Файл: Никифоров Олег Викторович Направление подготовки 40. 04. 01. Юриспруденция (магистр) Магистерская программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Никифоров О.В.,

Магистрант 2 курса

Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП»,

г. Симферополь, Россия,

killen999@mail.ru

Научный руководитель: Евсикова Е.В.

доцент кафедры административного и финансового права,

начальник отдела по организации научной и

редакционно-издательской деятельности

Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП»,

кандидат юридических наук, доцент,

Заслуженный юрист Республики Крым,

г. Симферополь, Россия,

Helen_yevsikova@mail.ru

Зарубежный опыт профилактики административных правонарушений несовершеннолетних

Аннотация. В данном исследовании автор рассматривает наиболее интересный и, по его мнению, успешный опыт профилактики административных правонарушений несовершеннолетних в различных странах. Так, в исследовании описывается система ювенальной юстиции таких стран, как Великобритания, Япония, Швейцария, Германия и др. Так, благодаря изучению зарубежного опыта можно выделить наиболее перспективные идеи для совершенствования системы профилактики административных правонарушений среди несовершеннолетних в России.

Ключевые слова: несовершеннолетние, профилактика, административное право, административное правонарушение, правонарушение, полиция, правоохранительные органы.

Nikiforov O.V.,

Master’s 2rd

Crimean branch of Federation State Education Institution

of Higher Education Russian State University of Justice,

Simferopol, Russia,

killen999@mail.ru

Scientific supervisor: Evsikova E.V.

Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law - Head of the Department for the Organization of Scientific,

Editorial and Publishing Activities

Crimean branch of Federating State Education Institution

of Higher Education Russian State University of Justice,

Candidate of Law, Associate Professor,

Honored Lawyer of the Republic of Crimea,

Simferopol, Russia,

Helen_yevsikova@mail.ru

Foreign experience in prevention of administrative offenses of children


Annotation. In this study, the author considers the most interesting and, in his opinion, successful experience in the prevention of administrative offenses for children in various countries. Thus, the study describes the system of juvenile justice in such countries as Great Britain, Japan, Switzerland, Germany, etc. Thus, thanks to the study of foreign experience, it is possible to identify the most promising ideas for improving the system of preventing administrative offenses among minors in Russia.

Key words: minors, prevention, administrative law, administrative offense, offense, police, law enforcement agencies.

Каждое государство заинтересовано, прежде всего, в создании предпосылок, способствующих недопущению совершения правонарушений, чем применение наказания к виновным после их совершения, особенно если правонарушители – дети. Учитывая это, чрезвычайно важным в контексте создания в Российской Федерации оптимальной законодательной базы, способной обеспечить эффективное противодействие правонарушениям несовершеннолетних12, использование положительного правотворческого опыта в очерченной сфере ведущих стран мира.

В целом можно констатировать, что сегодня на Западе существует много различных течений, тенденций, теорий, концепций по девиантному и делинквентному поведению несовершеннолетних, которые можно классифицировать по следующим трем направлениям: биосоциальное, социологическое и биологизаторское. Каждый из них предлагает разные пути профилактики девиантного и делинквентного поведения подростков. Среди них можно выделить: правовой, медико-биологический, социальный.

Концепция правовой превенции предусматривает усовершенствование уголовно-правовых мер в рамках действующего законодательства. Концепция медикобиологической превенции предлагает клинические программы воздействия на лицо, склонное к противоправному поведению. Суть концепции социальной превенции состоит в развитии и расширении сети самых разных служб обследования, которые в известной степени способствовали бы обеспечению ранней профилактики. Предлагается также сочетание мер обследования, наблюдения, воспитания, наказания.

Примером страны, в которой действуют такого рода службы, может служить Великобритания. На ее примере рассмотрим, какие методы профилактической работы с несовершеннолетними и молодежью применяются.

Правительство Великобритании выделяет значительные средства для проведения научных исследований и обеспечения внедрения научно-практических рекомендаций. Работа с несовершеннолетними, склонными к противоправному поведению, а также с неблагополучными семьями, обеспечивается прежде всего правоохранительными органами и социальной службой и заключается в организации соответствующих профилактически-коррекционных мероприятий.



В случае выявления неблагополучной семьи, где не созданы необходимые условия для нормального развития ребенка, где его оскорбляют, безосновательно наказывают или вообще не обращают на него внимания, что негативно сказывается на поведении ребенка, его временно изымают из семьи. Наиболее распространенными в подобных случаях мероприятиями являются «fostering» и «mainstay». Суть их в том, что они означают уход за чужим ребенком, особый вид попечительства. Fostering предполагает пребывание в чужой семье в течение длительного периода времени, как правило, до совершеннолетия. Однако контакты ребенка с настоящими родителями сохраняются, и как только условия в семье становятся более благоприятными для воспитания ребенка, он снова возвращается в семью. «Mainstay» предусматривает уход за детьми от 11 до 17 лет на более короткий период, чаще всего – это всего несколько месяцев, в связи с временными трудностями в семье ребенка. Если эти трудности исчезают, ребенок возвращается в семью, если семья продолжает переживать тяжелый период, то оформляется «fostering». Кроме того, существует другой вид ухода за детьми – emergency care – уход в чрезвычайных (критических) ситуациях. Он имеет место тогда, когда возникает необходимость немедленно изолировать ребенка от негативного влияния семьи, например, в семье произошло что-нибудь экстраординарное (убийство, арест, дорожно-транспортная авария и т.п.). В таких случаях ребенок передается для ухода в другую семью на короткий срок до окончательного решения вопроса о его дальнейшей судьбе. Люди, которые в любое время готовы принять в свою семью чужого ребенка, называются «carers»13. Такими могут быть семейные и одинокие лица, которым исполнилось 25 лет и изъявившие желание воспитывать чужих детей. Эти виды ухода за детьми из неблагополучных семей возникли из-за того, что детские дома и интернаты не очень популярны в Великобритании. Считается, что нормальное развитие ребенка лучше обеспечивается в семье, пусть даже чужой14.

