Файл: Понятие, предмет, место муниципального права как отрасли права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13.Функции местного самоуправления.

Под функциями органов местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены природой, местом в системе народовластия, задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность. Можно выделить следующие основные его функции местного самоуправления:

  1. обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

  2. управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;

  3. обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;

  4. обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

  5. охрана общественного порядка;

  6. представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

14. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

Предметы ведения характеризуют те сферы и объекты, которые находятся под воздействием только или преимущественно местного самоуправления. Вопросы местного значения - круг дел (объектов), решение которых обеспечивает локальную (для данной территории) жизнедеятельность муниципального образования и удовлетворение потребностей его жителей. 

Основными предметами ведения местного самоуправления во всем мире являются благоустройство местной территории (в широком смысле, как устройство на благо людей), социально-экономическое развитие этой территории и организация предоставления населению различных услуг на местном уровне (муниципальных услуг). Полномочия - право и обязанность местного самоуправления решать вопросы местного значения.

15.Образование, преобразование, упразднение муниципальных образований.

Образование муниципального образования – процесс создания муниципального образования на межселенной территории в связи с появлением нового населенного пункта (пунктов). Образование муниципального образования производится по инициативе местного населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и закрепляется в законе субъекта РФ.

Преобразование муниципальных образований – процесс их объединения, разделения, изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его этого статуса. Возможно преобразование путем выделения одних муниципальных образований из состава других, присоединения одних муниципальных образований к другим муниципальным образованиям


Упразднение муниципального образования – процесс его прекращения и перехода в порядке правопреемства его прав, обязанностей, имущества, архивов его правопреемникам.

16.Местный референдум; опрос граждан.

Местный референдум  — голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, отнесенным законодательством к компетенции местного самоуправления. Референдум проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований. Он является высшим непосредственным выражением воли участвующих в его проведении граждан. Местный референдум – это голосование населения муниципального образования по вопросам местного значения.

Для каждого вида муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ) федеральным законом закреплены свои вопросы местного значения

17. Муниципальные выборы; отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Муниципальные выборы, так же как и местный референдум, являются необходимым и важным элементом системы народовластия, одним из способов привлечения населения к управлению делами государства и осуществлению местного самоуправления, высшим непосредственным выражением воли населения муниципального образования (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ). Правовой основой отзыва представителей являются общие положения, содержащиеся в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", конституциях (уставах) субъектов РФ, законах о статусе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления, конкретизированные законами об отзыве. Названные нормативные правовые акты устанавливают требования, предъявляемые к процедуре проведения отзыва представителей:

  • 1) право отзыва не может быть использовано для ограничения самостоятельности и инициативы представителя, создания препятствий его законной деятельности;

  • 2) право отзыва реализуется в случаях, когда невозможны либо исчерпаны иные средства обеспечения деятельности представителя, соответствующей закону;

  • 3) проведение голосования по отзыву представителя одновременно с любыми выборами или референдумом не допускается;

  • 4) коллективный характер реализации права на возбуждение вопроса об отзыве представителя. Так, количество подписей избирателей округа под заявлением по отзыву составляет, как правило, от 0,5 до 1 % от числа избирателей округа;

  • 5) если по результатам голосования по отзыву представитель не был отозван, следующее проведение голосования по отзыву этого представителя возможно только по истечении 12 месяцев со дня предшествующего голосования.


18. Сходы, собрания, конференции граждан.

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Собрание граждан проводится для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления.

19. Публичные слушания; правотворческая инициатива граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления.

Публичные слушания проводятся представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования с участием жителей муниципального образования для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Правотворческая инициатива граждан - это предоставление определенному числу граждан права непосредственно вносить проект правового акта на рассмотрение органов местного самоуправления. Согласно ст. 26 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправлении


20. Территориальное общественное самоуправление.

Территориальное общественное самоуправление является одной из важных форм участия населения в решении вопросов местного значения. Территориальное общественное самоуправление — это форма самоорганизации граждан по месту их жительства, на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Выделяют две формы осуществления территориального общественного самоуправления:

  • а) проведение собраний и конференций граждан;

  • б) образование органов территориального общественного самоуправления.

Собрания проводятся по инициативе населения, представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Органы (советы, комитеты) территориального общественного самоуправления избираются на собраниях, конференциях граждан, проживающих на соответствующей части территории муниципального образования

21. Принципы организации и деятельности представительных органов муниципальных образований.

Принцип территориальной организации органов местного самоуправления вытекает из положений Конституции РФ о том, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций;

Принцип самостоятельности (обособленности) органов местного самоуправления основывается на положениях Конституции РФ, что местное самоуправление является самостоятельной отдельной формой народовластия. Важнейшей гарантией обеспечения самостоятельности органов местного самоуправления является наделение их собственной компетенцией в решении вопросов местного значения;

Принцип властного характера деятельности органов местного самоуправления отражается в ст. 7 Закона №131-ФЗ, согласно которой муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования и др.

22. Состав и структура представительного органа муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования - это выборный орган местного самоуправления наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты действующие на территории муниципального образования. Возглавляет представительный орган 
председатель. Заместитель председателя избирается из числа депутатов, выполняет отдельные поручения председателя, а в его отсутствии исполняет полномочия председателя. Из числа депутатов в представительном органе создается комитеты или комиссии. С целью правового, организационного, информационного, материально-технического, финансового обеспечения деятельности представительного органа образуется аппарат представительного органа. Руководитель аппарата назначается председателем представительного органа, а служащие аппарата принимаются на работу председателем представительного органа по представлению руководителя аппарата.

23. Организационно-правовые формы деятельности представительных органов муниципальных образований.

Деятельность представительного органа местного самоуправления осуществляется в различных организационно-правовых формах, которые включают:

    • сессии;

    • работу постоянных и временных комиссий, комитетов, депутатских групп, фракций и т.п.;

    • работу каждого отдельного депутата

Сессию можно считать основной организационной формой деятельности представительного органа, она включает в себя его заседания (можно также сказать - пленарные заседания), а также работу комиссий, комитетов и иных подразделений, объединенных единой повесткой. Именно повестка сессии позволяет отличить одну сессию от другой.

Кроме избрания председателя представительного органа на первой сессии формируются постоянные комиссии и иные органы. Постоянные комиссии создаются решением представительного органа на срок его полномочий на основе устава муниципального образования, регламента представительного органа или соответствующего положения.

Депутатские объединения в представительных органах муниципальных образований - это чаще всего депутатские группы и депутатские фракции. Депутатские группы могут создаваться как по социальному, так и по территориальному признаку.

24. Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования.

Практическое значение законодательного определения понятий "правовой статус депутата" представительного органа муниципального уровня состоит в том, что данная категория непосредственно затрагивает интересы населения, поскольку речь идет о правовом положении его представителей в органах муниципальной власти, призванных в максимальной степени выражать самые разнообразные интересы населения.