Файл: Дисциплина Теория и методика физического воспитания с практикумом Практическое занятие 5 Обучающийся Гревцова Римма Максимовна Преподаватель Мухарамова Галина Витальевна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Место проведения: спортивный зал
Оборудование: волейбольные и баскетбольные мячи, кегли, мел.
Содержание урока | Дозировка | Методические указания |
Подготовительная часть 15-17 мин | ||
Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока Проверка домашнего задания Строевые упражнения и перестроения: -повороты на месте -перестроение по расчету Разновидности ходьбы: -на пятках -на носках -в полу-приседе -в полном приседе Разновидности бега: -обычный бег -приставными шагами правым боком -приставными шагами левым боком. -с захлёстом голени, руки за спиной. - с высоким подниманием бедра. ОРУ (на месте) Круговое вращение головой вправо , влево. И.п. – ноги вместе, руки на пояс. 1-4 – круговое вращение головой вправо. 5-8 – круговое вращение головой влево. Круговое вращение рук в плечевом суставе. И.п. – ноги врозь, руки на плечи. 1-4 – круговое вращение вперед 5-8 – то же назад Наклоны туловища. И.п. – ноги врозь, руки на пояс 1-2 – наклон вправо 3-4 – наклон влево Махи ногами (разноименно). И.п. – ноги врозь, руки вперед 1 - мах правой к левой 2 – и.п. 3 – мах левой к правой 4 – и.п. Шаги в глубокий выпад с разводом рук в стороны. И.п. – ноги вместе, руки на пояс 1 – шаг вперед правой в глубокий выпад, левая сзади на носке, руки в стороны. 2- и.п. 3 – то же, шаг левой 4 – и.п. Прыжки вверх на месте 7. Упражнения на развитие силы: Сгибание, разгибание рук в локтевом суставе, в положении лежа. | 1 мин. 2-3 мин. 30 сек. 2-3 мин. 2-3 мин. 5-6 мин. 1 мин. | Обратить внимание на наличие спортивной формы. Выступление учащейся на тему «Когда появилась физкультура» Активизация внимания учащихся, без резких движений. По максимальной амплитуде Руки в стороны, спина прямая Руки за голову, спина прямая Руки на пояс, спина прямая Руки на колени, спина прямая Дыхание не задерживать. Контролировать дистанцию Один отрезок смените ведущую ногу несколько раз, развернувшись вперёд другим плечом По возможности не выдвигайте колени вперед, а голень захлестывайте назад как можно энергичней На каждый шаг старайтесь максимально подтягивать колени к груди Ноги не сгибать, спина прямая Кисти сжаты в кулаки Опорную ногу не сгибать, спина прямая. Спину прямо, выпад глубже Следить за правильностью выполнения упражнений Дисциплина Следить за дыханием, спина прямая, отталкивание с носков ног Упор лежа, туловище прямое, согнуть руки до касания грудью пола, разгибая руки принять положение упор лежа. |
Основная часть 25-27 мин | ||
2.Эстафеты с предметами Перестроение для работы по теме урока 1). Эстафета – с баскетбольным мячом «Разминка» Инвентарь: у каждой команды – 1 баскетбольный мяч, обручи Подготовка к эстафете: игроки стоят в колонне за стартовой линией. Перед каждой командой на расстоянии 15 м находятся обруч, внутри которого баскетбольный мяч. Описание эстафеты: от линии старта каждый игрок команды бежит к обручу, поднимает баскетбольный мяч и возвращается к команде. На стартовой линии он передает мяч следующему игроку из рук в руки. Однако тот не может начать эстафету, пока предыдущий игрок не пересечет стартовую линию. 2). Эстафета – с баскетбольным мячом «Змейка» Инвентарь: у каждой команды – 1 баскетбольный мяч, на расстоянии каждых трех метров кегли по одной линии. Подготовка к эстафете: игроки стоят в колонне за стартовой линией. Перед каждой командой на расстоянии 3, 6 и 9 м находятся 3 кегли. В руках у впереди стоящего игрока каждой команды – баскетбольный мяч. Описание эстафеты: от линии старта каждый игрок команды ведет баскетбольный мяч одной рукой «змейкой» между кеглями; возвращаясь обратно, ведет мяч так же. На стартовой линии он передает мяч следующему игроку из рук в руки. Однако тот не может начать эстафету, пока предыдущий игрок не пересечет стартовую линию. 3). Эстафета – с баскетбольным мячом «Посиделки» Инвентарь: у каждой команды – 1 баскетбольный мяч, 2 скамейки (стойки). Подготовка к эстафете: Участники команд усаживаются на спортивные скамейки в затылок друг другу. Описание эстафеты: участники команд передают сидящему сзади игроку два баскетбольных мяча. Последний с мячами бежит, садится вперёд и снова передаёт мячи. Эстафета продолжается до тех пор, пока игроки не окажутся на своих местах. 