Файл: Конец формы задачи9 задачи10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 542

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Со слов больного алкоголь употребляет редко. Злоупотребления или зависимости от алкоголя или других психоактивных веществ, кроме никотина, нет и никогда не было. Больной курит примерно с 30 лет.

Анамнез заболевания: психическое состояние впервые изменилось 2 недели назад. Возникло неадекватно приподнятое настроение, сон по 3 часа в сутки, стал уделять чрезмерное внимание своему внешнему виду, перекрасил волосы в белый цвет, так как утверждал, что на него «стали обращать внимание все женщины».

Соматическое состояние: состояние удовлетворительное. Следов инъекций, расчесов не обнаружено. Зев спокоен. Дыхание везикулярное. АД 125/75 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный, печень не увеличена. Физ.отправления в норме.

Неврологическое состояние: глазные щели D=S, зрачки D=S, лицо симметричное, язык по средней линии. Движение глазных яблок в полном объеме. Сухожильные рефлексы живые, без четкой разницы с рук и ног. Парезов нет. В позе Ромберга устойчив. ПНП выполняет правильно.

Психическое состояние: ориентирован в месте, времени и собственной личности правильно. Мышление в ускоренном темпе, речь быстрая с трудом понятная, перескакивает с одной темы на другую. Эмоциональный фон повышен. На месте удерживается с трудом, вскакивает, начинает петь на «английском языке». Считает, что он «похож на Элвиса Пресли», указывает на то, что слышит за окном «восторженные крики поклонниц». Критика к своему состоянию полностью отсутствует.

Укажите предварительный диагноз и обоснуйте его.

Предварительный диагноз:

F30.2 Мания с психотическими симптомами.

Мания характеризуется повышенным настроением и увеличением в объеме и темпе физической и психической активности, при присоединении психотипических симптомов отмечаются выраженные бредовые идеи величия или знатного происхождения (возникло неадекватно приподнятое настроение, сон по 3 часа в сутки, стал уделять чрезмерное внимание своему внешнему виду, перекрасил волосы в белый цвет, так как утверждал, что на него «стали обращать внимание все женщины», на месте удерживается с трудом, вскакивает, начинает петь на «английском языке»; считает, что он «похож на Элвиса Пресли», у пациента слуховые галлюцинации (слышит за окном «восторженные крики поклонниц»). В результате скачки мыслей и речевого напора речь больного становится малопонятной (у больного разорванность мышления - речь быстрая с трудом понятная, перескакивает с одной темы на другую, мышление в ускоренном темпе). Психическое состояние впервые изменилось две недели назад; критика к своему состоянию полностью отсутствует.


ТЕМА 11

Пациентка – маляр-штукатур 48-ми лет.

Проблема. Доставлена на прием сестрой в связи с наличием у больной снижения памяти на текущие события, невозможностью справиться с привычной работой на производстве и дома, беспомощностью, сниженным настроением. Данные нарушения были обнаружены сестрой около месяца назад, когда после внезапной смерти мужа больная не помнила, куда положила ту или иную вещь, беспомощно переставляла предметы на кухне, не зная, с чего нужно начать приготовление еды, уходила на работу, но ее разыскивали дети, т.к. до работы не доходила. По словам сестры, свое поведение объясняла тем, что «после смерти мужа жизнь кончилась». Однако, по словам сына и сотрудников, еще до смерти мужа у больной отмечались некоторые отклонения. Так, уже 1,5 года назад она была переведена с должности бригадира рядовым маляром-штукатуром, т.к. в течение года имела замечания, не могла должным образом организовать работу бригады. Но и работая маляром, в последнее время допускала ощутимые погрешности в работе: не могла приготовить раствор, путала соотношения добавляемых в него песка и цемента, иногда недоуменно разглядывала шпатель, примеряя, как можно его использовать, выходила на работу не в свою смену, недоумевая при этом, как она могла перепутать время выхода на работу. По словам сына, около полугода назад больная перестала готовить обед, т.к. не могла вспомнить порядок закладки продуктов. Примерно в тоже время уборку в квартире стали делать дети, т.к. больная не могла с ней справиться, дети заставали больную плачущей по поводу того, что она стала «такой бестолковой». После смерти мужа выше описанные расстройства стали еще более очевидными, речь больной стала более бедной, по словам сына, «с заиканием».

