Файл: Ценовой дискриминации интересна и актуальна в настоящий момент. Дело в том, несмотря на негативные черты, ценовая дискриминация имеет ряд неоспоримых преимуществ. Если рассматривать функционирование экономики страны, можно заключить, что одними из ключевы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В том случае, если конечный производитель и поставщик промежуточной продукции входят в вертикально интегрированное предприятие, то конечная продукция может быть поставлена по более низкой стоимости, нежели стоимость поставки для «внешних» покупателей.

В том случае, если поставщик и потребитель являются независимыми предприятиями, договор между ними может быть составлен с любым исключением следующих перепродаж.

Основным ограничением такого явления, как ценовая дискриминация, в форме сезонного ценообразования является заменимость услуг в «пиковый» и «мертвый» сезоны. Особенно ярко это может отражаться в деятельности телефонных компаний.

Законом Робинсона-Пэтмана запрещено назначение разных цен при различных продажах «товаров аналогичного качества», если это может привести к существенному ограничению конкуренции либо к попытке создания монополии в определенной части ассортимента продукции. Кроме того, если присутствует какая-либо возможность затруднения либо уничтожения конкуренции лицом, который сознательно пользуется преимуществами ценовой дискриминации [18].

Ценовая дискриминация может быть оправданной в том случае, если будут присутствовать следующие условия:

1) дискриминация осуществляется в отношении портящихся либо выходящих из употребления товаров, либо проводилась в процессе распродажи закрывающегося или обанкротившегося предприятия;

2) были сделаны необходимые скидки с учетом отличий в произведенных издержках либо в объеме поставляемого товара;

3) дискриминация была осуществлена осознанно в качестве ответной меры на снижение цены конкурентом [4].

На практике в западных странах ценовую дискриминацию принято относить к недобросовестной конкуренции, запрещая ее. Но следует отметить, что данный запрет относится исключительно к конкурентным рынкам. На рынках компаний-монополистов ценовая дискриминация не является запрещенной. Проявлением ценовой дискриминации являются официально разрешенные многочисленные тарифы для промышленности и населения, а также большое количество скидок и наценок.

В отечественном практике ценовая дискриминация может быть правомерной в том случае, если будет доказано, что подобные действия способны принести пользу, например, насыщение товарных рынков. Монополист, который использует ценовую дискриминацию, имеет мотивацию для расширения производства, может означать, что его действия не являются противоправными. Следовательно, ему разрешено устанавливать различные цены для каждой группы потребителей, учитывая внешние и внутренние обстоятельства.


Таким образом, необходимо сделать вывод, что на сегодняшний день существует множество условий и ограничений практического использования ценовой дискриминации. Для каждого государства данные условия и ограничения являются различными в зависимости от направленности экономики государства.
1.4 Классификация ценовой дискриминации и ее инструменты
Принято выделять три типа ценовой дискриминации, которые указал в 1920 году Пигу. Рассмотрим их подробнее.

1. Ценовая дискриминация первой степени. Под данным типом дискриминации принято понимать факт продажи монополистом разных единиц выпуска по различным ценам. При этом, следует отметить, что для разных субъектов цены могут отличаться. Данный случай называют совершенной ценовой дискриминацией.

Совершенная ценовая дискриминация подразумевает, что монополист должен знать вкус любого потребителя, а также каждому может предложить персональное предложение. При этом потребительский излишек присваивается монополистом.

Данный вид ценовой дискриминации представляет собой идеализированную модель, следовательно, на практике не встречается.

2. Ценовая дискриминация второй степени. Данный вид дискриминации присутствует в том случае, если монополист продает разные единицы выпуска товаров по различным ценам, но каждый потребитель, который покупает одинаковый объем определенного товара, оплачивает одну и ту же стоимость за него. Следовательно, цены могут различаться для разного количества товаров, но для потребителей. Примером этого могут послужить оптовые скидки.

Ценовая дискриминация второй степени является похожей на ценовую дискриминацию первой степени, но она грубее. Монополисту, использующему ценовую дискриминацию второй степени, ну удастся присвоить весь потребительский излишек, а только определенную его часть.

3. Ценовая дискриминация третьей степени. Под данным видом ценовой дискриминации принято понимать ситуацию, когда монополист реализует выпуск продукции разным потребителям по разным ценам, но при этом каждая отдельная единица товара, продаваемая покупателю, обладает аналогичной стоимостью.

Ценовая дискриминация третьей степени является самой распространенной формой, к примеру, скидки пенсионерам, студентам и тому подобное. То есть монополист имеет возможность изначально разделить потребителей товара на группы, следовательно, цена товара будет различной для каждой потребительской группы, но не будет меняться при приобретение разного объема товара. Подобная ценовая дискриминация также может захватить лишь часть существующего потребительского излишка [11].



Следует отметить, что любая ценовая дискриминация является возможной на рынке при соблюдении следующих условий:

1) предприятие должно иметь необходимую монопольную силу для контролирования производства и ценообразования;

2) должна быть исключена любая вероятность дальнейшей перепродажи товара. В том случае, когда имеется возможность приобрести товар на одной рынке по низкой цене, а в дальнейшем осуществить его перепродажу на другом рынке по высокой цене, то это может привести к изменениям в спросе и предложении, следовательно, формируется выравнивание цен, что в итоге может подорвать ценовую дискриминацию;

3) способность производителя определить собственный сегмент рынка. Множество предприятий периодически используют анализ поведения потребителей, осуществляя их классификацию по следующим признакам:

- характер работы;

- доход;

- пол;

- возраст;

- семейное положение;

- место жительства и многое другое [7].

Данная классификация может помочь предприятию выделить соответствующие потребительские группы, каждая из которых готова приобретать товар по определенной цене.