4). Эстафета – с баскетбольным мячом «Кенгуру» Инвентарь: у каждой команды – 1 баскетбольный мяч, кегли Подготовка к эстафете: Участники строятся в колонну по одному. Линии старта и финиша отмечаются на расстоянии 10 м одна от другой. Описание эстафеты: Направляющие колонн зажимают между ногами (выше коленей) волейбольный мяч. По сигналу направляющие начинают продвигаться вперед прыжками и, достигнув противоположной линии берут мяч в руки и бегом возвращаются назад. Так действуют все игроки. Если мяч упал на пол, его нужно подобрать, зажать ногами и только тогда продолжить эстафету. Участники, закончившие эстафету, становятся в конец колонны. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету. 5). Эстафета – с баскетбольным мячом «Туда-сюда» Инвентарь: у каждой команды – 1 баскетбольный мяч, кегли. Подготовка к эстафете: Участники строятся парами лицом к лицу, в руках мяч. Линии старта и финиша отмечаются на расстоянии 10 м одна от другой. Описание эстафеты: В парах движение приставными шагами вперед - назад. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету. | 10-15 мин. 3 мин. 3 мин. 3 мин. 3 мин. 3 мин. | Первая команда на место построения в колонну по одному «шагом марш!» Вторая команда на место построения в колонну по одному «шагом марш!» правильное, четкое выполнение движений, постепенно увеличивать их скорость, не шуметь, дисциплина строя правильное, четкое выполнение движений, постепенно увеличивать их скорость, не шуметь, дисциплина строя правильное, четкое выполнение движений, постепенно увеличивать их скорость, не шуметь, дисциплина строя правильное, четкое выполнение движений, постепенно увеличивать их скорость, не шуметь, дисциплина строя правильное, четкое выполнение движений, постепенно увеличивать их скорость, не шуметь, дисциплина строя |
2. Технические и простейшие тактические действия в игре пионербол. 1).Передачи и ловля мяча на месте (построение в круге) Совершенствование техники бросков и ловли волейбольного мяча. 2). Учебная игра 3x3 на половину волейбольной площадки. Игра ведётся с волейбольным мячом на волейбольной площадке. В каждой команде — от 3 до 8 человек. Площадка по количеству игроков условно разделена на 6 — 7 зон. Первый игрок делает бросок с дальней окраины своей половины поля через сетку на половину поля команды противника. Один из последних игроков должен поймать мяч и, сделав не более трёх шагов на своей половине площадки, перебросить его через сетку обратно на половину поля первой команды. Один из игроков первой команды также должен поймать мяч и, сделав не более трёх шагов, перебросить его на половину поля команды соперника. И так далее до тех пор, пока мяч не упадёт на землю, тогда бросившей мяч команде засчитывается одно очко. В этой игре, как в волейболе, игроки перемещаются по площадке в следующую зону по часовой стрелке после выигрыша подачи. После 15 очков команды меняются сторонами поля, и разыгрывается вторая партия. Если результат двух партий 1-1, назначается третья партия. А также если мяч попал в сетку, балл не зачисляется. | 10 мин 3 мин. 7 мин. | Броски из-за головы, от плеча, от груди одной и двумя руками Игра до 15-ти очков Бросок после трех шагов, три передачи мяча, подача одной рукой. Переходы по игровым зонам Игра в пионербол по правилам Следить за игровой дисциплиной |
Заключительная часть 5 мин | ||
1.Игра «Запрещенное движение» 2.Построение, подведение итогов, выставление оценок. 3.Организованный уход из зала. | 2-3 мин. 2 мин. 30 сек. | Ученики повторяют за ведущим все движения, кроме одного "запрещенного" (прыжка или, например, хлопка). Общие положительные моменты урока, оценивание работы учащихся Дисциплина – не строевым (обычным шагом) |
Задание 4. (Максимальное количество баллов – 4 балла)
Младшие школьники любят уроки физической культуры. Этот период — один из самых эффективных для формирования привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. При этом большая потребность младших школьников в двигательной активности (желание бегать, прыгать) вызывает определенные трудности у учителя во время проведения урока физкультуры.