Анамнез. Больная родилась вторым ребенком в малообеспеченной семье, имеет старшую сестру, проживающую в другом городе. Отец злоупотреблял спиртными напитками. Мать в возрасте 85 лет была госпитализирована в психиатрическую больницу, по словам сестры больной, «из-за того, что совсем плохо соображала», где и скончалась от «воспаления легких». Больная окончила 8 классов и строительный техникум. По характеру была уравновешенной, общительной, была привязана к детям, любила читать. Была замужем, имеет сына и дочь 20-ти и 18-ти лет. Муж больной работал на стройке, но в последнее время стал заниматься мелким бизнесом, стал злоупотреблять алкоголем, неоднократно избивал больную, но хорошо относился к детям, обеспечивал семью материально. Около месяца назад мужа нашли убитым в подъезде своего дома, после чего по настоянию родственников больная обратилась к райпсихиатру, лечилась 2 недели в дневном стационаре с диагнозом: «Реактивная депрессия», получала амитриптилин, однако без видимого эффекта.


Состояние при осмотре. Больная сидит в однообразной позе, лицо гипомимично. Одета, несмотря на теплую погоду, в грязное пальто, застегнутое неправильно, категорически отказывается переодеться, не замечает неправильности в одежде. Правильно называет свои ФИО, но многократно повторяет первый слог имени: «Ма-ма-мария Ивановна». На вопрос, где она находится. Отвечает «в доме», не уточняя в каком. Правильно называет настоящий месяц, указывая на то, что месяц назад погиб муж, не может назвать день и год. Ответить на сложные вопросы не может, беспомощно разводит руками, говорит: «Вот так», или «Не знаю…Не понимаю, чего вы хотите». На просьбу показать, как нужно работать шпателем, спрашивает: «А что это?». На показанную ручку говорит: «Это то, чем пишут». Воспроизводит на бумаге свои ФИО, не дописывая окончания, списывает простые предложения, пропуская буквы, в письме слов под диктовку записывает первые несколько букв, отыскать ошибку не может. Читает простой текст, но пересказать его не может. Выполняет счетные операции в пределах 10, отнимать от 100 по 7 отказывается: «Не знаю, чего вы от меня хотите, я ничего не знаю». Завязывает шнурки, зажигает спички правильно. Помнит имена детей, сестры, родителей, по возрасту назвать не может. Критически оценить свое состояние не может, хотя отмечает, что «стала какая-то не такая».

При неврологическом и соматическом обследовании – без патологии. В лабораторных анализах – без отклонения от нормы. КТ – атрофия головного мозга в височно-теменных отделах.

Поставьте предварительный диагноз и обоснуйте его.

Предварительный диагноз:

F00.0 Деменция при болезни Альцгеймера с ранним началом (G30.0)

Деменция при болезни Альцгеймера, начавшаяся в возрасте до 65 лет, сравнительно быстро прогрессирующая и характеризующаяся выраженными различными расстройствами высших корковых функций (данное заболевание у пациентки началось примерно в возрасте 46 – 47 лет).

Начало постепенное, исподволь, обычно просматривается (упускается) окружающими, на начальных этапах сохраняется смутное понимание интеллектуальной недостаточности (работая маляром, в последнее время допускала ощутимые погрешности в работе; выходила на работу не в свою смену, недоумевая при этом, как она могла перепутать время выхода на работу; дети заставали больную плачущей по поводу того, что она стала «такой бестолковой».).

Трудности при выполнении профессиональных и социальных задач (не могла приготовить раствор, путала соотношения добавляемых в него песка и цемента, иногда недоуменно разглядывала шпатель, примеряя, как можно его использовать; перестала готовить обед, т.к. не могла вспомнить порядок закладки продуктов; примерно в тоже время уборку в квартире стали делать дети, т.к. больная не могла с ней справиться).


Развитие фиксационной и прогрессирующей (по закону Рибо) амнезии (у больной снижения памяти на текущие события и ухудшения памяти в хронологическом порядке).

Нарушение высших корковых функций с постепенным развитием афато-апракто-агностического синдрома.

Апраксия: пациентка не могла приготовить раствор, путала соотношения добавляемых в него песка и цемента, иногда недоуменно разглядывала шпатель, примеряя, как можно его использовать; перестала готовить обед, т.к. не могла вспомнить порядок закладки продуктов; примерно в тоже время уборку в квартире стали делать дети, т.к. больная не могла с ней справиться; пальто, застегнуто неправильно).

Амнестическая афазия: на просьбу показать, как нужно работать шпателем, спрашивает: «А что это?». На показанную ручку говорит: «Это то, чем пишут»

Сенсорная афазия: ответить на сложные вопросы не может, беспомощно разводит руками, говорит: «Вот так», или «Не знаю…Не понимаю, чего вы хотите».

Моторная афазия: списывает простые предложения, пропуская буквы, в письме слов под диктовку записывает первые несколько букв, отыскать ошибку не может; читает простой текст, но пересказать его не может.

