Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 407

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ратуры смрити — сутры1. Именно в жанре сутр написано большин­ство древнейших философских трактатов.

Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе, осо­бенно в ее последней части (десятой мандале). Но о формировании собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими упанишадами2.

К числу важнейших философских понятий и идей, присутствующих в Ригведе, необходимо отнести понятие «пуруша», «рита» и «сансара».
Пуруша

Пуруша — в чисто мифологическом плане выступает как первоче­ловек, зародившийся из хаоса; принесение его в жертву привело к воз­никновению мира (из его дыхания возник ветер, из одного глаза — солн­це, из другого — Луна и т.п.). В философской трактовке пуруша — это безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.
Рита

Рита — это некий космический порядок, закон или закономерный ход вещей3. Рита предшествовала возникновению чувственного мира, телесный мир — это всего лишь проявление риты. При этом рита — это не только физический закон, но и моральный, которому подчиняют­ся живые существа.

1  Сутра — букв. «нить», книги в жанре сутр писались ритмизованной прозой в виде двустиший.

2  К упанишадам в индийской традиции относят 108 книг, создававшиеся с VI в. до н.э. и по XVI в. н.э.; говоря о древнеиндийской философии, имеют в виду прежде всего упанишады, созданные в I тыс. до н.э.

3 Аналогичное понятие встречается в большинстве древних культур («дао» в Китае, «рта» в зороастризме и т.д.). В основе этой идеи лежит наблюдение за природой, где фиксируется некий неизменный ход вещей (круговорот сезонов, смена дня и ночи, лун­ные и солнечные циклы и т.д.).

36
Сансара

Сансара – буквально означает «прохождение через что-нибудь, бес­прерывное перерождение». Это понятие базируется на представлении о родстве всего живого, т.е. обладающего душами. Душа бессмертна, и после смерти тела она вселяется в новое тело — человека, животного, растения или даже бога.

В упанишадах в роли бога — творца мира фигурирует бог Брах-ма(н), в философской интерпретации он выступает как высшая сущ­ность мира, безличное божественное начало всего сущего. В упаниша­дах же получают разработку такие важнейшие понятия индийской философии, как «карма» и «сансара». Сансара (переселение душ) про­исходит в соответствии с законом кармы. Понятие кармы сформирова­лось на базе ведического понятия «риты».

Карма

Карма — это причинно-обусловленный закон судьбы и одновре­менно та сила, которая порождается действием и способна приносить плоды определенного вида. Любой поступок, совершаемый человеком (или даже богом), влияет на его карму — улучшая или ухудшая ее. Каждый хороший поступок, совершенный в данной жизни, приводит к тому, что в этой или одной из последующих жизней с данным челове­ком случится нечто хорошее; аналогично, плодом любого плохого по­ступка является какое-либо несчастье. Понятие «кармы» использова­лось и активно обсуждалось во всех школах индийской философии, получая несколько различную трактовку (табл. 8).

Таблица 8 Происхождение и сущность кармы

Происхождение и сущность кармы

Школы

Закон кармы устанавливается богом, бог сотворил мир в соответствии законом кармы

Ньяя, Вайшешика

Закон кармы не зависит от бога, этот закон присущ самому миру

Буддизм, джайнизм, санкхья, миманса

Но во всех философских школах считается, что на карму влияют только поступки, совершенные под влиянием страстей, а бескорыстные и бесстрастные поступки не имеют кармических последствий и могут даже разрушать прошлую карму. Наша нынешняя судьба — это ре­зультат кармы, возникшей под влиянием наших же поступков в про­шлом. Но наши нынешние действия могут преодолеть эту судьбу: от­сюда открывается определенный путь к освобождению — уходу от власти кармы.

37

Схема 9. Древнеиндийская философия



38
Школы индийской философии.

Примерно с VI в. до н.э. начина­ется процесс развития древнеиндийской философии и становления различных школ и направлений. В качестве основных принято выде­лять девять; они делятся на ортодоксальные и неортодоксальные (схема 9).

Ортодоксальными называются те школы индийской философии, которые признают веды священными книгами и базируются на них. Среди ортодоксальных выделяют школы
, которые базируются только на ведах — миманса и веданта, а также школы, которые кроме вед при­знают еще и иные источники знания: ньяя, Вайшешика, санкхья и йога.

Необходимо отметить, что веданта как самостоятельная школа сформировалась значительно позднее других ортодоксальных школ — к VII—VIII вв. н.э., т.е. в эпоху Средневековья. В эпоху Древнего мира можно говорить только о существовании предпосылок веданты (в виде текстов упанишад, Бхагавадгиты и т.д.), поэтому изложение философии веданты дается в Части II.

Неортодоксальными называются те школы индийской философии, которые не признают веды священными и базируются на иных источ­никах; это буддизм, джайнизм и Чарвака.

