Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 568

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Под «модусом» я разумею состояние субстанции, иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое» («Эти­ка». Ч. 1. Определение 5). Модусы представляют собой некую реали­зацию атрибутов и их конкретизацию. Модусы бывают бесконечные и конечные. Бесконечные модусы занимают промежуточное положение между атрибутами и конечными модусами. Так, атрибут «мышление» проявляется в бесконечном модусе «бесконечный разум» и «бесконеч­ная воля»; а атрибут «протяженность» — в бесконечных модусах «движение и покой». На базе бесконечных модусов каким-то образом возникают все конечные, т.е. различные, конкретные телесные вещи, явления, мысли. Но как происходит переход от бесконечных модусов к конечным, Спиноза не объясняет. Он только оговаривает, что всякий конкретный конечный модус имеет своей причиной также нечто ко­нечное, и так до бесконечности.

Субстанция (Бог = Природа) с ее атрибутами составляет «природу творящую» (natura naturans), a модусы, т.е. мир конечных вещей, есть «природа сотворенная» (natura naturata). Природа творящая — это причина, а природа сотворенная — следствие данной причины; при этом следствие не может существовать без порождающей ее причины, а причина, в силу своей сущности, не может не породить данное след­ствие. Таким образом, все существующее в природе сотворенной — в мире конечных телесных вещей (модусов) — является причинно-обусловленным, закономерным и необходимым, нет ничего случайного; тем самым, по учению Спинозы, в мире царит строжайший детерми­низм.

Гносеология. Спиноза считал, что в принципе мир познаваем, но происходит это не потому, что в нашем сознании есть некие врожден-

311

ные идеи (как полагал Декарт), и не потому, что в наше сознание попа­дают впечатления от вещей внешнего мира (как считал Фр. Бэкон, Гоббс и многие другие).

Человеческое сознание и все мысли (конечные модусы) есть ре­зультат проявления модуса «бесконечный разум», а последний, в свою очередь, — атрибута «божественное мышление». Аналогично все кон­кретные явления и вещи и в том числе человеческое тело (конечные модусы) через посредство бесконечных модусов «движение и покой» восходят к атрибуту «протяженность». Сами по себе атрибуты не воз­действуют друг на друга и никак не связаны между собой. Таким обра­зом, две области конечных модусов — «мыслей» и «вещей или явле­ний» — оказываются полностью изолированными друг от друга. Тогда каким же образом наши мысли могут содержать знание о вещах и яв­лениях?


Решение проблемы коренится в понимании сущности атрибутов: каждый атрибут в равной степени, а именно полностью, выражает Бо­жественную субстанцию (Бог = Природа), а значит, все модусы одного атрибута должны совершенно соответствовать модусам другого атри­бута. Следовательно, наши человеческие мысли (конечные модусы) должны соответствовать другим конечным модусам — вещам и явле­ниям: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» («Эти­ка». Ч. II. Теорема 7).

Отсюда следует несколько парадоксальный вывод о том, что в прин­ципе нет ложных мыслей и идей, и можно различать только более или менее адекватные. Соответственно, Спиноза выделяет четыре вида по­знания, трактуя их как различные степени познания: 1. Мнение; 2. Чув­ственное познание (воображение); 3. Рациональное познание; 4. Интуи­тивное познание (табл. 62). Высшим является интуитивное познание, в котором происходит видение вещей, исходящих от Бога = Природы.

Этика. Обращение к человеческому разуму, стремление понять его суть и границы не преследует у Спинозы (как это было у Декарта, Фр. Бэкона, Ньютона и др.) стремления создать научную методологию. Как и многие античные мыслители, главную цель философии Спиноза видит в обретении счастья, для чего необходимо полное освобождение от страстей. Но так как все в мире взаимосвязано и причинно обуслов­лено, то для такого освобождения необходимо понять, что такое приро­да вообще и какова человеческая природа в частности. Отсюда: позна­ние природы не самоцель, а средство. И девизом Спинозы стали слова: «Не смеяться, не плакать, не отворачиваться, но понимать!»

