Файл: Ценовой дискриминации интересна и актуальна в настоящий момент. Дело в том, несмотря на негативные черты, ценовая дискриминация имеет ряд неоспоримых преимуществ. Если рассматривать функционирование экономики страны, можно заключить, что одними из ключевы.docx
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) развитие входных барьеров на рынок [6].
К примеру, в антимонопольном праве указано, что поведение участников рынка достаточно сложно подвергнуть какой-либо оценке, как и формирование необходимых условий для осуществления ценовой дискриминации на рынке.
С позиции реализации промышленной политики, в Российской Федерации существуют следующие регулирующие органы ценовой дискриминации:
1) Федеральная служба по тарифам Российской Федерации;
2) Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации.
Федеральная служба по тарифам Российской Федерации ограничивает рыночное поведение предприятий-монополистов с помощью установления тарифов.
Антимонопольное законодательство запрещает действия предприятий, которые находятся в доминирующем положении, учитывая необоснованное установление разных цен на один и тот же товар. Указанные действия подлежат контролю антимонопольными органами.
Но, в целом, методология оценки регулирующего воздействия на реальный сектор экономики является достаточно ограниченным. К примеру, в Законе «О защите конкуренции» запрещается создание дискриминационных условий предприятием, которое занимает доминирующее положение на рынке, при этом некоторые виды дискриминации не раскрываются. Для регулирования всех видов дискриминации применяются другие положения указанного закона [10].
Для поиска необходимых инструментов совершенствования механизма ценовой дискриминации следует изучить систему регулирования ценовой дискриминации в Европейском союзе. При указании запрета на ценовую дискриминацию на практике ее регулирование определяется несколько типов практик ценовой дискриминации, к примеру:
1) скидки определенным потребительским группам;
2) «связные» продажи;
3) установление различных цен внутри и вне группы лиц продавца.
Значительное место в регулировании ценовой дискриминации занимает вопрос воздействия указанных действий на конкуренцию.
Вопросы, связанные с регулирование ценовой дискриминации, прописаны в статье 82 Договора о Евросоюзе. В указанном договоре указано, что запрещены действия субъекта хозяйствования, который занимает доминирующее положение на рынке, заключающиеся в использовании различных условий к операциям обмена, которые могут привести к потере преимуществ. При этом различные методы регулирования ценовой дискриминации основываются на принципе ее осуществления: максимальное снижение потребительского излишка. С момента принятия Договора о Евросоюзе были рассмотрены множество дел о нарушении антимонопольного законодательства в области ценовой дискриминации [8].
Однако практика ЕС регулирования ценовой дискриминации имеет также существенные ограничения. Например, при рассмотрении дел Еврокомиссией не учитывается положительное влияние ценовой дискриминации на экономический рост за счет включения экономических ресурсов. Практика ЕС указывает на то, что применение принципа «a priopri» имеет свои ограничения. Так, отсутствие определенных регуляторами правил, дающих возможность предоставлять скидки на услуги наземного обслуживания в аэропортах, не позволяет в Российской Федерации осуществлять развитие деятельности низкобюджетных авиакомпаний, основной статьей расхода которых является сокращение затрат на обслуживание в аэропорту за счет уменьшения количества услуг и снижения их стоимости.
Таким образом, практика ЕС может быть учтена при совершенствовании системы антимонопольного регулирования ценовой дискриминации в России при учете дополнительных экономических эффектов ее реализации. Так, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства следует рассматривать не только все виды ущерба, но и возможные выгоды, а также системно рассмотреть случаи исключения некоторых видов ценовой дискриминации в рамках осуществления программ развития отдельных регионов или отраслей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ценовая дискриминация является особой ситуацией на рынке, при которой продажа аналогичного товара производится по различным ценам для разных групп потребителей. При этом ценовая дискриминация может присутствовать только на рынке несовершенной конкуренции, поскольку в этом случае монополист имеет возможность воздействовать на цену реализации товара для максимизации своей прибыли.
Ценовая дискриминации и рыночная власть взаимосвязаны, другими словами, рыночная власть может существенно ослабить или, наоборот, усилить возможность присутствия на рынке ценовой дискриминации.
На сегодняшний день существует множество условий и ограничений практического использования ценовой дискриминации. Для каждого государства данные условия и ограничения являются различными в зависимости от направленности экономики государства.
