Файл: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям Государственное и муниципальное управление.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бюджет выполняет следующие задачи:
1) перераспределение национального дохода;
2) государственное регулирование и стимулирование экономики;
3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;
4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
11. Принципы построения бюджетной системы
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета;
результативности и эффективности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
прозрачности (открытости);
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов;
единства кассы.
-
Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В этих государствах местные бюджеты своими расходами и доходами не входят в государственный бюджет.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из 3-х звеньев:
·государственный бюджет или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;
·бюджеты членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, субьектов федерации в России);
·местные бюджеты.
В федеративных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в Федеральный бюджет.
Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
Государственная бюджетная система РФ состоит из 3-х звеньев и включает:
·республиканский (федеральный бюджет);
·республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области;
·около 29 тыс. Местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Консолидированный бюджет РФ - это свод федерального бюджета и бюджетов Федерации, т.е. бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. Этот бджет используется для анализа показателей бюджетной системы, в частности при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований. Данный бюджет не утверждается законодательным органом власти.
Советы министров республик в составе РФ, исполнительные органы субьектов Федерации также составляют консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.
Бюджетная система строится в соответствии с рядом принципов
Единство - обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой.
Полнота - означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в полном обьеме.
Реальность - это правдивость бюджетных показателей.
Гласность означает, что утвержденные бюджеты, отчеты об их исполнении, сводный отчет консолидированного бюджета РФ, консолидированные бюджеты территорий, а также Бюджетное послание Президента РФ должны обязательно быть опубликованы.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. К собственным источникам относятся закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета, отчисления по регулирующим доходам, дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно правительственными органами субъектов Федерации и местными органами самоуправления.
-
Бюджетная классификация
По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная классификация - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоения кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с Бюджетным кодексом РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.
Характер группировок и принципы их построения определяются социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления. Регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат - обязательное условие функционирования и эффективности всего бюджетного процесса. Это, в частности, достигается группировкой доходов и расходов бюджета на условиях, обеспечивающих возможность объединения ряда отдельных видов поступлений и затрат, позволяет осуществлять финансовый контроль в народном хозяйстве и обеспечивать соблюдение бюджетной дисциплины.
В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок - одно из важнейших требований, предъявляемых к бюджетной классификации.
Значение бюджетной классификации заключается в том, что умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов. Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей дают возможность делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов, сосредоточения основных денежных ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития.
Детализация, группировка доходов и расходов облегчают проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений территориальных бюджетов за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.
Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств и использованием их по целевому назначению. Классификация дает возможность сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, контролю за выполнением финансовых планов. В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.
Таким образом, бюджетная классификация необходима органам государственного управления и местного самоуправления для:
бюджетного планирования;
управления процессом исполнения бюджетов;
ведения бюджетного учета;
составления бюджетной отчетности;
осуществления бюджетного контроля;
анализа составления и исполнения бюджетов.
Бюджетная классификация обязательна для всех бюджетов бюджетной системы и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными БК РФ.
Согласно БК РФ бюджетная классификация включает:
классификацию доходов бюджетов;
классификацию расходов бюджетов;
классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
классификацию операций публично-правовых образований (далее – классификация операций сектора государственного управления).
Для фиксирования бюджетных показателей каждому из них устанавливается определенное место в коде бюджетной классификации. Код бюджетной классификации - агрегированный многоразрядный код, обозначающий определенную группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ.
-
Межбюджетные отношения
Эта тема совершенно уникальна, потому что здесь мы сталкиваемся с совершенно особенными субъектами – субъектами межбюджетных отношений являются ППО. Ни в одной другой отрасли права не существует такой конструкции так, как мы это видим в Финансовом праве.
Гл. 16 БК РФ. Она называется «межбюджетные трансферты», но на самом деле речь идет не только о бюджетных средствах, которые передаются.
В то же время мы понимаем, что публично-правовые образования все равно участвуют в этих отношениях через свои органы. ППО – это фикция, которая материализуется именно через действие своих органов. Но мы должны четко понимать, что действие органов в данном случае осуществляется от имени ППО, т. е. мы имеем дело с уполномоченными органами. Особенность межбюджетных отношений в том, что эти органы действуют не изолированно, а в системе. В рамках бюджетного процесса они действуют как система и без действия одного органа другим органам невозможно принять решение. (например, субсидии получаются на основании не решения одного органа, а нескольких органов). Права и обязанности реализуются благодаря действиям совокупности органов.
Как только эта система распадается, возникает вопрос об ответственность. К кому может быть применена ответственность,
если субъект РФ не получил субсидию, несмотря на то, что она предусмотрена в законе о бюджете? Вопрос об ответственности повисает в воздухе.
Последней особенностью являются способы защиты нарушенных прав. Возможна ли судебная защита в случае такого нарушения? Здесь скорее больше вопросов, чем ответов.
Определение ВАС РФ. Суть спора заключалась в том, что администрация городского округа г. Рыбинск обратилась в АС к департаменту финансов Ярославской области с иском о взыскании 10 000 000, не перечисленных в бюджет городского округа в качестве субсидии. Суд принял дело к рассмотрению. Чем закончилось – все три суда прекратили дело со ссылкой на то, что глава 16 регулирует межбюджетные отношения, а такого рода споры не подведомственны арбитражным судам. Суды общей юрисдикции отказать с таким обоснованием не смогут.
Практика, которую демонстрируют суды общей юрисдикции не имеет никакого единообразия. Каждый раз суды общей юрисдикции ищут способ отказать заявителю и уйти от рассмотрения дела по существу.
Если эти споры не подлежат рассмотрению в суде, то каким образом они могут быть разрешены? Правовым способом эти споры не разрешаются никак – никаких законно установленных процедур не существует. На сегодняшний день эта ситуация ответа не имеет.
Зарубежный опыт дает два примера способов разрешения таких споров
-
Создание специализированных судов (финансовые суды (ФРГ)) -
Специальный орган (административная палата – квазисудебный орган, это исполнительный орган, наделенный юрисдикционными полномочиями (Франция)).
Межбюджетные отношения – отношения между ППО по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации осуществления бюджетного процесса максимально широкий спектр отношений закладывается в это понятие.
Но если мы посмотрим на гл. 16, то видим, что на самом деле круг этих отношений гораздо уже и предмет гораздо определеннее – это отношения между ППО в связи с предоставлением межбюджетных трансфертов.
Если предметом является предоставление, соответственно, у нас возникают два участника этих отношений – ППО, предоставляющее, и ППО, получающее.
Межбюджетные отношения осуществляются между (возникают не потому, что они хотят этого, а потому что основания их возникновения содержатся в БК, т. е. никаких иных оснований, которые указаны в БК, быть не может):
-
РФ и субъектами РФ -
Субъектами РФ и муниципальными районами -
Субъектами РФ и городскими районами -
Субъектами РФ и поселениями -
Субъектами РФ и внутригородскими территориальными образованиями (в Москве и Санкт-Петербурге) -
Муниципальными районами и поселениями -
Российской Федерацией и ЗАТО -
РФ и г. Байконур.