Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 518

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наибольшее распространение и известность среди всех школ ве­данты получила школа Шанкары, т.е. адвайта-веданта. Эта же школа первой оформилась в рамках веданты как самостоятельная.

Адвайта-веданта. Основоложником адвайта-веданты был индий­ский религиозный проповедник и философ Шанкара (VII — начало VIII вв.). Интересно, что многие его последователи и почитатели счита­ют его воплощением бога Шивы.

Все многочисленные объекты, существующие в мире, едины: все они есть Брахман; в мире нет ничего, кроме Брахмана. Любая множествен­ность — это иллюзия, и сам по себе этот мир есть иллюзия, созданная посредством магической силы (майя) богом Брахманом.

Шанкара утверждает, что мы воспринимаем множество объектов мира в силу нашего незнания (авидья) их подлинной сущности, имен­но наше незнание скрывает от нас единого Брахмана и придает ему вид множества объектов мира.

164

Схема 53. Веданта и ее место в средневековой индийской философии



165

К освобождению мы приходим, только избавившись от неведенья, т.е. усвоив знания, заключенные в веданте. Для этого человек должен:

• установить контроль над своими чувствами и умом;

• отказаться от привязанностей к объектам (поскольку любые объекты — всего лишь порождение колдовства);

• искренне стремиться к освобождению.

Веданту следует изучать под руководством просвещенного учителя посредством постоянных размышлений и созерцания. Этот путь при­водит человека к осознанию глубочайшей истины: Я есть Брахман.

И хотя после этого душа продолжает пребывать в теле, находящем­ся во множественном мире, но с этого момента ни тело, ни объекты мира более не сковывают душу, которая осознала свою подлинную природу и постигла иллюзорность мира. Теперь душа уже не зависит от мира, а значит, она освобождается и от страданий, существующих в мире. Кроме того, поскольку Брахман есть чистое блаженство, то и душа становится таковым.

На становление и развитие философских идей Шанкары большое влияние оказало учение о пустоте (шунья), разработанное в рамках буддийской философии (Нагарджуна и школа мадхьямика или Шунья­вада — см. с. 152).

Судьба учения. В эпоху Средневековья веданта постепенно нача­ла теснить все другие философские школы Индии, и в настоящее время она является самым авторитетным и широко распространенным фило­софским учением в Индии. Впитав в процессе своего развития ряд идей и подходов других школ, веданта, в свою очередь, оказала значи­тельное влияние на все ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии (кроме школы Чарвака).

Глава 8. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


В эпоху Средневековья в Китае продолжалось развитие возникших в древности даосской философии и конфуцианства. В даосизме осо­бенно интересны философские аспекты даосской алхимии1, основан­ной на идее постоянного круговорота и превращения вещества. В X— XIII вв. возникло неоконфуцианство, надолго ставшее доминирую­щим философским учением в стране. Неоконфуцианство впитало в себя ряд идей даосизма и буддизма.

Буддизм пришел в Китай в первые века н.э. из Индии (в основном в виде махаяны), что привело к появлению и развитию буддийской философии. В VI—VIII вв. возникло особое направление в буддиз­ме — чань-буддизм, вызвавшее к жизни специфическое философское учение.

8.1. Неоконфуцианство


Неоконфуцианство — это течение, сформировавшееся в XI—XII вв. на базе традиционного конфуцианства и активно развивавшееся до конца XVII в. В более широком смысле неоконфуцианцами называют всех приверженцев конфуцианства и более позднего периода — вплоть до XXI в.

Неоконфуцианство возникло в эпоху, когда лидирующую роль в ки­тайской культуре и философии играли даосизм и буддизм. Поэтому, с одной стороны, оно впитало ряд идей даосизма и буддизма, а с дру­гой — являлась реакцией на их господство.

1 Даосские алхимики, как и их коллеги на Западе, ставили перед собой задачи обре­тения вечной молодости и превращение неблагородных металлов в золото.

167

Отдельные идеи неоконфуцианства появились уже в период VI— X вв., но впервые систематическое изложение его идеи получили в трудах Чжоу Дуньи (XI в.) и его последователей — братьев Чэн и Чжу Си.

Учение школы Чэн Чжу первоначально играло роль оппозици­онного по отношению к официальной идеологии, но уже в 1313 г. оно было канонизировано и сохраняло этот статус до начала XX в. Наря­ду с данной школой в неоконфуцианстве возникло и развивалось еще несколько. Главным соперником школы Чэн — Чжу была школа Лу — Вана, которая стала идейным лидером в период XVI—XVII вв.

Подобно тому как сам Конфуций утверждал, что он ничего нового не сочиняет, а лишь излагает то, чему учили предки, так и неоконфуци­анцы утверждали, что не привнесли ничего нового в учение «совершен­ного мудреца» Конфуция. Они претендовали лишь на то, что в отличие от всех прежних интерпретаторов конфуцианского канона они сумели понять подлинный смысл этого учения.

Текст «Лунь Юй» («Беседы и суждения»1) — основа конфуциан­ского учения — относился только к религиозно-этической проблема­тике. Но новая эпоха требовала развития онтологии, гносеологии и других разделов философии. Поэтому неоконфуцианцы для обоснова­ния своих идей вынуждены были обратиться к другим более древним книгам конфуцианского «Шестикнижия». В частности, в книге «Иц-зин» использовалось понятие, на базе которого в неоконфуцианстве было сформировано понятие «Великий предел».



Главный труд Чжоу Дуньи представлял собой краткий коммента­рий к графическому «Плану Великого предела»2. «Великий предел» понимается здесь как первопричина Вселенной, т.е. начало, из кото­рого исходят две противоположные силы — Ян и Инь. Чередование последних порождает пять космических сил — Землю, Огонь, Дерево, Металл, Воду — и соответствующие материальные стихии или эле­менты. А уже взаимодействие этих пяти сил порождает «тьму ве­щей» — все то, что существует в этом мире, в том числе добро и зло (схема 54).