312

Таблица 62. Спиноза: виды познания

Тип познания

Источник

Характеристика

Объект познания

Мнение

Узнаем понаслышке от других людей

Почти совсем не адекватное;

(например, типичные для богословов ссылки на авторитет Священного Писания)

Произвольные объекты

Чувственное познание

Чувства

Мало адекватное;

смутное, неясное,

«беспорядочные образы»

Конкретные вещи и явления (Петр, эта береза, этот дождь); общие понятия (дерево, человек, идущий дождь)

Рациональное познание

Рассудок

Адекватное; научное познание, типичное для математики и физики, но имеющее место и в других сферах

Идеи количества, формы, движения и т.п.; неизбежные связи между идеями и в особенности причин­но-следственные связи

Интуитивное познание

Интуиция

Абсолютно адекватное;

ясное и отчетливое;

видение вещей, исходящими от субстанции Бог = Природа

Сущности вещей и явлений


313

Схема 104. Спиноза: онтология и гносеология



Познание своей природы позволяет человеку подчинить свои стра­сти господству разума, и тогда человек перестает быть их рабом, стано­вится свободным, т.е. ни к чему не принуждаемым, и может по своей воле действовать в соответствии с законами природы: «Свобода — есть познанная необходимость!».

Судьба учения. Монизм, пантеизм и рационализм Спинозы оказал заметное влияние на таких представителей немецкой классической философии, как Шеллинг и Гегель, а критика религии, предпринятая Спинозой, послужила теоретической основой для антиклерикальной Деятельности просветителей.

314

Схема 105. Спиноза: истоки и влияние



315

14.5. Ньютон (Newton)


Биографические сведения. Исаак Ньютон (1643—1727) — выда­ющийся английский физик, астроном, математик и философ. Родом из небогатой семьи фермера, он окончил Кембриджский университет (1666), получив степень бакалавра. С 1667 г. Ньютон преподавал в университете: сначала оптику, а затем, получив степень магистра, — физику и математику (кафедра натуральной философии). В 1672 г. избран членом Королевского общества1 (за исследования в области оптики и построенный им зеркальный телескоп). В 1687 г. вышла в свет его работа «Математические начала натуральной философии», благодаря которой завершилась научная революция, начавшаяся в эпо­ху Возрождения: возникла классическая физика и на ее базе — но­вая картина мира (ньютоно-картезианская). В начале 1690-х гг. в доме, где жил Ньютон, произошел пожар, в котором погибли все его рукопи­си. Эта трагедия, наложившись на многолетнюю усталость и нервное переутомление, привела к тому, что в дальнейшем Ньютон наукой прак­тически не занимался.

В 1696 г. Ньютон был назначен смотрителем английского Монет­ного двора, а в 1699 г. — его управляющим, из-за чего вынужден был переехать из Кембриджа в Лондон и оставить преподавательскую ра­боту. Он дважды избирался членом парламента, но активного участия в его работе никогда не принимал2. В 1703 г. его избрали президентом Королевского общества.

Ньютон (параллельно с Лейбницем) создал интегральное и диффе­ренциальное исчисление; совершил ряд открытий в оптике; созданная им теория — классическая механика — стала образцом для научных теорий Нового времени.


Основные труды. «Новая теория света и цветов» (1672), «Мате­матические начала натуральной философии» (1687, второе издание в 1713 г.), «Оптика» (1704, второе издание в 1717 г.). После его смерти изданы «Наблюдения над пророчествами Даниила и Апокалипсисом св. Иоанна».

Философские воззрения. Онтология. В ньютоновской картине мира природа оказывается огромным механизмом (типа часов). Все

1  Английское Королевское общество соответствует академиям наук в других госу­дарствах.