В тех случаях, когда это возможно, ребенок остается в своей семье. С ней и со взрослыми проводится необходимая консультативная, психотерапевтическая и другие виды работы в зависимости от проблем, имеющих место в семье. Семья передается под надзор и контроль социального работника, ее члены должны посещать специальные занятия в консультативных центрах по семье, которые созданы практически в каждом достаточно большом населенном пункте. Большое внимание уделяется детям, в поведении которых уже проявились некоторые отклонения,
которыми были совершены проступки, незначительные правонарушения. В случае совершения преступления несовершеннолетним до 16 лет дело рассматривается не в суде, а в системе специальных комиссий Children's Panels или Children's Hearings. Первая из них состоит из авторитетных в данном населенном пункте лиц (предпочтение отдается 25-50-летним), обладающим знаниями по детской психологии и педагогике и опытом общения с детьми15. Такая работа оценивается как чрезвычайно ответственная, а члены комиссии назначаются Государственным секретарем сроком на пять лет после прохождения специальной подготовки по соответствующим программам. Как правило, члены такой комиссии обеспечивают работу Children's Hearings – процесс слушания детских дел, в котором принимают участие три члена комиссии. Слушание чаще происходит в семье, по месту жительства, в присутствии родителей и ребенка, поведение которых обсуждается. Перед этим ребенка глубоко и всесторонне изучают. В результате слушания принимаются решения по поводу ее будущего: ее оставляют в семье под наблюдением социального работника, передают под опеку другой семье или направляют в специальное учреждение для детей с отклонениями в поведении. В последнем случае ребенок находится в такой школе от нескольких месяцев до нескольких лет, это зависит от динамики его поведения. Дети с незначительными отклонениями в поведении могут оставаться для обучения в своей школе, но в свободное время должны обязательно посещать Центры социальной работы, где с ними индивидуально работают специалисты разных профессиональных направлений16.

Следует отметить, что за последние годы значительно увеличилось количество подготовленных учеными работ и исследований в области предотвращения правонарушений в молодежной среде. Появилось множество новых концепций, способствующих разработке, осуществлению и оценке программ по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетних. Опубликовано значительное количество результатов проведенных оценок, многие из них свидетельствуют о заметном, а подчас и резком снижении уровня противоправного поведения17. Следует отметить международные конференции по вопросам безопасности в городах, состоявшихся в конце 80-х – начале 90-х гг. XX ст. и в XXI веке. Зарубежные исследования свидетельствуют, что все чаще противоправные деяния совершаются несовершеннолетними, относящимися к бедным слоям городского населения, чем к другим слоям общества. Неудивительно, что усовершенствование деятельности субъектов профилактики противоправной деятельности среди детей осуществляется посредством анализа опыта зарубежных стран. Ведь специально уполномоченные подразделения полиции по делам несовершеннолетних
исследуют состояние правонарушений, определяют их динамику и на основе этого разрабатывают рекомендации по организации мероприятий по профилактике детской преступности.

Весьма своеобразен в решении этого вопроса опыт полиции Брюсселя (Бельгия). Согласно системе правоохранительных органов, при каждом комиссариате полиции действуют бригады по делам несовершеннолетних, патрулирующих общественные места с целью выявления детей, пропускающих занятия в учебных заведениях.

В Англии, Швеции, Японии в учебных заведениях действуют комитеты связи школы с полицией, к работе в которых привлечены родители, учителя, близкие родственники и осуществляют профилактическую деятельность среди учащихся. К примеру, в Англии создана объединенная рабочая группа начальников полиции и общества работников образования для связи между полицией и школами.

Также значительное внимание уделяется детям, в поведении которых определенным образом проявились незначительные отклонения от принятых в обществе норм поведения и совершивших незначительные правонарушения. В случае совершения ребенком до 16 лет правонарушения дело в суд не направляется, но это лицо рассматривается на заседании специальной комиссии (Children Panels). Также существует отдельное подразделение специальных следователей по делам детей, совершивших преступления18.

В современных условиях все больший оборот приобретает практика распространения подростковых клубов полиции. Сотрудники полиции организуют в них кружки, проводят спортивные и развлекательные мероприятия, встречи с родителями по правовой тематике.

Создание подобных клубов начато на одной из сессий Конгресса ООН.

Также в последнее время особенно широко проводится политика поддержки крупных городов, улучшение качества жизни в них и обеспечение безопасности гражданам. Следует отметить, что место занимают социальные программы, направленные на предотвращение насилия среди молодежи. Они осуществляются по трем основным направлениям:

1) борьба с правонарушениями среди молодых людей, принадлежащих к национальным меньшинствам;

2) предотвращение отчисления из школ несовершеннолетних из групп риска и содействие их трудоустройству;

3) обеспечение досуга детей19.

Необходимо отметить, что законодательство об административной ответственности и профилактика административных правонарушений, в частности, как институт административного права присуще только странам Восточной Европы