Файл: Конец формы задачи9 задачи10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 537

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Плохо развита речь (Словарный запас очень низкий. Разговаривает, используя короткие предложения, речь не всегда понятна, не произносит многие звуки речи.).

2-я тема

  • Больной К., 46 лет, страдающий поликистозом почек, хронической почечной недостаточностью и находящийся на лечении в отделении экстракорпорального гемодиализа, активно задает вопросы, касающиеся состояния его здоровья. Считает, что нуждается в дополнительном внимании со стороны врачей, так как его состояние “хуже, чем у окружающих” и с каждым днем становится все хуже и хуже (в подтверждении этого предъявляет большое количество жалоб на здоровье), а “врачи как будто не понимают этого” и недостаточно уделяют ему внимания. Считает, что “возможно у него не только поликистоз почек, но может быть и рак почек”, поэтому есть необходимость дополнительно обследоваться, сделать ЯМР и т.п.”. Сообщил, что врачи с его мнением не согласны. “Очень внимательно” прислушивается к высказываниям врачей, а потом сравнивает их с тем, что вычитывает в литературе, посвященной заболеваниям почек, гемодиализу.

    Фиксирован на состоянии здоровья. В последнее время интересуется, в основном, характером заболевания, как пройдет сеанс ГД, а “все остальное отошло на второй план”. Согласился пройти психологическое обследование, предварительно поинтересовавшись, можно ли с помощью предлагаемых опросников выявить нераспознанное соматическое заболевание.

    1. Определите и обоснуйте описанный тип отношения к болезни.

    2. Какую методику можно применить для определения типа отношения к болезни?



  • Испытуемая Б., 22 лет, склонна к лидерству в компании, жива, подвижна, легко устанавливает контакты, любит демонстрировать свои музыкальные способности, активно участвует в работе самодеятельной драматической студии. Способна увлечь других неординарностью мышления и поступков. В рассказах о своих достижениях склонна к фантазированию, с невинным лицом рассказывает о совершенно нереальных событиях, якобы имевших место в ее жизни. Самооценка далека от объективности.

    Со слов матери, у дочери отмечается желание постоянного внимания к своей персоне, жажда похвалы, восхищения.

    1.Определите и обоснуйте тип акцентуации.

    2. Какую методику можно применить для определения акцентуации характера?



  • Испытуемый Л., 19 лет, в беседе производит впечатление очень общительного, легко находящего доверительный контакт с собеседником. Многословен, чрезмерно разговорчив, нередко перескакивает с одной темы на другую. Отмечает, что как правило, находится в хорошем настроении, что у него много друзей, любит шумные компании. При более глубоком контакте оказывается достаточно поверхностным в своих знаниях. Сообщил, что трудно переносит необходимость заниматься монотонной деятельностью, находиться в одиночестве.

    1.Определите и обоснуйте тип акцентуации.

    2. Какую методику можно применить для определения акцентуации характера?



  • У больного Р., 39 лет отмечается упорный кашель, иногда в мокроте бывают прожилки крови; за последние 6 месяцев похудел на 8 кг, отмечает некоторую слабость. Самостоятельно к врачу не обращался; осмотрен на дому по настоянию друзей. От физикального и инструментального исследования отказался, т.к. «по пустякам не стоит людям голову морочить». Считает, что кашляет потому, что меняет марки сигарет, похудел, потому что «на трех работах крутится», постоянно шутит над «мнительностью» друзей, рассказывает анекдоты о медиках и больных.

    Определите и обоснуйте описанный тип отношения к болезни.
    Какую методику можно применить для определения типа отношения к болезни?



3-я тема

  • Обследуемая К., 38 лет.
    Жалобы на снижение настроения, раздражительность, бессонницу.
    Анамнез: родилась от первой беременности, вторым ребенком в семье. Беременность и роды протекали нормально. Находилась на искусственном вскармливании. Во время послеродового периода мать много работала. После рождения второго ребенка, отец ушел из семьи. Разница в возрасте испытуемой с младшим ребенком 6 лет.
    В настоящее время занимает руководящее место в крупной финансовой компании. Детей не имеет, семьи никогда не было. Заботится о младшей сестре, матери и престарелом отце. В коллективе слывет как бескомпромиссный, жесткий человек, берущий на себя ответственность за принятые решения. Сообщает, что остается на работе до позднего вечера, т.к. «некуда идти», «дома никто не ждет». Сожалеет, что отвергала ухаживания многочисленных поклонников, но тут же исправляется «не было достойных». Завидует подругам, чья жизнь сложилась менее удачно в карьерном и финансовом плане, но у которых есть любящая семья. Отмечает: «хочется быть маленькой, беззащитной девочкой, приходится быть «мужиком», видно судьба такая».
    1. К каким психосоматическим расстройствам предрасполагает данный тип личности? Обоснуйте.
    2. Приведите пример типа личности предрасполагающего к иному психосоматическому расстройству.



  • 1. Данный тип личности предрасполагает к заболеванию язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки. Так как к в связи с тем, что мать в ее детстве работала очень много и уходом отца после рождения второго ребенка она испытывает во взрослом состоянии постоянную потребность в защите, поддержке и опеке. В результате происходит столкновение двух взаимоисключающих потребностей (в опеке и самостоятельности).
    2. При язвенном колите замечено возникновение заболевания после переживаний «потери объекта» и «катастроф переживания». У больных отмечается заниженная самооценка, чрезмерная чувствительность к собственным неудачам и сильное стремление к зависимости и опеке. Заболевание часто рассматривают как эквивалент печали

  • После консультации психолога пациенту П., 30 лет, в состоянии дистресса было рекомендовано ежедневно заниматься аутогенной тренировкой.
    1. Является ли данная рекомендация целесообразной? Обоснуйте.
    2. Назовите признаки стрессового напряжения?
    3. В чем отличия стресса и дистресса?


