Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 423

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Начиная мыслить бытие как «чистое бытие», т.е. лишенное всякой определенности нечто, обладающее только свойством «быть», мы тем самым вынуждены мыслить это нечто и как определенное, т.е. как то, что отлично от Ничто. Таким образом, чистое бытие порождает свою противоположность, свое отрицание (тезис порождает антитезис). Но при этом Бытие и Ничто (тезис и антитезис) существуют только в единстве, взаимоограничивая и взаимоопределяя друг друга. Их взаи­модействие, их борьба друг с другом в рамках исходного единства при­водит к синтезу — появлению нового члена триады (в данном слу­чае — «Становление»).

Этот третий член (I.3) триады I, появившийся в результате синтеза, является чем-то принципиально новым, он не сводим ни к тезису, ни к антитезису. При этом, поскольку синтез отличен от антитезиса, он выс­тупает в качестве отрицания по отношению к нему — это «отрицание отрицания». Необходимо учесть, что на стадии синтеза — отрицания отрицания — восстанавливается ряд свойств, которыми обладал тезис, но которые были утрачены при первом отрицании — в антитезисе.

Эта первая триада, взятая в целом, представляет собой определен­ное единство и выступает теперь как порождающая свой антитезис — вторую триаду (опять-таки «элементарную», или первого порядка).

400

 

 

 

II.1.

Наличное бытие как таковое

Вторая триада (II)

 

 

II.2.

Конечность

 

 

 

II.З.

Бесконечность

Или это можно выразить схематически.

Схема 137. Вторая триада (II)



Теперь единство и борьба противоположностей, т.е. первой и вто­рой элементарных триад, порождают свой синтез — третью триаду («элементарную», или первого порядка).

 

 

III.1.

Для-себя-бытие

Третья триада (III)

 

III.2.

Одно и многое

 

 

III.3.

Отталкивание / притяжение


Схематически это выглядит следующим образом.

Схема 138. Третья триада (III)



401

Каждая из этих трех триад первого порядка представляет собой оп­ределенное единство и выступает в свою очередь как соответствующий член триады второго порядка (триады триад) — Качества (схема 139).

Схема 139. Триада «Качество»



Но Качество в свою очередь есть лишь первый член более общей триады третьего порядка — Бытия (схема 140).

Схема 140. Триада «Бытие»



402

Схема 141. Бытие: структурные элементы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.

1. Бытие

2. Ничто

3. Становление

 

 

 

 

 

Качество  ——

II.

1. Наличное бытие как таковое

2. Конечность

3. Бесконечность

 

 

 

 

 

 

III.

1. Для-себя-бытие

2. Одно и многое

3. Отталкивание/притяжение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.

1. Чистое количество

2. Непрерывная и дискретная величина

3. Ограничение количества

 

 

 

 

Бытие  ———

Количество ——

II.

1. Число

2. Экстенсивное и интенсивное определенное количество

3. Количественная бесконечность

 

 

 

 

 

 

III.

1. Количественное отношение прямое

2. Количественное отношение обратное

3. Степенное отношение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.

1. Специфическое количество

2. Специфирующая мера

3. Для-себя-бытие-в мире

 

 

 

 

 

Мера  ——

II.

1. Отношение самостоятельных мер

2. Узловая линия отношений меры

3. Безмерное

 

 

 

 

 

 

III.

1. Становление сущности

2. Абсолютная неразличенность как обратное отношение ее факторов

3. Переход в сущность

 

 

 

 

 

 

 

 


Но Бытие, в свою очередь, является только первым членом триады чет­вертого порядка — Абсолютной идеи.

 

Бытие

Абсолютная идея ——

Сущность

 

Понятие

403

А уже Абсолютная идея есть первый член триады самого высоко­го — пятого — порядка, т.е. Абсолюта (схема 134).

 

 

Абсолютная идея

Абсолют

——

Природа

 

 

Дух

При этом Гегель указывает, что развитие понятий идет по принципу «от абстрактного — к конкретному», т.е. от наиболее общих и потому наиболее бедных по содержанию понятий к менее общим и потому более богатым по содержанию1. «Обогащение» содержания понятий происходит путем перехода от бедных односторонних к более богатым, охватывающим в единстве даже противоречивые понятия.

