Файл: Понятие, предмет, место муниципального права как отрасли права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Понятие, предмет, место муниципального права как отрасли права.

Муниципальное право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления. Предметная определенность — главное условие формирования и развития муниципального права. Предмет муниципального права — круг общественных отношений, складывающихся в сфере местного самоуправления. При определении места муниципального права в правовой системе Российской Федерации необходимо учитывать ряд обстоятельств. Прежде всего, это — комплексный характер отрасли муниципального права. Поэтому муниципальное право связано с целым рядом других отраслей права.

  1. Методы муниципального права как отрасли права.

Метод правового регулирования в муниципальном праве можно определить как способ воздействия норм публичного и частного права на группы общественных отношений, складывающихся в системе местного самоуправления.

Каждая профилирующая отрасль права имеет свои методы правового регулирования. Муниципальное право, будучи комплексной отраслью, заимствует методы, используемые в разных отраслях. Поэтому правовое регулирование в ней основано на сочетании частноправового (диспозитивного) и публично-правового (императивного) методов. В целом для местного самоуправления как публично-правового института характерно преобладание публично-правовых методов, хотя предметная деятельность органов местного самоуправления, связанная с реализацией их компетенции, регулируется частноправовыми методами. Кроме императивного и диспозитивного методов, в муниципальном праве используется метод гарантий, который широко применяется прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления.

  1. Муниципально-правовые нормы. Понятие, специфика, виды.

Муниципально-правовые нормы — это нормы права (правила поведения), которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на местном уровне, то есть в процессе организации и функционирования местного самоуправления. В совокупности эти нормы образу­ют муниципальное право как отрасль российского права. Муниципально-правовые нормы имеют специфические черты:


  • 1. Если обычные правовые нормы, появляются в результате деятельности государства, то муниципально-правовые нормы наряду с этим, в результате, в том числе правотворческой деятельности органов местного самоуправления.

  • 2. Каждая муниципально-правовая норма одновременно является и нормой какой-либо другой отрасли права.

Виды муниципально-правовых норм:

  • 1. По объекту правового регулирования, то есть по кругу регулируемых отношений

  • 2. По характеру содержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы

  • 3. По степени определенности (категоричности) содержащихся в них предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные.

  • 4. По территории действия нормы муниципального права

  • 5. По источникам, то есть по характеру актов, в которых содержится нормы муниципального права

  • 6. Кроме того, нормы муниципального прав могут быть поделены на нормы материально-правовые и процессуальные.

  • 7. Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым инититутам.

  1. Муниципально-правовые отношения. Понятие, специфика, субъекты, объекты, юридические факты.

Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Муниципально-правовые отношения подразделяются на три группы: 1) отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование. 2) отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования. 3) отношения, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления.

Субъекты муниципально-правовых отношений – лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения Объекты правоотношений - то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий. К числу объектов муниципальных отношений относятся территория муниципальных образований, муниципальное имущество, муниципальные правовые акты. Муниципально-правовые   отношения , как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, условиями, именуемыми  юридическими   фактами . Под действиями же понимаются  юридические   факты , которые происходят по воле людей.


  1. Источники муниципального права как отрасли права.

Источниками муниципального права являются  формы его выражения и закрепления норм, которые исходят от государства или официально признаются им. С помощью источников удается донести информацию до лиц, обязанных соблюдать установленные нормы. К источникам муниципального права относятся:

  1. Федеральные нормативно-правовые акты. Главные из них — Конституция РФ. В эту же категорию включают федеральные законы.

  2. Нормативно-правовые акты, принятые субъектами РФ. К этому виду источников муниципального права относят конституции республик, уставы субъектов, их законы, акты высших должностных лиц, постановления законодательных органов местного уровня.

  3. Нормативно-правовые акты, принятые путем волеизъявления населения.

  1. Система муниципального права как отрасли права.

