Файл: Конец формы задачи9 задачи10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 514

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Несоциализированное расстройство поведения (F Р91.1).

Задание № 47

Пациент — 15-летний подросток.

Проблема. На протяжении последнего года подросток отка­зывается от посещения школы, что заставило родителей обратить­ся за консультативной помощью к психотерапевту, затем по его рекомендации к врачу-психиатру. Родители и учителя отметили, что практически на всех уроках при попытке педагога задать воп­рос, подросток «терялся», бледнел, субъективно отмечал: «сейчас упаду в обморок, учащенно бьется сердце, головокружение». Под­росток перестал посещать секцию каратэ, не был способен нахо­диться с соучениками в столовой, объяснял это тревогой, страхом обморока. Появился страх того, что свистнет или помочится во время урока. Последние пол года резко снизилась успеваемость, значительно изменилось настроение, чувствует себя несчастным. В течение 3-х месяцев до обращения к врачу-психиатру наруши­лись сон, аппетит, снизилась способность сосредоточиться на чте­нии книг и другой умственной работе; отмечает неуверенность в будущем, уменьшился круг друзей.

Анамнез. Мальчик родился и воспитывался в многодетной семье: две старшие и младшая сестра. Отец — рабочий, мать — до­мохозяйка. В отличии от сестер мальчик имел отдельную комна­ту; последнее вызывало их зависть. Отношения в семье описывает как гармонические, однако конфликты между родителями возни­кали из-за предпочтительного отношения к нему матери. Раннее развитие без особенностей, экзогенно-органические вредности родители отрицают. В возрасте 13-ти лет, с началом пубертатного криза, у подростка появились завышенные требования к себе, пе­реживал отношение к себе соучеников и родных, считал себя хуже других, боялся совершить глупый проступок в присутствии окру-

обнаруживал признаки акселерации, резко подрос, стал «угловатым», смущался своей внешности. Со слов матери ее старший брат по поводу депрессии в подростковом возрасте госпитализировался в психиатрическое отделение.

Состояние при осмотре. Подросток высокого (не по годам) роста, астенического телосложения. Отсутствует резидуально-органическая неврологическая симптоматика. Доступен контак­ту во время беседы краснеет, смущается когда интересуются при­чинами отказа посещать секцию каратэ, занятия в школе. Демонстративность, желание привлечь внимание к своим проблемам отсутствуют. При целевом опросе отметил свою физическую не­состоятельность, тревогу за будущее. Мысли о нежелании жить отрицает. Формальные и продуктивные расстройства мышления отсутствуют; обманы восприятия отрицает. Достаточно привязан к близким, однако отмечает, что сестры его не понимают, смеются над ним.


Обсуждение диагноза. На протяжении последнего года под­росток обнаруживает расстройство психической деятельности в виде страха неправильного поступка, неудовлетворенность своей внешностью. Признаки тревоги и подавленного настроения соче­таются с гаммой вегетативных стигм, последнее можно оценить как панику. Подросток критичен к своим переживаниям, после­дние напрямую связывает с началом пубертата, понимает, что страх не обоснован. Приведенные симптомы заставляют думать о возможном патологическом течении пубертатного криза, эндоген­ном заболевании, социально тревожном расстройстве, фобически-тревожном расстройстве детского возраста. Для эндогенного заболевания в первую очередь характерен аутизм, утрата привя­занности к близким, расстройство ассоциативного процесса — в данном случае эти расстройства отсутствуют. Кроме того, страх выходит за пределы нормальных границ для возраста ребенка и сочетается с клинически значимыми проблемами в социальном функционировании. В МКБ-10 фобически-тревожное расстройство, сфокусированное на широком диапазоне ситуаций, не явля­ющихся нормальной частью психосоциального и психосоматического развития, укладывается в соответствующую рубрику F93.1 (фобическое тревожное расстройство детского возраста).

Фобическое тревожное расстройство детского возраста (F93.1).

