ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЭНЕРГИИ
Общая потребность предприятия в конкретном виде топлива или энергии Э определяется по формуле
Э = ЭнП + Эосв. + Эо + Эв + Эпр + Эст + Эс,
где Эн – норма расхода силовой и технологической энергии на единицу товарной продукции, кВт∙час;
П – планируемый объём производства в натуральном выражении;
Эосв. – расход энергии на освещение;
Эо – расход энергии на отопление;
Эв – расход энергии на вентиляцию;
Эпр – потребность энергии на прочие нужды;
Эст – отпуск на сторону;
Эс – потери в сетях предприятия.
В результате расчёта общей потребности устанавливается лимит по видам топлива и энергии в натуральном и стоимостном выражении для предприятия в целом.
Общий расход энергии по предприятию принято делить на две части – переменную и постоянную. Переменную часть, т.е. зависящую от объёма выпускаемой продукции, составляет расход всех видов энергии на двигательные и технологические цели. Постоянная часть, т.е. не зависящая от объёма выпускаемой продукции, - это расход энергии на освещение, отопление, привод вентиляционных устройств и др.
Годовой расход силовой электроэнергии определяют по установленной мощности силовых токоприёмников и коэффициентов спроса, использования по времени и мощности.
Годовой расход электроэнергии на освещение определяют по нормам расхода на 1 м2 площади здания, а годовое количество часов работы светильников принимают в зависимости от количества часов работы в сутки и дней в году.
Общую потребность предприятия в электроэнергии определяют по объектам и видам работ, подразделениям (участкам, цехам) и целевому назначению – потребность силовой энергии на двигательную силу технологических и подъёмно-транспортных устройств, на технологические процессы (электросварку, электроплавку, электролиз и т.п.), освещение, собственные нужды электростанции (освещение, вентиляцию, водопровод, подача топлива и др.) и отпуск электроэнергии на сторону, в том числе промышленному хозяйству.
4.4. ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА
1. Организация работы по экономии топлива и энергии. Мероприятия по экономии топлива и энергии объединяют в следующие группы: энергетические, направленные на повышение экономичности производства, транспортировки и использования энергоресурсов;
технологические, направленные на совершенствование технологии и улучшение режима работы оборудования; организационно-экономические, направленные на совершенствование хозяйственного расчёта внутри предприятия, внедрение технически обоснованных норм расхода топлива и энергии, стимулирование работающих за их эффективное использование.
2. Выбор и использование наиболее экономичных энергоносителей. Развитие и совершенствование использования энергоносителей идёт по направлениям:
-
газификации высокотемпературных технологических процессов; -
электрификации технологических процессов, где это экономически целесообразно; -
использование вторичных энергетических ресурсов.
3. Создание базы стандартизации энергосбережения и совершенствование тарифной политики в энергетике.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО ХОЗЯЙСТВА
5.1. СОСТАВ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО ХОЗЯЙСТВА
Транспортное хозяйство (ТХ) – комплекс технических средств промышленного предприятия, предназначенных для перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и других грузов на территории предприятия и на его подъездных путях.
ТХ предприятия состоит из:
-
транспортных средств; -
устройств общезаводского назначения – депо, гаражи, ремонтные мастерские, рельсовые и безрельсовые пути и др.
В основные функции ТХ предприятия входят:
-
перевозка грузов; -
погрузочно-разгрузочные операции; -
экспедиционные операции.
Основными задачами ТХ являются:
-
своевременное и бесперебойное обслуживание производства необходимым транспортом; -
правильный выбор и наиболее эффективное использование транспортной техники; -
механизация и автоматизация транспортных операций; -
снижение затрат, связанных с перевозкой грузов.
Виды транспорта и классификация транспортных средств. Транспорт промышленного предприятия классифицируют:
по назначению и месту действия он подразделяется на внешний, меж- и внутрицеховой (в том числе межоперационный);
по видам транспортные средства подразделяются на железнодорожные (рельсовые), безрельсовые и механические (подвесные пути, лифты, элеваторы, конвейеры, рольганги);
по способу действия различают транспортные средства непрерывного (конвейерные системы, транспортёры всех видов) и прерывного или периодического (автомашины, электрокары, мостовые краны и т.п.) действия;
по направлению движения группируют транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, подъёмники, элеваторы и др.) и смешанного перемещения грузов (краны и т.п.);
по уровню механизации и автоматизации – автоматические, механизированные, ручные.
В гибких автоматизированных производствах применяются автоматизированные и автоматические транспортно-накопительные системы (АТНС), которые могут быть разных уровней: межцеховыми, цеховыми и локальными, обслуживающими отдельные производственные модули. К основному оборудованию, используемому для комплектации этих систем, относятся автоматические стеллажи и мостовые краны-штабелёры, транспортные и перегрузочные устройства, перегрузочные и ориентирующие устройства, питатели, накопители, автоматические склады, транспортно-складская тара.
5.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗООБОРОТА
Погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские (ПРТС) работы включают комплекс операций перемещения, связанных с погрузкой, разгрузкой, транспортировкой и хранением различных грузов.