С точки зрения формальной логики противоречия являются недо­пустимыми; так, если в содержание понятия входят противоречивые свойства, например «круглый и квадратный» («круглый квадрат» или «квадратный круг»), то объем такого понятия является пустым — в нем нет ни одного элемента; а если противоречивым является выска­зывание (А и не А), то оно всегда ложно. Гегель же отвергает такие фундаментальные законы формальной (аристотелевской) логики, как закон тождества (А=А) и закон недопущения противоречия (Невер­но, что А и не А). Поскольку сущностью Абсолюта у него является развитие, становление, то каждый объект (понятие) оказывается у него и тождественным, и нетождественным самому себе: ведь в про­цессе развития объект, сохраняя свою самотождественность, утрачи­вает одни свойства и получает другие2. Так, Абсолют, проявляющий себя как Абсолютная идея и как ее инобытие — Природа, и тожде­ствен, и не тождествен себе (А=А и А≠А). С точки зрения Гегеля, тождество и различие не существуют отдельно, сами по себе, они все­гда взаимосвязаны, это две стороны единого отношения. Поэтому, го­воря о тождестве, необходимо иметь в виду и различие, говоря о раз­личии — тождество.


1 Здесь Гегель, по сути дела, опирается на закон формальной логики — «закон обрат­ного отношения между объемом и содержанием понятия». Философские категории, т.е. понятия типа «бытие», «количество» и т.п., являются понятиями с предельно широким объемом, а значит, и предельно бедным содержанием.

2 Например, человек за свою жизнь проходит разные стадии развития, сначала он — ребенок, потом — зрелый человек, затем — старец. Становясь взрослым, он утрачивает свойства ребенка, приобретая взамен иные свойства. А значит, он, будучи взрослым, уже не тождествен себе как ребенку. Но, с другой стороны, это все тот же человек и потому является самотождественным себе.

404

Философия природы. Поскольку Природа есть инобытие Абсолют­ной идеи, то Природе, по Гегелю, свойственны те же общие законы, что и Абсолютной идее. Поэтому философия природы строится по тому же принципу триад и состоит из механики, физики и органики. В механике Гегель рассматривает понятия пространства, времени, материи, движе­ния и т.д., в физике — понятия теплоты, звука, стихии и т.д., а в органи­ке — понятия геологической и растительной природы, организма и т.д.

Философия природы — наименее удачный раздел философии Геге­ля. Она мало и довольно плохо разработана, многие ее идеи не прини­мались даже последовательными гегельянцами.

Философия духа. Философия Духа — наиболее интересный раз­дел философии Гегеля, оказавший особое влияние на дальнейшее раз­витие философии и, в частности, философии культуры.

Гегель трактует Дух как Абсолютную идею, вернувшуюся к себе после пребывания в своем инобытие, в плену материальности, т.е. в Природе. Тем самым Дух оказывается высшим этапом развития Абсо­люта, он есть синтез Абсолютной идеи и Природы. И поскольку имен­но в Духе Абсолют осознает себя (хотя и не сразу), то Дух есть одно­временно и конечный, и начальный этап развития, проходящего по замкнутому кругу (схема 134).

Так же, как и ранее, Дух и, соответственно, учение о нем составляет триаду, в данном случае это:

Дух

Субъективный дух Объективный дух Абсолютный дух

Каждый из членов этой триады, в свою очередь, есть триада и т.д. (схема 142).


Субъективный дух в своем развитии проходит стадии:

Субъективный дух

Антропология Феноменология Психология

Дух характеризуется Гегелем как Абсолютная идея, уже вернув­шаяся к себе, только начиная со стадии самосознания в феноменоло­гии (II. 1 на схеме 142).

На конечной стадии развития Субъективного духа рождается сво­бода, или свободный дух (III.3 на схеме 142), деятельность которого проявляется в развертывании Объективного и Абсолютного духа.

405

Объективный дух проходит стадии:

 

Право

Объективный дух

Моральность

 

Нравственность

Развитие Объективного духа увенчивается появлением государ­ства (Б.Ш.3 на схеме 142).

Здесь мы уже имеем дело с появлением истории, и это, наконец, дей­ствительное развитие, совершающееся во времени. История, по словам Гегеля, есть «суждение о мире». И поскольку человеческая история по­нимается им как «самораскрытие Духа во времени», то мировая исто­рия трактуется как имеющая свой «разумный план», как реализация за­мысла, которым обладает Мировой разум. Поэтому все то, что кажется нам злом (преступления, войны, революции и т.д.), на самом деле оказы­вается всего лишь преходящим, хотя и необходимым на какой-то стадии развития, моментом1. Отсюда знаменитый тезис Гегеля, сформули­рованный им в «Философии права»: «Все действительное разумно, все разумное действительно».

Движение мировой человеческой истории трактуется им как про­цесс увеличения свободы и рост разумности. История проходит три стадии развития.

 

Восточное общество

 

(все являются рабами)

История

Греко-римский мир

 

(отдельные индивиды обретают свободу)

 

Германо-христианский мир

 

(все свободны)