В рамках недели методического мастерства Вам необходимо провести мастер-класс для коллег: «Особенности проведения уроков физической культуры в 1 классе».
Вопросы:
1. Опишите гигиенические требования, которые необходимо учитывать учителю физкультуры при построении двигательного режима учеников 1 класса.
2. Поясните специфику применения наглядного, словесного и фронтального методов на уроке физкультуры в 1 классе.
3. Исходя из четырёх частной структуры урока, отразите методические особенности построения урока физкультуры в 1 классе каждой части. Ответ представьте в виде таблицы.
При построении двигательного режима ученика 1 класса основываются на следующих гигиенических требованиях:
а) оптимальная продолжительность различных видов деятельности, их рациональное чередование и постоянная регулярность;
б) достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
в) регулярное питание;
г) гигиенически полноценный сон.
На уроках физкультуры применяются традиционные дидактические методы:
В
словесных методах часто используются
- объяснения, когда идет сообщение нового материала или дополнения к технике элементов.
- пояснения и комментарии при выполнении учениками отдельных элементов техники, для исправления ошибок и неточностей. Главное требование: конкретность и точность пояснений. При правильном выполнении упражнений комментарий играет роль поощрения интереса к занятию, повышения мотивации на учебу.
- Рассказ, беседа проводится при изучении инструкции по технике безопасности. Диалог помогает активизации студентов на освоение данного материала.
- Лекции проводятся при сообщении теоретических сведений.
Не имитационные методы активного обучения лекция-диалог. Она предполагает подачу материала через серию вопросов, на которые ученики должны получить ответы в ходе лекции. Например, при изучении темы «Профилактические и реабилитационные мероприятия по ФК» ученикам дается выбор средств восстановления после тренировок или травм, а они решают какие подходят лучше к конкретному случаю.
- Для повышения активности деятельности учеников на занятиях применяются следующие словесные методы:
1) команды: для перестроений и построений, движений по залу.
2) указания (методические и организационные)
3) подсчет: для проведения упражнений разминки на месте и в ходьбе.
№ п/п | Структура урока, её часть | Задачи урока | Средства обучения |
1 | Вводная | - Организовать детей - Привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям - Создать необходимую эмоциональную настроенность | - ознакомление с планом урока - строевые упражнения (построения, перестроения) |
2 | Подготовительная | - подготовка тех мышечных групп, которые будут участвовать в решении двигательных задач основной части урока; - обеспечение решения специфических задач основной части урока; - формирование установки учащихся на активную познавательную деятельность. | - различного рода передвижения: ходьба мягким, острым, обычным, высоким и пружинящим шагом, с перекатом с пятки на носок, другими способами; бег разной интенсивности, подскоки, их сочетания, танцевальные движения, выполняемые в рамках постепенно повышающихся, но относительно умеренных нагрузок; - подводящие и подготовительные упражнения; - упражнения на развитие подвижности в суставах, быстроты, выносливости и скоростно-сил |
3 | Основная | - формирование и поддержание хорошей осанки занимающихся в процессе выполнения сложных упражнений, закаливание организма; - формирование и совершенствование двигательных умений и навыков; - обучение умению применять приобретенные навыки и качества в условиях жизни, спортивной и трудовой деятельности; - общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; - воспитание морально-волевых и нравственных качеств (трудолюбие, честность, смелость, решительность, взаимопомощь и др.). - обучение правильной технике выполнения упражнений; | - разнообразные виды физических упражнений, которые обеспечивают эффективное решение поставленных задач; - упражнения в лазанье, равновесии, висах; - Акробатические упражнения; - основные, подводящие и подготовительные упражнения общей и специальной физической подготовки; - спортивные, подвижные и народные игры; - упражнения с отягощениями; - ОРУ повышенной интенсивности. |
4 | Заключительная | - снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц; - постепенное приведение организма учащихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и психической напряженности); - снижение активности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем до нормы; - регулирование эмоционального состояния; - подготовка учащихся к последующей за уроком деятельности (организация внимания, дисциплины, собранности, напоминание о санитарно-гигиенических требованиях и т.п.). - организованное завершение занятия | - различные варианты передвижений с постепенным снижением темпа; - бег низкой интенсивности, ходьба - упражнения на восстановление дыхания - упражнения на расслабление мышц; - упражнения на внимание, координацию; |
Ответ: Двигательный режим ученика 1 класса.
