Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 423
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Раздел 2. АНТИЧНАЯ (ГРЕКО-РИМСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ
Раздел 3. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ
Часть II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Раздел 4. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЙСКОГО МИРА
Раздел 5. ФИЛОСОФИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА
Раздел 6. ФИЛОСОФИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРА
Часть III. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Раздел 7. ФИЛОСОФИЯ XVII—XVIII вв.
Раздел 8. ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX вв.
Часть IV. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ (XIX-XX вв.)
Раздел 9. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
Раздел 10. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Раздел 11 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ X-XIX вв.
Начиная мыслить бытие как «чистое бытие», т.е. лишенное всякой определенности нечто, обладающее только свойством «быть», мы тем самым вынуждены мыслить это нечто и как определенное, т.е. как то, что отлично от Ничто. Таким образом, чистое бытие порождает свою противоположность, свое отрицание (тезис порождает антитезис). Но при этом Бытие и Ничто (тезис и антитезис) существуют только в единстве, взаимоограничивая и взаимоопределяя друг друга. Их взаимодействие, их борьба друг с другом в рамках исходного единства приводит к синтезу — появлению нового члена триады (в данном случае — «Становление»).
Этот третий член (I.3) триады I, появившийся в результате синтеза, является чем-то принципиально новым, он не сводим ни к тезису, ни к антитезису. При этом, поскольку синтез отличен от антитезиса, он выступает в качестве отрицания по отношению к нему — это «отрицание отрицания». Необходимо учесть, что на стадии синтеза — отрицания отрицания — восстанавливается ряд свойств, которыми обладал тезис, но которые были утрачены при первом отрицании — в антитезисе.
Эта первая триада, взятая в целом, представляет собой определенное единство и выступает теперь как порождающая свой антитезис — вторую триаду (опять-таки «элементарную», или первого порядка).
400
| | | II.1. | Наличное бытие как таковое |
Вторая триада (II) | | | II.2. | Конечность |
| | | II.З. | Бесконечность |
Или это можно выразить схематически.
Схема 137. Вторая триада (II)
Теперь единство и борьба противоположностей, т.е. первой и второй элементарных триад, порождают свой синтез — третью триаду («элементарную», или первого порядка).
| | III.1. | Для-себя-бытие |
Третья триада (III) | | III.2. | Одно и многое |
| | III.3. | Отталкивание / притяжение |
Схематически это выглядит следующим образом.
Схема 138. Третья триада (III)
401
Каждая из этих трех триад первого порядка представляет собой определенное единство и выступает в свою очередь как соответствующий член триады второго порядка (триады триад) — Качества (схема 139).
Схема 139. Триада «Качество»
Но Качество в свою очередь есть лишь первый член более общей триады третьего порядка — Бытия (схема 140).
Схема 140. Триада «Бытие»
402
Схема 141. Бытие: структурные элементы
| | | |
| | ||
| | I. | 1. Бытие 2. Ничто 3. Становление |
| | | |
| Качество —— | II. | 1. Наличное бытие как таковое 2. Конечность 3. Бесконечность |
| | | |
| | III. | 1. Для-себя-бытие 2. Одно и многое 3. Отталкивание/притяжение |
| | | |
| | | |
| | | |
| | I. | 1. Чистое количество 2. Непрерывная и дискретная величина 3. Ограничение количества |
| | | |
Бытие ——— | Количество —— | II. | 1. Число 2. Экстенсивное и интенсивное определенное количество 3. Количественная бесконечность |
| | | |
| | III. | 1. Количественное отношение прямое 2. Количественное отношение обратное 3. Степенное отношение |
| | | |
| | | |
| | | |
| | I. | 1. Специфическое количество 2. Специфирующая мера 3. Для-себя-бытие-в мире |
| | | |
| Мера —— | II. | 1. Отношение самостоятельных мер 2. Узловая линия отношений меры 3. Безмерное |
| | | |
| | III. | 1. Становление сущности 2. Абсолютная неразличенность как обратное отношение ее факторов 3. Переход в сущность |
| | ||
| |
Но Бытие, в свою очередь, является только первым членом триады четвертого порядка — Абсолютной идеи.
| Бытие |
Абсолютная идея —— | Сущность |
| Понятие |
403
А уже Абсолютная идея есть первый член триады самого высокого — пятого — порядка, т.е. Абсолюта (схема 134).
| | Абсолютная идея |
Абсолют | —— | Природа |
| | Дух |
При этом Гегель указывает, что развитие понятий идет по принципу «от абстрактного — к конкретному», т.е. от наиболее общих и потому наиболее бедных по содержанию понятий к менее общим и потому более богатым по содержанию1. «Обогащение» содержания понятий происходит путем перехода от бедных односторонних к более богатым, охватывающим в единстве даже противоречивые понятия.
