Файл: Конец формы задачи9 задачи10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 553

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Соматический статус: правильного телосложения, удовлетворительного питания. Кожа и видимые слизистые чистые. Деятельность сердца ритмичная, тоны чистые. АД=120/75 мм. рт. ст. В легких везикулярное дыхание. Живот мягкий, болезненный по ходу толстого кишечника.

 Неврологический статус: признаков органического поражения ЦНС не обнаружено.

 Психический статус: в кабинет врача входит осторожно, останавливается, а затем переступает порог правой ногой. Застенчиво улыбается. Жалуется, что чувствует себя очень усталым, мучает постоянная мысль о раке. Понимает, что мысль необоснованная, но «все-таки вероятность такая есть у каждого человека». Отмечает, что больше всего его тяготит ожидание приближающейся беды. Защитные действия, которые он делает, успокаивают. Со смущением говорит, что нелепость их он осознает. Просит помочь ему лишь в том, чтобы он смог сдерживаться от выполнения этих действий на работе.

 

  Укажите предварительный диагноз и обоснуйте его.

Предварительный диагноз: F 60.5 Ананкастное расстройство личности.

У данного пациента наблюдаются характерные этому расстройству  симптомы: 

чрезмерная склонность к сомнениям и осторожности; озабоченность деталями, правилами, перечнями, порядком, организацией или графиками; перфекционизм; чрезмерная добросовестность, скрупулезность и неадекватная озабоченность продуктивностью в ущерб удовольствию и межличностным связям; повышенная педантичность и приверженность социальным условностям; ригидность и упрямство; необоснованные настойчивые требования того, чтобы другие все делали в точности, как и он сам; появление настойчивых и нежелательных мыслей и влечений.

При этом пациент понимает, что его мысли о раке и вероятности им заболеть необоснованные, он осознает нелепость защитных действий, которые он выполняет, и просит о помощи.

Все эти проявления, нарушав­шие социальную адаптацию пациента указывают на ананкастное расстройство.

Комментарии

Комментарий:

Вопрос 3

Выполнен

Баллов: 1,50 из 2,00
Текст вопроса

Больная, 32 лет. Обратилась на прием к психиатру с жалобами на сниженное настроение, нарушенный сон, на потерю интереса к окружающему, появившиеся суицидальные мысли.

Анамнез жизни: Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Единственный ребенок в семье. В детстве часто болела простудными заболеваниями. В шестилетнем возрасте тонзиллэктомия. Месячные с 12 летнего возраста, регулярные, безболезненные. Учеба давалась легко, закончила 10 классов и политехнический институт по специальности инженер-программист. По специальности не работала, т.к. сразу после окончания института находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком, затем муж настоял, чтобы «сидела дома и вела хозяйство». По характеру рисует себя неуверенной в своих силах, нуждающейся в поддержке. Никогда первой не прерывала отношения с подругами (даже, если на то были причины), т.к. «боялась остаться одна». После окончания 10 классов поехала с подругой в другой город поступать в институт, но проучилась там недолго. Не выдержав бытовых трудностей, вернулась к родителям и закончила институт дома. Будучи уже замужем, самостоятельно решения не принимала, обязательно получала одобрение со стороны матери и мужа, и даже, если не всегда была с ними согласна, подчинялась их мнению.


        Анамнез заболевания: Три месяца назад узнала об измене мужа. Очень сильно переживала, снизился аппетит, нарушился сон, просыпалась раньше обычного (около 4-5 ч утра) и думала о «никчемности своей жизни». В случившемся винила себя, своё неумение вести хозяйство без поддержки матери и мужа. Утром вставала «разбитой», появилось постоянное ощущение усталости. Пропало желание что-либо делать, только осознание необходимости ведения хозяйства заставляло больную браться за работу. Для выполнения обычной работы приходилась тратить намного больше времени. Со времен стала замечать, что потеряла интерес ко всему происходящему, даже общение с горячо любимой дочерью не приносило удовольствия, как раньше, очень переживала.

Отношение с мужем за это время не наладились. Вначале он предпринимал попытки к примирению: «извинялся в случившемся, клялся в верности», старался загладить свою вину  помощью по дому и подарками. В дальнейшем его поведение изменилось: домой стал приходить поздно, в состоянии алкогольного опьянения, оскорблял жену. После очередного скандала у пациентки появились мысли о нежелании жить, о них сообщила матери, и по настоянию последней обратилась за помощью к психиатру.

Соматический статус: Правильного телосложения, удовлетворительного питания. Кожа и видимые слизистые чистые. Язык с отпечатками зубов по краям. Деятельность сердца ритмичная, тоны чистые. АД=90/70 мм. рт. ст. В легких везикулярное дыхание. Живот мягкий, безболезненный при пальпации.

 Неврологический статус: глазные щели D=S, фотореакция живая. Язык по средней линии. Рефлексы с рук, ног, живые, D=S. В позе Ромберга устойчива. Координаторные пробы выполняет медленно, без помахивания.

 Психический статус: Ориентировка во всех видах сохранена. Контакту доступна. На вопросы отвечает по существу, тихим голосом. Выражение лица печальное. Рассказывая о своих семейных проблемах, начинает плакать. Считает, что «нужно давно было покончить с этой ситуацией, но не могу принять никакого решения». Обвиняет себя в случившемся. Переживает, что «подвела своих родных, доставляет им столько беспокойства». Говорит, что последние дни появились мысли о нежелании жить, но попыток покончить с собой не было, «пропало желание, что либо делать, перестало все интересовать, радовать». Просит помочь ей. Расстройств восприятия нет, бредовых идей не высказывает.  На лечение согласна.


