Файл: Ценовой дискриминации интересна и актуальна в настоящий момент. Дело в том, несмотря на негативные черты, ценовая дискриминация имеет ряд неоспоримых преимуществ. Если рассматривать функционирование экономики страны, можно заключить, что одними из ключевы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы ценовой дискриминации в экономике……………...5

1.1 Сущность ценовой дискриминации…………………………………...5

1.2 Ценовая дискриминации и рыночная власть…………………………7

1.3 Условия и ограничения практического применения ценовой дискриминации……………………………………………………………………9

1.4 Классификация ценовой дискриминации и ее инструменты………12

1.5 Отраслевые особенности применения ценовой дискриминации….15

2. Применение ценовой дискриминации на практике ………………………..18

2.1 Практика ценовой дискриминации в России………………………..18

2.2 Ценовая дискриминации на примере экономики США……………21

2.3 Проявление ценовой дискриминации на западном рынке…………23

2.4 Государственное регулирование проявления ценовой дискриминации и его эффективность…………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………….29

Список используемой литературы……………………………………………...31

ВВЕДЕНИЕ
Все развитие мировой цивилизации человечества состоит в борьбе в различных сферах жизнедеятельности. Без взаимодействия между людьми невозможно существование экономических отношений, которые в свою очередь подразумевают столкновение различных интересов. А именно это противоборство за обладание необходимыми ресурсами, за получение наиболее выгодных условий хозяйственной деятельности подразумевает под собой конкуренцию.

В настоящее время конкуренция на просторах мировой экономической системы не исчезла, а только принимает различные формы и виды, что говорит нам об актуальности проблемы и по сей день.

Ценовая дискриминации – один из методов конкурентной борьбы, который охватывает все сферы экономики.

Тема ценовой дискриминации интересна и актуальна в настоящий момент. Дело в том, несмотря на негативные черты, ценовая дискриминация имеет ряд неоспоримых преимуществ. Если рассматривать функционирование экономики страны, можно заключить, что одними из ключевых ее звеньев являются уровень развития производительных сил и товарно-денежных отношений.

Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Она является традиционным элементом конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль компании. Поэтому формирование ценовой политики по отношению к товарам и услугам, реализуемым на рынке, является неотъемлемой частью деятельности компаний любой отрасли.


Предмет исследования – причины и последствия ценовой дискриминации.

Объект исследования – ценовая дискриминация в России, США и странах Запада.

Цель курсовой работы – изучить теорию и практику ценовой дискриминации России, США и западных стран.

В связи с поставленной целью необходимо выполнить ряд соответствующих задач:

1) рассмотреть теоретические основы ценовой дискриминации в экономике;

2) изучить применение ценовой дискриминации на практике.

Теоретическую основу работы составили научные труды и исследования специалистов по данному вопросу, такие как Авдашева С.Б., Богданов Д.Д., Зайцева Е.В., Смирнова О.О., Хандус М.Ю. и другие.

В качестве методологической базы дипломной работы использовались:

1) диалектические принципы, позволившие выявить основные характеристики исследуемых явлений и процессов в их взаимосвязи, определить тенденции их становления и развития;

2) системный подход, необходимый для рассмотрения объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

В процессе исследования были применены такие общенаучные методы, как анализ, синтез, исторический метод, метод описания и сравнения.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы.

1. Теоретические основы ценовой дискриминации в экономике
1.1 Сущность ценовой дискриминации
Ценовая дискриминация – это особая ситуация на рынке, когда определенный товар либо услуга продается разным покупателям по разным ценам [12].

Ценовая дискриминация может присутствовать только на рынке несовершенной конкуренции. Это связано с тем, что у монополиста имеется власть над ценой.

Впервые данное понятие появилось в XIX, его использовали в своих трудах Ж. Дюпюи и Д. Ларднеру. Максимальный вклад в развитии понятия «ценовая дискриминация» внесли А. Пигу и Дж. Робинсон [8].

Каждый покупатель может быть подвергнут ценовой дискриминации даже в случае приобретения аналогичного товара. Не смотря на это, следует отметить, что различия цен зависит от желания конкретного продавца, которые должны соответствовать следующим условиям:

1) разные условия доставки товара на рынок;

2) предоставление гарантий;

3) наличие комплектации, которая отличается от прочих;

4) приобретение товара в кредит;

5) гарантированное качество товара.

Указанные условия отвергают формирование ценовой дискриминации. Следовательно, при остальных условиях может появляться ценовая дискриминация. Как правила, условия ценовой дискриминации имеют зависимость от высокоразвитых рыночных отношений.



Следует отметить, что разница в ценах не могут достоверно отражать разницу в произведенных издержках для реализации товара либо услуги. Следовательно, различия в ценах не всегда является ценовой дискриминацией, а равнозначная цена может говорить об ее отсутствии. К примеру, поставка аналогичного товара, но по различным ценам в разные регионы и в разные периоды времени не является ценовой дискриминацией. Но с другой стороны, поставка аналогичного товара для всех разноудаленных потребителей по одной цене может являться ценовой дискриминацией.

Для реализации ценовой дискриминации монополисту необходимы соответствующие условия, а именно:

1) необходимо, чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у различных потребителей была разной;

2) необходимо, чтобы потребители были идентифицируемы;

3) необходимо, чтобы присутствовала невозможность для дальнейшей перепродажи товара [5].