При построении двигательного режима ученика 1 класса основываются на следующих гигиенических требованиях: а) оптимальная продолжительность различных видов деятельности, их рациональное чередование и постоянная регулярность; б) достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; в) регулярное питание; г) гигиенически полноценный сон.
2. Поясните специфику применения наглядного, словесного и фронтального методов на уроке физкультуры в 1 классе.
Ответ: На уроках физкультуры применяются традиционные дидактические методы:
- словесные
- наглядные
- практического упражнения
1. В словесных методах часто используются
- объяснения, когда идет сообщение нового материала или дополнения к технике элементов.
- пояснения и комментарии при выполнении студентами отдельных элементов техники, для исправления ошибок и неточностей.
Главное требование: конкретность и точность пояснений.
При правильном выполнении упражнений комментарий играет роль поощрения интереса к занятию, повышения мотивации на учебу.
- Рассказ, беседа проводится при изучении инструкции по технике безопасности. Диалог помогает активизации студентов на освоение данного материала.
- Лекции проводятся при сообщении теоретических сведений.
Не имитационные методы активного обучения лекция-диалог. Она предполагает подачу материала через серию вопросов, на которые студенты должны получить ответы в ходе лекции. Например, при изучении темы «Профилактические и реабилитационные мероприятия по ФК» студентам дается выбор средств восстановления после тренировок или травм, а они решают какие подходят лучше к конкретному случаю.
- Для повышения активности деятельности студентов на занятиях применяются следующие словесные методы:
1) команды: для перестроений и построений, движений по залу.
2) указания(методические и организационные)
3) подсчет: для проведения упражнений разминки на месте и в ходьбе.
Чтобы повысить эмоциональность занятий дается музыкальное сопровождение при проведении разминки.
- Метод проблемного обучения применяется как на теоретических занятиях, так и на практических. Например, на практическом занятии ставится задача: развитие двуглавой мышцы плеча (бицепс), а студенты должны сами выбрать средства её тренировки из предложенных на выбор упражнений.
2. Наглядные методы даются с использование непосредственного и опосредованного показа. Кроме выполнения упражнений преподавателем на уроках физкультуры применяется показ наглядных пособий: карточек, кинограмм, DVD, и видео материалов.
Показ на уроках физкультуры играет особую роль, так как студенты запоминают не то, что слышат, а то, что видят. Поэтому необходимо соблюдать требования к непосредственному показу. Он должен быть правильным, точным и даваться с нужными пространственно-временными характеристиками. Показ преподавателя часто сопровождается словесными комментариями.
3.Очень большая и важная группа методов – это практическое выполнение упражнений. Сколько бы студент не знал и не видел упражнений, если он не будет его выполнять сам, то никогда его не освоит. Все движения нужно прочувствовать через своё тело и только при неоднократном повторении упражнения происходит их заучивание.
Методы практического выполнения упражнений проводятся:
- целостным методом: строго регламентированного упражнения, частично регламентированного упражнения.
- расчлененным упражнение
- игровым методом
-соревновательным методом
Все эти методы применяются нами на уроках физической культуры.
Отличительной чертой является индивидуальный подход к студентам. Это объясняется прежде всего различными уровнями здоровья студентов, их физическими и психическими способностями. Разным уровнем развития физических качеств и техники движений.
Задание 5. (Максимальное количество баллов – 4 балла)
Наиболее благоприятным периодом для развития скоростных способностей у младших школьников считается возраст 7-10 лет.
В целях развития скоростных способностей младших школьников Вам необходимо составить картотеку средств лёгкой атлетики к урокам физкультуры.
Вопросы:
1. Перечислите контрольные упражнения (тесты) для определения комплексного развитие скоростных способностей младших школьников.
2. Проанализируйте применение игрового метода для развития скоростных способностей младших школьников в сравнении с методом строго регламентированного упражнения. Ответ представьте в виде таблицы.
Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей делятся па четыре группы:
1) для оценки быстроты простой и сложной реакции;