Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 429

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Русская философия Нового времени (XVIII—XXI вв.), в свою очередь, может быть поделена еще на несколько периодов. Причем в решении этого вопроса также возможны различные подходы. Так, следуя перио­дизации западной философии, можно различать «философию эпохи Просвещения» (в России ее хронологическими рамками будут середи­на XVIII — начало XIX вв.) и «современную философию» (начиная с 1830-х гг. и по настоящее время). Выделение периода философии эпо­хи Просвещения для России не вызывает особых споров. Единствен­ное, что здесь можно отметить, — это несколько более позднее его на­чало в России по сравнению с Западной Европой (где эта эпоха начи­нается с конца XVII в.) и окончание его не в конце XVIII в., как это было во Франции, а в начале XIX в. — как и в Германии, Испании и ряде других европейских стран.

Однако в периодизации «современной философии» для России ока­зываются возможными различные подходы. В силу социально-полити­ческих причин, оказавших значительное влияние на развитие культу­ры и философии, в истории русской культуры явно выделяются три периода:

• культура XIX — начала XX вв., делящаяся в свою очередь на «зо­лотой век» (примерно с 1830-х гг. и до конца XIX в.) и «серебряный век» (1900 — до 1917 г.);

• культура советского периода — 1917—1991 гг. (для него требу­ется еще различать русскую советскую культуру и культуру русского зарубежья);

• культура постсоветского периода (1991 г.— настоящее время, т.е. начало XXI в.).

1 Разумеется, у многих из них имелась некоторая (иногда весьма значительная) «примесь» другой крови.

588

Схема 193. Общая периодизация русской философии: хронологические рамки



589

Однако в силу внутренних закономерностей развития русская фи­лософия «современного периода» не очень хорошо укладывается в эти временные рамки общего развития русской культуры. В истории рус­ской философии XIX—XX вв. отчетливо выделяются два основных пе­риода: философия XIX в. и философия XX в. При этом 1900 г. высту­пает как заметный рубеж между ними, но не столько в силу круглой даты, сколько в силу того, что это дата смерти B.C. Соловьева, крупней­шего философа XIX в.

Внутри этих двух периодов возможно также дальнейшее дробле­ние.


В философии XIX в. можно выделить два периода: первую и вто­рую половину века.

• Философия первой половины XIX в.: точнее можно датировать начало этого периода с 1836 г. (когда было опубликовано Первое из «Философических писем» П.Я. Чаадаева) и до середины XIX в. (услов­но — 1850 г.).

• Философия второй половины XIX в: примерно с 1850 по 1900 г. В философии XX в. выделяются три периода:

• с 1900 по 1917 г., т.е. до Октябрьской революции;

• с 1917 по 1991 г., т.е. от Октябрьской революции и до распада СССР («советский период»);

• с 1991 г. — по настоящее время («постсоветский период»).

К философии XIX в. или хотя бы второй половины XIX в. вполне может быть отнесена характеристика «золотой век русской филосо­фии», а к периоду 1900—1917 гг. — «серебряный век русской филосо­фии». Кроме того, необходимо отметить, что в «советский период» необ­ходимо различать собственно советскую философию (развиваемую в СССР по 1991 г.) и философию русского зарубежья (развиваемую в эмиграции примерно до середины XX в.)1.

Подробнее об этом см. на с. 632.

Глава 22. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

22.1. Русская средневековая философия

Период Киевской Руси (XI—XIII вв.).

К числу наиболее значительных произведений и учений периода Киевской Руси относятся «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.), которое поднимает вопросы философии истории, и «Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху» (XII в.) — первый трактат на Руси, посвященный проблемам гносеологии.
Московский период (XIV—XVII вв.).

В московский период можно отметить появившиеся в XVI в. рели­гиозно-философские учения стяжателей (Иосиф Волоцкий) и нестя­жателей (Нил Сорский), а также социально-политическую концепцию «Москва — Третий Рим» Концепция нестяжательства сложилась как религиозно-этическое учение в Русской православной церкви в XV— XVI вв. Духовным главой этого течения был Нил Сорский, его видней­шими сторонниками — Вассиан Косой (Патрикеев), Артемий Троиц­кий, Максим Грек. Настяжатели выступали с идеями невмешательства церкви в мирские дела, призывали к нравственному самоусовершен­ствованию, прощению грешников и еретиков, предлагали церкви полно­стью отказаться от собирания мирских богатств (стяжания). Главой стяжателей (иосифлян) был Иосиф Волоцкий, к числу виднейших представителей относились митрополиты Макарий, Даниил, старец Филофей. Иосифляне выступали за активную роль церкви в государ­ственной жизни, добивались строгого выполнения церковных обрядов и установлений, а также требовали решительной расправы с еретика-

591

ми. После долгой борьбы иосифляне одержали победу — 1525 г. на сборе был осужден Максим Грек, а в 1531 г. — Вассиан Косой.

Одной из своих задач иосифляне считали укрепление духовного авторитета главы государства и обоснование тезиса о божественном характере царской власти. В рамках этого течения возникает и знаме­нитая концепция «Москва — Третий Рим», впервые сформулирована монахом Филофеем. В 1453 г. Константинополь, традиционно называе­мый Вторым Римом, был захвачен турецкими войсками. Это означало окончательную гибель православной Византии. Считая Московское государство духовным наследником Византии, Филофей провозгласил: «Два Рима пали, Третий — стоит, Четвертому — не бывать».