На сегодняшний день дискриминационные цены подразделяются:

1) по группам покупателей, то есть различным группам потребителей аналогичный товар продается по разным ценам;

2) по варианту товаров либо услуг, то есть различные варианты товаров либо услуг продаются по разным ценам, не учитывая разницу в произведенных издержках;

3) по территории, то есть в различных регионах товар может продаваться по разным ценам при аналогичных издержках по доставке;

4) по времени, то есть разные цены на товар могут устанавливаться в зависимости от сезона, месяца, дней недели, а также времени суток.

Стратегия множественности цен компании основывается на том, чтобы для каждой группы покупателей устанавливать максимальную стоимость. В некоторых государствах мира указанная стратегия запрещена. В других странах — предприятия могут реализовывать товары либо услуги по достаточно низким ценам. Данная политика именуется демпингом. Но, все же, множество государств мира стараются ограничивать ввоз товаров по низким ценам, которые могут негативно отразится на национальных производителях.

Предприятие, функционирующее на рынке совершенной конкуренции, не может обладать властью над ценой, оно вынуждено реализовывать товар по цене, которую предлагает рынок.

Предприятие, которое функционирует на рынке несовершенной конкуренции может приобретать некоторую власть над ценой, повышая ее для увеличения своей прибыли [14].


В том случае, если предприятие будет использовать ценовую дискриминацию, его прибыль значительно возрастет. Ценовая дискриминация присутствует там, где предприятие устанавливает различные цены на аналогичный товар для различных потребительских групп. При этом, следует отметить, что разница в стоимости товара не обуславливается различиями в затратах на его реализацию или его качестве.

Наиболее благоприятными условиями для использования ценовой дискриминации присутствуют на рынке услуг либо на рынке материальных товаров в том случае, когда разные рынки расположены друга от друга на достаточно больших расстояниях либо разделены высокими тарифными барьерами.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что ценовая дискриминация является особой ситуацией на рынке, при которой продажа аналогичного товара производится по различным ценам для разных групп потребителей. При этом ценовая дискриминация может присутствовать только на рынке несовершенной конкуренции, поскольку в этом случае монополист имеет возможность воздействовать на цену реализации товара для максимизации своей прибыли.
1.2 Ценовая дискриминации и рыночная власть
Необходимость обладания рыночной властью при ценовой дискриминации является особым направлением в современных исследованиях.

В соответствии с действующим антимонопольным законодательством ценовая дискриминация является нарушением правил конкуренции в случае, если предприятие обладает доминирующим положением. Кроме того, при анализе современных исследований в сфере оценки доминирующего положения предприятия можно выявить соответствие системы регулирования ценовой дискриминации. Чем выше рыночная власть предприятия, тем шире открываются для него возможности в осуществлении ценовой дискриминации.

В.Дж. Баумоль и Д.Г. Свансон в своих работах указывают, что в случае, если рынок является конкурентным, а предприятие не обладает в необходимой мере рыночной властью, то оно не может осуществлять ценовую дискриминацию [20].

Г. Шаффер и З.Дж. Чанг получили аналогичный вывод при изучении модели дилеммы заключенного для оценки возможностей осуществления ценовой дискриминации на олигопольных рынках.

На основании современных исследований в области ценовой дискриминации можно сделать следующие выводы:

1) доказано, что предприятия могут осуществлять ценовую дискриминацию в условиях олигополии в том случае, если присутствует эластичный спрос на товар;

2) возможность использования на рынке монополистической конкуренции ценовой дискриминации является недостаточно изученным вопросом [17].


Кроме того, в исследования представлена возможность осуществления ценовой дискриминации на олигопольных рынках, которая достаточно ограничена в связи с отсутствием достоверной информации о предельных затратах и неявных издержках. В связи с этим в большом количестве работ, которые посвящены оценке воздействия рыночной власти предприятия на возможность реализации ценовой дискриминации.

На основании исследований в области ценовой дискриминации можно сформировать следующие выводы:

1) на рынках олигополии и монополистической конкуренции ценовая дискриминация может идентифицироваться на рынках товаров, услуг;

2) увеличение рыночной концентрации приводит, как правило, к увеличению дисперсии цен на рынке;

3) при уменьшении рыночной концентрации ценовой возможности дискриминации не снижаются в том случае, если у предприятия присутствует возможность дифференциации товаров;

4) предприятие имеет возможность реализовывать ценовую дискриминацию при любой структуре рынка в том случае, если на решения потребителей накладываются дополнительные условия [9].

Таким образом, необходимо сделать вывод, что ценовая дискриминации и рыночная власть взаимосвязаны, другими словами, рыночная власть может существенно ослабить или, наоборот, усилить возможность присутствия на рынке ценовой дискриминации.
1.3 Условия и ограничения практического применения ценовой дискриминации
Для увеличения прибыли монополист имеет возможность использовать ценовую дискриминацию, как уже было сказано ранее. Она заключается в стремлении монополиста максимизировать свою прибыль путем присвоения излишка потребителя.

Для осуществления политики ценовой дискриминации монополистом на рынке должны присутствовать два следующих условия:

1) потребители не могут перепродавать приобретенные блага;

2) продавец должен иметь возможность разделять потребителей на соответствующие группы, учитывая эластичность спроса.

Следует отметить, что далеко не на каждом рынке присутствуют указанные условия для ценовой дискриминации, но, тем не менее, они не являются очень редкими.

На сегодняшний день ценовая дискриминация характерна для следующих сфер жизнедеятельности:

- ЖКХ;

- шоу-бизнес;

- образования;

- здравоохранение и другие [10].

Возможность использования ценовой дискриминации представляет собой важнейший стимул вертикальной интеграции.

Вертикальная интеграция – это степень владения одним холдингом, инфраструктурой, бизнес-процессами в цепочке процессов производства товара либо услуги.