Транквилизаторы – феназепам

Ноотропы

Антидепрессанты – имипрамин

Псиъотерапия

Задание №48

Пациент — мальчик, 8,5 лет.

Проблема. В течение последних полутора лет отказывается от посещения школы, стал грубым, раздражительным. Под любым предлогом старается остаться дома. Мать рисует мальчика как домашнего тирана, старается всячески привлечь к себе внимание нетерпелив, неусидчив, последнее время агрессивен в отношении матери и бабушки, может ударить последнюю ногой, отца побаивается.

Анамнез. Раннее развитие - без особенностей, экзогенно­органические вредности мать отрицает. Воспитывался в полной семье с участием прародителей в условиях гиперопеки, до 5-ти лет его одевали, умывали, кормили из ложечки, все прихоти выполня­лись по первому требованию, родители постоянно восхищались его успехами и способностями. Мальчик рос капризным, своен­равным, непослушным, особенно был привязан к матери, отказы­вался без нее выходить из дома. В 5-летнем возрасте помещен в детский сад, пробыл там всего 2 недели, т.к. был капризным, раз­дражительным, требовал, чтобы все выполняли его желания. Об­ладал слабыми навыками самообслуживания. В школу пошел с 7-ми лет, читать научился до этого, около 6 месяцев учился охот­но, затем заявил, что ходить в школу не хочет. Учительница отме­чала хорошие способности у мальчика, однако отношения с со­учениками не складываются в связи с хвастовством, переоценкой своей личности.


Состояние при осмотре. Физически развит нормально, сома­тически здоров. Легко вступает в контакт, общителен, доверчив. В стационаре остался неохотно, громко, демонстративно плакал. В процессе беседы успокоился, начал общаться со сверстниками. Обнаруживал избыточную подвижность, практически сразу ста­ли заметны недостаточные навыки самостоятельного приема пищи, одевания. На занятиях сидит неспокойно, много разгова­ривает легко отвлекается и отвлекает соучеников. К вечеру пони­зилось настроение, потребовал, чтобы его отвели домой, плакал, заявил, что сам спать не может, скучает за мамой.

Обсуждение диагноза. В течении последних полутора лет ре­бенок обнаруживает диссоциализированное расстройство поведения, последнее хронологически связано с началом обучения в школе. Данное диссоциализированное поведение проявляется как в кругу семьи, так и в школе. Приведенные симптомы и данные анамнеза позволяют говорить об агрессивном и антидисциплинарном поведении в рамках рубрик F91.0, однако в данном случае проблемы выходят за пределы семьи; F91.2, но и в этом случае расстройства отмечаются исключительно вне семьи — в обстановке школы, с группой подростков и т.п. В приведенном наблюдении симптомы соответствуют практически всем критериям F91.1. Вы­ражено нарушение детско-родительских взаимосвязей, жестокость против членов семьи, в то же время, мальчик проявляет грубое нарушение поведения в виде агрессии и жестокости. После спе­циальных занятий овладел навыками самообслуживания, улуч­шилась работоспособность, начал посещать спортивную секцию — плавание.

Несоциализированное расстройство поведения (F91.1).

ТЕМА 1

Задача 1

Испытуемый Ж., 67 лет понастоянию жены обратился к специалистам.

Жалобы: самостоятельно жалоб не предъявляет. Со слов жены, беспокоит рассеянность, трудности с выполнением домашних обязанностей.

Анамнестические сведения: наследственность нервно-психическими заболеваниями не отягощена. Раннее развитие без особенностей. В школу пошел вовремя. Образование высшее. Последние 20 лет работал доцентом кафедры хирургии. Женат, отношения в семье хорошие. Имеет двоих детей. Проживает совместно с супругой в отдельной квартире, в удовлетворительных материально-бытовых условиях. В настоящее время не работает, на пенсии.

