Файл: Понятие, предмет, место муниципального права как отрасли права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальная служба представляет собой разновидность службы наряду с государственной и правоохранительной - в широком смысле, и особый вид деятельности муниципальных служащих - в узком. Правовые основы данного института включают в себя нормативные правовые акты разных уровней: федерального (конституция, федеральные законы), регионального (законы субъектов РФ) и местного (уставы муниципальных образований, решения представительных органов местного самоуправления и т.п.). Она основывается на таких принципах, как верховенство правовых норм федерального уровня над местными нормами, приоритета прав и свобод человека, профессионализма муниципальных служащих и т.д.

36. Гарантии местного самоуправления: понятие, система, виды.

Под гарантиями МСУ следует понимать систему условий и средств, обеспечивающих реальные возможности для реализации гражданами их прав на МСУ.

Система гарантий МСУ включает в семя общие гарантии, обусловленные сложившимися в обществе общественными отношениями политического, экономического, социального и духовно-культурного характера, и специальные (юридические) гарантии, в качестве которых выступаю правовые (юридические) средства обеспечения деятельности МСУ, установленные на федеральном, региональном и, отчасти, местном уровне (уровне МО).

Общие: - политические Г – совокупность общественных политических институтов, обеспечивающих МСУ возможность свободно существовать и развиваться в условиях существующего в стране политического режима. Это – народовластие, верховенство Конституции и ФЗ над иными НПА, приоритет прав и свобод человека и гражданина, социальная государственность, самостоятельность МСУ в пределах своих полномочий.

экономические Г – это, прежде всего, наличие муниципальной собственности и собственных финансовых ресурсов (местного бюджета).

социальные Г – развитие муниципальной социальной структуры общества, формирование основных социальных групп с определёнными социально экономическими интересами и потребностями.

духовно-культурные Г – общая система духовных ценностей и ориентаций в обществе, уровень культуры и правового сознания в обществе, а также степень осознания отдельным гражданином, обществом в целом, органами гос власти и долж. лицами значения МСУ как важнейшей ценности демократической политико-правовой культуры современного общества.

37. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления.


К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность местного самоуправления, относятся закрепленные Конституцией Российской Федерации и законодательством о местном самоуправлении организационные основы местного самоуправления, самостоятельно формируемые каждым муниципальным образованием органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти, а также правовые принципы определения компетенции органов местного самоуправления.

Гарантиями организационного обособления и самостоятель­ности местного самоуправления в системе управления обществом и государством являются:

1. Закрепляемое статьей 12 Конституции Российской Федера­ции положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

2. Самостоятельность определения населением структуры ор­ганов местного самоуправления.

3. Организационная самостоятельность местного самоуправле­ния, его обособление в системе управления предполагает, что назначение должностных лиц местного самоуправления, образо­вание органов местного самоуправления, кадровая политика на­ходятся в ведении муниципальных образований.

4. Контроль государственных органов за деятельностью орга­нов местного самоуправления имеет известные пределы, обуслов­ленные организационной самостоятельностью муниципальных органов.

5. Гарантией организационной самостоятельности местного самоуправления является право муниципальных образований иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символи­ку), отражающую исторические, культурные, социально-эконо­мические, национальные и иные местные традиции.

38. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления.

Гарантии финансово-экономической самостоятельности местного управления: – органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, которая признается и равным образом защищается государством наряду с другими формами собственности. Они вправе совершать с муниципальным имуществом любые сделки, разрешенные законом, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности.

Гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления выражаются в следующем:


1) Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (п. 1 ст. 132 Конституции РФ).

2) Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

3) Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

4) Наличие муниципального бюджета является обязательным условием осуществления местного самоуправления.

39. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: понятие, виды.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления – это неблагоприятные последствия, наступающие в случае, неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по решению вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий (т.е. совершение муниципального правонарушения), которые должны претерпевать органы и должностные лица местного самоуправления.
В современной системе местного самоуправления используются разнообразные виды юридической ответственности, урегулированные нормами различных отраслей права: конституционно-правовая, гражданско-правовая, уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная, муниципально-правовая. Однако, применительно к проблематике муниципального права интерес представляет муниципально-правовой вид юридической ответственности. Отталкиваясь от общих подходов к природе юридической ответственности непосредственно муниципально-правовую ответственность следует рассматривать в двух смыслах:

  • в позитивном смысле муниципально-правовая ответственность представляет собой ответственное отношение субъектов местного самоуправления к своим муниципальным обязанностям, добросовестное и эффективное их исполнение.
    Реализуется данный вид ответственности путем регулярных отчетов перед местным населением, вышестоящими органами, соответствующими руководителями;

  • в негативном смысле муниципально-правовую ответственность субъектов местного самоуправления можно определить, как ответственность за их деятельность в сфере осуществления местного самоуправления, которая отклоняется от модели, предусмотренной диспозицией муниципально-правовой нормы или совокупностью муниципально-правовых норм.


40. Межмуниципальное сотрудничество: советы, ассоциации и союзы муниципальных образований.

В Российской Федерации действуют различные ассоциации и союзы муниципальных образований: общероссийские (например, Союз малых городов России, Союз российских городов, объединяющий крупные города — региональные центры, Российский союз местных властей — общероссийское объединение муниципальных образований, активно содействующее становлению института местного самоуправления в Российской Федерации и др.); межрегиональные ассоциации и союзы (например, ассоциация городов Крайнего Севера и Заполярья, ассоциация городов Юга России и др.); региональные ассоциации и союзы, объединяющие муниципальные образования, расположенные в границах субъекта Российской Федерации.

Совет муниципальных образований представляет собой ассоциацию некоммерческого характера, создаваемую муниципальными образованиями в рамках определенного субъекта Российской Федерации для обеспечения защиты прав его членов, представления их интересов общего характера, а также координационной деятельности в отношении организационный, территориальный, правовой, финансово-экономической основ муниципального управления.

Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.