Файл: Понятие, предмет, место муниципального права как отрасли права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правовой статус депутата органа местного самоуправления - это правовое положение депутата, определяемое совокупностью правовых норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с политико-правовой природой мандата, его возникновением, прекращением и сроком действия, полномочиями, а также гарантиями, ответственностью и ограничениями в связи с осуществлением принадлежащих депутату полномочий. Правовой статус депутата представительного органа  закрепляет Конституция, Федеральный закон   «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие федеральные нормативные акты.

25. Правовой статус главы муниципального образования: порядок приобретения и прекращения полномочий, компетенция главы муниципального образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Удаление главы муниципального образования производится по инициативе депутатов представительного органа или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ.

Глава муниципального образования в пределах полномочий:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

26. Местная администрация и иные исполнительно-распорядительные органы муниципального образования.


Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, а также полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган МО) наделяется уставом МО полномочиями по решению вопросов местного значения и для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ федеральными законами и законами субъектов РФ.

Среди иных органов местного самоуправления можно выделить контрольно-счетный орган местного самоуправления и избирательную комиссию муниципального образования. Установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»

27. Правовые акты органов местного самоуправления.

Муниципальный правовой акт – это решение, принятое непосредственно населением внутригородского муниципального образования (далее – муниципальное образование), органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения или по вопросам осуществления государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. В систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

28. Местный бюджет: понятие, структура.

В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.


Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления

29. Муниципальное бюджетное регулирование.

Бюджетное регулирование, являясь составной частью бюджетного процесса, представляет собой частное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Можно выделить 4 группы методов бюджетного регулирования.

  1. Установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета.

  2. Перераспределение самих бюджетных источников.

  3. Безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящих.

  4. Ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Основным методом бюджетного регулирования является установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета. Это предопределено тем, что все другие методы бюджетного регулирования применяются только, если использование регулирующих доходов не привело к желаемому результату. Регулирующие источники доходов определяются представительными органами власти территорий вышестоящего уровня. Например, субъекты РФ, обладая определенной бюджетной самостоятельностью, в лице своих представительных органов власти могут в дополнение к федеральным определить и свои регулирующие источники.

30. Муниципальный бюджетный процесс.

Муниципальный бюджетный процесс - это регламентированная законодательством РФ, субъектов Федерации, актами муниципальных образований деятельность органов представительной и исполнительной власти местного самоуправления, иных субъектов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов муниципальных образований, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях в обобщенном виде делится на четыре этапа: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) отчет об исполнении бюджета.


Местный бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Составление проекта бюджета находится в компетенции администрации муниципального образования. Администрация проводит эту работу под руководством главы муниципального образования (главы администрации). Непосредственное составление проекта бюджета на очередной финансовый год осуществляет финансовый орган, исполняющий бюджет муниципального образования. Рассмотрение, утверждение местного бюджета осуществляется представительным органом муниципального образования в одном или нескольких чтениях. Представительный орган рассматривает на своем заседании проект решения о бюджете на очередной финансовый год не позднее чем через 30 дней со дня его внесения в представительный орган главой муниципального образования (главой администрации).

31. Муниципальная собственность.

Муниципальная собственность является определяющей частью финансово-экономической основы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики. Муниципальная собственность служит основой независимости и самостоятельности местного самоуправления, инструментом социальной защиты и поддержки населения территории.

Состав муниципальной собственности:

  • Городские бюджетные ресурсы.

  • Не относящиеся к бюджету фонды муниципалитета.

  • Имущественная база, принадлежащая местной власти.

  • Земельные ресурсы.

  • Богатства природы.

  • Корпорации, заводы, фирмы муниципалитета.

  • Банковские филиалы.

  • Образовательные заведения муниципалитета.

  • Здравоохранительные компании, культурные и спортивные филиалы.

  • Недвижимость. 

32. Понятие, принципы, правовое регулирование муниципальной службы.

Муниципальная служба - это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового контракта. Таким образом, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления муниципальными служащими не являются.

Муниципальная служба основана на следующих принципах:

  • верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных и региональных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;

  • приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;

  • самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;

  • профессионализма и компетентности муниципальных служащих;

  • ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

  • равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

  • единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;

  • правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;

  • внепартийности муниципальной службы.


Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

33. Классификация муниципальных должностей.

Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности муниципальной службы;

2) главные должности муниципальной службы;

3) ведущие должности муниципальной службы;

4) старшие должности муниципальной службы;

5) младшие должности муниципальной службы.

Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

34. Правовой статус муниципальных служащих.

Правовой статус муниципального служащего – это совокупность его прав, обязанностей, ограничения и запреты связанные со службой и ответственность за выполнение своих функций. Он определяется Конституцией РФ, ФЗ, уставами субъектов РФ, муниципальных образований и иными нормативными актами РФ, субъекта РФ и муниципальных образований.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с ФЗ и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, которое выплачивается за счет средств местного бюджета. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления избирательных комиссий муниципального образования, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

35. Прохождение муниципальной службы.

Прохождение муниципальной службы представляет собой процесс, состоящий из последовательно сменяющих друг друга стадий. Можно выделить три основных стадии: поступление на муниципальную службу, исполнение обязанностей муниципальной должности, прекращение муниципальной службы.