Файл: Конец формы задачи9 задачи10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 517

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Соматически здоров. Привит соответственно возрасту.

Выполнено ЭЭГ-исследование: биоэлектрическая активность в состоянии бодрствования, дремоты, I-II стадий сна и при пробуждении в пределах нормы.

Выполнена аудиограмма (родители были обеспокоены отсутствием речи и связывали это с проблемами со слухом) – слух в пределах нормы.

При психологическом исследовании по субтесту «Недостающие детали» ребенок набрал 0 баллов, по субтесту «Словарный» 30 баллов.

1. В структуре какого теста применяются указанные субтесты?

2. О чем свидетельствуют полученные результаты?

3. Какие психические функции исследуют с помощью субтеста «Недостающие детали», сохранность каких функций необходима для проведения данного субтеста?
Ответ:

1) Указанные субтесты применяют в структуре теста Векслера (WISC – тест для детей).

2) Полученные результаты свидетельствуют о пассивности личности.

3) С помощью субтеста «Недостающие детали» исследуют зрительное внимание и способность выявлять существенные признаки.

Задача 3

Ребенок К., 10 лет, в сопровождении матери у школьного психолога.

Жалобы матери на неусидчивость, рассеянность, чрезмерную подвижность, необходимость постоянного контроля со стороны взрослых при выполнении домашних заданий, нетерпеливость, непослушание.

Ребенок родился от первой беременности, протекавшей с токсикозом, в срок, доношенным, закричал сразу. В младенческом возрасте был беспокойным, плохо спал. Голову держит с 2 мес., пошел в 9 мес., фразовая речь – с 1.5 лет. Наблюдался педиатром по поводу повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. С раннего детства гиперподвижный, капризный, всегда были трудности с концентрацией внимания, не мог долго играть или заниматься одним делом. В школу пошел с 6-ти лет. По словам матери, не высиживал школьных занятий, мешал детям, при подготовке домашних занятий внимание не удерживалось дольше 5 мин, хотя программу усваивал. Писал с ошибками, капризничал и возмущался, когда требовалось их исправление. После рождения младшего брата мальчик, помимо усиления гиперактивности, часто плакал, бывал раздражительным, конфликтовал с одноклассниками. Был переведен на индивидуальное обучение. По словам матери, при индивидуальном подходе стал лучше успевать, однако подготовка домашних заданий всегда сопровождается трудностями из-за неусидчивости, невозможности более или менее длительное время концентрироваться на задании. В семье требует к себе внимания, становится раздражительным, если больше внимания уделяется младшему брату, при том, что любит его и может играть с ним непродолжительное время.


Воспитывается в полной семье. Проживает с родителями, младшим братом, бабушкой и дедушкой. Отношения в семье ровные, ребенком занимаются все члены семьи, стараясь равномерно распределять внимание между ним и младшим братом. Из перенесенных заболеваний – ОРВИ, бронхит. Прививки получал вовремя. Обучается в 4-м классе общеобразовательной школы по индивидуальной программе, материал усваивает, оценки в основном хорошие.

Сомато-неврологически:Внешний вид опрятный. Общее состояние удовлетворительное. Достаточного питания, правильного телосложения. Кожные покровы, видимые слизистые чистые, обычной окраски. Следов инъекций, в том числе сделанных с целью введения психоактивных веществ, нет. Периферические лимфоузлы не увеличены (визуально и пальпаторно). Мышечная масса соответствует возрасту, скелетно-мышечная система без патологии. Следов переломов при осмотре не выявлено. Голова, шея, щитовидная железа без особенностей. Патологии со стороны ушей, носоглотки не выявлено. Со стороны органов зрения - без патологии. Грудная клетка и грудные железы – без особенностей. В легких дыхание везикулярное. Хрипов нет. Перкуторно над лёгкими легочной звук. Тоны сердца ясные, ритмичные. Границы сердца не смещены. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень у края реберной дуги. Селезёнка не пальпируется. Со стороны гениталий и аноректальной зоны - норма. Физиологические отправления, со слов больного и его матери, в норме. Глазные щели равны. Зрачки D=S, фотореакции зрачков живые. Лицо симметричное, язык по средней линии. Парезов нет. Сухожильные рефлексы D=S, живые. Патологических рефлексов, менингиальных знаков нет. В позе Ромберга устойчив. Координаторные пробы выполняет правильно. Других неврологических отклонений не выявлено.