В учении Чжу Си эти пять сил соответствуют пяти частям света3, пяти сезонам, пяти добродетелям и т.п.

1 См. с. 26.

2 Сам этот графический план является производным от даосской схемы X в. «Плана Беспредельного».

3  В китайской культуре принято было выделять пять сторон света: пятой считался Центр.

168

Таблица 45. Пять космических сил и их соответствия1

Добродетель

Космическая сила       

Сезон

Гуманность (жэнь)

Дерево

Весна

Долг, справедливость (и)

Металл

Осень

Этикет (ли)

Огонь

Лето

Мудрость (чжи)

Вода

Зима

Верность (синь)*

Земля

 

* Верность — Земля не имели своего сезона, поэтому с ними соотносили восемнад­цать последних дней каждого сезона.

Схема 54. Неоконфуцианство: космогония2



1  С некоторыми исправлениями таблица взята из книги СП. Фицджеральда «Ки­тай. Краткая история культуры». СПб. 1998. С. 306. Интересно сравнить ее с табл. 3 на с. 28.

2 К сожалению, автору не удалось найти подлинную схему Чжоу Дуньи или ее даос­ский аналог. Поэтому данная схема составлена по описанию.


169

Таким образом, «Великий предел» оказывается не только «мате­риальным первоначалом» бытия, но и исходным нравственным нача­лом («ли»), присущим небу, земле и человеку. Законы физические и законы нравственные здесь не различаются1. Некоторые современ­ные конфуцианцы называют такой подход «моральной метафизи­кой».

«Великий предел» порождает все существующее благодаря чередо­ванию движения и покоя, причем покой здесь важнее, так как совпада­ет с изначальной сущностью «Великого предела». В человеке этот по­кой проявляется как «подлинность/искренность», отсюда совершенно­мудрие, основанное на знании человеческой природы и верности ей, приводит к отсутствию желаний, мыслей, деяний. (Здесь неоконфуци­анство сходится с даосизмом — концепция «недеяния» и с буддиз­мом — концепция «угашения страстей».)

8.2. Философия чань (дзен)-буддизма


Китайское название «чань» произошло от санскритского слова, оз­начающего медитацию. По преданию основоположником и первым патриархом учения чань был выходец из Индии по имени Дамо (Бод­хидхарма), который около 520 г. приехал в Китай. Он считается 28-м преемником сокровенной мудрости Будды, передаваемой от учителя к ученику. Всего в школе признается существование шести патриархов (возглавлявших ее до раскола).

Философские воззрения. Метод передачи знания «от сердца к сердцу» был одним из важнейших в учении, поэтому в рамках чань-буддизма (по крайней мере, раннего) не создавались письменные тек­сты. «Не твори письменных поучений» стал одним из четырех основ­ных принципов.

Истина, по мнению сторонников чань, не может быть достигнута путем размышления и доказательства, и о ней бесполезно говорить. Путник в пустыне не может утолить свою жажду, слушая рассказ о прохладной воде, а может это сделать, лишь ощутив эту воду во рту. Так и истина постигается только в ее переживании человеком. Воз­можно это только при «внезапном просветлении» — сатори, т.е. инту­итивном проникновении в суть вещей. «Прозревай природу и стано­вись Буддой», — гласит еще один из основных принципов учения.

1 Однако этот «Великий предел» нельзя отождествить с Богом в монотеистических Религиях, скорее он близок к философскому Абсолюту у Гегеля.

170

Чтобы вызвать состояние сатори, использовались своеобразные мето­ды: ученика старались ошеломить, напугать, озадачить, выбить из рамок повседневной реальности. Во многих чаньских рассказах говорится о том, как учитель в ответ на заданный ему вопрос пинает ученика в грудь, ударяет его палкой и т.п. И после этого ученик радостно кричит: «Теперь я понял!». Но достичь состояния сатори можно было и при ме­дитации (метод «всматривания в стену»), при созерцании чего-то пре­красного и т.п.


Этой же цели служили ставшие знаменитыми чаньские коаны — парадоксальные вопросы и задачи, например: «Что такое хлопок одной руки?», «Была ли борода у первого бородатого мудреца?» и т.д.

Философским фундаментом чань служил принятый в ряде школ буддизма и, в частности, в школе Шуньявада, тезис о тождестве сансары и нирваны, о всепроникающей природе Будды, который есть везде и во всем. Поэтому на вопрос: «Что означает приход Бодхидхармы с запа­да?» (т.е. «Что есть истина?») — в чаньских текстах можно найти от­вет: «Кипарис во дворе» или даже «Зубы доски растят волосы».

В ответ на этот вопрос мы можем назвать любой объект, считаю­щийся обычными людьми реальным и телесным, например кипарис, ра­стущий во дворе. Но можем назвать и что-то фантасмагорическое типа зубов доски, которые растят волосы. И в любом случае ответ будет правильным, поскольку Будда есть во всем.

Поэтому надо одинаково относиться к счастью и несчастью, к тем, кто причиняет нам вред и творит добро, необходимо освободиться от всех страстей и постоянно следовать учению Будды.

В VII в. в школе чань произошел раскол на «северное» и «южное» направления, а в IX—X вв. в рамках чань можно выделить уже «пять домов и семь школ».

Судьба учения. Учение чань-буддизма вышло за пределы Китая и получило распространение во Вьетмаме (с VI в.), Корее (с IX в.) и Япо­нии (с XII в. под названием дзен-буддизм). В XX в. дзен-буддизм стал известным в Европе и Северной Америке, получив широкое распро­странение среди интеллигенции.