Файл: Понятие, предмет, место муниципального права как отрасли права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальная служба представляет собой разновидность службы наряду с государственной и правоохранительной - в широком смысле, и особый вид деятельности муниципальных служащих - в узком. Правовые основы данного института включают в себя нормативные правовые акты разных уровней: федерального (конституция, федеральные законы), регионального (законы субъектов РФ) и местного (уставы муниципальных образований, решения представительных органов местного самоуправления и т.п.). Она основывается на таких принципах, как верховенство правовых норм федерального уровня над местными нормами, приоритета прав и свобод человека, профессионализма муниципальных служащих и т.д.
36. Гарантии местного самоуправления: понятие, система, виды.
Под гарантиями МСУ следует понимать систему условий и средств, обеспечивающих реальные возможности для реализации гражданами их прав на МСУ.
Система гарантий МСУ включает в семя общие гарантии, обусловленные сложившимися в обществе общественными отношениями политического, экономического, социального и духовно-культурного характера, и специальные (юридические) гарантии, в качестве которых выступаю правовые (юридические) средства обеспечения деятельности МСУ, установленные на федеральном, региональном и, отчасти, местном уровне (уровне МО).
Общие: - политические Г – совокупность общественных политических институтов, обеспечивающих МСУ возможность свободно существовать и развиваться в условиях существующего в стране политического режима. Это – народовластие, верховенство Конституции и ФЗ над иными НПА, приоритет прав и свобод человека и гражданина, социальная государственность, самостоятельность МСУ в пределах своих полномочий.
- экономические Г – это, прежде всего, наличие муниципальной собственности и собственных финансовых ресурсов (местного бюджета).
- социальные Г – развитие муниципальной социальной структуры общества, формирование основных социальных групп с определёнными социально экономическими интересами и потребностями.
- духовно-культурные Г – общая система духовных ценностей и ориентаций в обществе, уровень культуры и правового сознания в обществе, а также степень осознания отдельным гражданином, обществом в целом, органами гос власти и долж. лицами значения МСУ как важнейшей ценности демократической политико-правовой культуры современного общества.
37. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления.
К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность местного самоуправления, относятся закрепленные Конституцией Российской Федерации и законодательством о местном самоуправлении организационные основы местного самоуправления, самостоятельно формируемые каждым муниципальным образованием органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти, а также правовые принципы определения компетенции органов местного самоуправления.
Гарантиями организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в системе управления обществом и государством являются:
1. Закрепляемое статьей 12 Конституции Российской Федерации положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
2. Самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления.
3. Организационная самостоятельность местного самоуправления, его обособление в системе управления предполагает, что назначение должностных лиц местного самоуправления, образование органов местного самоуправления, кадровая политика находятся в ведении муниципальных образований.
4. Контроль государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления имеет известные пределы, обусловленные организационной самостоятельностью муниципальных органов.
5. Гарантией организационной самостоятельности местного самоуправления является право муниципальных образований иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.
38. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления.
Гарантии финансово-экономической самостоятельности местного управления: – органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, которая признается и равным образом защищается государством наряду с другими формами собственности. Они вправе совершать с муниципальным имуществом любые сделки, разрешенные законом, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности.
Гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления выражаются в следующем:
1) Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (п. 1 ст. 132 Конституции РФ).
2) Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
3) Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
4) Наличие муниципального бюджета является обязательным условием осуществления местного самоуправления.
39. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: понятие, виды.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления – это неблагоприятные последствия, наступающие в случае, неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по решению вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий (т.е. совершение муниципального правонарушения), которые должны претерпевать органы и должностные лица местного самоуправления.
В современной системе местного самоуправления используются разнообразные виды юридической ответственности, урегулированные нормами различных отраслей права: конституционно-правовая, гражданско-правовая, уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная, муниципально-правовая. Однако, применительно к проблематике муниципального права интерес представляет муниципально-правовой вид юридической ответственности. Отталкиваясь от общих подходов к природе юридической ответственности непосредственно муниципально-правовую ответственность следует рассматривать в двух смыслах:
-
в позитивном смысле муниципально-правовая ответственность представляет собой ответственное отношение субъектов местного самоуправления к своим муниципальным обязанностям, добросовестное и эффективное их исполнение.
Реализуется данный вид ответственности путем регулярных отчетов перед местным населением, вышестоящими органами, соответствующими руководителями; -
в негативном смысле муниципально-правовую ответственность субъектов местного самоуправления можно определить, как ответственность за их деятельность в сфере осуществления местного самоуправления, которая отклоняется от модели, предусмотренной диспозицией муниципально-правовой нормы или совокупностью муниципально-правовых норм.
40. Межмуниципальное сотрудничество: советы, ассоциации и союзы муниципальных образований.
В Российской Федерации действуют различные ассоциации и союзы муниципальных образований: общероссийские (например, Союз малых городов России, Союз российских городов, объединяющий крупные города — региональные центры, Российский союз местных властей — общероссийское объединение муниципальных образований, активно содействующее становлению института местного самоуправления в Российской Федерации и др.); межрегиональные ассоциации и союзы (например, ассоциация городов Крайнего Севера и Заполярья, ассоциация городов Юга России и др.); региональные ассоциации и союзы, объединяющие муниципальные образования, расположенные в границах субъекта Российской Федерации.
Совет муниципальных образований представляет собой ассоциацию некоммерческого характера, создаваемую муниципальными образованиями в рамках определенного субъекта Российской Федерации для обеспечения защиты прав его членов, представления их интересов общего характера, а также координационной деятельности в отношении организационный, территориальный, правовой, финансово-экономической основ муниципального управления.
Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.