1. Нарушение каких психических процессов описано?

2. Какими известными вам методиками возможно провести психологическое обследование? Обоснуйте.

Ответ:

1) Описан синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

2) Психологическое обследование возможно провести с помощью теста Векслера для детей (WISC; можно оценить память и внимание), шкалы Коннорса (оценивается развитие и поведение ребенка), опросника Ахенбаха (можно оценить проблемы поведения и особенности личности).
Задача 4

Испытуемый О., 18 лет был направлен военкоматом для проведения психодиагностического исследования.

Жалоб не предъявляет. Сообщает, что на прием явился, «потому что так сказали, значит надо». Во время беседы добродушен, улыбчив, общителен, иногда смущается.


Анамнез: родился от 5-ой беременности, протекавшей нормально (со слов матери, сообщает, что наблюдение не требовалось). Родился в срок, весом 2.500, в синей асфиксии. Часто болел простудными заболеваниями, в возрасте 2 лет перенес менингоэнцефалит. Дошкольные учережения не посещал. В школу пошел с 7 лет, дважды оставался на повторный год (со слов матери, учителя не хотят заниматься с трудными детьми). По характеру мать рисует ребенка как доброго, отзывчивого, ласкового. После окончания школы нигде не учился, работает по дому, помогает соседям: «кому забор починить», «кому курей зарезать». Друзей-свертсников нет, девушки не имеет. Проживает с матерью и отчимом, которые злоупотребляют спиртными напитками. Испытуемый спиртные напитки не употребляет.

Объективно: общее состояние удовлетворительное. Кожные покровы обычного цвета, чистые. На голове и шее патологии не выявлено. Глаза, уши, горло, нос без патологии. Грудная клетка обычной формы. Деятельность сердца ясная, ритмичная. Границы сердца не расширены, в норме. Пульсация периферических сосудов не изменена. Дыхание везикулярное, хрипов нет. Живот мягкий, безболезненный. Печень не увеличена. Селезенка не пальпируется. Скелетно-мышечная система – без патологии. Лимфатические узлы не увеличены. Со стороны мочеполовой системы жалоб не предъявляет. Симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон. Дизурии нет.

Во время обследования: объединил в одну группу дерево, корабль, моряка и птицу, и дал этому следующее объяснение: «Моряк приплывет на корабле, сойдет на землю, увидит дерево, а на нем сидит птица». На вопрос, каких великих полководцев вы знаете, ответил: – Добрыня Никитич и Илья Муромец. Выражение «железная рука» объяснил - «это когда протез у человека», а пословицу «Не в свои сани не садись» - «Вернется хозяин и ругаться будет».

1. Какие методики были использованы при обследовании?

2. Можно ли заподозрить нарушения познавательных процессов, если да, то каких и какие?

3. Пригоден ли испытуемый, по вашему мнению, к службе?

4. Назовите дополнительные методы психологического исследования, которые целесообразно провести в данном случае. Обоснуйте.
Ответ:

1) При обследовании использовали субтесты Векслера.

2) У испытуемого можно заподозрить пограничную интеллектуальную недостаточность.

3) В данном случае целесообразно провести исследование с помощью таблиц Шульте / корректурной пробы (оценка внимания), методики исключения лишнего / сравнения понятий (исследование аналитико – синтетической функции), субтесты Векслера для оценки памяти.

Задача 5

Обследуемая В. 47 лет.

Жалобы: на раздражительность, утомляемость, плаксивость.

Анамнез: Бухгалтер в коммерческой фирме. Отец и дед злоупотребляли алкоголем. Училась хорошо. По характеру всегда была застенчивой, впечатлительной, ответственной, любила порядок. Окончила финансовый техникум и работает по сегодняшний день бухгалтером. На работе всегда пользовалась уважением, редко меняла работу. В 23 года вышла замуж, с мужем отношения всегда были хорошие. Сыну 22 года.