  Укажите предварительный диагноз и обоснуйте его.

Предварительный диагноз: F60.7 Расстройство типа зависимой личности.

Данное расстройство проявляется беспомощностью, неспособностью самостоятельно принимать решения, ощущением некомпетентности ("Обвиняет себя в случившемся. Переживает, что "подвела своих родных, доставляет им столько беспокойства") и потребностью в постоянной поддержке других людей ("...рисует себя неуверенной в своих силах, нуждающейся в поддержке).

Присутствует подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей, от которых зависит пациент и неадекватная податливость их желаниям ("Будучи уже замужем, самостоятельно решения не принимала, обязательно получала одобрение со стороны матери и мужа, и даже, если не всегда была с ними согласна, подчинялась их мнению").

Также расставание с партнером сопровождается растерянностью, ощущением беспомощности и падением самооценки.

Комментарии

Комментарий:

Конец формы


ТЕМА 1

Задача 1

Испытуемый Ж., 67 лет понастоянию жены обратился к специалистам.

Жалобы: самостоятельно жалоб не предъявляет. Со слов жены, беспокоит рассеянность, трудности с выполнением домашних обязанностей.

Анамнестические сведения: наследственность нервно-психическими заболеваниями не отягощена. Раннее развитие без особенностей. В школу пошел вовремя. Образование высшее. Последние 20 лет работал доцентом кафедры хирургии. Женат, отношения в семье хорошие. Имеет двоих детей. Проживает совместно с супругой в отдельной квартире, в удовлетворительных материально-бытовых условиях. В настоящее время не работает, на пенсии.

Считает себя больным около 3-х лет, но со слов жены, первые признаки заболевания наблюдаются на протяжении 5 лет, когда отмечалась утомляемость, рассеянность, запинки в речи, снижении концентрации внимания. Пациент не обращал внимания на данные симптомы, продолжал работать. По настоянию жены консультировался и обследовался у терапевтов, кардиологов без существенных результатов.

Изменения в поведении больного стали замечать коллеги с места работы, о чем была информирована супруга больного, которая стала посещать лекции мужа. Наблюдалась растерянность при ответах на вопросы студентов, удивление и непонимание ситуации, когда опоздавшие студенты или кто-либо из коллег заходили в аудиторию. При этом отмечалось достаточное владение предметом и излагаемым материалом. В связи с трудностями выполнения профессиональных обязанностей вынужден был оставить работу и уйти на пенсию по возрасту. При осмотре специалистами грубой соматической патологии не выявлено. Данное состояние связывал с переутомлением, активно, совместно с супругой, оздоравливался в санаториях (ванны, массажи, воздух, физиотерапевтические процедуры). Несмотря на проведение данных мероприятий нарастала «бестолковость». В течение последнего года мнестическое снижение стало значительно выраженным: невозможность запоминания новой информации, а также текущих событий, появилась дезориентировка во времени, снизился интерес к окружающему, утрачиваются навыки бытовые и самообслуживания (требуется помощь при выборе одежды, соответствующей погоде, сложности в приготовлении пищи, совершении покупок, учете финансов), отмечается бытовая беспомощность.

1. Нарушение каких психических процессов описано?


2. Какими известными вам методиками возможно провести психологическое обследование? Обоснуйте.
Ответ:

1) Нарушение концентрации внимания, нарушение памяти.

2) Психологическое обследование можно провести с помощью шкалы Шульте, корректурной пробы (позволит определить объём внимания и его концентрацию), пробы Крепелина (позволит опеределить переключение, сосредоточенность, истощение внимания), шкалы Векслера (с помощью различных субтестов можно исследовать различные виды памяти и оценить внимание).
Задача 2

Ребенок В., 7 лет, в сопровождении родителей на диагностическом тестировании.

Ребенок жалоб не предъявляет. По словам родителей, мальчик испытывает трудности в поддержании контактов с одноклассниками из-за ограниченного словарного запаса, ему требуется больше, чем сверстникам, времени для усвоения новой информации, плохо переносит изменения в привычном укладе жизни, эмоционально отстранен, избегает контактов, особенно с новыми людьми.

Анамнестические сведения: наследственность нервно-психическими заболеваниями не отягощена. Родился четвертым ребенком из пяти детей, от четвертой беременности, протекавшей с токсикозом и анемией. Роды в 40 нед., нормальные, масса при рождении 3450, оценка по шкале Апгар 8-9 баллов. Находился на естественном вскармливании. Голову держит с 2 мес., сидит с 7 мес., стоит с 1 года, ходит с 1 года 1 мес., первые слова - в 3 года, фразовая речь простыми предложениями с 4-х лет. Детский сад (логопедическую группу) посещает с 4х лет. В детский сад идет неохотно, ищет поводы остаться дома с отцом, чтобы играть в компьютер. С детьми общается мало, предпочитает игры в одиночестве, но дома членами семьи постоянно вовлекается в различные виды деятельности. Изредка капризничает, плачет без повода. Спит в комнате со старшим братом, если просыпается ночью, уходит в зал на диван, избегает тактильных контактов с родственниками. Обучен подавать руку при приветствии, но часто ее отдергивает сразу же, после контакта. Избегает смотреть в глаза собеседнику. Играм предпочитает компьютер, освоил стратегические игры. Общение затруднено из-за неустойчивого внимания и бедности используемого словарного запаса. Эмоционально отстранен, но с удовольствием остается дома с отцом или родственниками, чтобы не идти в детский сад. Посещает 1й класс общеобразовательной школы.