Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 412
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Раздел 2. АНТИЧНАЯ (ГРЕКО-РИМСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ
Раздел 3. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ
Часть II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Раздел 4. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЙСКОГО МИРА
Раздел 5. ФИЛОСОФИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА
Раздел 6. ФИЛОСОФИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРА
Часть III. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Раздел 7. ФИЛОСОФИЯ XVII—XVIII вв.
Раздел 8. ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX вв.
Часть IV. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ (XIX-XX вв.)
Раздел 9. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
Раздел 10. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Раздел 11 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ X-XIX вв.
Мир ограничен в пространстве и времени, причем сами пространство и время создаются Богом только вместе с миром (т.е. до
141
возникновения мира не существовало времени). Мир есть только один, и никаких других миров до создания нашего мира не было. Сотворенный мир имеет строгую иерархическую структуру, где каждый предмет занимает определенное и целесообразное место в общем плане мироздания. Внизу тварного мира находятся неодушевленные предметы и неразумные существа, а во главе — разумные существа, приближение или удаление которых от Бога зависит от их собственной воли. Так, дьявол по собственному желанию отпал от Бога, а затем вверг в грех и людей.
Гносеология. Из состояния греха падшие могут выйти, только соединившись с Богом. Для этого есть два пути: путь разума и путь авторитета.
По первому пути шли все древние (дохристианские философы), лучшим из которых был Платон. Так как мир есть творение Бога, то изучение мира позволяет нам приблизиться к пониманию Бога.
Второй путь возможен лишь при условии веры в Бога, которая даруется нам с Божьей помощью и прежде всего через Откровение (Священное Писание, т.е. Библию), данное Богом всем людям. Только на этом пути возможно подлинное постижение Бога, таким образом, у Августина провозглашается примат веры над знанием («верить, чтобы понимать»).
У Августина неоплатоновское учение об экстазе как высшем способе познания перерастает в христианское учение об озарении.
Учение о душе и сотериология. Душа нематериальна, она представляет собой самостоятельную субстанцию, она бессмертна. До своего грехопадения Адам и Ева были свободны в выборе: грешить или не грешить. После грехопадения и они, и все их потомки не могли не грешить. После искупительной жертвы Христа избранники Божьи опять получили возможность жить не греша.
В учении Августина важное место занимает концепция Божественного предопределения и благодати. Бог еще до рождения каждого человека предопределил одних людей к добру, спасению и блаженству, а других — к злу, погибели и мучениям. Добрую волю (т.е. волю к спасению) человек получает только благодаря даруемой ему Богом благодати.
Учение об обществе и философия истории. Захват Рима войсками Алариха в 410 г. потряс весь античный мир и привлек внимание Августина к проблеме государства и к осознанию динамики человеческой истории. В своей работе «О граде Божьем» Августин различает Два вида любви, присущих людям, и, соответственно, два вида человеческой общности, основанные на них (схема 43).
142
Схема 43. «Два града»
Церковь на земле является прообразом небесного града Божьего, а государство — «большая разбойничья шайка».
У Августина история человечества принимает линейный характер: она имеет начало и конец, в ней выделяются следующие периоды (табл. 37).
Таблица 37. Периодизация человеческой истории
Первая эпоха | От Адама до Ноя (до Потопа) |
Вторая эпоха | От Ноя до Авраама |
Третья эпоха | От Авраама до Давида |
Четвертая эпоха | От Давида до Вавилонского пленения |
Пятая эпоха | От Вавилонского пленения до первого прихода Христа |
Шестая эпоха (настоящее время) | От первого до второго прихода Христа (т.е. до Страшного Суда — конца света) |
143
При всей наивности данной периодизации ее можно оценить как первую попытку создания философии истории.
Судьба учения. Учение Августина оказало решающее воздействие на всю западноевропейскую философию раннего периода Средневековья и продолжала оказывать свое влияние в эпоху зрелого и позднего Средневековья (соперничая с томизмом). В эпоху Возрождения (эпоха Реформации) учение Августина о божественном предопределении послужило основой соответствующего учения Кальвина — одного из основоположников протестантизма. В XVII в. необходимо отметить влияние Августина на Паскаля. В современной философии XX в. особое значение сыграли идеи Августина в области герменевтики и экзистенциализма (схема 44).
Схема 44. Августин: истоки и влияние
144
Литература
Первоисточники
Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969—1972. Т. 1.
Августин А. Исповедь М., 1991.
Аврелий Марк. Размышления. Л., 1985.
Антология кинизма. М., 1984.
Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1975—1984.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963.
Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1972—1976.
Досократики. Доэлеатовский и элеатовский периоды. Минск, 1999.
Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М. 1990—1994.
Плотин. Эннеады. Киев, 1995.
Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.
Учебники
1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998.
2. Богомолов A.C. Античная философия. М., 1985.
3. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 т. М., 1994.
4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994—1997. Т. 1.
5. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999.
6. Чаттерджи С. Датта Д. Индийская философия. М., 1994.
Справочники
Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000—2001.
Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1993—1995.
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.
Монографии
Лосев А.Ф., Тахо-Годи A.A. Платон. Аристотель. М., 1993.
Малявин В. Конфуций. М., 1996.
Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979.
Шохин В.К. Брахманистская философия. М., 1994.
Шуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен: Ицзин. М., 1993.
Часть II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Регионы средневековой философии.
В эпоху Средневековья «география» философии значительно изменилась: философия не только продолжала развиваться в центрах своего возникновения (Индия, Китай, Греция — Рим), но и далеко вышла за их пределы.
