Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 430

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оказалось, что даже при небольшом изменении этих величин (на 10—15%) Вселенная вообще не возникла бы. Иначе говоря, не образо­валась бы Вселенная, в которой существует человек — наблюдатель мира. Таким образом, появление человека неразрывно связано с фун­даментальными законами Вселенной. Отсюда и следует «антропный принцип», в настоящее время существует две его формулировки.

437

Слабый антропный принцип: то, что мы предполагаем наблю­дать, должно удовлетворять условиям, необходимым для присутствия человека в качестве наблюдателя.

Сильный антропный принцип: Вселенная должна быть такой, что­бы в ней на некоторой стадии эволюции мог существовать наблюдатель.

Таким образом, развитие современного естествознания и физики, в частности, шло параллельно философии, ставя познающего субъекта в фокус внимания.

Рационализм и иррациона­лизм

Практически вся докантовская философия Нового време­ни строилась на постулате «прозрачности», или абсолют­ной постижимости, бытия для человека (тезис рациона­лизма). В философии Канта была провозглашена принци­пиальная непознаваемость внешнего мира, т.е. «вещи-в-себе», но зато был сорван «покров тайны» с человеческого мышления (трансцендентальной диалектики). У Гегеля, где Бытие оказалось тождественным Мышлению, опять восстанавливалась «ясность» и «прозрачность» бытия.

В современной философии, во многом опирающейся на Канта, ис­ходным тезисом часто опять становится идея о принципиальной «не­прозрачности», «непроницаемости» бытия (философия жизни, феноме­нология, экзистенциализм, позитивизм (эмпириокритицизм) и др.). Бы­тие оказывается непознаваемой и недостижимой «вещью-в-себе», и потому философия обращается к единственно доступному для нее миру явлений человеческого сознания (феноменам и ноуменам) и к человеческим переживаниям. Но и они часто объявляются недоступ­ными рациональному познанию и постижимыми только интуитивно.

Интересно отметить, что как рационалистическое, так и иррациона­листическое настроения в философии поддерживались самим ходом развития естественных наук.

Рационализм. Так, в XIX в. открытия в области естественных наук в целом и сделанные на их основе многочисленные технические изоб­ретения, значительно облегчавшие жизнь человека1 повлияли на ста­новление сциентистских настроений в европейской культуре и спо­собствовали выработке современной естественнонаучной методоло­гии, которая стала восприниматься как единственно научная. Это способствовало дальнейшему развитию рационализма в XIX в. и не­посредственно повлияло на возникновение и развитие классического позитивизма и марксизма, а в начале XX в. — на появление и
развитие общей теории систем и структурализма, а также на развитие неомарк­сизма (в том числе марксизма-ленинизма).

1 Железные дороги, пароходы, телефон, радио и т.д.

438

Но уже в конце XIX — начале XX вв. абсолютизация этих позити­вистско-сциентистских умонастроений привела в неокантианстве к резкому противопоставлению «наук о природе» и «наук о духе» (куль­туре) и их методологий (рационалистической и иррационалистичес­кой соответственно).

Иррационализм. Хотя на протяжении XX в. в области естествен­ных наук доминирующим оставался принцип рационализма, в области философии все сильнее проявлялась тенденция к иррационализму. Ее развитие было связано с целым рядом фактов. Среди важнейших мож­но назвать следующие.

Во-первых, математизация и дифференциация наук способствовала тому, что каждая «узкая» научная дисциплина становилась все более «закрытой» и непонятной для всех, кто не специализируется в данной области (в частности, для философов-гуманитариев), приобретая в их глазах характер чуть ли ни «эзотерического» знания. Следствием это­го стало, с одной стороны, принципиальное размежевание методологии естественных и «чисто» гуманитарных наук (впервые теоретически осмысленное в неокантианстве), а с другой стороны, усиление тенден­ции иррационализма в философии. Крушение прежней механистичес­кой картины мира, относящейся к макромиру (которая уже поэтому была более «ясной» и «прозрачной» для человека), также способство­вало развитию данной тенденции, достигшей своего максимума в конце XX в. в таких течениях, как постструктурализм и постмодернизм.

Во-вторых, использование научных открытий в военных целях1, эко­логический кризис, ставший результатом интенсивного промышленного развития и т.д., сначала подорвали сциентистские настроения в запад­ной культуре, а затем вызвали их крушение, что способствовало подъему интереса к проблемам бессознательного и иррационального в челове­ческой психике и к феноменам сознания и нашло свое отражение в фи­лософии жизни (Дильтей, Бергсон, Шпенглер и др.), феноменологии (Гус­серль, Хайдеггер, Сартр и др.), психоаналитической философии (Фрейд, Юм, Фром и др.), экзистенциализме (Бердяев, Шестов, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю и др.), а в конце XX в. — в постструктурализме и постмо­дернизме, а кроме того, росту интереса к тем течениям восточной (ин­дийской и китайской) философии, в центре которых находятся феноме­ны человеческого сознания (и в первую очередь, буддизму и веданте).


Говоря о влиянии естественных и гуманитарных наук на современ­ную философию, можно выделить ряд наиболее существенных откры­тий (табл. 88).

1 Отравляющие вещества, аэропланы и т.д. — в Первой мировой войне, управляе­мые ракеты, ядерная бомба и т.п. — во Второй мировой войне.

439

Таблица 88. Влияние достижений наук в XIX—XX вв. на философию

Событие в других науках и культуре

Влияние на науку и культуру

Влияние на развитие философии

XIX в.

XIX-XX вв.

XIX в.