По характеру мнительная, часто не уверена в себе, избегает ответственности, испытывает трудности в принятии важных решений, сообщает, что «слишком близко все принимает к сердцу», часто переживает из-за мелочей.

Употреблять эпизодически алкоголь стала с 17 лет. Лёгкое опьянение нравилось, делало её раскованной, более уверенной, помогало отвлекаться от проблем. Когда муж стал уезжать в длительные командировки и Г. начала выпивать регулярно от одиночества. Однако стойкого привыкания к алкоголю тогда не было.

В 40 лет без видимых внешних причин стало появляться плохое настроение по утрам, щемящее чувство тоски, безразличие ко всему, неуверенность в себе. Заметила, что спиртное отвлекает от болезненных переживаний, оживляет, пробуждает интересы, придаёт уверенности. В основном выпивала после работы, а в выходные понемногу в течение дня. Сначала нравилось сухое вино, затем постепенно стала переходить на водку. Неожиданно для себя начала напиваться: пошатывалась, цеплялась дома за углы, разбивала посуду. По утрам мучила жажда, вялость, но самое главное усиливалась тоска и тревожное предчувствие чего-то плохого. Чтобы освободиться от этого снова выпивала. Так постепенно сформировались запойные состояния.

Иногда уже не могла разобраться, почему тянет выпить: то ли освободиться от подавленного, тревожного настроения, то ли потому, что просто стало нравиться опьянение с уходом от всех проблем в некий виртуальный мир. Заметила, что периоды подавленного настроения и усиление злоупотребления алкоголем приходились на весенние и осенние месяцы, но объяснить этого не могла. Несколько раз пыталась бросить пить самостоятельно, но ничего не получалось. Это ещё больше усиливало подавленное настроение, считала себя никчемной, живущей в тягость своим близким.

Соматически благополучна.

1. Нарушение какой сферы описано?


2. Какими известными вам методиками возможно провести психологическое обследование? Обоснуйте.
Ответ:

1)Описано нарушение психической сферы – эмоционально волевой

2)Возможно провести психологическое обследование с помощью методики Спилберга и Ханина (можно определить уровень тревожности исходя из шкалы самооценки), шкалы Зунга (самооценка депрессии), теста Бека (определение степени тяжести депрессии).

ТЕМА 2

Испытуемая Б., 22 лет, склонна к лидерству в компании, жива, подвижна, легко устанавливает контакты, любит демонстрировать свои музыкальные способности, активно участвует в работе самодеятельной драматической студии. Способна увлечь других неординарностью мышления и поступков. В рассказах о своих достижениях склонна к фантазированию, с невинным лицом рассказывает о совершенно нереальных событиях, якобы имевших место в ее жизни. Самооценка далека от объективности.

Со слов матери, у дочери отмечается желание постоянного внимания к своей персоне, жажда похвалы, восхищения.

1.Определите и обоснуйте тип акцентуации.

2. Какую методику можно применить для определения акцентуации характера?

ОТВЕТ:

1) У испытуемой демонстративный тип акцентуации. Для данного типа характерна повышенная способность к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, лёгкостью в установлении контактов, а также человек с таким типом склонен к фантазёрству, приукрашиванию своей персоны, артистизму и притворству. Он стремится к лидерству и признанию, жаждет постоянного внимания, похвалы и восхищения. Самооценка далека от объективности.

2) Для определения акцентуации характера можно использовать тест – опросник Леонгарда – Шмишека.

У больного Р., 39 лет отмечается упорный кашель, иногда в мокроте бывают прожилки крови; за последние 6 месяцев похудел на 8 кг, отмечает некоторую слабость. Самостоятельно к врачу не обращался; осмотрен на дому по настоянию друзей. От физикального и инструментального исследования отказался, т.к. «по пустякам не стоит людям голову морочить». Считает, что кашляет потому, что меняет марки сигарет, похудел, потому что «на трех работах крутится», постоянно шутит над «мнительностью» друзей, рассказывает анекдоты о медиках и больных.

  1. Определите и обоснуйте описанный тип отношения к болезни.

  2. Какую методику можно применить для определения типа отношения к болезни?