Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 541
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Раздел 2. АНТИЧНАЯ (ГРЕКО-РИМСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ
Раздел 3. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ
Часть II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Раздел 4. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЙСКОГО МИРА
Раздел 5. ФИЛОСОФИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА
Раздел 6. ФИЛОСОФИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРА
Часть III. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Раздел 7. ФИЛОСОФИЯ XVII—XVIII вв.
Раздел 8. ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX вв.
Часть IV. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ (XIX-XX вв.)
Раздел 9. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
Раздел 10. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Раздел 11 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ X-XIX вв.
24.2. Анархизм
Термин «анархизм», происходящий от греч. «безначалие», «безвластие», стал в середине XIX в. обозначать идейное течение, в котором главной причиной социального неравенства, несправедливости, эксплуатации человека человеком и т.п. считалось государство — независимо от типа государства и формы правления. К сторонникам анархизма причисляли себя различные европейские мыслители, такие как П.Ж. Прудон, М. Штирнер и др. Однако крупнейшими теоретиками анархизма и его безусловными лидерами стали русские мыслители М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин.
Таблица 122. Анархизм и марксизм о государстве
Проблемы | Анархизм | Марксизм |
Сущность государства | государство — это аппарат насилия, орудие угнетения народа | государство — это аппарат насилия, орудие господствующих классов для угнетения эксплуатируемых |
Возникновение государства | государство существует не вечно: оно возникает на определенной стадии развития общества | государство существует не вечно, оно рождается с возникновением классов и антагонистических формаций (рабовладельческой, феодальной и капиталистической) |
612
Окончание таблицы 122
Проблемы | Анархизм | Марксизм |
Исчезновение государства | на высшей стадии развития государство более не нужно, так как люди заинтересованы во взаимопомощи | на низшей стадии коммунистической формации — при социализме — государство сохраняется, изменив свою сущность, но оно исчезнет при коммунизме |
Способ ликвидации государства | насильственное уничтожение | по мере построения коммунизма государство отомрет — его функции постепенно перейдут к органам самоуправления |
Предпосылки исчезновения государства | понимание исторически преходящего характера государства и его негативной сущности | достижение высокого уровня производительных сил и установление коммунистических производственных отношений |
Бакунин М.А.
Биографические сведения.Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) — публицист, философ и революционер. Родился в семье помещика, в 1828—1832 гг. учился в артиллерийской школе, а закончив ее, стал офицером и служил в армии (1832— 1834), но уже в 1835 г. вышел в отставку. В это время он сблизился с Белинским, вошел в кружок Станкевича и начал активно изучать немецкую классическую философию (Канта, Фихте, Гегеля), отдавая предпочтение Гегелю. В 1840 г. уехал учиться в Берлин, где подружился с лево-гегельянцами. В философии Гегеля он нашел философскую базу для трактовки разрушения как необходимого момента в процессе бесконечного развития — таким образом, разрушение в его представлении оказалось творческой силой. Из Германии он переехал в Бельгию, а затем во Францию, где познакомился и сблизился с Прудоном, Марксом и Энгельсом, включился в революционную борьбу.
Бакунин непосредственно участвовал в революции 1848—1849 гг., сражаясь на баррикадах Праги и Дрездена, был арестован в 1849 г. и дважды судим (в Саксонии и Австрии); приговорен к смертной казни, замененной на тюремное заключение. В 1851 г. его выдали русскому правительству, и с 1851 по 1857 г. отбывал тюремное заключение в Петропавловской крепости, в 1857 г. был сослан в Сибирь на поселение (Томск, Иркутск). В 1861 г. он бежал, и через Японию и США ему удалось добраться до Англии, затем переехал жить в Италию и Швейцарию, активно участвуя в революционной деятельности, некоторое время сотрудничал в «Колоколе» Герцена.
