Файл: Никифоров Олег Викторович Направление подготовки 40. 04. 01. Юриспруденция (магистр) Магистерская программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Никифоров О.В.,

Магистрант 2 курса

Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП»,

г. Симферополь, Россия,

killen999@mail.ru

Научный руководитель: Евсикова Е.В.

доцент кафедры административного и финансового права,

начальник отдела по организации научной и

редакционно-издательской деятельности

Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП»,

кандидат юридических наук, доцент,

Заслуженный юрист Республики Крым,

г. Симферополь, Россия,

Helen_yevsikova@mail.ru

Общая характеристика противодействия административным правонарушениям в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психотропных веществ

Аннотация: В исследовании автор обобщает особенности наступления административной ответственности к лицам, употребляющим наркотические средства, психотропные вещества, новые потенциально опасные психотропные вещества. Дается общий обзор проблем относительно привлечения лиц к ответственности по данным основаниям, а также в целом определяется актуальность совершенствования законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков на международном уровне.

Ключевые слова: административная ответственность, наркотические вещества, административное право, административное правонарушение.

Nikiforov O.V.,

Master’s 2rd

Crimean branch of Federation State Education Institution

of Higher Education Russian State University of Justice,

Simferopol, Russia,

killen999@mail.ru

Scientific supervisor: Evsikova E.V.

Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law - Head of the Department for the Organization of Scientific,

Editorial and Publishing Activities

Crimean branch of Federating State Education Institution

of Higher Education Russian State University of Justice,

Candidate of Law, Associate Professor,

Honored Lawyer of the Republic of Crimea,

Simferopol, Russia,

Helen_yevsikova@mail.ru

General characreristics of counteraction to administrative offenses in the sphere of traffic of narcotic drugs, psychotropic substances, new potentially dangerous psychotropic substances

Annotation: In the study, the author summarizes the features of the onset of administrative liability to persons who use narcotic drugs, psychotropic substances, new potentially dangerous psychotropic substances. A general overview of the problems regarding bringing persons to justice on these grounds is given, and also, in general, the relevance of improving legislation in the field of combating drug trafficking in the world is determined.


Key words: administrative responsibility, narcotic substances, administrative law, administrative offense.

Проблемы предупреждения правонарушений и преступлений всегда были и остаются актуальными и требуют проведения самостоятельных научных исследований1. Несмотря на принимаемые меры, во всем мире по-прежнему остро стоит проблема употребления наркотиков и наркопреступности. Сегодня, по самым приблизительным подсчетам, количество наркоманов составляет более 5% от всего населения планеты, а еще 7% хотя бы раз пробовали наркотики. Кроме того, незаконный оборот наркотиков - один из самых скрытых видов преступной деятельности, поэтому оценить реальный уровень наркозависимости в обществе достаточно сложно.

В настоящее время Российская Федерация входит в группу стран, в которых установлена только административная ответственность за употребление наркотиков. Уголовная ответственность за незаконное употребление наркотиков существовала непродолжительный период, с 1987 по 1991 годы. Изначально употребление наркотиков не признавалось административным правонарушением, но наркоманы должны были проходить лечение, и предусматривалась ответственность за уклонение от такого лечения.

В последние годы незаконный оборот наркотиков стал одной из актуальных проблем нашего общества. И хотя люди с древних времен употребляли наркотические средства и психотропные вещества для различных целей, масштабы их незаконного распространения и немедицинского потребления никогда не были такими большими, как в наше время.

Распространение употребления наркотиков среди населения - одна из социально значимых проблем общества. Употребление наркотиков крайне негативно влияет на социально-психологическую атмосферу в обществе, правопорядок, культуру и здоровье населения, особенно несовершеннолетнего.

В целях противодействия незаконному обороту наркотиков Федеральный закон Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» на территории Российской Федерации запрещает употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Административная ответственность в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ является средством обеспечения соблюдения установленных ими режимов и в основном направлена на противодействие их незаконному обороту и злоупотреблению путем создания и реализации всех своих институтов в связи с возникающей потребностью государства. реагировать на административный незаконный оборот наркотиков2

.

Статья 40 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливает, что в Российской Федерации запрещено употребление наркотических средств или психотропных веществ без рецепта врача или новых потенциально опасных психоактивных веществ. За нарушение данного запрета установлена административная ответственность по ст. 6.9 КоАП РФ виновному грозит административный штраф в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Отметим, что лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию за лечением в связи с употреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ. Лицо, признанное в установленном порядке больным наркоманией, с его согласия может быть направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождено от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с употребление наркотических средств или психотропных веществ.

Ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста. В случае употребления наркотического средства, психотропного вещества, нового потенциально опасного психоактивного вещества или одурманивающего вещества несовершеннолетним, не достигшим до указанного возраста его родители привлекаются к ответственности по ст. 20.22 КоАП РФ.

В настоящее время практика принудительного лечения наркозависимости практически не развита, часто среди населения, а иногда и даже у наркологов, существуют стереотипы о возможности лечения наркозависимых только на добровольной основе3.

В то же время в обществе периодически поднимается вопрос о введении специального федерального закона, разрешающего лечение лиц, страдающих наркозависимостью и представляющих повышенную общественную опасность, без их согласия на основании решения суда.

По разным оценкам, в России на данный момент есть опыт нелегального употребления наркотиков (они употребляли их нелегально хотя бы раз в жизни) от 5 до 18 миллионов человек4.

К сожалению, при выявлении административных правонарушений по ст. 6.9 КоАП РФ, сотрудники правоохранительных органов ограничены в своих действиях недостаточной проработкой правовых вопросов, требующих дальнейшего совершенствования
5.

Кроме того, нельзя забывать о том, что в числе функций административной ответственности помимо карательной также есть функция предупреждения совершения новых правонарушений.

Говоря об административной ответственности в сфере незаконного оборота наркотиков, мы видим, что некоторые вопросы не решены в достаточной степени. Например, не существует четкого разделения административного деликта и связанных с ним правонарушений, которые содержат критерии оценки небольших, больших и особенно больших количеств наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, многие исследователи неоднократно отмечали, что добровольная сдача означает собственное желание человека передать наркотические средства сотрудникам милиции и его способность распоряжаться этими средствами по своему усмотрению6.

Если к экстрадиции применяются принудительные меры, то это не может считаться основанием для освобождения, поскольку таким образом лицо вынуждено их передать. Но на практике после задержания человеку предоставляется возможность сдать все имеющиеся у него наркотики, после чего делается отметка в протоколе, и лицо освобождается от административной ответственности. Во избежание этих ошибок необходимо дополнить примечание к статье 6.8 КоАП РФ положением о том, что выдача изъятых наркотических средств не является добровольной в процессе досмотра, задержания или при производстве иных мер административно-процессуального обеспечения.

Таким образом, нынешняя ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотиков, характеризуется быстрым ростом потребления и продажи наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Проблема наркомании затрагивает определенные аспекты морали и этики, и общественный контроль над наркоманами и незаконным оборотом наркотиков в каждом государстве должен иметь высший приоритет.


Список литературы:

1. Конвенция о психотропных веществах (заключена в г. Вене 21 февраля 1971 г.): Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. М., 1981. С. 416-434.

2. Актуальные вопросы административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях материалы Региональной научнопрактической студенческой конференции (26 ноября 2019 г., г. Пермь) / под науч. ред. А. С. Телегина, О. А. Ивановой, Н. В. Тиуновой ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2020. – 78 с.

3. Болотин И.В. Проблемы административной ответственности за правонарушения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №5. С. 131-137.

4. Евсикова Е.В. Актуальные проблемы реализации законодательства в сфере профилактики правонарушений в Республике Крым / Е.В. Евсикова // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2017. № 4. С. 64-48.

5. Евсикова, Е. В. К вопросу об усовершенствовании дефиниции «система профилактики правонарушений» / Е. В. Евсикова // Евразийский юридический журнал. 2017. № 4(107). С. 238-240.

6. Всемирный доклад о наркотиках. 2018 год. [Электронный ресурс] // URL: https://www.unodc.org/wdr2018/prelaunch/WDR18_ExSum_Russian.pdf

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Никифоров О.В.,

Магистрант 2 курса

Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП»,

г. Симферополь, Россия,

killen999@mail.ru

Научный руководитель: Евсикова Е.В.

доцент кафедры административного и финансового права,

начальник отдела по организации научной и

редакционно-издательской деятельности

Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП»,

кандидат юридических наук, доцент,

Заслуженный юрист Республики Крым,

г. Симферополь, Россия,

Helen_yevsikova@mail.ru

Общая характеристика административной ответственности несовершеннолетних в сфере оборота наркотических средств

Аннотация. В данном исследовании автор изучает общие положения об административной ответственности несовершеннолетних в сфере хранения и употребления наркотических средств, а также указывает на перспективы модернизации правовых норм. Так, автор отдельно подчеркивает, что потребление наркотических средств несовершеннолетними представляется как острая социальная проблема общества, а эффективность механизма административной ответственности несовершеннолетних в данной сфере отражается в реализации именно воспитательной функции, поскольку применение существенных карательных мер к несовершеннолетним представляется недопустимым.