Акалькулия: выполняет счетные операции в пределах 10, отнимать от 100 по 7 отказывается: «Не знаю, чего вы от меня хотите, я ничего не знаю»
Зрительная агнозия: на показанную ручку говорит: «Это то, чем пишут».

Логоклония: многократно повторяет первый слог имени: «Ма-ма-мария Ивановна».

По мере прогрессирования болезни развиваются равнодушие и безучастность (больная сидит в однообразной позе, лицо гипомимично; одета, несмотря на теплую погоду, в грязное пальто; критически оценить свое состояние не может, хотя отмечает, что «стала какая-то не такая»).

Пациент – студент 5 курса политехнического вуза.

Проблема. Пациент обратился к райпсихиатру с просьбой выдать ему разрешение на ношение оружия. Просьбу мотивировал желанием устроиться на работу охранником, т.к., по его словам, «много занимается спортом и хочет навести порядок в городе». Во время беседы предлагает врачу несколько своих «визиток» - клочков бумаги с написанными печатными буквами фамилией и инициалами, разрисованными цветами и геометрическими фигурами. После настоятельной просьбы врача явился на прием с отцом, который убедил сына лечь на обследование в психиатрический стационар. Примерно за 3 месяца до настоящей госпитализации отец обратил внимание на то, что пациент стал плохо спать по ночам (слушал музыку, смотрел телевизор), а днем пытался отдохнуть. Если ему мешали спать мать и брат, мог накричать на них и уйти из дома, но к вечеру возвращался. Примерно в то же время увлекся культуризмом, йогой, стал ходить на тренировки, досконально изучал соответствующую литературу. На замечания отца о нежелательности интенсивных физических нагрузок также отвечал вспышками раздражительности. За неделю до обращения после скандала с матерью ушел к друзьям в общежитие. Отец встречал его на улице с незнакомыми людьми, которым пациент покупал в магазине продукты на значительную сумму денег. Деньги, как выяснилось, пациент занял у друга, не думая о том, как он будет их возвращать. По словам однокурсников, ночью в общежитии не спал, будил их, показывал физические упражнения, днем на занятия не ходил, приводил в комнату незнакомых ребят, угощал их продуктами однокурсников, был весел, разговорчив.


Анамнез. Пациент является младшим ребенком из 3 детей. Отец – доктор технических наук, профессор, мать – по образованию инженер, работает уборщицей. У матери пациента отмечаются странности в поведении: постоянно конфликтует с начальством, занята «поисками правды» в высших инстанциях и писанием жалоб, дома хозяйством и воспитанием детей не занимается, внешне выглядит не совсем опрятно. Пациент воспитывался в условиях гиперопеки со стороны отца и постоянного недовольства и упреков со стороны матери. Тем не менее пациент рос ласковым, покладистым, хорошо учился, занимался спортом (плавание, баскетбол), увлекался радиотехникой. Самостоятельно поступил в политехнический университет, учился хорошо, имел много друзей. Во время учебы на 2 курсе получил тяжелую ЧМТ в лобно-теменной области, множественные переломы конечностей. Был прооперирован в нейрохирургическом отделении, месяц находился в бессознательном состоянии, однако на фоне проводимого лечения состояние стало улучшаться, и через 2 месяца был выписан домой. Из-за большого количества пропусков был вынужден взять академотпуск на год, затем вернулся к учебе. Несмотря на рекомендации нейрохирурга, поддерживающего лечения не принимал, т.к. чувствовал себя удовлетворительно. Учебную программу усваивал хорошо, жалоб на утомляемость, головные боли не предъявлял.

Состояние при осмотре. Пациента с трудом удалось уговорить зайти в отделение, где он сразу стал бегать, кричать, что «здорового человека насильно закрыли на ключ». Во время беседы на месте не удерживается, вскакивает, поправляет одежду на себе и окружающих, переставляет предметы в комнате («все должно быть в идеальном порядке»). Настроение повышено, много смеется. Говорит быстро, проглатывая окончания, в то же время подробно описывает несущественные детали. Повышено отвлекаем. Себя считает «выдающимся спортсменом», говорит, что благодаря своей физической подготовке может найти «выгодную работу с оружием» и помочь правоохранительным органам «уничтожить бандитов и разбойников». Во время беседы неоднократно начинает демонстрировать физические упражнения, показывая очевидную ловкость. Раздает врачам, мед.персоналу, больным «визитки», уверяя, что «сделает еще много такой красоты». К своему состоянию и поступкам некритичен.

Неврологический статус: Лицо ассиметрично, глазные щели D>S, опущен правый угол рта. Сухожильные рефлексы повышены S>D. Покачивание в позе Ромберга, промахивание при выполнении пальце-носовой пробы. ЭЭГ – дисфункция диэнцефально-стволовых отделов головного мозга.