1. Да. Так как эта методика направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате стресса.
2. - невозможность сосредоточиться на чем-либо;
- слишком частые ошибки в работе;
- ухудшение памяти;
- слишком часто возникающее чувство усталости;
- очень быстрая речь;
- мысли часто "улетучиваются";
- частые "беспричинные" боли (т.е. вызванные не физическими проблемами);
- повышенная возбудимость;
- работа нс доставляет прежней радости;
- потеря чувства юмора;
- резкое возрастание числа выкуриваемых сигарет;
- пристрастие к спиртным напиткам;
- постоянное ощущение недоедания;
- отсутствие аппетита или вкуса еды;
- невозможность вовремя закончить работу.
3. Дистресс - наиболее опасный вид стресса. Он длится постоянно и часто приводит к нервным срывам, депрессиям и суицидам, вызывает повреждение и гибель нейронов головного мозга, а стресс - это кратковременное отрицательное действие на психику человека.

  • Испытуемая И, 35 лет, страдающая хроническим гастритом. Характеризуется мечтательной, склонной часто представлять свое будущее. Легко заводит друзей, слывет среди них «душевным» человеком, хорошо понимающим и формирующим свои и чужие эмоциональные проблемы. Пишет глубомысленные стихотворения философского содержания. При работе с ТАШ выбрала следующие варианты: пункты 2, 4, 8, 14, 18, 19,26 – «совсем не согласен(а)»; 3, 10, 17, 20, 22, 23 - «скорее не согласен(а)»; 7, 24, 25 – «ни то, ни другое»; 1- «скорее согласен(а)»; 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 21 –«абсолютно согласен(а)».
    1. О чем свидетельствуют полученные результаты? Что такое алекситимия?
    2. Возможно ли возникновение психосоматических расстройств у лиц с выраженными признаками алекситимии? Обоснуйте.

  • 1. . Данные результаты при методике ТАШ свидетельствуют о том, что у больного неаликситимический тип личности. Алекситимия – отсутствие возможности выразить эмоции в устной форме. Они отличаются бедным жизненным воображением и недостаточной эмоциональной включительностью в объективную ситуацию, ослаблением сопереживания; не осознают своих эмоциональных конфликтов, не могут их вербализировать, так что ПСР могут быть результатом накопления эмоционального раздражения.

  • 2. Возникновение ПСР у лиц с выраженными признаками алекситимии возможны, так как ПСР возникает при взаимодействии соматических и психических патогенных факторов, связующим звеном которых являются эмоции.
    У больного Ш., 45 лет, при обследовании выявлены такие качества, как высокий уровень притязаний, выраженное влечение к достижению цели, стремление к конкурентной борьбе. Характеризуется как раздражительный, склонный к скрытой агрессии, легко поддающийся фрустрации, стремящийся доводить до совершенства свои производственные дела в ущерб отдыху, малокомфортный в распределении времени.
    1. К какому психосоматическому расстройству предрасполагают такие характеристики? Обоснуйте.
    2. С помощью какой методики можно обследовать пациента?
    3. Какие результаты ожидаемы?
    4. Приведите пример обратного поведения, какие психосоматические расстройства могут возникнуть в таком случае?


1. Такие характеристики предрасполагают данного больного к группе риска заболеваний сердечно-сосудистой системы, а именно к таким психосоматическим расстройствам как эссенциальная гипертония или ИБС. Возможность развития данных заболеваний объясняется тем, что данный больной длительное время подавляет отрицательные эмоции и сдерживает напряжение в период стресса, что сопровождается повышением артериального давления и способствует ухудшению общего состояния с возможностью развития заболеваний сердечно-сосудистой системы вплоть до ОНМК (инсульт).

2. Данного пациента можно исследовать с помощью такой методики как Опросник «Риск коронарного поведения» Д. Дженкинса.

3. Ожидаемый результат: поведение типа А.

4. Примером обратного поведения является тип В. Такие люди уравновешенны, умеют отвлекаться от неприятных мыслей, имеют чувство меры, не конфликтны, умеют снимать нервное напряжение и чередуют работу (напряжение) с отдыхом (расслаблением). Все эти мероприятия помогают им сохранять своё здоровье и быть менее подверженными к ПСР.

1.Эссенциальная гипертония. Потому что
2. Методика - опросник «Риск коронарного поведения» Д. Дженкинса.
3.-
4. Это люди уравновешенные, не агрессивные, чередующие работу с отдыхом, имеют чувство меры в распределении времени.

При психологическом обследовании больного Ц., 56 лет,
1. Вытеснение.
2.Вытеснение, проекция, интроекция, слияние, отрицание, регрессия, сублимация, реактивное образование
3. Нет, так как психологическая защита является естественной защитной реакцией организма на что причиняет психологический дискомфорт.
4. Проекция проявляется в том, что человек неосознанно приписывает свои чувства, мысли, желания и потребности окружающим людям. Этот механизм психологической защиты дает возможность снять с себя ответственность за собственные черты характера и желания, которые кажутся неприемлемыми. Например, необоснованная ревность может быть результатом работы механизма проекции. Защищаясь от собственного желания неверности, человек подозревает в измене своего партнера