, 1200 районных отделов при управлениях полиции, 410 тыс. местных отделений при полицейских участках

24.

«Федерация предупреждения преступности» проводит различные мероприятия по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, организует из числа своих членов «отряды бдительности», патрулирующих на улицах в вечернее и ночное время. Официальная статистика и результаты социологических исследований в Японии свидетельствуют о том, что из всех лиц, находившихся на попечении несудебных органов, только 23% снова совершили правонарушения, причем 16% из них были привлечены к ответственности за дорожно-транспортные происшествия. Подавляющее большинство таких несовершеннолетних в будущем становится законопослушными.

Полиция Швейцарии для более тесного взаимодействия в вопросах профилактики подписывает протоколы взаимодействия со средними школами. Согласно такому протоколу школа должна реализовать все возможности для проведения профилактической работы с подростками, находящимися в конфликте с законом, и только после этого обращаться в полицию. Кроме того, школа обязана систематически напоминать правила поведения детям, если говорить юридическими терминами – проводить правовое воспитание детей. Квартальный «Илотье» (участковый офицер полиции) проводит регулярные встречи с администрацией школ. Согласно подписанному протоколу, полиция имеет право посетить школу только в трех случаях:

1) преследование преступника;

2) юридическое расследование (расследование преступления, имевшего место на территории школы);

3) для проведения уроков профилактики в начале и конце учебного года (общая профилактика).

Полиция Цюриха интенсивно сотрудничает с разными учреждениями, в том числе со школами. В каждом из семи школьных округов города представители службы полиции по делам несовершеннолетних принимают участие в так называемых круглых столах. В «круглый стол» входят около 20 человек, занимающихся школьными и внешкольными проблемами несовершеннолетних в пределах своего округа – это представители управления школьного образования, социальной службы, прокуратуры по делам несовершеннолетних, службы полиции по делам несовершеннолетних, общественной организации по работе с несовершеннолетними и т.д. На регулярных заседаниях «круглого стола» обсуждаются тенденции и проблемы соответствующего школьного округа.

Обучающий опыт профилактической деятельности полиции в борьбе с детскими правонарушениями присутствует в Германии. Стратегия борьбы построена на следующих принципах:

  1. в большинстве случаев склонность ребенка к совершению противоправных действий исчезает в период завершения становления личности;

  2. применение репрессивных мер со стороны государственных органов часто приводит к негативным последствиям25.


На территории Северной Рейн-Вестфалии в каждом крупном по численности управлении полиции образованы специальные комиссариаты по расследованию преступлений, связанных с наркотиками, проституцией, розыском без вести пропавших, а также правонарушений, совершенных детьми.

Комиссариаты уполномочены заниматься категорией дел, по которым чаще всего фигурируют дети. Контроль и координационная работа осуществляется непосредственно управлением полиции. В информационной системе управления криминальной полиции накоплен специальный массив сведений о противоправных поступках детей. На его основе проводится анализ причин и характерных особенностей развития преступности среди подростков. Результаты этих исследований используются при подготовке и переподготовке работников, а также внедряются в начальный процесс.

В ряде стран Европейского Союза (Великобритания, Нидерланды, Италия, Германия) координирование мер предотвращения правонарушений на центральном уровне осуществляют министерства внутренних дел и юстиции. Специальные подразделения, функционирующие в их структуре (например, департаменты предотвращения преступности в Министерстве юстиции Нидерландов и Министерстве внутренних дел Великобритании) оказывают помощь в разработке мер предотвращения правонарушений на местном уровне, координируют политику, направленную на помощь жертвам противоправных действий, контролируют и контролируют индустрию технических средств защиты от преступности, а также координируют деятельность полиции в сфере предотвращения противоправной деятельности.

Таким образом, деятельность специализированных субъектов, осуществляющих профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, представлена тремя основными направлениями:

  1. создание правового поля для деятельности института ювенальной юстиции, внедрение новых социальных технологий, социально-правовых конструкций;

  2. функционирование специализированных судов, играющих в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних организующую и координирующую роль;

  3. введение должностей специальных субъектов профилактики, в том числе в структуре полицейских органов, а также исполнение полицией, наряду с традиционными функциями, превентивных функций.

Анализ правовых систем и норм зарубежных стран по профилактике правонарушений среди детей доказывает, что практически везде действует единая скоординированная, целостная система предупреждения правонарушений несовершеннолетних лиц и привлечение их к юридической и другим видам ответственности. Усилия всех
государственных органов в данном случае, направлены на решение одной сложной глобальной проблемы, которая приобрела приоритетность во всем мире.

Ввиду опыта внедрения системы профилактики в зарубежных странах наиболее перспективным для внедрения в Российской Федерации, по нашему мнению, является положительный опыт Германии и Франции, где принцип индивидуального подхода к несовершеннолетним правонарушителям выражен в наиболее благоприятной форме и на структурном уровне. Речь идет о создании в системе правоохранительных органов подразделений, представляющих структуру, созданную из числа квалифицированных педагогов, психологов, а также других узкопрофильных специалистов.

Кроме того, доработки и усовершенствования требует профилактическое законодательство Российской Федерации26, разработка специальных программ профилактики правонарушений несовершеннолетних27, а также корректировка подходов понимания профилактики правонарушений с точки зрения теории систем и рассмотрения его как целостного явления «системы профилактики правонарушений»28.