Считает себя больным около 3-х лет, но со слов жены, первые признаки заболевания наблюдаются на протяжении 5 лет, когда отмечалась утомляемость, рассеянность, запинки в речи, снижении концентрации внимания. Пациент не обращал внимания на данные симптомы, продолжал работать. По настоянию жены консультировался и обследовался у терапевтов, кардиологов без существенных результатов.

Изменения в поведении больного стали замечать коллеги с места работы, о чем была информирована супруга больного, которая стала посещать лекции мужа. Наблюдалась растерянность при ответах на вопросы студентов, удивление и непонимание ситуации, когда опоздавшие студенты или кто-либо из коллег заходили в аудиторию. При этом отмечалось достаточное владение предметом и излагаемым материалом. В связи с трудностями выполнения профессиональных обязанностей вынужден был оставить работу и уйти на пенсию по возрасту. При осмотре специалистами грубой соматической патологии не выявлено. Данное состояние связывал с переутомлением, активно, совместно с супругой, оздоравливался в санаториях (ванны, массажи, воздух, физиотерапевтические процедуры). Несмотря на проведение данных мероприятий нарастала «бестолковость». В течение последнего года мнестическое снижение стало значительно выраженным: невозможность запоминания новой информации, а также текущих событий, появилась дезориентировка во времени, снизился интерес к окружающему, утрачиваются навыки бытовые и самообслуживания (требуется помощь при выборе одежды, соответствующей погоде, сложности в приготовлении пищи, совершении покупок, учете финансов), отмечается бытовая беспомощность.

1. Нарушение каких психических процессов описано?


2. Какими известными вам методиками возможно провести психологическое обследование? Обоснуйте.
Ответ:

1) Нарушение концентрации внимания, нарушение памяти.

2) Психологическое обследование можно провести с помощью шкалы Шульте, корректурной пробы (позволит определить объём внимания и его концентрацию), пробы Крепелина (позволит опеределить переключение, сосредоточенность, истощение внимания), шкалы Векслера (с помощью различных субтестов можно исследовать различные виды памяти и оценить внимание).
Задача 2

Ребенок В., 7 лет, в сопровождении родителей на диагностическом тестировании.

Ребенок жалоб не предъявляет. По словам родителей, мальчик испытывает трудности в поддержании контактов с одноклассниками из-за ограниченного словарного запаса, ему требуется больше, чем сверстникам, времени для усвоения новой информации, плохо переносит изменения в привычном укладе жизни, эмоционально отстранен, избегает контактов, особенно с новыми людьми.

Анамнестические сведения: наследственность нервно-психическими заболеваниями не отягощена. Родился четвертым ребенком из пяти детей, от четвертой беременности, протекавшей с токсикозом и анемией. Роды в 40 нед., нормальные, масса при рождении 3450, оценка по шкале Апгар 8-9 баллов. Находился на естественном вскармливании. Голову держит с 2 мес., сидит с 7 мес., стоит с 1 года, ходит с 1 года 1 мес., первые слова - в 3 года, фразовая речь простыми предложениями с 4-х лет. Детский сад (логопедическую группу) посещает с 4х лет. В детский сад идет неохотно, ищет поводы остаться дома с отцом, чтобы играть в компьютер. С детьми общается мало, предпочитает игры в одиночестве, но дома членами семьи постоянно вовлекается в различные виды деятельности. Изредка капризничает, плачет без повода. Спит в комнате со старшим братом, если просыпается ночью, уходит в зал на диван, избегает тактильных контактов с родственниками. Обучен подавать руку при приветствии, но часто ее отдергивает сразу же, после контакта. Избегает смотреть в глаза собеседнику. Играм предпочитает компьютер, освоил стратегические игры. Общение затруднено из-за неустойчивого внимания и бедности используемого словарного запаса. Эмоционально отстранен, но с удовольствием остается дома с отцом или родственниками, чтобы не идти в детский сад. Посещает 1й класс общеобразовательной школы.