Файл: 2. понятие и задачи организации производства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЭНЕРГИИ

Общая потребность предприятия в конкретном виде топлива или энергии Э определяется по формуле

Э = ЭнП + Эосв. + Эо + Эв + Эпр + Эст + Эс,

где Эн – норма расхода силовой и технологической энергии на единицу товарной продукции, кВт∙час;

П – планируемый объём производства в натуральном выражении;

Эосв. – расход энергии на освещение;

Эо – расход энергии на отопление;

Эв – расход энергии на вентиляцию;

Эпр – потребность энергии на прочие нужды;

Эст – отпуск на сторону;

Эс – потери в сетях предприятия.

В результате расчёта общей потребности устанавливается лимит по видам топлива и энергии в натуральном и стоимостном выражении для предприятия в целом.

Общий расход энергии по предприятию принято делить на две части – переменную и постоянную. Переменную часть, т.е. зависящую от объёма выпускаемой продукции, составляет расход всех видов энергии на двигательные и технологические цели. Постоянная часть, т.е. не зависящая от объёма выпускаемой продукции, - это расход энергии на освещение, отопление, привод вентиляционных устройств и др.

Годовой расход силовой электроэнергии определяют по установленной мощности силовых токоприёмников и коэффициентов спроса, использования по времени и мощности.

Годовой расход электроэнергии на освещение определяют по нормам расхода на 1 м2 площади здания, а годовое количество часов работы светильников принимают в зависимости от количества часов работы в сутки и дней в году.

Общую потребность предприятия в электроэнергии определяют по объектам и видам работ, подразделениям (участкам, цехам) и целевому назначению – потребность силовой энергии на двигательную силу технологических и подъёмно-транспортных устройств, на технологические процессы (электросварку, электроплавку, электролиз и т.п.), освещение, собственные нужды электростанции (освещение, вентиляцию, водопровод, подача топлива и др.) и отпуск электроэнергии на сторону, в том числе промышленному хозяйству.

4.4. ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА

1. Организация работы по экономии топлива и энергии. Мероприятия по экономии топлива и энергии объединяют в следующие группы: энергетические, направленные на повышение экономичности производства, транспортировки и использования энергоресурсов;
технологические, направленные на совершенствование технологии и улучшение режима работы оборудования; организационно-экономические, направленные на совершенствование хозяйственного расчёта внутри предприятия, внедрение технически обоснованных норм расхода топлива и энергии, стимулирование работающих за их эффективное использование.

2. Выбор и использование наиболее экономичных энергоносителей. Развитие и совершенствование использования энергоносителей идёт по направлениям:

  • газификации высокотемпературных технологических процессов;

  • электрификации технологических процессов, где это экономически целесообразно;

  • использование вторичных энергетических ресурсов.

3. Создание базы стандартизации энергосбережения и совершенствование тарифной политики в энергетике.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО ХОЗЯЙСТВА

5.1. СОСТАВ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО ХОЗЯЙСТВА

Транспортное хозяйство (ТХ) – комплекс технических средств промышленного предприятия, предназначенных для перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и других грузов на территории предприятия и на его подъездных путях.

ТХ предприятия состоит из:

  1. транспортных средств;

  2. устройств общезаводского назначения – депо, гаражи, ремонтные мастерские, рельсовые и безрельсовые пути и др.

В основные функции ТХ предприятия входят:

  • перевозка грузов;

  • погрузочно-разгрузочные операции;

  • экспедиционные операции.

Основными задачами ТХ являются:

  1. своевременное и бесперебойное обслуживание производства необходимым транспортом;

  2. правильный выбор и наиболее эффективное использование транспортной техники;

  3. механизация и автоматизация транспортных операций;

  4. снижение затрат, связанных с перевозкой грузов.

Виды транспорта и классификация транспортных средств. Транспорт промышленного предприятия классифицируют:

по назначению и месту действия он подразделяется на внешний, меж- и внутрицеховой (в том числе межоперационный);

по видам транспортные средства подразделяются на железнодорожные (рельсовые), безрельсовые и механические (подвесные пути, лифты, элеваторы, конвейеры, рольганги);


по способу действия различают транспортные средства непрерывного (конвейерные системы, транспортёры всех видов) и прерывного или периодического (автомашины, электрокары, мостовые краны и т.п.) действия;

по направлению движения группируют транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, подъёмники, элеваторы и др.) и смешанного перемещения грузов (краны и т.п.);

по уровню механизации и автоматизации – автоматические, механизированные, ручные.

В гибких автоматизированных производствах применяются автоматизированные и автоматические транспортно-накопительные системы (АТНС), которые могут быть разных уровней: межцеховыми, цеховыми и локальными, обслуживающими отдельные производственные модули. К основному оборудованию, используемому для комплектации этих систем, относятся автоматические стеллажи и мостовые краны-штабелёры, транспортные и перегрузочные устройства, перегрузочные и ориентирующие устройства, питатели, накопители, автоматические склады, транспортно-складская тара.

