Файл: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям Государственное и муниципальное управление.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Бюджет выполняет следующие задачи:

1) перераспределение национального дохода;

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

11. Принципы построения бюджетной системы

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

единства бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

самостоятельности бюджетов;

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

сбалансированности бюджета;

результативности и эффективности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

прозрачности (открытости);

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств;

подведомственности расходов бюджетов;

единства кассы.


  1. Бюджетное устройство и бюджетная система


Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В этих государствах местные бюджеты своими расходами и доходами не входят в государственный бюджет.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из 3-х звеньев:

·государственный бюджет или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;

·бюджеты членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, субьектов федерации в России);

·местные бюджеты.

В федеративных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в Федеральный бюджет.

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Государственная бюджетная система РФ состоит из 3-х звеньев и включает:

·республиканский (федеральный бюджет);

·республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области;


·около 29 тыс. Местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Консолидированный бюджет РФ - это свод федерального бюджета и бюджетов Федерации, т.е. бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. Этот бджет используется для анализа показателей бюджетной системы, в частности при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований. Данный бюджет не утверждается законодательным органом власти.

Советы министров республик в составе РФ, исполнительные органы субьектов Федерации также составляют консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.

Бюджетная система строится в соответствии с рядом принципов

Единство - обеспечивается единой  правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой.

Полнота - означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в полном обьеме.

Реальность - это правдивость бюджетных показателей.

Гласность означает, что утвержденные бюджеты, отчеты об их исполнении, сводный отчет консолидированного бюджета РФ, консолидированные бюджеты территорий, а также Бюджетное послание Президента РФ должны обязательно  быть опубликованы.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. К собственным источникам относятся закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета, отчисления по регулирующим доходам, дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно правительственными органами субъектов Федерации и местными органами самоуправления.


  1. Бюджетная классификация


По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная классификация - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоения кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с Бюджетным кодексом РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

Характер группировок и принципы их построения определяются социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления. Регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат - обязательное условие функционирования и эффективности всего бюджетного процесса. Это, в частности, достигается группировкой доходов и расходов бюджета на условиях, обеспечивающих возможность объединения ряда отдельных видов поступлений и затрат, позволяет осуществлять финансовый контроль в народном хозяйстве и обеспечивать соблюдение бюджетной дисциплины.

В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок - одно из важнейших требований, предъявляемых к бюджетной классификации.

Значение бюджетной классификации заключается в том, что умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов. Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей дают возможность делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов, сосредоточения основных денежных ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития.

Детализация, группировка доходов и расходов облегчают проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений территориальных бюджетов за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.

Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств и использованием их по целевому назначению. Классификация дает возможность сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, контролю за выполнением финансовых планов. В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.


Таким образом, бюджетная классификация необходима органам государственного управления и местного самоуправления для:

бюджетного планирования;

управления процессом исполнения бюджетов;

ведения бюджетного учета;

составления бюджетной отчетности;

осуществления бюджетного контроля;

анализа составления и исполнения бюджетов.

Бюджетная классификация обязательна для всех бюджетов бюджетной системы и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными БК РФ.

Согласно БК РФ бюджетная классификация включает:

классификацию доходов бюджетов;

классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

классификацию операций публично-правовых образований (далее – классификация операций сектора государственного управления).

Для фиксирования бюджетных показателей каждому из них устанавливается определенное место в коде бюджетной классификации. Код бюджетной классификации - агрегированный многоразрядный код, обозначающий определенную группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ.


  1. Межбюджетные отношения


Эта тема совершенно уникальна, потому что здесь мы сталкиваемся с совершенно особенными субъектами – субъектами межбюджетных отношений являются ППО. Ни в одной другой отрасли права не существует такой конструкции так, как мы это видим в Финансовом праве.

Гл. 16 БК РФ. Она называется «межбюджетные трансферты», но на самом деле речь идет не только о бюджетных средствах, которые передаются.

В то же время мы понимаем, что публично-правовые образования все равно участвуют в этих отношениях через свои органы. ППО – это фикция, которая материализуется именно через действие своих органов. Но мы должны четко понимать, что действие органов в данном случае осуществляется от имени ППО, т. е. мы имеем дело с уполномоченными органами. Особенность межбюджетных отношений в том, что эти органы действуют не изолированно, а в системе. В рамках бюджетного процесса они действуют как система и без действия одного органа другим органам невозможно принять решение. (например, субсидии получаются на основании не решения одного органа, а нескольких органов). Права и обязанности реализуются благодаря действиям совокупности органов.

Как только эта система распадается, возникает вопрос об ответственность. К кому может быть применена ответственность,
если субъект РФ не получил субсидию, несмотря на то, что она предусмотрена в законе о бюджете? Вопрос об ответственности повисает в воздухе.

Последней особенностью являются способы защиты нарушенных прав. Возможна ли судебная защита в случае такого нарушения? Здесь скорее больше вопросов, чем ответов.

Определение ВАС РФ. Суть спора заключалась в том, что администрация городского округа г. Рыбинск обратилась в АС к департаменту финансов Ярославской области с иском о взыскании 10 000 000, не перечисленных в бюджет городского округа в качестве субсидии. Суд принял дело к рассмотрению. Чем закончилось – все три суда прекратили дело со ссылкой на то, что глава 16 регулирует межбюджетные отношения, а такого рода споры не подведомственны арбитражным судам. Суды общей юрисдикции отказать с таким обоснованием не смогут.

Практика, которую демонстрируют суды общей юрисдикции не имеет никакого единообразия. Каждый раз суды общей юрисдикции ищут способ отказать заявителю и уйти от рассмотрения дела по существу.

Если эти споры не подлежат рассмотрению в суде, то каким образом они могут быть разрешены? Правовым способом эти споры не разрешаются никак – никаких законно установленных процедур не существует. На сегодняшний день эта ситуация ответа не имеет.

Зарубежный опыт дает два примера способов разрешения таких споров

  1. Создание специализированных судов (финансовые суды (ФРГ))

  2. Специальный орган (административная палата – квазисудебный орган, это исполнительный орган, наделенный юрисдикционными полномочиями (Франция)).

Межбюджетные отношения – отношения между ППО по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации осуществления бюджетного процесса максимально широкий спектр отношений закладывается в это понятие.

Но если мы посмотрим на гл. 16, то видим, что на самом деле круг этих отношений гораздо уже и предмет гораздо определеннее – это отношения между ППО в связи с предоставлением межбюджетных трансфертов.

Если предметом является предоставление, соответственно, у нас возникают два участника этих отношений – ППО, предоставляющее, и ППО, получающее.

Межбюджетные отношения осуществляются между (возникают не потому, что они хотят этого, а потому что основания их возникновения содержатся в БК, т. е. никаких иных оснований, которые указаны в БК, быть не может):

  1. РФ и субъектами РФ

  2. Субъектами РФ и муниципальными районами

  3. Субъектами РФ и городскими районами

  4. Субъектами РФ и поселениями

  5. Субъектами РФ и внутригородскими территориальными образованиями (в Москве и Санкт-Петербурге)

  6. Муниципальными районами и поселениями

  7. Российской Федерацией и ЗАТО

  8. РФ и г. Байконур.