613
В зрелый период жизни Бакунин по своим философским воззрениям стал материалистом и анархистом. Его анархические убеждения сложились в цельное мировоззрение к середине 1860-х гг. В 1861 г. он вступил в I Интернационал (Международное товарищество рабочих), где начал борьбу против Маркса. В 1868 г. создал свою собственную организацию — тайный «Международный альянс социалистической демократии». Когда об этом стало известно, в 1872 г. его исключили из I Интернационала за раскольническую деятельность. Бакунин активно участвовал в восстаниях в Лионе в 1870 г. и в Болонье в 1874 г., активно поддерживал Парижскую коммуну.
Основные труды. «Федерализм, социализм и антителеологизм» (1867); «Государственность и анархия» (1873), «Бог и государство» (1882).
Философские воззрения. Философские взгляды Бакунина прошли сложную эволюцию от гегелевского идеализма к материализму и атеизму, на основе которых, как он полагал, только и возможно интеллектуальное освобождение личности. Он резко критиковал церковь как служанку государства угнетателей, а понятие Бога считал «мертвой абстракцией» и «абсолютной пустотой».
Социально-политические воззрения. В человеческой истории Бакунин выделял три основных элемента как существенные условия социального развития: «1) человеческая животность, 2) мысль и 3) бунт. Первому соответствует собственно социальная и частная экономия, второму — наука; третьему — свобода»1.
Так же как Гегель и Маркс, Бакунин считал государство способом организации общества на определенном этапе его развития. Общество и государство не тождественны: общество существует всегда, а государство — нет. В отличие от Гегеля и в согласии с Марксом Бакунин понимал государство как аппарат насилия и угнетения; государство — это зло, но зло исторически оправданное и преходящее. Но если марксизм говорит о постепенном отмирании государства по мере развития социализма, то Бакунин требовал уничтожения государства, революционной борьбы против любой государственной власти.
Государственная власть не нужна, поскольку люди и так заинтересованы в том, чтобы помогать друг другу. Поэтому в обществе должно царить самоуправление, отдельные индивиды и народы должны объединяться в единый добровольный союз на основе принципов свободы, равенства, братства и справедливости.
1 Бакунины. А. Бог и свобода // Встань, человек! М.: Советская Россия, 1986. С. 320.
614
Социальное освобождение личности возможно только благодаря ликвидации государства и связанных с ним властных структур (армии, полиции, судов), а также отмене наследственной собственности, передаче земли общинам крестьян, фабрик — ассоциациям рабочих, ликвидации брака и семьи, совместному воспитанию детей и т.д.
Своеобразно и отношение Бакунина к социализму, идеи которого были широко распространены в это время. Он считал, что свобода без социализма — это несправедливость, а социализм без свободы — это рабство. По крайней мере, эта идея Бакунина нашла свое подтверждение в российской истории.
Судьба учения. Идеи Бакунина нашли свое практическое применение в деятельности революционеров-анархистов, а теоретическое развитие они получили в работах Кропоткина.
Кропоткин П.А
Биографические сведения. Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) — русский политический мысли-
тель, философ, революционер, теоретик и пропагандист анархизма. Он принадлежал к старинному княжескому роду (Рюриковичей). В 1857 г. поступил в Пажеский корпус, где быстро стал одним из лучших воспитанников. В 1861 г. он, как лучший ученик и согласно уставу корпуса, был произведен в фельдфебели и стал камер-пажом Александра II. После окончания корпуса в 1862 г. перед ним открылась блестящая карьера: он мог выбрать в качестве места службы любой из столичных гвардейских полков, но Кропоткин уехал в Сибирь, в Амурское казачье воинство, где стал чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе края М.С. Корсакове в Иркутске. Еще при предшественнике М.С. Корсакова — Н.Н. Муравьеве — там образовалась группа молодых, прогрессивно мыслящих чиновников, усилия которых были направлены на реформы' существующих социальных институтов и учреждений. Кропоткин активно включился в эту работу: в 1863 г. он составил проект изменения системы ссылок и тюрем, проект реформы по развитию местного самоуправления и т.п. Кроме того, он совершил ряд путешествий по Амурскому краю и Маньчжурии, первым в России составив географическое описание этих мест.
В 1867 г. Кропоткин вышел в отставку, возвратился в Петербург и поступил в университет на физико-математический факультет. В это же время он продолжал заниматься исследовательской работой в области географии, где добился больших успехов; в 1868 г. он был избран членом географического общества, а вскоре стал секретарем Отделения физической географии.