2   Сохранился исторический анекдот о его единственном выступлении в пар­ламенте. Однажды во время бурных дебатов по каким-то политическим вопросам он попросил слова и, поднявшись, произнес:

— Господа! Давайте закроем окна, очень дует!

316

природные тела состоят из мельчайших неделимых частиц — кор­пускул (атомов), движущихся или покоящихся в пустоте (простран­стве). В основе всего происходящего в мире лежит закон всемирного тяготения: сила притяжения прямо пропорциональна массе тел и об­ратно пропорциональна квадрату расстояния между ними, или точ­нее:



где F — сила притяжения, G — гравитационная постоянная, m1 и m2 — массы двух тел, a D — расстояние между этими двумя телами.

По Ньютону, сила тяготения действует через пустоту. О природе силы тяготения Ньютон говорил, что выяснить это ему не удалось, а «гипотез я не измышляю».

Движение всех частиц и состоящих из них тел подчиняется трем законам механики.

Таблица 63. Законы динамики

Законы динамики

История создания

Первый закон (закон инерции). Всякое тело пребывает в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока действующие на него силы не изменят этого состояния.

Над ним работали Галилей и Декарт, Ньютон уточнил формулировку

Второй закон. Произведение массы тела на его ускорение равно действующей силе, а направление ускорения совпадает с направлением силы.

Был ранее сформули­рован Галилеем

Третий закон. Действию всегда соответствует равное противодействие, или в другой формули­ровке: действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и направлены в противополож­ные стороны.

Впервые сформули­рован Ньютоном


Целесообразное устройство природы, мировая гармония в ней с очевидностью свидетельствуют о наличии премудрого и всемогущего Господа Бога — создателя этого мира. Но о Нем мы ничего не можем утверждать, помимо того, что Он существует.

317

Однако проблемы теологии Ньютона все-таки интересовали. В кон­це жизни он увлекся истолкованием библейских пророчеств.

Учение о пространстве и времени. Движение всех тел происхо­дит в пространстве и времени. Ньютон ввел понятия абсолютного и относительного пространства и времени.

Относительное пространство — это расстояние между телами, ко­торое мы можем измерять с помощью измерительных инструментов (линеек, метров и т.п.), а относительное время — это время между различными событиями, которое мы можем измерять с помощью ча­сов.

Абсолютное пространство и время — это скорее математические абстракции, чем нечто реально существующее. Они совершенно не взаимодействуют с материальными телами, не оказывают на них ника­кого влияния и сами не испытывают влияния. Они однородны и беско­нечны (пространство — по трем направлениям, т.е. в длину, глубину и ширину, а время — по одному, т.е. от прошлого к будущему). Поясняя представления Ньютона об абсолютном пространстве, можно предпо­ложить, что это пространство как бы размечено декартовой сеткой ко­ординат, и все перемещения тел могут быть отслежены на фоне этой сетки. Но отследить их может только некий Абсолютный наблюдатель (Господь Бог).

Научный метод. Ньютон резко противопоставил подлинную науку натурфилософии, широко распространенной в его время. Он выступил против домыслов натурфилософов и метафизиков, изобретающих мно­гочисленные сущности и силы для объяснения природы (и, в частности, против умозрительной теории вихрей Декарта).

Ньютон считал, что на смену фантазиям и догадкам должен прийти строгий научный метод исследования природы, опирающийся на опыт. Научные законы устанавливаются путем индукции, обобщающей дан­ные многочисленных экспериментов, причем эти законы допускают математическое выражение и могут быть обобщены в систему согла­сованных теоретических знаний. Из известных законов теперь уже Дедуктивным путем могут быть получены новые конкретные знания (схема 106).

Развивая научную методологию, он предложил свою систему «пра­вил для философского рассуждения», причем у Ньютона (в отличие от Декарта) это правила, тесно связанные со структурой бытия — «онто­логическими допущениями» (табл. 64).