Система науки муниципального нрава определяется ее предметом и строгой научной последовательностью изучения вопросов, составляющих ее содержание. В основе системы науки лежит система муниципального права как отрасли права. Система науки муниципального права — упорядоченная совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, знаний о муниципально-правовых явлениях, имеющих логическую связь между ними.

Система муниципального права как отрасли права — это совокупность муниципально-правовых норм, сгруппированных и расположенных в определенной последовательности в зависимости от их содержания, характера регулируемых ими общественных отношений и значения самих норм.

  1. Наука муниципального права.

Термин «муниципальное право РФ» используется для наименования не только соответствующей отрасли права, но и научной дисциплины. Следует иметь в виду, что наука и отрасль права, несмотря на одинаковое название, имеют совершенно разные цели, поэтому необходимо четко разграничивать отрасль и науку муниципального права.

Наука муниципального права — система научных представлений, знаний и теоретических положений о местном самоуправлении; формах и практике его осуществления и правового регулирования; закономерностях, действующих в сфере муниципального права как совокупности соответствующих правовых норм; их применении органами и должностными лицами МСУ.

  1. Основные теории местного самоуправления.


Становлению и развитию местного самоуправления в тех или иных государствах, сопутствовала разработка определенных теоретических концепций относительно природы местного самоуправления. В основе существующих научных воззрений лежит вопрос о соотношении предметов ведения и полномочий (компетенции) муниципалитетов и государства.

Основными теориями местного самоуправления являются: теория свободной общины, хозяйственная теория местного самоуправления, государственная теория и дуалистическая теория.

  1. Муниципальные системы зарубежных стран.

Муниципальные системы зарубежных стран – это нормативно закрепленные и реализуемые на практике типы организации публичного управления местной территорией, в том числе ее социально-экономическим развитием, с предоставлением самостоятельности местному сообществу в решении местных вопросов или без такового. Англосаксонская муниципальная система существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран. В научной литературе именно ее традиционно называют первой муниципальной системой. Французская (континентальная) мун. система. Ее главное от англосаксонской заключается в характере взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти. Такая система используется в государствах с традициями централизации власти, значительным контролем органов государственной власти за местными органами власти. Наряду с двумя указанными выше муниципальными системами в зарубежных странах встречаются и иные системы, как разновидности двух основных систем, так называемые смешанные системы или отдельные модели местного самоуправления. В качестве примера можно назвать местное (коммунальное) управление Германии.

  1. История развития местного самоуправления в России: середина ХIХв.- нач.ХХI в

Становление муниципального права на территории РФ прошло длительный путь и еще не завершено. Становление и развитие муниципального права напрямую зависит от совершенствования системы местного самоуправления.

Развитие муниципального права на территории России рассматривается поэтапно:

  1. местное самоуправление в России до 1864 г.;

  2. местное самоуправление в период 1864-1870 гг. Земская и городская реформы;

  3. местное самоуправление в период 1905-1907 гг.;

  4. местное самоуправление в послереволюционный период;

  5. реформирование местного самоуправления, формирование современной системы органов местного самоуправления в 90-е гг. XX в.


Формирование местного самоуправления было начато по российской традиции -- “сверху”. После силового “упразднения” Верховного Совета России в октябре 1993 г. советская власть на местах в большинстве субъектов Российской Федерации была демонтирована, а для замены понадобилось местное самоуправление. Новый курс и новые правовые акты способствуют масштабному развитию идей и институтов местного самоуправления.

  1. Понятие местного самоуправления, основные черты местного самоуправления как формы народовластия.

Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Это определение позволяет выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.

1. Прежде всего надо отметить, что местное самоуправление имеет особый субъект, которым является население, граждане. 2. Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. 3. Местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения.

12. Общие принципы местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами. К ним относятся:

    1. самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения (непосредственно, через выборные и иные органы местного самоуправления).

    2. организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством (органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно).

    3. многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления (оно реализуется гражданами через институты прямой и представительной демократии). Это обусловлено рядом причин.

    4. соответствие полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам. Местное самоуправление должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства, необходимые для осуществления своих функций. Это тем более необходимо при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.