2.1. Ортодоксальные школы

Миманса (Mimämsä)

Буквальное значение термина «миманса» — «размыш­ление», «исследование», т.е. решение некоторой пробле­мы путем рассуждения и критического исследования. Внутри мимансы различают два основных течения: более раннее — пурва-миманса, в котором главной задачей является исследование ве­дического ритуала, и более позднее — уттара-миманса, где главной це­лью стало исследование процесса познания и его форм.
Основные труды.

Джаймини. «Миманса-сутра», или «Джаймини-сутра» (ок. 200 г. до н.э.).
Философские воззрения.

Отношение к ведам. Первоначальной целью мимансы было рациональное обоснование традиционного веди­ческого ритуала, в котором произносились гимны Ригведы и соверша­лись жертвоприношения богам.

Как и для всех ортодоксальных школ индийской философии, для мимансы характерна вера в святость и непогрешимость вед. В других ортодоксальных школах святость и авторитет вед обосновываются тем, что они являются словами Бога (или богов), но миманса не признает существование Бога-Творца (или Бога-Разрушителя). Веды в мимансе

39

считаются существующими вечно, они никем не написаны, их можно только узнать, но не создать. В защиту этого тезиса приводятся, напри­мер, следующие аргументы.

• Если бы веды были кем-нибудь созданы, то имя их создателя со­хранилось бы, как сохранились сами веды. Но даже те, кто считает, что веды были кем-то сочинены, расходятся в вопросе о том, кто имен­но был их автором или авторами.

• В ведах говорится о связи ритуала с небесным вознаграждением, но сами люди (в их земной жизни) не могут этого наблюдать, следова­тельно, никто из людей не мог об этом рассказать.

В поисках рационального обоснования тезиса о вечности вед представители мимансы разработали особый подход к речевым зву­кам, из которых состоят слова и предложения. Эти звуки считаются вечно существующими. В различных местах и в различное время разные люди произносят одни и те же звуки, значит, сами по себе эти звуки вневременны. Произнесение речевых звуков (человеком или богом) понимается в мимансе не как их порождение, а как «выс­вечивание» уже существующих объектов. Когда мы заходим в тем­ную комнату, мы там ничего не видим, но, направляя луч фонаря в разные стороны, мы обнаруживаем в комнате различные предметы. Это не значит, что луч фонаря порождает эти предметы — все они существовали и раньше, просто свет, упавший на них, позволяет нам их обнаружить. Так обстоит дело и со звуками речи, из которых со­стоят тексты вед.


Онтология. Физический, чувственно воспринимаемый мир реаль­но существует. Но этот мир не является результатом деятельности Бога-Творца. Все объекты, существующие в мире, образовались из ма­терии в соответствии с кармами душ. Закон кармы является высшим законом мира; он есть одновременно физический и моральный закон бытия.

Учение о душе и о познании. Душа является бессмертной, вечной, субстанцией. Если бы душа погибала при смерти тела, то выполнение ведических обрядов было бы бессмысленно.

Сознание возникает в душе только тогда, когда душа соединяется с телом и когда какой-нибудь объект находится перед органами позна­ния. Душа, освободившаяся от тела, обладает не реальным сознанием, а только возможностью сознания.

В мимансе, как и в других школах индийской философии, органы познания делятся на внешнее восприятие — это пять органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и внутреннее — это манас (ум).

40

Освобождение. Поведение в соответствии с предписаниями вед и бескорыстное выполнение человеком ведических обрядов постепенно уничтожает карму и делает возможным освобождение души после смерти тела. При этом в ранней мимансе освобождение понималось как нечто положительное — достижение состояния неомраченного блаженства, а в поздней — как отрицательное, т.е. прекращение рожде­ний, а значит, и страданий.

При исполнении любого предписанного ведами ритуала в душе че­ловека возникает некая потенция, приносящая в будущем благоприят­ные плоды, которыми можно будет насладиться в загробном существо­вании.
Ньяя (Nyāya)

Термин «ньяя» означает «правило»,  «рассуждение»,

«аналитическое исследование», «логика».

Центральное место в философии ньяя занимают вопросы теории по­знания и логики; логика ньяя принималась и использовалась во всех системах индийской философии, признающих логический вывод в ка­честве достоверного источника познания. Онтология ньяя близка к онтологии школы Вайшешика.

Основоположником философского учения ньяя считается великий мудрец Готама (Гаутама), живший не позже I в. н.э.
Основные труды.

Готама. «Ньяя-сутра».
Философские воззрения.
Освобождение

Освобождение. Главной целью челове­ческого существования является достижение состояния освобожде­ния, т.е. полного избавления от всех страданий. Для этого необходимо освободить человеческое «я» от привязанности к телу и любым вещам. Это возможно только благодаря познанию реальности, в которой пре­бывает человеческое «я». Но чтобы быть уверенным в том, что мы име­ем дело с правильным познанием этой реальности, необходимо иссле­довать имеющиеся у нас способы и методы познания, выделить среди них достоверные и недостоверные.