Говоря о философии Древнего мира, можно было безоговорочно оперировать терминами «западная» (античная) и «восточная» (индийская, китайская). Но для эпохи Средневековья противопоставление «Запад— Восток» создает уже некоторые проблемы. Они связаны в первую очередь с появлением и развитием мусульманской и еврейской1 философии. Поскольку термин «западная философия» утвердился как синоним «европейской философии», то отнести их к западной было бы некорректно. Относя их к восточной, мы совершим еще большую ошибку: во-первых, мусульманская и еврейская философия гораздо ближе (по своему содержанию и характеру) к европейской, нежели к индийской, китайской и т.п.; а во-вторых, ряд центров мусульманской и еврейской философии территориально находился далеко на западе — на Пиренейском полуострове (например, в Кордове).
Поскольку в это время на культуру в целом и философию в частности значительное влияние оказывали мировые религии, то в качестве основных регионов, где проходило развитие философии, условно удобнее выделить следующие:
• буддийский мир;
• христианский мир;
• мусульманский мир.
Хронологические рамки Средневековья.
Эпоха Средневековья обычно выделяется на базе событий европейской истории (т.е. в христианском мире). Ее условным началом является 476 г. — дата захвата Рима варварами. Впрочем, если говорить о рубеже в развитии собственно античной философии, то точнее будет назвать 529 г. — время
1 Основные центры еврейской философии находились на территории господства ислама.
148
закрытия последней языческой философской школы (Академии в Афинах). Конец европейского Средневековья и начало следующей эпохи, т.е. эпохи Возрождения — это середина XIV в. для Италии и начало XVI в. для Северной Европы.
Но эта европоцентристская (а точнее, даже западно-европоцентристская) периодизация не вполне соответствует ситуации в других регионах. Так, строго говоря, эпоха Возрождения пришла на смену Средневековью даже не для всего христианского мира, а только для его части — Западной и Центральной Европы1.
А для буддийского и мусульманского мира определение и начала, и окончания эпохи Средневековья представляет значительные трудности. Так, окончание Средневековья можно связать только с зарождением в этих регионах культуры Нового времени, что случилось не ранее второй половины XIX в. Аналогично и начало эпохи Средневековья в буддийском и мусульманском мире нельзя безоговорочно связать с V или VI в. и тем более с названными выше датами. Об истории мусульманского мира вообще можно говорить только начиная с VII в. (когда возник ислам). А для Индии и Китая, входящих в буддийский мир, условные даты начала Средневековья падают на период III—VI вв., для Японии — это VI—VII вв. и т.д.
Схема 45. Хронологические рамки эпохи Средневековья
1 Некоторые авторы говорят об эпохе Возрождения в Византии, России и даже в Индии и многих других странах Но в данном случае, если и можно применить этот термин, то только условно, поставив его в кавычки
149
Общие черты.
Общим для средневековой философии во всех регионах является ее теоцентрический1 характер и тесная связь с теологией. Философия чаще всего выступала в качестве рационального обоснования теологии («служанка богословия»). Поэтому подавляющее большинство философских учений этой эпохи можно назвать религиозно-философскими.
В центре их внимания стояла проблема Бога и его взаимоотношений с миром, и прежде всего с человеком. Важнейшей же задачей человеческого существования считалось обретение спасения (рая — в христианстве, исламе, иудаизме; нирваны — в буддизме). Отсюда интерес к сущности Бога, человека и мира (как творения Бога, по которому мы можем что-то узнать о Творце).
Сравнительная характеристика.
Философию мусульманского и христианского мира объединяет ряд факторов, и прежде всего единые источники — античная философия и относительно близкие друг к другу религии: иудаизм, христианство, ислам. Христианская, мусульманская и еврейская философия развивались в соседних регионах и благодаря торговым, военным и т.п. контактам становились известными «соседям». Поэтому не удивительно, что здесь имело место определенное взаимовлияние2. И в этом плане их все можно рассматривать как образующие некое единое культурно-философское пространство (христианско-мусульманский мир), принципиально отличное от буддийского мира. Интересно также отметить, что вплоть до XX в.3 не прослеживается никакого влияния философии христианско-мусульманского мира на философию буддийского мира, а вот влияние последней на западноевропейскую философию фиксируется с конца XVII в.4
Еще одно существенное отличие в философии этих регионов связано со следующим обстоятельством. Христианство и ислам в районах своего распространения заменили предшествующие им языческие религии, практически полностью вытеснив их. И хотя христианская, еврейская и
1 Напомню, что «тео» на древнегреческом языке означает «бог», отсюда «теоцентризм» — это учение, в центре которого находится проблема бога, «теология» учение о боге.
2 Особо надо отметить влияние мусульманской и еврейской философии на западноевропейскую.
3 Строго говоря, и в XX в. о таком влиянии особо говорить не приходится.
4 В частности, можно предположить влияние особо буддийской философии на монадологию Лейбница, влияние упанишад и веданты — на Шопенгауэра, конфуцианства и буддизма — на Толстого и т.д. Особенно сильным стало это влияние в XIX—XX вв.
150
мусульманская философия выросли на базе античной, их развитие было связано с сильнейшим влиянием «религий Откровения» (иудаизм — христианство — ислам), что привело к существенным изменениям в самой философии. Поэтому здесь различие между философией Древнего мира (античной) и средневековой является принципиальным и весьма наглядным.
Для буддийского же мира ситуация была совершенно иной. Даже в Индии, где буддизм зародился, он никогда не был единственной и даже господствующей религией, а значит, и буддийское философское учение не получило статуса «официальной» государственной философии и сосуществовало с ведантой, йогой, джайнизмом и т.д. А в тех