Операциями перемещения считают те, при которых изменяется положение груза в пространстве, но при этом не изменяются его физические свойства. Операции, связанные с изменением вида транспортной тары тоже относят к операциям перемещения (укладка грузов на поддон, в контейнер и др.).
Операции перемещения различают по видам:
погрузочные – грузы захватывают с места и укладывают на транспортные средства;
разгрузочные – грузы захватывают с транспортных средств и укладывают на место хранения;
перевалочные – грузы захватывают с одних транспортных средств и укладывают на другие;
транспортные – выполняют только перемещение груза от места погрузки до места разгрузки.
ПРТС работы считаются механизированными, если основные операции перемещения выполняются с помощью машин (рабочие только управляют машинами), а вспомогательные операции (открытие и закрытие дверей, зачистка вагонов, строповка и т.п.) – вручную. Комплексно-механизированными ПРТС работами считаются те операции (основные и вспомогательные), которые выполняют машины, а рабочие заняты только на управлении машинами и на их обслуживании.
Автоматизированными ПРТС работами считаются те, выполнение которых осуществляет комплекс подъёмно-транспортных машин и устройств. Управление ведётся с диспетчерского пульта по заданной программе, централизованно. Рабочие заняты только обслуживанием подъёмно-транспортных машин и средств дистанционного и автоматического управления.
Для механизации меж- и внутрицехового транспорта широко применяются конвейерные устройства.
Перевозка грузов может производиться по разовым и постоянным маршрутам.
Разовые маршруты – случайны по направлениям и по количеству транспортируемого груза. Вводятся для выполнения неповторяющихся отдельных заявок (в условиях единичного и мелкосерийного производства).
Постоянные маршруты проходят по заранее установленным направлениям и выбираются с учётом грузопотока и применяемых транспортных средств. Характерны для выполнения систематически повторяющихся заявок (в условиях крупносерийного и массового производства).
5.2. СИСТЕМЫ МАРШРУТНЫХ ПЕРЕВОЗОК. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИЗАВОДСКОГО ТРАНСПОРТА.
Различают три системы маршрутных перевозок: маятниковую, веерную и кольцевую.
При маятниковой системе перевозки транспортное средство перевозит грузы между двумя определёнными пунктами. Маршрут может быть односторонним (туда с грузом; обратно – порожняком) и двусторонним (туда с грузом; обратно – с грузом).
При веерной системе перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько.
Кольцевая система перевозки используется при обслуживании грузовых пунктов, связанных путём последовательной передачи грузов от одного пункта к другому. Кольцевые маршруты могут быть с равномерно нарастающим и уменьшающимся грузопотоком.
Формы организации внутризаводского транспорта зависят от мощности грузопотоков и объёма грузооборота.
Грузопоток – объём груза, перемещаемого в одном направлении между пунктами погрузки и выгрузки. Различают внешние грузопотоки (грузопотоки прибытия, грузопотоки отправления) – характеризуют объём прибывающих на предприятие и отправляемых грузов, и внутренние грузопотоки – служат для перемещения грузов внутри предприятия.
Сумма отдельных грузопотоков на предприятии составляет грузооборот – основной показатель, характеризующий объём транспортной работы предприятия.
Грузооборот – это общее количество грузов, перемещаемых на территории предприятия (цеха) за расчётный период (год, месяц).
Расчёт грузооборота предприятия производится на основе грузооборотов цехов и общезаводских складов. Пример годового грузооборота цеха представлен в таблице.
Грузооборот механического цеха
Поступление грузов | Отправление грузов | ||||
Пункт отправления | Наименование груза | Количество, т | Пункт назначения | Наименование груза | Количество, т |
Склад металла | Прокат | 4600 | Сборочный цех | Готовые изделия | 6000 |
Литейный цех | Литьё | 800 | Литейный цех | Отходы на переплавку | 200 |
Кузнечный цех | Поковки | 1000 | Термический цех | Детали | 600 |
Термический цех | Детали | 600 | Склад отходов | Разные отходы | 200 |
Итого | | 7000 | Итого | | 7000 |
После составления грузооборотов цехов и складов расчёт грузооборота предприятия оформляется в виде шахматной ведомости.
Шахматная ведомость грузооборота предприятия, т
Пункт отправления грузов | Пункт получения грузов | ||||||||
Подъездные пути | Склад металла | Литейный цех | Кузнечный цех | Механический цех | Термический цех | Сборочный цех | Склад отходов | Итого | |
Подъездные пути (ж/д ветка) | | 9000 | 11500 | | | | | | 20500 |
Склад металла | | | | 4300 | 4600 | | | | 8900 |
Литейный цех | 9000 | | | | 800 | | | 2000 | 11800 |
Кузнечный цех | 3000 | | 100 | | 1000 | | 200 | | 4300 |
Механический цех | | | 200 | | | 600 | 6000 | 200 | 7000 |
Термический цех | | | | | 600 | | | | 600 |
Сборочный цех | 6200 | | | | | | | | 6200 |
Склад отходов | | | | | | | | | |
Итого | 18200 | 9000 | 11800 | 4300 | 7000 | 600 | 6200 | 2200 | 59300 |