Целью ценовой дискриминации любой степени является перевод потребительского излишка в доход предприятия.

При этом величина рыночного предложения равна величине конкурентного предложения, хоть и совокупная величина потребительского излишка переходит предприятию, который использует ценовую дискриминацию.

Следующим способом ценовой дискриминации является система двухчастного тарифа. Рассмотрим пример данной системы. Если монополист осведомлен об индивидуальных функциях спроса всех потребителей товара, а также может исключить любой арбитраж, то оплата стоимости формируется из следующих частей:

1) аккордный фиксированный взнос за право приобретения товара;

2) стоимость за каждую дополнительную единицу товара.

Монополист, который максимизирует свою прибыль, устанавливает цену на уровне предельных издержек производства товара и аккордный фиксированный взнос, который равен объему потребительского излишка.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что на сегодняшний день выделяют три вида ценовой дискриминации, наиболее распространенной из которых является ценовая дискриминация третьей степени. Дискриминация же первой степени на практике не встречается, поскольку является совершенной ценовой дискриминацией.


1.5 Отраслевые особенности применения ценовой дискриминации
На практике осуществлять ценовую дискриминацию могут только предприятия-монополисты, поскольку только они могут устанавливать и контролировать цены.

На рынке совершенной конкуренции может формироваться единая цена на товар, следовательно, предприятие не имеет возможность осуществлять контроль над ценой. В связи с этим ценовая дискриминация не может присутствовать на рынке.

Предприятие-монополист может использовать ценовую дискриминацию в случае максимизации своей прибыли. Дискриминационные цены могут быть использованы для увеличения масштабов производства, формируя при этом значительную экономию.

В связи с тем, что предприятие в условиях несовершенной конкуренции обладает рыночной властью, увеличение объема продаж является возможным при условии снижения стоимости единицы товара.

Функция спроса отдельного предприятия не является абсолютно эластичной. Потребительский излишек, полученный путем продажи дополнительной единицы товара, может отражать два следующих эффекта:

1) увеличение выручки от продажи дополнительной единицы товара;

2) снижение средней выручки на весь предыдущий объем выпуска [16].

В том случае, если предприятию удалось снизить стоимость только одной дополнительной единицы выпуска, не снижая стоимость других единиц, ее прибыль может значительно увеличится.

Методы ценовой дискриминации необходимы для разграничения существующего выпуска продукции, а также дополнительных продаж для получения дополнительной прибыли.

Но, следует отметить, что на практике ценовую дискриминацию осуществить не так уж просто. Для эффективности ценовой дискриминации необходимо обеспечение следующих условий:

1) наличие у предприятия рыночной власти;

2) способность предприятия выделить одну потребительскую группу от другой согласно отличиям в готовности потребителей платить определенную цену за товар;

3) способность предприятия исключить арбитраж, то есть последующую перепродажу товара по более высокой стоимости с целью получения прибыли [9].

В том случае, когда предприятие осуществляет разделение рынка с помощью ценовой дискриминации на отдельные секторы с различной ценовой эластичностью спроса, и, следовательно, устанавливает различный ценовой спектр по потребительским группам, у потребителей с низкой ценовой эластичностью может возникнуть соблазн арбитража. Следовательно, потребительский излишек переходит не предприятию, а потребителям, которые осуществляют арбитраж.


Для исключения арбитража предприятию необходимо создать искусственные барьеры, которые, в свою очередь, могут возникать благодаря действию следующих факторов:

1) существенные транзакционные издержки перепродажи могут предотвратить арбитраж, то есть потенциальную выгоду потребитель может потерять на транзакционных издержках;

2) вертикальная интеграция и вертикальные ограничения;

3) специальные качества продукции, то есть для исключения арбитража предприятие может придавать товарам особые характеристики, которые существенно снижают возможность поиска потенциальных покупателей для последующей перепродажи;

4) особые формы договоров на продажу. Предприятие, которое реализует продукцию крупными партиями, может продавать не товар, а варрант, то есть ценную бумагу, которая удостоверяет право покупателя на конкретную партию продукта;

5) специальный вид товара. Услуги, в отличие от продукта, не могут подлежать арбитражу [5].

Данный факт предоставляет возможность поставщикам услуг осуществлять более активную ценовую дискриминацию в сравнении с поставщиками продуктов.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что ценовая дискриминация обладает отраслевыми особенностями и для ее эффективной реализации необходимо адаптировать ее к каждому конкретному отраслевому рынку, соблюдая необходимые для этого условия.

2. Применение ценовой дискриминации на практике
2.1 Практика ценовой дискриминации в России
В реальной экономике предприятие, как правило, придерживается бизнес-стратегий, которые направлены на установление стоимости разным потребительским группам.

Рассмотрим практику ценовой дискриминации в российской экономике на примере топливно-энергетического комплекса.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является сложной системой, которая включает совокупность процессов по добыче, преобразованию и потреблению энергетических ресурсов.

Топливно-энергетический комплекс является основанием отечественной экономики. На сегодняшний день на долю топливно-энергетического комплекса приходится две трети всех неплатежей. С момента начала платежного кризиса топливно-энергетический комплекс осуществляет безвозмездную дотацию других отраслей экономики [12].

Даже при низкой инфляции в экономике кризис платежей не исчезал в ТЭКе. Если брать в учет фактор времени, то необходимо сделать вывод, что чем дольше покупатель задерживает оплату полученного товара, тем меньше фактически платит за данный товар. Топливно-энергетический комплекс продолжает мириться этим, осуществляя поиск минимизации убытков, поскольку ценовая дискриминация предоставляет возможность формировать различные схемы, приносящие относительные выгоды продавцу.