С точки зрения формальной логики противоречия являются недопустимыми; так, если в содержание понятия входят противоречивые свойства, например «круглый и квадратный» («круглый квадрат» или «квадратный круг»), то объем такого понятия является пустым — в нем нет ни одного элемента; а если противоречивым является высказывание (А и не А), то оно всегда ложно. Гегель же отвергает такие фундаментальные законы формальной (аристотелевской) логики, как закон тождества (А=А) и закон недопущения противоречия (Неверно, что А и не А). Поскольку сущностью Абсолюта у него является развитие, становление, то каждый объект (понятие) оказывается у него и тождественным, и нетождественным самому себе: ведь в процессе развития объект, сохраняя свою самотождественность, утрачивает одни свойства и получает другие2. Так, Абсолют, проявляющий себя как Абсолютная идея и как ее инобытие — Природа, и тождествен, и не тождествен себе (А=А и А≠А). С точки зрения Гегеля, тождество и различие не существуют отдельно, сами по себе, они всегда взаимосвязаны, это две стороны единого отношения. Поэтому, говоря о тождестве, необходимо иметь в виду и различие, говоря о различии — тождество.
1 Здесь Гегель, по сути дела, опирается на закон формальной логики — «закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия». Философские категории, т.е. понятия типа «бытие», «количество» и т.п., являются понятиями с предельно широким объемом, а значит, и предельно бедным содержанием.
2 Например, человек за свою жизнь проходит разные стадии развития, сначала он — ребенок, потом — зрелый человек, затем — старец. Становясь взрослым, он утрачивает свойства ребенка, приобретая взамен иные свойства. А значит, он, будучи взрослым, уже не тождествен себе как ребенку. Но, с другой стороны, это все тот же человек и потому является самотождественным себе.
404
Философия природы. Поскольку Природа есть инобытие Абсолютной идеи, то Природе, по Гегелю, свойственны те же общие законы, что и Абсолютной идее. Поэтому философия природы строится по тому же принципу триад и состоит из механики, физики и органики. В механике Гегель рассматривает понятия пространства, времени, материи, движения и т.д., в физике — понятия теплоты, звука, стихии и т.д., а в органике — понятия геологической и растительной природы, организма и т.д.
Философия природы — наименее удачный раздел философии Гегеля. Она мало и довольно плохо разработана, многие ее идеи не принимались даже последовательными гегельянцами.
Философия духа. Философия Духа — наиболее интересный раздел философии Гегеля, оказавший особое влияние на дальнейшее развитие философии и, в частности, философии культуры.
Гегель трактует Дух как Абсолютную идею, вернувшуюся к себе после пребывания в своем инобытие, в плену материальности, т.е. в Природе. Тем самым Дух оказывается высшим этапом развития Абсолюта, он есть синтез Абсолютной идеи и Природы. И поскольку именно в Духе Абсолют осознает себя (хотя и не сразу), то Дух есть одновременно и конечный, и начальный этап развития, проходящего по замкнутому кругу (схема 134).
Так же, как и ранее, Дух и, соответственно, учение о нем составляет триаду, в данном случае это:
Дух | Субъективный дух Объективный дух Абсолютный дух |
Каждый из членов этой триады, в свою очередь, есть триада и т.д. (схема 142).
Субъективный дух в своем развитии проходит стадии:
Субъективный дух | Антропология Феноменология Психология |
Дух характеризуется Гегелем как Абсолютная идея, уже вернувшаяся к себе, только начиная со стадии самосознания в феноменологии (II. 1 на схеме 142).
На конечной стадии развития Субъективного духа рождается свобода, или свободный дух (III.3 на схеме 142), деятельность которого проявляется в развертывании Объективного и Абсолютного духа.
405
Объективный дух проходит стадии:
| Право |
Объективный дух | Моральность |
| Нравственность |
Развитие Объективного духа увенчивается появлением государства (Б.Ш.3 на схеме 142).
Здесь мы уже имеем дело с появлением истории, и это, наконец, действительное развитие, совершающееся во времени. История, по словам Гегеля, есть «суждение о мире». И поскольку человеческая история понимается им как «самораскрытие Духа во времени», то мировая история трактуется как имеющая свой «разумный план», как реализация замысла, которым обладает Мировой разум. Поэтому все то, что кажется нам злом (преступления, войны, революции и т.д.), на самом деле оказывается всего лишь преходящим, хотя и необходимым на какой-то стадии развития, моментом1. Отсюда знаменитый тезис Гегеля, сформулированный им в «Философии права»: «Все действительное разумно, все разумное — действительно».
Движение мировой человеческой истории трактуется им как процесс увеличения свободы и рост разумности. История проходит три стадии развития.
| Восточное общество |
| (все являются рабами) |
История | Греко-римский мир |
| (отдельные индивиды обретают свободу) |
| Германо-христианский мир |
| (все свободны) |