615
В начале 1870-х гг. Кропоткин отправился в путешествие по Европе, где познакомился со взглядами Бакунина и работой I Интернационала. Вернувшись в Россию, он включился в деятельность подпольного революционного движения, примкнув к группе «чайковцев». В 1874 г. был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Через два года ему удалось бежать (из Николаевского военного госпиталя) и скрыться за границей, где он провел более 40 лет. Там Кропоткин активно участвовал в европейском и русском революционном движении: написал свои основные анархистские сочинения, выступал перед рабочими, вел активную переписку с русскими революционерами. После смерти Бакунина Кропоткин стал общепризнанным лидером международного движения анархизма. Революционная деятельность опять привела к аресту — на этот раз он оказался во французской тюрьме Клерво, осужденный на 5 лет. После освобождения он поселился в Англии.
В годы эмиграции Кропоткин занимался не только революционной борьбой, но также продолжал активную научную деятельность: он писал статьи для «Британской энциклопедии» (около 200 статей), «Географического журнала» и т.п., участвовал в работе Лондонского географического общества, и в 1893 г. был избран членом Британской научной ассоциации.
После Февральской революции 1917 г. в России он вернулся на родину, где оказался свидетелем Октябрьской революции и Гражданской войны. Кропоткин неоднократно встречался с лидерами большевизма, в том числе и Лениным; кроме того, Кропоткин написал целый ряд писем, обращенных к Ленину, где предупреждал об опасностях всеобщей бюрократизации, говорил о необходимости развития кооперации и гибких способов регулирования экономической жизни общества и т.п.
Основные труды. «Хлеб и воля» (1892); «Анархизм. Его философия и его идеал» (1900); «Государство, его роль в истории» (1904); «Анархия и ее философия» (1905); «Нравственные начала анархизма» (1906); «Коммунизм и анархия» (1919); «Речи бунтовщика» (1921); «Современная наука и анархия» (1921).
Философские воззрения. Основное внимание Кропоткин уделял социально-политическим проблемам, более всего он известен как теоретик анархизма.
Если Бакунин в своих работах сосредоточился в основном на отрицательных чертах государства, на том, что необходимо разрушить, то Кропоткин пытался осмыслить общий ход человеческой истории, выявить роль государства среди различных форм общественного устрой-
616
ства, сформулировать тот позитивный идеал, к реализации которого устремлено человечество.
Социально-политические взгляды Кропоткина испытали на себе влияние позитивизма и дарвинизма. В соответствии с общим духом позитивизма он стремился применить в социальной сфере «эмпирические методы» естественных наук, рассматривая человеческую историю как результат естественной эволюции общества. Кропоткин сформулировал «биосоциологический закон взаимной помощи», и история человечества понималась у него как смена различных форм этой «взаимной помощи». История человечества не имеет тотального характера: развитие цивилизации неоднократно начиналось в различное время в разных районах земли. «Египет, Азия, берега Средиземного моря, Центральная Европа поочередно пребывали очагами исторического развития. И каждый раз развитие начиналось с первобытного племени, затем переходило к сельской общине, затем наступил период вольных городов и, наконец, период государства, во время которого все замирало»1. На каждом таком этапе действовала тенденция к застою. Отсюда — необходимость в социальных революциях, устраняющих помехи в социальном развитии. Высшей формой социального устройства он считал «анархический коммунизм», представляющий собой ассоциацию свободных производственных общин (коммун).
Государство — это исторически преходящая форма общественного устройства. Возникновение государства связано с появлением земельной собственности, и в существовании государства в первую очередь заинтересованы землевладельцы и тесно связанные с ними социальные группы: «Государство, в совокупности, есть общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом и эксплуатацию бедноты». Главную особенность государственного устройства Кропоткин видел в «правительственной централизации», или «пирамидальной организации». На протяжении столетий конкретные формы государственной власти видоизменяются, но сущность государства — поддержание эксплуатации одних классов другими — всегда сохраняется.