5.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗООБОРОТА

Погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские (ПРТС) работы включают комплекс операций перемещения, связанных с погрузкой, разгрузкой, транспортировкой и хранением различных грузов.

Операциями перемещения считают те, при которых изменяется положение груза в пространстве, но при этом не изменяются его физические свойства. Операции, связанные с изменением вида транспортной тары тоже относят к операциям перемещения (укладка грузов на поддон, в контейнер и др.).

Операции перемещения различают по видам:

погрузочные – грузы захватывают с места и укладывают на транспортные средства;

разгрузочные – грузы захватывают с транспортных средств и укладывают на место хранения;

перевалочные – грузы захватывают с одних транспортных средств и укладывают на другие;

транспортные – выполняют только перемещение груза от места погрузки до места разгрузки.

ПРТС работы считаются механизированными, если основные операции перемещения выполняются с помощью машин (рабочие только управляют машинами), а вспомогательные операции (открытие и закрытие дверей, зачистка вагонов, строповка и т.п.) – вручную. Комплексно-механизированными ПРТС работами считаются те операции (основные и вспомогательные), которые выполняют машины, а рабочие заняты только на управлении машинами и на их обслуживании.
Автоматизированными ПРТС работами считаются те, выполнение которых осуществляет комплекс подъёмно-транспортных машин и устройств. Управление ведётся с диспетчерского пульта по заданной программе, централизованно. Рабочие заняты только обслуживанием подъёмно-транспортных машин и средств дистанционного и автоматического управления.

Для механизации меж- и внутрицехового транспорта широко применяются конвейерные устройства.

Перевозка грузов может производиться по разовым и постоянным маршрутам.

Разовые маршруты – случайны по направлениям и по количеству транспортируемого груза. Вводятся для выполнения неповторяющихся отдельных заявок (в условиях единичного и мелкосерийного производства).

Постоянные маршруты проходят по заранее установленным направлениям и выбираются с учётом грузопотока и применяемых транспортных средств. Характерны для выполнения систематически повторяющихся заявок (в условиях крупносерийного и массового производства).

5.2. СИСТЕМЫ МАРШРУТНЫХ ПЕРЕВОЗОК. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИЗАВОДСКОГО ТРАНСПОРТА.

Различают три системы маршрутных перевозок: маятниковую, веерную и кольцевую.

При маятниковой системе перевозки транспортное средство перевозит грузы между двумя определёнными пунктами. Маршрут может быть односторонним (туда с грузом; обратно – порожняком) и двусторонним (туда с грузом; обратно – с грузом).
При веерной системе перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько.
Кольцевая система перевозки используется при обслуживании грузовых пунктов, связанных путём последовательной передачи грузов от одного пункта к другому. Кольцевые маршруты могут быть с равномерно нарастающим и уменьшающимся грузопотоком.
Формы организации внутризаводского транспорта зависят от мощности грузопотоков и объёма грузооборота.

Грузопоток – объём груза, перемещаемого в одном направлении между пунктами погрузки и выгрузки. Различают внешние грузопотоки (грузопотоки прибытия, грузопотоки отправления) – характеризуют объём прибывающих на предприятие и отправляемых грузов, и внутренние грузопотоки – служат для перемещения грузов внутри предприятия.


Сумма отдельных грузопотоков на предприятии составляет грузооборот – основной показатель, характеризующий объём транспортной работы предприятия.

Грузооборот – это общее количество грузов, перемещаемых на территории предприятия (цеха) за расчётный период (год, месяц).

Расчёт грузооборота предприятия производится на основе грузооборотов цехов и общезаводских складов. Пример годового грузооборота цеха представлен в таблице.

Грузооборот механического цеха

Поступление грузов

Отправление грузов

Пункт отправления

Наименование груза

Количество, т

Пункт назначения

Наименование груза

Количество, т

Склад металла

Прокат

4600

Сборочный цех

Готовые изделия

6000

Литейный цех

Литьё

800

Литейный цех

Отходы на переплавку

200

Кузнечный цех

Поковки

1000

Термический цех

Детали

600

Термический цех

Детали

600

Склад отходов

Разные отходы

200

Итого




7000

Итого




7000

После составления грузооборотов цехов и складов расчёт грузооборота предприятия оформляется в виде шахматной ведомости.

Шахматная ведомость грузооборота предприятия, т

Пункт отправления грузов

Пункт получения грузов

Подъездные пути

Склад металла

Литейный цех

Кузнечный цех

Механический цех

Термический цех

Сборочный цех

Склад отходов

Итого

Подъездные пути (ж/д ветка)




9000

11500
















20500

Склад металла










4300

4600










8900

Литейный цех

9000










800







2000

11800

Кузнечный цех

3000




100




1000




200




4300

Механический цех







200







600

6000

200

7000

Термический цех













600










600

Сборочный цех

6200






















6200

Склад отходов




























Итого

18200

9000

11800

4300

7000

600

6200

2200

59300