В развитии русской философской мысли московского периода важ­ную роль сыграл пришедший из Византии исихазм (Сергий Радонеж­ский, Нил Сорский, Епифаний Премудрый и др.), который в начале XX в. стимулировал развитие такого интересного направления в бо­гословии, как «имяславие», на базе которого выросла «философия имени».

22.2. Русская философия эпохи Просвещения


Петровские преобразования конца XVII — начала XVIII вв. приве­ли к тому, что в XVIII в. произошло значительное сближение русской культуры с западноевропейской. В частности, это нашло свое выраже­ние в развитии идей просветителей на русской почве. К числу видней­ших русских просветителей могут быть отнесены М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков и А.Н. Радищев.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 —1765) — крупнейший русский ученый-естествоиспытатель XVIII в. Родился в Архангель­ской области в семье рыбака-помора, в 1730 г. пешком пришел в Мос­кву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 г. был направлен для учебы в Петербургскую академию наук, а затем в Герма­нию (Марбургский университет). В 1741 г. вернулся в Петербург, где работал в Академии наук. Сделал ряд важных открытий и изобрете­ний. М.В. Ломоносов — основатель Московского университета (кото­рый сейчас носит его имя).

По своим философским воззрениям Ломоносов был деистом ньюто­новского типа, а значит, допуская сотворение мира Богом, считал, что Бог более не вмешивается в дела природы. Поэтому Ломоносов был склонен к материалистическому объяснению природы. Все природные

592

тела состоят из мельчайших частиц, которые он называл не корпуску­лами, как Ньютон, а как Лейбниц — монадами или иногда атомами. Но в отличие от Лейбница эти монады он считал материальными1. Ломо­носов развил свой вариант учения о первичных и вторичных каче­ствах2, обосновал закон сохранения вещества и движения.

В XVIII в. в России широкое распространение получило пришед­шее с Запада масонство3. Его идеи о необходимости нравственного са­моусовершенствования человека сочетались с идеями просветителей в работах Н.И. Новикова (1744—1818).

Радищев А.Н. Биографические сведения. Радищев Александр Ни­колаевич (1749—1802)— видный русский писатель, философ, политический мыслитель. Родом из богатой дворянской се­мьи, он в 1762 г. был определен в Пажеский корпус Екатерины II, а в 1766 г. в составе группы молодых дворян был отправлен на учебу в Германию, где слушал лекции на юридическом факультете Лейпциг­ского университета. В этот же период он познакомился с трудами французских просветителей.

После возвращения в Россию в 1771 г. находился на государствен­ной службе. В 1790 г. он ушел в отставку (с должности начальника Петербургской таможни), решив полностью посвятить себя литератур­ной работе, которой ранее занимался параллельно со службой.


После издания в 1790 г. книги «Путешествие из Петербурга в Мос­кву», а также оды «Вольность» Радищев был арестован и осужден на смертную казнь, которая была заменена затем десятилетней ссылкой в Сибирь, в Усть-Илимск. В ссылке он написал свой главный философ­ский труд «О человеке, его смерти и бессмертии». В 1797 г. (во время царствования Павла I) ему было разрешено вернуться в Центральную Россию, и несколько лет он прожил (под надзором полиции) в имении

1 Терминология Лейбница была, по-видимому, позаимствована Ломоносовым от его учителя в Германии Вольфа, весьма известного в то время «лейбницианца».

2 См. с. 327

3 Термин «масонство» возник как сокращение от «франкмасонство», что в переводе с французского означает «вольный каменщик». Масонство — это религиозное течение, возникшее в конце XVIII в. в Англии и распространившееся в Европе и Северной Аме­рике. По своей организационной структуре оно подражало средневековым гильдиям (с их цеховым делением по степеням «ученик — товарищ — мастер»). В идейном плане масонство опиралось на герметизм, каббалу и другие мистические учения. К централь­ным идеям масонства относились: необходимость подняться над национальными, со­словными и религиозными различиями, постепенное становление всеобщего и вечного права, благодаря которому каждый человек может свободно развивать все свои способ­ности.

593

отца под Малоярославцем. Александр I не только разрешил Радищеву вернуться в Петербург, но и пригласил его на службу в Комиссию по составлению законов, куда Радищев и поступил в сентябре 1801 г. В этот период («дней Александровых прекрасное начало» — как его оха­рактеризовал А.С. Пушкин) Радищев создал ряд законодательных про­ектов, но все его идеи остались нереализованными; он не находил под­держки и понимания даже среди своих коллег по работе в Комиссии. В сентябре 1802 г. Радищев покончил жизнь самоубийством, приняв яд.

Основные труды. Перевод книги Мабли «Размышления о грече­ской истории и причинах благоденствия и нещастия греков» (1773); ода «Вольность» (нач. 1880-х); «Житие Ф.В. Ушакова» (1789); «Пись­ма к другу, жительствующему в Тобольске» (1782); «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790); «О человеке, его смертности и бессмертии» (написана в 1791—1797, опубликована в 1809); ода «Осм­надцатое столетие» (написана в 1790-е гг.); «Описание моего владе­ния» (ок. 1800); законодательные проекты (1801 —1802).