Файл: Тема Основы организации бухгалтерского учета в бюджетной системе рф.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учет и отчетность в бюджетных организациях
Слайд 1
Тема 1. Основы организации бухгалтерского учета в бюджетной системе РФ
Создание и деятельность бюджетных организаций регламентируются
Федеральным законом
№ 7-ФЗ от 12.01.1996 "О некоммерческих организациях". Разберем понятие «бюджетная организация».
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
Также бюджетное учреждение может быть создано муниципальным образованием.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности. Предмет и цели определены в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами.
Государственные задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Важно понимать, что:
- государственное муниципальное задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
- имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
- собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
- бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;

- бюджетное учреждение не должно распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом. То есть тем имуществом, которое закреплено за собственником или приобретено за счет выделенных собственником средств.
Слайд 2
Отметим, что бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного муниципального задания.
Порядок формирования государственного задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:
1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта
Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта
Российской Федерации;
3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. При этом финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества.
Бюджетные организации – это организации, которые не ставят целью своей деятельности извлечение прибыли. Они создаются для решения социально значимых задач.
Деятельность бюджетных учреждений прозрачна и осуществляется строго в соответствии с уставными целями. Бюджетные организации также могут осуществлять деятельность, приносящую доход. Но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. То есть бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности за плату.


Слайд 3
Под формированием бюджетного бухгалтерского учета следует понимать систему осуществления учетного процесса для получения информации. Следует отметить, что информация должна быть достоверной и своевременной. Бухгалтерская информация должна содержать сведения об актах деятельности бюджетного учреждения. А также информацию о реализации контроля за целесообразным использованием ресурсов.
Формирование бюджетного бухгалтерского учета содержит четыре направления:

первичный учет и документооборот;

инвентаризацию;

формы бухгалтерской отчетности;

формы организации учетно-вычислительных работ.
Функции по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях выполняет непосредственно главный бухгалтер.
Либо централизованная бухгалтерия, возглавляемые главным бухгалтером. Бухгалтерия занимается обработкой документов, производит ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах, которые служат базисом при формировании отчетности.
Главный бухгалтер несет ответственность за ведение учета. Главный бухгалтер может корректировать должностные инструкции работников бухгалтерии. Имеет полномочия участвовать в подборе и расстановке материально ответственных лиц. Отметим, что служащие бухгалтерии и материально ответственные лица могут быть приняты и уволены с работы с согласия главного бухгалтера.
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях осуществляется в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерского учета. При этом существует ряд особенностей ведения бухгалтерского учета. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности. Но, лишь постольку, поскольку это служит
достижению целей, ради которых оно создано, а также что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Слайд 4
Наиболее распространенная структура бухгалтерии бюджетного учреждения отображена на слайде 4.
Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета. Лицевые счета должны быть открыты в финансовом органе субъекта
Российской
Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской
Федерации, муниципальное образование.
Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного бессрочного пользования.
Отметим тот момент, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом. Здесь следует понимать движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет весьма затруднено.
Слайд 5
Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды такого имущества могут определяться:
1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию;


2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти в отношении бюджетных учреждений субъекта
Российской Федерации;
3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
К особо ценному движимому имуществу можно отнести имущество, балансовая стоимость которого находится в интервале от 200 тыс. рублей до
500 тыс. рублей. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа. То есть тех лиц, которые осуществляют функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях. Также они не могут совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного муниципального задания может происходить в одном случае. Если в течение срока выполнения такого задания происходит изменение непосредственно самого государственного муниципального задания.
Слайд 6
Рассмотрим общие требования к ведению бухгалтерского учета в бюджетных организациях.
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях ведется в соответствии с:

Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 № 402-ФЗ;


Положениями по бухгалтерскому учету;

Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.00 № 94н.
Ежегодно формируется и утверждается учетная политика для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета.
Учетная политика
– это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.
Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:
1) изменении требований, установленных законодательством Российской
Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами;
2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
Слайд 7
В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской финансовой отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером.
При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета;



формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

способы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями.
Слайд 8
Учетная политика организации должна обеспечивать:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности - требование полноты;

своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности
- требование своевременности;

большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов
-требование осмотрительности;

отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания. Требование приоритета содержания перед формой;

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
Требование непротиворечивости;

рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации. Требование рациональности.
Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией.
Слайд 9
Бюджетные организации представляют налоговую отчетность на общих условиях. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» применим к бюджетным учреждениям. В данном законе находят отражение основные принципы и правила ведения бухучета в России.
Нормативным правовым актом, который регламентирует бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, выступает
Единый план счетов и инструкция к нему. Единый план счетов для бюджетных организаций регламентируется приказом Минфина России от
16.12.2010 № 174н.
Плану счетов бюджетного учета необходимо уделить особое внимание.
Это сгруппированный реестр счетов, которые имеют нумерацию в определенном порядке. План счетов является единым, а также консолидирует ведение учета органами, отвечающих за организацию исполнения бюджетов.
В план счетов бюджетной организации входит пять разделов, а также забалансовые счета. Счета бюджетного учета можно классифицировать по:

экономическому содержанию;

отношению к балансу;

включению в баланс.
Счета в бюджетном учете могут быть только активными или только пассивными. Активные счета являются бюджетными счетами. На них производится учет средств бюджетных учреждений, то есть активы организации. К пассивным счетам относятся счета учета бюджетной организации. На них мы сможем увидеть источники создания средств организации. Главный принцип формирования отдельного счета состоит в однородности объектов, принимаемых к учету.


Слайд 10
Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.
Базисом учета в бюджетной организации служит бюджетная классификация. Она нужна для того, чтобы можно было сопоставить бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ. Она используется для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.
На основе бюджетной классификации разработаны счета бухучета в бюджетных учреждениях. Структура номера счета бюджетного учета построена по каталожному принципу.
При формировании кода бюджетной классификации Российской
Федерации:

используется единая разрядность двадцатизначная для кода классификации доходов бюджетов, кодов классификации расходов бюджетов. А также кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;

обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также показателей бюджетов муниципальных образований;

обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.
Слайд 11
Коды бюджетной классификации содержат 20 разрядов. Номер счета бухгалтерского учета содержит 26 разрядов.

Не все счета Плана счетов бюджетного учета предназначаются для применения на уровне бюджетного учреждения. Поэтому следует создавать рабочий план счетов и утвердить его собственным приказом «Об учетной политике». В таком плане будут иметь отражение только те синтетические и аналитические счета, которые необходимы определенному получателю бюджетных средств.
Конечно есть схожесть бюджетного и бухгалтерского учета, но также есть и значительные отличия:
1) к коммерческим организациям не относятся нормы Бюджетного кодекса
Российской Федерации;
2) бюджетные учреждения не используют в своей работе Положения по бухгалтерскому учету, которые применяют большое количество коммерческих фирм;
3) коммерческий учет и бюджетный учет ведутся по разным инструкциям
Минфина России и разным Планам счетов.
Бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.
Бухгалтерская отчетность составляется учреждениями на следующие даты:

квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;

годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.
Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных учреждений первым отчетным годом считается период с даты их регистрации.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения.
Слайд 12
Бухгалтерская отчетность представляется учреждением в орган государственной власти, осуществляющий в отношении учреждения функции учредителя. Либо по решению финансового органа публично- правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется