Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 518
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Раздел 2. АНТИЧНАЯ (ГРЕКО-РИМСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ
Раздел 3. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ
Часть II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Раздел 4. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЙСКОГО МИРА
Раздел 5. ФИЛОСОФИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА
Раздел 6. ФИЛОСОФИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРА
Часть III. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Раздел 7. ФИЛОСОФИЯ XVII—XVIII вв.
Раздел 8. ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX вв.
Часть IV. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ (XIX-XX вв.)
Раздел 9. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
Раздел 10. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Раздел 11 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ X-XIX вв.
Наибольшее распространение и известность среди всех школ веданты получила школа Шанкары, т.е. адвайта-веданта. Эта же школа первой оформилась в рамках веданты как самостоятельная.
Адвайта-веданта. Основоложником адвайта-веданты был индийский религиозный проповедник и философ Шанкара (VII — начало VIII вв.). Интересно, что многие его последователи и почитатели считают его воплощением бога Шивы.
Все многочисленные объекты, существующие в мире, едины: все они есть Брахман; в мире нет ничего, кроме Брахмана. Любая множественность — это иллюзия, и сам по себе этот мир есть иллюзия, созданная посредством магической силы (майя) богом Брахманом.
Шанкара утверждает, что мы воспринимаем множество объектов мира в силу нашего незнания (авидья) их подлинной сущности, именно наше незнание скрывает от нас единого Брахмана и придает ему вид множества объектов мира.
164
Схема 53. Веданта и ее место в средневековой индийской философии
165
К освобождению мы приходим, только избавившись от неведенья, т.е. усвоив знания, заключенные в веданте. Для этого человек должен:
• установить контроль над своими чувствами и умом;
• отказаться от привязанностей к объектам (поскольку любые объекты — всего лишь порождение колдовства);
• искренне стремиться к освобождению.
Веданту следует изучать под руководством просвещенного учителя посредством постоянных размышлений и созерцания. Этот путь приводит человека к осознанию глубочайшей истины: Я есть Брахман.
И хотя после этого душа продолжает пребывать в теле, находящемся во множественном мире, но с этого момента ни тело, ни объекты мира более не сковывают душу, которая осознала свою подлинную природу и постигла иллюзорность мира. Теперь душа уже не зависит от мира, а значит, она освобождается и от страданий, существующих в мире. Кроме того, поскольку Брахман есть чистое блаженство, то и душа становится таковым.
На становление и развитие философских идей Шанкары большое влияние оказало учение о пустоте (шунья), разработанное в рамках буддийской философии (Нагарджуна и школа мадхьямика или Шуньявада — см. с. 152).
Судьба учения. В эпоху Средневековья веданта постепенно начала теснить все другие философские школы Индии, и в настоящее время она является самым авторитетным и широко распространенным философским учением в Индии. Впитав в процессе своего развития ряд идей и подходов других школ, веданта, в свою очередь, оказала значительное влияние на все ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии (кроме школы Чарвака).
Глава 8. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
В эпоху Средневековья в Китае продолжалось развитие возникших в древности даосской философии и конфуцианства. В даосизме особенно интересны философские аспекты даосской алхимии1, основанной на идее постоянного круговорота и превращения вещества. В X— XIII вв. возникло неоконфуцианство, надолго ставшее доминирующим философским учением в стране. Неоконфуцианство впитало в себя ряд идей даосизма и буддизма.
Буддизм пришел в Китай в первые века н.э. из Индии (в основном в виде махаяны), что привело к появлению и развитию буддийской философии. В VI—VIII вв. возникло особое направление в буддизме — чань-буддизм, вызвавшее к жизни специфическое философское учение.
8.1. Неоконфуцианство
Неоконфуцианство — это течение, сформировавшееся в XI—XII вв. на базе традиционного конфуцианства и активно развивавшееся до конца XVII в. В более широком смысле неоконфуцианцами называют всех приверженцев конфуцианства и более позднего периода — вплоть до XXI в.
Неоконфуцианство возникло в эпоху, когда лидирующую роль в китайской культуре и философии играли даосизм и буддизм. Поэтому, с одной стороны, оно впитало ряд идей даосизма и буддизма, а с другой — являлась реакцией на их господство.
1 Даосские алхимики, как и их коллеги на Западе, ставили перед собой задачи обретения вечной молодости и превращение неблагородных металлов в золото.
167
Отдельные идеи неоконфуцианства появились уже в период VI— X вв., но впервые систематическое изложение его идеи получили в трудах Чжоу Дуньи (XI в.) и его последователей — братьев Чэн и Чжу Си.
Учение школы Чэн — Чжу первоначально играло роль оппозиционного по отношению к официальной идеологии, но уже в 1313 г. оно было канонизировано и сохраняло этот статус до начала XX в. Наряду с данной школой в неоконфуцианстве возникло и развивалось еще несколько. Главным соперником школы Чэн — Чжу была школа Лу — Вана, которая стала идейным лидером в период XVI—XVII вв.
Подобно тому как сам Конфуций утверждал, что он ничего нового не сочиняет, а лишь излагает то, чему учили предки, так и неоконфуцианцы утверждали, что не привнесли ничего нового в учение «совершенного мудреца» Конфуция. Они претендовали лишь на то, что в отличие от всех прежних интерпретаторов конфуцианского канона они сумели понять подлинный смысл этого учения.
Текст «Лунь Юй» («Беседы и суждения»1) — основа конфуцианского учения — относился только к религиозно-этической проблематике. Но новая эпоха требовала развития онтологии, гносеологии и других разделов философии. Поэтому неоконфуцианцы для обоснования своих идей вынуждены были обратиться к другим более древним книгам конфуцианского «Шестикнижия». В частности, в книге «Иц-зин» использовалось понятие, на базе которого в неоконфуцианстве было сформировано понятие «Великий предел».
Главный труд Чжоу Дуньи представлял собой краткий комментарий к графическому «Плану Великого предела»2. «Великий предел» понимается здесь как первопричина Вселенной, т.е. начало, из которого исходят две противоположные силы — Ян и Инь. Чередование последних порождает пять космических сил — Землю, Огонь, Дерево, Металл, Воду — и соответствующие материальные стихии или элементы. А уже взаимодействие этих пяти сил порождает «тьму вещей» — все то, что существует в этом мире, в том числе добро и зло (схема 54).
В учении Чжу Си эти пять сил соответствуют пяти частям света3, пяти сезонам, пяти добродетелям и т.п.
1 См. с. 26.
2 Сам этот графический план является производным от даосской схемы X в. «Плана Беспредельного».
3 В китайской культуре принято было выделять пять сторон света: пятой считался Центр.
168
Таблица 45. Пять космических сил и их соответствия1
Добродетель | Космическая сила | Сезон |
Гуманность (жэнь) | Дерево | Весна |
Долг, справедливость (и) | Металл | Осень |
Этикет (ли) | Огонь | Лето |
Мудрость (чжи) | Вода | Зима |
Верность (синь)* | Земля | |
* Верность — Земля не имели своего сезона, поэтому с ними соотносили восемнадцать последних дней каждого сезона.
Схема 54. Неоконфуцианство: космогония2
1 С некоторыми исправлениями таблица взята из книги СП. Фицджеральда «Китай. Краткая история культуры». СПб. 1998. С. 306. Интересно сравнить ее с табл. 3 на с. 28.
2 К сожалению, автору не удалось найти подлинную схему Чжоу Дуньи или ее даосский аналог. Поэтому данная схема составлена по описанию.
169
Таким образом, «Великий предел» оказывается не только «материальным первоначалом» бытия, но и исходным нравственным началом («ли»), присущим небу, земле и человеку. Законы физические и законы нравственные здесь не различаются1. Некоторые современные конфуцианцы называют такой подход «моральной метафизикой».
«Великий предел» порождает все существующее благодаря чередованию движения и покоя, причем покой здесь важнее, так как совпадает с изначальной сущностью «Великого предела». В человеке этот покой проявляется как «подлинность/искренность», отсюда совершенномудрие, основанное на знании человеческой природы и верности ей, приводит к отсутствию желаний, мыслей, деяний. (Здесь неоконфуцианство сходится с даосизмом — концепция «недеяния» и с буддизмом — концепция «угашения страстей».)
8.2. Философия чань (дзен)-буддизма
Китайское название «чань» произошло от санскритского слова, означающего медитацию. По преданию основоположником и первым патриархом учения чань был выходец из Индии по имени Дамо (Бодхидхарма), который около 520 г. приехал в Китай. Он считается 28-м преемником сокровенной мудрости Будды, передаваемой от учителя к ученику. Всего в школе признается существование шести патриархов (возглавлявших ее до раскола).
Философские воззрения. Метод передачи знания «от сердца к сердцу» был одним из важнейших в учении, поэтому в рамках чань-буддизма (по крайней мере, раннего) не создавались письменные тексты. «Не твори письменных поучений» стал одним из четырех основных принципов.
Истина, по мнению сторонников чань, не может быть достигнута путем размышления и доказательства, и о ней бесполезно говорить. Путник в пустыне не может утолить свою жажду, слушая рассказ о прохладной воде, а может это сделать, лишь ощутив эту воду во рту. Так и истина постигается только в ее переживании человеком. Возможно это только при «внезапном просветлении» — сатори, т.е. интуитивном проникновении в суть вещей. «Прозревай природу и становись Буддой», — гласит еще один из основных принципов учения.
1 Однако этот «Великий предел» нельзя отождествить с Богом в монотеистических Религиях, скорее он близок к философскому Абсолюту у Гегеля.
170
Чтобы вызвать состояние сатори, использовались своеобразные методы: ученика старались ошеломить, напугать, озадачить, выбить из рамок повседневной реальности. Во многих чаньских рассказах говорится о том, как учитель в ответ на заданный ему вопрос пинает ученика в грудь, ударяет его палкой и т.п. И после этого ученик радостно кричит: «Теперь я понял!». Но достичь состояния сатори можно было и при медитации (метод «всматривания в стену»), при созерцании чего-то прекрасного и т.п.
Этой же цели служили ставшие знаменитыми чаньские коаны — парадоксальные вопросы и задачи, например: «Что такое хлопок одной руки?», «Была ли борода у первого бородатого мудреца?» и т.д.
Философским фундаментом чань служил принятый в ряде школ буддизма и, в частности, в школе Шуньявада, тезис о тождестве сансары и нирваны, о всепроникающей природе Будды, который есть везде и во всем. Поэтому на вопрос: «Что означает приход Бодхидхармы с запада?» (т.е. «Что есть истина?») — в чаньских текстах можно найти ответ: «Кипарис во дворе» или даже «Зубы доски растят волосы».
В ответ на этот вопрос мы можем назвать любой объект, считающийся обычными людьми реальным и телесным, например кипарис, растущий во дворе. Но можем назвать и что-то фантасмагорическое типа зубов доски, которые растят волосы. И в любом случае ответ будет правильным, поскольку Будда есть во всем.
Поэтому надо одинаково относиться к счастью и несчастью, к тем, кто причиняет нам вред и творит добро, необходимо освободиться от всех страстей и постоянно следовать учению Будды.
В VII в. в школе чань произошел раскол на «северное» и «южное» направления, а в IX—X вв. в рамках чань можно выделить уже «пять домов и семь школ».
Судьба учения. Учение чань-буддизма вышло за пределы Китая и получило распространение во Вьетмаме (с VI в.), Корее (с IX в.) и Японии (с XII в. под названием дзен-буддизм). В XX в. дзен-буддизм стал известным в Европе и Северной Америке, получив широкое распространение среди интеллигенции.