Файл: 2. понятие и задачи организации производства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На предприятиях разрабатываются схемы грузопотоков, которые характеризуют перемещение грузов. На основе схемы грузопотоков, объёма перевозок по каждой группе грузов производят выбор транспортных средств и расчёт потребности в них.

5.3. ВЫБОР И РАСЧЁТ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

При выборе транспортных средств надо учитывать следующие условия:

1) транспортные средства должны удовлетворять мощности грузопотока, расстоянию и трассе грузоперемещения, габаритным размерам и физико-техническим свойствам груза. Грузы делятся на группы:

  • сыпучие (навалочные, формованные материалы, уголь и т.д.);

  • наливные грузы (нефтепродукты, химические и др.);

  • штучные: длинномерные (длиной более 3-х м) – сортовой и профильный прокат, трубы, крупный лес и др.;

  • короткомерные (длиной до 3-х) – заготовки, детали и др.;

  • штучные массовые (массой до 50 кг) – болванки, заготовки, детали и др.;

  • тарно-упаковочные – контейнеры, ящики, бочки, рулоны и др.;

  • тяжеловесные – оборудование, поковки, слитки и др.;

2) транспортные средства должны соответствовать техническим и организационным особенностям обслуживаемого ими производственного процесса;

3) транспортные средства должны обеспечивать максимальную производительность труда и более благоприятные условия труда;

4) технические характеристики транспортных средств смежных участков должны быть согласованы для повышения уровня механизации транспортных и разгрузочно-погрузочных работ

5) избранные транспортные средства по экономическим показателям должны быть наиболее эффективными среди имеющихся вариантов.

При расчёте числа транспортных средств учитываются как технические характеристики самого транспортного средства, так и организационные условия работы.

5.4. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ХОЗЯЙСТВА

На крупных предприятиях для руководства ТХ создаётся транспортный отдел (ТО), подчинённый одному из заместителей директора предприятия. ТО имеет в составе:

планово-экономическое бюро (группу);

техническое бюро;

диспетчерское бюро;

бюро учёта.

Структура и штат ТО зависят от характера, объёма транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, особенностей предприятия. В подчинении ТО находятся цехи, специализированные по видам транспортных средств (железнодорожный цех, цех автотранспорта и др.), и ремонтные цехи.


При небольшом объёме перевозок на предприятиях организуется только транспортный цех, который может быть объединён со складом в транспортно-складской цех. При такой организации рабочие ТХ объединяются с грузчиками основных цехов.

На практике используется децентрализованная, централизованная и смешанная системы управления транспортными средствами.

Децентрализованная предусматривает рассредоточение транспортных средств между цехами и обслуживание ими только тех цехов, в ведении которых они находятся.

Централизованная основана на сосредоточении всех транспортных средств в ведении определённой транспортной службы предприятия, которая осуществляет межцеховые перевозки по графику (расписанию) согласно разработанным маршрутам.

Смешанная: часть внутрицеховых перевозок осуществляется децентрализовано, когда в распоряжение начальника цеха выделяется необходимое количество транспортных средств и на него возлагается ответственность за их эффективное использование, а часть – централизованно.

Планирование работы ТХ ведётся по двум направлениям:

технико-экономическому - определяется грузооборот и объём погрузочно-разгрузочных работ, потребность в транспортных средствах, в материале и топливе, в кадрах и фонде оплаты труда, цеховых расходах; составляются смета затрат по ТХ и калькуляции транспортных услуг: себестоимость транспортировки 1 т груза и себестоимость погрузки-выгрузки 1 т груза;

оперативно-календарному, которое состоит в разработке планов перевозок на более короткие периоды (месяц, сутки, смену). Эти планы составляются планово-диспетчерским бюро транспортного цеха на основе годовых планов и обосновываются расчётом загрузки транспортных средств.

Планирование ремонтных работ осуществляется методами, используемыми в системе ППР.

5.4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ХОЗЯЙСТВА

  1. Внедрение современного подъёмно-транспортного оборудования и повышения уровня механизации и автоматизации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ.

  2. Внедрение единых транспортных систем с автоматическим адресованием грузов, телеуправляемых транспортных средств, гидравлического, пневматического и канатно-подвесного транспорта непрерывного действия.

  3. Использование контейнерных и пакетных перевозок, применение поддонов, стандартной сборно-разборной тары.

  4. Совершенствование технического обслуживания и ремонта внутризаводского транспорта.

  5. Создание современных депо, автогаражей, станций технического обслуживания.

  6. Внедрение подсистемы АСУП «Транспорт», позволяющей комплексно решать вопросы управления ТХ с целью согласования его работы со всеми подразделениями предприятия.


6. ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

6.1. ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА. КЛАССИФИКАЦИЯ СКЛАДОВ

Складское хозяйство (СХ) – совокупность различных складов и кладовых, расположенных на непроизводственных и производственных площадях предприятия.

Основными задачами СХ являются:

  1. бесперебойное обеспечение производства соответствующими материальными ресурсами;

  2. обеспечение сохранности материальных ресурсов;

  3. сокращение затрат, связанных с выполнением складских операций;

СХ предприятия выполняет следующие функции:

  • приёмка и хранение материальных ценностей (МЦ);

  • подготовка МЦ к выдаче в производство (расфасовка, комплектование, перетаривание и т.п.);

  • выдача МЦ в производство в установленном порядке;

  • подготовка готовой продукции к отправке потребителю (комплектование, упаковка, этикетирование и т.п.);

  • отпуск готовой продукции потребителю с оформлением необходимой документации;

  • организация учёта движения запасов и их регулирование;

  • разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию СХ.


6.1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ СКЛАДОВ

Классификация складских помещений осуществляется по ряду признаков.

1. В зависимости от рода хранимых ценностей различают внутризаводские склады: 1) материальные (металлов, топлива, химикатов и прочее в зависимости от номенклатуры и объёма потребляемых материалов), 2) полуфабрикатов и заготовок, 3) инструментов, 4) оборудования и запасных частей, 5) готовой продукции, 6) хозяйственные, 7) отходов и утиля.

2. В зависимости от характера и номенклатуры хранимых ценностей различают: универсальные и специализированные склады.

3. По масштабу работы склады делятся на: 1) центральные и общезаводские, обслуживающие несколько цехов и занимающие отдельную площадь (непроизводственную) на территории завода; 2) прицеховые, организованные при каких-либо цехах (служат для хранения МЦ группы цехов, например, хранят спецодежду, бытовую химию, хоз. инвентарь и др.); 3)цеховые, обслуживающие подразделения одного цеха и занимающие его производственную площадь: материалов, заготовок, инструмента, промежуточные цеховые склады для хранения межоперационных заделов.

4. По роли в процессе производства и подчинённости
общезаводские склады подразделяются на:

  1. снабженческие – подчинённые отделу материально-технического обеспечения (склады сырья, топлива, покупных полуфабрикатов и др. МЦ);

  2. производственные – подчинены производственному отделу предприятия и предназначены для хранения полуфабрикатов собственного производства (склады заготовок и полуфабрикатов собственного производства);

  3. сбытовые – подчинённые отделу сбыта, хранящие готовую продукцию, подлежащую отправке потребителю (склады готовой продукции и отходов);

  4. инструментальные – подчинены ИО (ЦИС);

  5. оборудования и запчастей, подчинены отделу главного механика.

5. По конструктивным особенностям и техническому устройству различают склады:

  • открытые – площадки или платформы, оборудованные или необорудованные;

  • полузакрытые – площадки с навесами одно- и двухскатными, с подсыпкой и без подсыпки и т.д.;

  • закрытые – одно- или многоэтажные здания, отапливаемые или неотапливаемые и т.д.;

  • специальные – резервуары, элеваторы, бункеры, цистерны и т.п.

Количество и тип складских помещений зависят от производственной структуры предприятия, масштабов и типа производства, характера связей по кооперации с другими предприятиями.

Размещение складских помещений решается с учётом требований, предъявляемых к генеральному плану предприятия и наиболее рациональной транспортно-технической схемы.

Склады должны быть оснащены измерительным оборудованием: весами, бензо- и нефтесчётчиками, линейными мерами и т.п. Техническое оснащение складов зависит от рода, формы и количества хранимых материалов, характера, типа и расположения складских помещений и существующей системы транспортировки материалов.

6.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗОВМЕСТИМОСТИ И ПЛОЩАДИ СКЛАДСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ

Расчёт необходимой вместимости складов для различных грузов является важным условием, от которого зависят размеры складов, способы механизации ПРТС работ в них, а также и стоимость.

Общую величину запасов грузов на складах определяют как сумму текущих и страховых запасов.

Для действующих предприятий размеры текущих запасов можно определить по графикам поступления и выдачи грузов со складов.

При отсутствии данных о режиме поступления (отпуска) грузов на склад вместимость склада устанавливают по величине относительного запаса (текущего и страхового), выраженного числом дней суточной потребности предприятия в данных материалах или числом дней среднесуточной отправки. Величины относительных запасов нормируют. Если утверждённые запасы сырья отсутствуют, можно воспользоваться данными таблицы.


Нормы складских запасов, сут.

Количество поставок в квартал

Общий запас

В том числе

текущий

страховой

Более 30

5

2,5

2,5

15 – 30

10

5

5

8 – 15

15

10

5

5 - 7

20

15

5

4

30

20

10

3

45

30

15

2

60

45

15

1

120

90

30