Принято выделять три вида ценовой дискриминации, наиболее распространенной из которых является ценовая дискриминация третьей степени. Дискриминация же первой степени на практике не встречается, поскольку является совершенной ценовой дискриминацией.
Ценовая дискриминация обладает отраслевыми особенностями и для ее эффективной реализации необходимо адаптировать ее к каждому конкретному отраслевому рынку, соблюдая необходимые для этого условия. Ценовая дискриминация в Российской Федерации используется, как правило, в отраслях ТЭКа и на железной дороге. Ценовая дискриминация предприятиями-монополистами осуществляется в соответствии с действующим законодательством, и регулируется Федеральной энергетической комиссией. Механизм ценовой дискриминации в России является специфическим в связи с особенностями отечественного бухгалтерского учета.
Ценовая дискриминация в США основывается на законах Робинсона-Патмана и минимальной цене в зависимости от конкретного штата, что определяет специфику ее механизма.
Проявление ценовой дискриминации на западном рынке является достаточно частым явлением. Юридическая практика западных стран относит ценовую дискриминацию к проявлению недобросовестной конкуренции, запрещая ее. Однако данный запрет относится только к конкурентным рынкам.
В целом, практика ЕС может быть учтена при совершенствовании системы антимонопольного регулирования ценовой дискриминации в России при учете дополнительных экономических эффектов ее реализации. Так, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства следует рассматривать не только все виды ущерба, но и возможные выгоды, а также системно рассмотреть случаи исключения некоторых видов ценовой дискриминации в рамках осуществления программ развития отдельных регионов или отраслей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации принята Всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. 21.07.2014 г.)
2. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 года № 147-ФЗ
3. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 (ред. от 01.05.2017 года) «О защите прав потребителей»
4. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: учебник. – М.: Дело и сервис, 2014. – 332 с.
5. Алексейчева Е.Ю. Экономика организации: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2013. – 356 с.
6. Алкычев А.А. Политика цен и воздействие на экономические процессы // Экономист, 2016. – № 4. – с. 11-14
7. Богданов Д.Д. Регулирование пространственной ценовой дискриминации: российский и международный опыт // Крымский научный вестник, 2016. – № 11. – с. 23-26
8. Гладких И.В. Ценовая стратегия компании: ориентация на потребителя. – СПб: Питер, 2014. – 331 с.
9. Голощапов Н.А. Организация ценообразования на предприятии // Экономист, 2015. – № 7. – с. 12-15
10. Дёмина О.В., Минакир П.А. Дифференциация цен на электроэнергию: роль пространства и институтов // Пространственная экономика, 2015. – № 6. – с. 21-24
11. Есипов В.Е. Цены и ценообразование: учебник. – СПб: Питер, 2014. – 270 с.
12. Зайцева Е.В. Возможность ценовой дискриминации сетевых благ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика, 2016. – № 4. – с. 5-7
13. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2013. – 432 с.
14. Сафрончук М.В. Ценообразование на монопольном рынке: ценовая дискриминация и возможность ее применения // Экономика и управление: проблемы, решения, 2015. – № 10. – с. 33-38
15. Селиверстова П.О. Ценовая дискриминация и ее применение в сфере информационных технологий // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2016. – № 1. – с. 13-16
16. Смирнова О.О. Антимонопольное регулирование ценовой дискриминации в Российской Федерации // В сборнике: Институциональная модернизация регионов: экономические, социальные и управленческие вызовы материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, 2014. – 133 с.
17. Смирнова О.О. Ценовая дискриминация третьего типа: вопросы выявления и регулирования // Научное обозрение, 2015. – № 6. – с. 17-20
18. Управление ценами: учебник / Под ред. Карпова С.В., Русина В.Н., Рожкова И.В. – СПб: Питер, 2012. – 280 с.
19. Хандус М.Ю. Ценовая дискриминация в рыночных условиях // Вопросы экономики и управления, 2014. – № 5. – с. 12-15
20. Худайбердиев Р.А. Ценовая дискриминация на отраслевых рынках в РФ // В сборнике: Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции, 2014. – 176 с.
21. Ценообразование: учебное пособие / Под ред. В.В. Герасименко. – М.: Дело и сервис, 2012. – 447 с.
22. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика: учебник / Под ред. И.Е. Рудаковой. – М.: Феникс, 2013. – 390 с.