Открытия в области естест­венных наук в целом и сде­ланные на их основе много­численные технические изобретения, значительно облегчавшие жизнь человека (железная дорога, пароход, автомобиль, аэроплан, теле­фон, радио, фотография, кино, граммофон и т.д.)

Повлияли на становление сциентист­ских настроений в европейской культуре; способствовали выработке современной естественнонаучной методологии и отношения к ней как единственно научной

Непосредственно повлияли на возникновение и развитие классического позитивизма, марксиз­ма и естественнонаучного материализма (в част­ности, «вульгарного», или физиологического)

 

 

Рубеж XIX-XX вв.

 

 

Привели в неокантианстве к резкому про­тивопоставлению «наук о природе» и «наук о духе» (культуре) и их методологии

 

 

Х1Х-ХХ вв.

 

 

Способствовали развитию рационализма

 

 

XX в.

 

 

Способствовали появлению и развитию общей теории систем и структурализма способствовали развитию неомарксизма

Общий процесс

Способствовал развитию отдельных

XIX-XX вв.

дифференциации наук

наук и усилению непонимания «узкими специалистами» в различных науках друг друга

Способствовал развитию иррационализма.

XIX в. Биология:

Конец XIX—XX вв.

Конец XIX-XX вв.

Создание и широкое рас­пространение эволюцион­ной теории Дарвина, осно­ванной на принципе естест­венного отбора; открытие Менделем зако­нов наследственности

Способствовало утверждению идеи эволюции в науках и в культуре в целом; способствовало утверждению идеи о единстве всей живой природы.

Повлияло на создание течения социал-дарвинизма и геополитику. Повлияло на концепцию творческой эволю­ции Бергсона (философия жизни), на эволю­ционизм Т. де Шардена, на становление идей русского космизма


440

Продолжение таблицы 88

Событие в других науках и культуре

Влияние на науку и культуру

Влияние на развитие философии

XIX в. — Химия

 

 

Открытие Менделеевым Периодической системы элементов

Способствовало подтверждению идеи единства всей природы

Подтверждало законы диалектики и способ­ствовало утверждению естественнонаучного материализма и марксизма

XIX в. — Физика

Конец XIX-XX вв.

Конец XIX-XX вв.

Открытие закона сохране­ния энергии (джоуль); открытие электромагнит­ных полей (электромагнит­ная теория Максвелла); возникновение и развитие термодинамики

Способствовало общему кризису в физике на рубеже XIX—XX вв.; дало новое подтверждение принципа историзма; привело к возникновению понятия «стрелы времени»; привело к возникновению концепции «тепловой смерти Вселенной»

Способствовало «феноменологическому» повороту в философии и дифференциации понятий «вещество» и «материя»; повлияло на развитие концепции эволюции Вселенной, на становление теории «Большого взрыва»

XIX в. — Математика

XX в.

XX в.

Создание неэвклидовой геометрии

Повлияло на создание теории относи­тельности, согласно которой простран­ство имеет неэвклидову структуру; способствовало появлению интуиционистской математики и неклассических логик

Повлияло на развитие феноменологии и логического позитивизма

XIX в. — Языкознание

XIX-XX вв.

XX в.

Открытие связи языка с на­циональной ментальностью и картиной мира (учение В. Гумбольдта о языке как выражение духа народа); открытие общей закономер­ности развития групп язы­ков из общих корней, суще­ствования «языковых се­мей» (создание первых реконструкций индоевро­пейского праязыка)

Повлияло на увеличение общего инте­реса к языку и знакам в целом; способ­ствовало возникновению семиотики (науки о знаках);

подтверждало общий принцип историзма; способствовало дальнейшему развитию языкознания и семиотики

Повлияло на развитие общего интереса к языковой проблематике; оказало влияние на учение Хайдеггера, герменевтику Гадамера на лингвистическую философию, на пост­структурализм и постмодернизм; повлияло на возникновение и развитие структурализма


441

Рубеж XIX—XX вв. Физика

XX в.

Конец XIX-XX вв.

Общий кризис в физике; открытие радиоактивности; открытие электрона и сложной структуры атома; создание частной и общей теории относительности; зарождение квантовой механики;

Способствовал крушению старой меха­нистической (ньютоно-картезиансткой) картины мира и возникновению новой физики и астрономии;

Способствовал «феноменологическому» повороту в философии: повлиял на становле­ние эмпириокритицизма (второй стадии позитивизма), прагматизма, феноменологии; способствовал развитию неомарксизма (марксизма-ленинизма)

открытие радио

создание радиосвязи, широкое исполь­зование в практической жизни элек­тричества

 

Математика и логика

 

 

Кризис в математике (обна­ружение парадоксов в осно­вании математики); обнаружение логических парадоксов; создание Ва­сильевым учения о «вообра­жаемых логиках»; антипси­хологизм Фреге и разра­ботка им основ логической семантики

Способствовал разработке проблем основания математики, появлению новых направлений в математике; способствовал появлению неклассиче­ских логик; стимулировал интерес к языковой и логической проблематике в целом; способствовал появлению и развитию информатики

Повлиял на становление неопозитивизма (логического позитивизма) и феноменологии Гуссерля

Психология и психиатрия

 

 

Исследования в области подсознания; разработка Фрейдом метода психоанализа

Способствовали утверждению сексуаль­ной проблематики как научной (с начала-XX в.), широкому распространению психо­анализа как метода лечения, «сексуальной революции» в обществе (в 1960-е гг.); способствовал росту общего интереса к проблемам бессознательного в культуре и искусстве (дадаизм», «сюрреализм» и т.д.)

Вызвали рождение психоаналитической философии (фрейдизм, неофрейдизм, юнгиан­ство); оказала влияние на развитие экзистенциа­лизма, постмодернизма, постструктурализма